Постановление №МО/38187/17 Постановление No 4-14.32-670/00-30-17о прекращении производ... от 7 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении4-14.32-670/00-30-17

 

 

06 июня 2017 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Овчинников Максим Александрович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-670/00-30-17, возбужденного в отношении закрытого акционерного общества «Тамбовмаш-Защита» (ИНН 68320267000, КПП 683201001, ОГРН 1026801223888, зарегистрированного в качестве юридического лица 19.10.2002, адрес (место нахождения): 392000, г. Тамбов, проезд Монтажников, 10) (далее — Общество, Ответчик) по факту нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), в отсутствии законного представителя ЗАО «Тамбовмаш-Защита», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-670/00-30-17

УСТАНОВИЛ:

 

Решением по делу № 1-11-82/00-30-16 ЗАО «Тамбовмаш-Защита» признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Нарушение ЗАО «Тамбовмаш-Защита» выразилось в заключении и участии в антиконкурентном соглашении (далее — Соглашение) совместно с АО «Тамбовмаш», АО «Сорбент», ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского», ЗАО «Балама», НАО «Профессиональная защита», ООО «СИЗ-Центр Внедрения», ООО «Технологии охраны здоровья», ООО «МЧС ГО Экран», ООО «ТД ХимСнабЗащита», ЗАО «Химкомплектзащита», ООО «ТД «Бастион», ООО «Навигатор-Т», ООО «Алватекс ЗТМ», ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект», ООО «Гражданская оборона», ООО «КиТ», ООО «Рабосервис+», ЗАО «Группа компаний «ЩИТ», ООО «ТОЗ» (далее — Участники картеля), результатом которого явилось поддержание цен на следующих торгах: 0148300039414000009; 0306200004215000107; 0373200100415000008; 0366300038715000206; 0362300159315000113; 0372200106914000047; 0347200001415001911; 0148300026014000278; 0372200042715000003; 0356200006714000146; 0345300114515000002; 0158100014214000017; 0361200000715000052; 0373100072215000004; 0124300021014000029; 0157300025214000501; 0162100001515000013; 0167200003415002553; 011510000341500025; 0372200285614000003; 0373200085415000058; 0372200114114000001; 0173100002215000057; 0145300005215000143; 0306300053615000047; 0187300013714000031; 0162300001115000073; 0332300237915000007; 0313200025015000029; 0372100021315000017; 31502183020; 0148300030015000035; 0321200014115000178; 0187300006515000221; 0173200005215000008.

ООО «Корпорация «Спецзащита» (далее — Корпорация) координировало действия Участников картеля.

Соглашение выражалось в совершении действий, направленных на ограничение конкуренции на торгах с целью заключения контракта с наименьшим снижением его начальной максимальной цены. Для этого, АО «Тамбовмаш», ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского», АО «Сорбент» (далее — заводы-изготовители, заводы) и ООО «Корпорация «Спецзащита» совместно разработали определённую схему поведения при реализации производимой заводами продукции (далее — Схема), выраженной в распределении между Участниками картеля права на участие в торгах.

Реализация Схемы представляла собой выполнение ряда взаимосвязанных действий:

      • Закрепление Участником картеля определенных торгов за собой посредством направления информации (№ торгов, наименование заказчика, предмет закупки) о выбранных торгах (подлежащих закреплению) в ООО «Корпорация «Спецзащита».

      • Доведение представителем ООО «Корпорация «Спецзащита» до Участников картеля информации о «закреплении» предстоящих торгов за конкретным хозяйствующим субъектом (представитель Корпорации сводил в единую таблицу «Информационные письма 2012-2015» полученные сведения (наименование Заказчика, предмет закупки, ориентировочные сроки проведения закупки) от претендентов на победу в предстоящих закупках. Данная таблица посредством электронной почты рассылалась всем Участникам картеля). Комиссией ФАС России установлены факты направления Корпорацией информации о «закрепленных» закупках до заводов-изготовителей, которые, в свою очередь, распространяли ее среди своих дилеров. Завод -изготовитель мог принимать участие в «закрепленных» за собой торгах как самостоятельно, так и «отдавать» их дилеру (дистрибьютору). Таким образом, в качестве контролёра и координатора распределения торгов выступала ООО «Корпорация «Спецзащита».

      • Отказ участников антиконкурентного соглашения от участия в закреплённых за другим Участником Соглашения торгах, либо выход на торги одного или нескольких Участников картеля для «подстраховки» претендента на победу непосредственно на самих торгах.

«Подстраховка» претендента на победу представляла собой договоренность с одним (или несколькими) Участниками картеля об их участии и победе на торгах, в случае, например, отклонения заказчиком заявки первого «забронировавшего» за собой данные торги претендента на победу. В качестве «подстраховки» на торги мог выходить как завод - изготовитель, так и дилер (дистрибьютор), имеющие больший размер скидки на предмет закупки, чем «претендент на победу».

 

При совместном участии в торгах, подача ценовых предложений Участниками картеля допускалась после того, как цена на изделие опустится в ходе торгов ниже заранее определенного уровня. В таком случае хозяйствующий субъект, выступавший в качестве «страховки» (как правило это был завод — изготовитель), вправе принять решение о любой необходимой для его победы цене.

 

Подробное описание указанной Схемы изложено в дистрибьюторской политике, разработанной Корпорацией совместно с заводами-изготовителями (далее – Политика) с целью формирования и координации эффективной сбытовой структуры по реализации продукции СИЗОД и СКЗ.

Дистрибьюторская политика направлена на координацию работы дистрибьюторов и производственных предприятий (заводов-изготовителей) АО «Тамбовмаш», ОАО «Сорбент» и ОАО «ЭХМЗ». Согласно п. 1.4 Политики Корпорация проводит координацию деятельности по продвижению продукции СИЗОД и СКЗ.

В соответствии с п. 2 Политики Корпорация имеет следующие структуры каналов сбыта:

1. Производственное предприятие — Дистрибьютор - Конечный потребитель

2. Производственное предприятие – Конечный потребитель.

К конечным потребителям относились государственные учреждения, промышленные и другие предприятия, использовавшие продукцию СИЗОД для своего собственного потребления.

Решением по делу установлено, что Корпорация не являлась производственным предприятием или дистрибьютором какого-либо производственного предприятия, а фактически согласовывала действия хозяйствующих субъектов на торгах, т.е. выполняла роль координатора.

ЗАО «Тамбовмаш-защита» является дилером АО «Тамбовмаш», и в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции образуют группу лиц.

В целях эффективной координации сбытовой деятельности Участников картеля был введен механизм закрепления конечного потребителя, конкурса, региона, за хозяйствующим субъектом на основе соблюдения им определенных критериев и требований. Механизмы закрепления прописаны в виде отдельных приложений к данной Политике. Конечный потребитель (гос. учреждение, промышленные и другие предприятия, использующие продукцию СИЗОД и СКЗ для своего собственного потребления), либо конкурс, либо регион закреплялись за одним из участников сбытовой сети. Право окончательного закрепления всегда принадлежало Корпорации. Критерии заявления или закрепления по участию в конкурсных торгах (тендерах, аукционах) за производственными предприятиями и дистрибьюторами (дилерами) прописаны в виде отдельного приложения к данной Политике. Все конкурсы включаются в «базу заявленных и закрепленных конкурсов». Претендент на заявление или закрепление такого конкурса обязательно должен предоставить в Корпорацию письменное извещение (заявку) о готовящемся конкурсе. В соответствии с п. 5 Политики дистрибьютор (дилер) имеет право принимать участие в аукционах, конкурсах, тендерах и котировках на закупку продукции СИЗ, находящихся в общем доступе, только с соблюдением специальных условий по работе в определенных сегментах рынка и по работе в определенных видах продаж, прописанных в соответствующих приложениях к Политике.

В приложении к Политике «работа по всем видам конкурсных торгов» прописаны положения, которые соблюдались Участниками картеля. В случае участия дистрибьютора в незаявленном конкурсе к нему могла быть применена штрафная санкция в виде снижения базовой скидки. В случае проигрыша конкурса, дистрибьюторы, заявившиеся для участия, берут на себя обязательство предпринять все возможные официальные действия для изменения результатов конкурса.

В приложении к Политике «региональное закрепление» отражались необходимые для соблюдения положения при региональном закреплении за дистрибьютором или производственными предприятиями Корпорации. Согласно разработанному приложению региональное закрепление было возможно за дистрибьютором или производственным предприятием. Закрепление осуществлялось после рассмотрения Корпорацией предоставленной претендентами информации о проведенной работе по продвижению продукции в конкретном регионе, в том числе с уже осуществленными мероприятиями и достигнутыми результатами. Для повышения эффективности работы Корпорацией могло быть принято решение о закреплении по региону нескольких дистрибьюторов.

Региональное закрепление за хозяйствующими субъектами определенной территории отражено в таблице, которая показывает четкое разделение субъектов РФ между заводами-изготовителями.

Федеральный округ

Субъект

Организация(ии) осуществляющая (ии) взаимодействие с субъектом

Дистрибьюторы, осуществляющие работу в субъекте

Приволжский ФО

 

 

 

 

Кировская область

Сорбент

ТОЗ

 

Нижегородская область

 

ТОЗ

 

Оренбургская область

Сорбент

 

 

Пензенская область

 

ТОЗ

 

Пермский край

Сорбент

 

 

Республика Башкортастан

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Республика Марий Эл

ТМЗ

ТОЗ

 

Республика Мордовия

Сорбент

ТОЗ

 

Республика Татарстан

Сорбент

 

 

Самарская область

Сорбент

 

 

Саратовская область

ТМЗ

 

 

Удмуртская республика

Сорбент

 

 

Ульяновская область

Сорбент

ТОЗ

 

Чувашская республика

 

ТОЗ

Уральский ФО

Свердловская область

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Курганская область

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Тюменская область

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Челябинская область

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Ямало-Ненецкий АО

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Ханты-Мансийский АО

Сорбент

МЧС ГО Экран

Сибирский ФО

Республика Алтай

Сорбент

 

 

Республика Тыва

Сорбент

 

 

Республика Хакасия

Сорбент

 

 

Республика Бурятия

Сорбент

 

 

Алтайский край

Сорбент

 

 

Иркутская область

Сорбент

 

 

Кемеровская область

Сорбент

Рабосервис

 

Новосибирская область

Сорбент

 

 

Омская область

Сорбент

 

 

Томская область

Сорбент

 

 

Красноярский край

Сорбент

 

 

Забайкальский край

Сорбент

 

Дальневосточный ФО

Амурская область

Сорбент

 

 

Еврейская АО

Сорбент

 

 

Камчатский край

Сорбент

 

 

Магаданская область

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Приморский край

Сорбент

Навигатор-Т

 

Республика Саха (Якутия)

Сорбент

МЧС ГО Экран

 

Сахалинская область

Сорбент

 

 

Хабаровский край

Сорбент

 

 

Чукотский АО

Сорбент

МЧС ГО Экран

Северо-Западный ФО

Вологодская область

ТМЗ

 

 

Архангельская область

Сорбент

 

 

Ленинградская область

ТМЗ

КиТ

 

Мурманская область

ТМЗ

Сорбент

 

Псковская область

ЭХМЗ

 

 

Ненецкий АО

Сорбент

 

 

Республика Карелия

ТМЗ

Балама

 

Республика Коми

Сорбент

 

 

Санкт-Петербург

 

Балама, КиТ, Алватекс

 

Новгородская область

 

Балама, Навигатор-Т

 

Калининградская область

Сорбент

 

Центральный ФО

Белгородская область

Сорбент

ТМЗ

 

Брянская область

Сорбент

ТОЗ

 

Владимирская область

 

ТОЗ

 

Воронежская область

ТМЗ

 

 

Ивановская область

Сорбент

ТОЗ

 

Калужская область

ЭХМЗ

 

 

Костромская область

 

ТОЗ

 

Курская область

ТМЗ

 

 

Липецкая область

ТМЗ

 

 

Москва

Сорбент

 

 

Московская область

ЭХМЗ

 

 

Орловская область

ТМЗ

 

 

Рязанская область

ТМЗ

ТОЗ

 

Смоленская область

 

ТОЗ

 

Тамбовская область

ТМЗ

 

 

Тверская область

Сорбент

 

 

Тульская область

ТМЗ

Рабосервис

 

Ярославская область

Сорбент

 

Южный ФО

Астраханская область

Сорбент

ТОЗ

 

Волгоградская область

Сорбент

ТОЗ

 

Краснодарский край

ТМЗ

 

 

Республика Адыгея

ТМЗ

 

 

Республика Калмыкия

ТМЗ

 

 

Ростовская область

ТМЗ

 

Северо-Кавказский ФО

Кабардино-балкарская Республика

ТМЗ

 

 

Карачаево-Черкесская республика

ТМЗ

 

 

Республика Дагестан

ТМЗ

 

 

Республика Ингушетия

ТМЗ

 

 

Республика Северная Осетия (Алания)

ТМЗ

 

 

Чеченская республика

ТМЗ

ТОЗ

 

Ставропольский край

ТМЗ

 

 

_____________________________

*ТОЗ- ООО «Технологии охраны здоровья»

*ТМЗ- ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

*ЭХМЗ — ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского»

*Сорбент — АО «Сорбент»

Так, в соответствии с таблицей, в Приволжском федеральном округе за ЗАО «Тамбовмаш-Защита» закреплены территория республики Марий Эл и Саратовской области.

В Северо-Западном федеральный округ за ЗАО «Тамбовмаш-защита» закреплены территории Вологодской, Ленинградской, Мурманской областей и республики Карелия.

Центральный федеральный округ за ЗАО «Тамбовмаш-защита» закреплены территории Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областей.

Северо-Кавказский федеральный округ полностью закреплен за ЗАО «Тамбовмаш-защита».

Приложением к Политике разработаны также необходимые условия для «закрепления по клиентам» и краткий проект регламента работы с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Для поклиентского закрепления дистрибьютору необходимо было предоставить информацию как о клиенте, так и об опыте поставок своего предприятия. Закрепление распространялось на все виды и группы продукции, кроме поставок продукции, которая закреплена за отдельными дистрибьюторами. Согласно регламенту работы с ФОИВ, закрепленная организация за министерством или федеральным агентством становились ответственными за поставки ЧС и ГО на закрепленных за ними министерствах и агентствах. При заявке на закрепление от других партнеров Корпорации по министерствам или федеральным агентствам, Корпорация в обязательном порядке согласовывала свое участие с закрепленной организацией.

Дистрибьюторская политика со всеми приложениями разработана с целью обеспечения победы на торгах определенному хозяйствующему субъекту (дилеру, дистрибьютору или заводу-изготовителю) с последующим заключением контракта с наименьшим снижением от НМЦК.

Согласно Политике, претендент на закрепление конкурса обязательно должен предоставить в Корпорацию письменное извещение (заявку) о готовящемся конкурсе по форме «Форма на заявление или закрепление конкурса» по факсу или e-mail. Форма на закрепление представляла собой таблицу с указанием следующей информации: наименование заказчика, предмет и количество закупки (примечание: условие выхода на конкурс, уровень цен, необходима ли поддержка); дата проведения конкурса, сведения о других участниках конкурса (конкуренты). Информация о заявившихся или закрепившихся поставщиках рассылается запросившим такую информацию дистрибьюторам. При закреплении конкурса за одним из дистрибьюторов, данный дистрибьютор принимал все условия, прописанные в Политике. Дистрибьютор, закрепившийся по конкурсу, предоставлял максимально возможную информацию по результатам конкурса Корпорации (желательно с указанием всех участников конкурса, своих цен и цен других участников конкурса). Обязанности отстаивания интересов по поставке данному потребителю и выигрышу конкурса полностью лежало на дистрибьюторе, за которым закреплен конкурс. Корпорация оказывала всю необходимую поддержку по данному конкурсу.

По результатам рассмотрения дела № 1-11-82/00-30-16 установлено, что основные принципы и положения Политики по распределению торгов соблюдались Участниками картеля.

Дистрибьюторской политикой в отношении дистрибьюторов были предусмотрены определенные санкции, в том числе Корпорацией применялись штрафные санкции в виде изменения базовой скидки и изменения статуса дистрибьютора.

Решением по делу установлено, что действие Соглашения распространялось только на конкурентные способы закупки, с целью исключения конкурентной борьбы между Участниками картеля, именно при участии в торгах.

Исключение или снижение конкуренции на торгах достигалось путём исполнения Участниками картеля вышеуказанной Схемы поведения.

Например, письмом от 10.06.2015 сотрудник Корпорации оповестил Участников картеля об участии ООО «МЧС ГО Экран» в аукционе на поставку противогазов ГП-7ВМ-С для нужд Департамента лесного хозяйства по УРФО, г. Екатеринбург. Во исполнение Соглашения Участники картеля на аукцион не вышли. Победителем явился ООО «МЧС ГО Экран».

Уведомление Корпорацией Участников картеля происходило двумя способами, первым - когда Корпорация уведомляла Участников картеля, непосредственно направляя им письма, либо вторым - когда Корпорация уведомляла об этом заводы-изготовители, а те, в свою очередь, доводили информацию о бронировании своим дилерам (дистрибьюторам).

Корпорация направляла электронные письма в адрес Участников картеля с вложением файла в формате Excel под названием «Информационные письма 2012-2015». Файл содержал сведения о предстоящей закупке, наименование претендента на победу, т.е. за кем была закреплена данная закупка, а также дату рассылки указанного файла посредством электронной почты.

ЗАО «Тамбовмаш-Защита» входило в круг хозяйствующих субъектов, в адрес которых направлялись электронные письма, в том числе таблица под названием «Информационные письма 2012-2015».

Так, ЗАО «Тамбовмаш-Защита» наравне с другими Участниками картеля не только получало рассылку файла «Информационные письма 2012-2015» от Корпорации, но и следовало содержащимся в нём указаниям, а также осуществляло действия, направленные на его ведение и обновление информацией, т.е. производило закрепление за собой определенных торгов, либо иные действия во исполнения Соглашения.

Например, в таблице №1 содержатся сведения о бронировании ЗАО «Тамбовмаш-защита» конкретных торгов, которые подтверждают реализацию антиконкурентного Соглашения. Таблица №1

Наименование Ответчика

Именование Претендента на победу

Бронирование закупки

№ закупки

Участники закупки

Победитель закупки

вывод

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

ТМЗ

Электронная рассылка закрепления № 10 от 23.01.2014

0368100010814000291

1. ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

2. ООО «Оптима»

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

Другие Участники картеля от участия в закупке отказались.

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

ТМЗ

Электронная рассылка закрепления № 216 от 20.11.2014

0325100013614000122

ЗАО «Тамбовмаш-Защита» - единственный участник

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

Другие Участники картеля от участия в закупке отказались.

Так, ЗАО «Тамбовмаш-защита» исполняло Соглашение в своей части, т.е. закрепляло за собой торги, Корпорация уведомляла иных участников Соглашения о «предстоящем победителе», а те, в свою очередь, отказывались от участия в закупках во избежание конкуренции между собой.

Факты бронирования закупок ЗАО «Тамбовмаш-защита», закрепленные в файле «Информационные письма 2012-2015», подтверждают исполнение антиконкурентного соглашения Обществом.

Аналитическим отчетом от 12.12.2016 установлены конкурентные отношения между заводами-производителями и, соответственно, между их дилерами (дистрибьюторами, региональными представителями) на рынке гражданского противогаза фильтрующего (и его модификаций).

В результате проведенного анализа информации, изложенного в таблице «Информационные письма 2012-2015», выявлены закрепления отдельными Участниками картеля 35 торгов на рынке гражданского противогаза фильтрующего, из которых 2 бронировали за собой ЗАО «Тамбовмаш-Защита» и АО «Тамбовмаш» (Таблица № 2).

Таблица №2

Наименование заказчика

Претендент на победу

№ и дата информационного письма

Мэрия города Архангельска

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

173 от 18.09.2014

ГБУЗ Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер»

АО «Тамбовмаш»

58 от 13.04.2015

 

Результаты закрепления ЗАО «Тамбовмаш-Защита» за собой торгов сведены в таблицу № 3.

Таблица №3

№ торгов

Заказчик

Предмет закупки

НМЦК

Претендент на победу

победитель

Сумма контракта

% снижения НМЦК

участники

Предложения по снижению НМЦК участников, в %

№ и дата информационного письма

0124300021014000029

Мэрия города Архангельска

Противогаз гражданский фильтрующий

3108490

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

1150141,3

63

ОАО «АРТИ»

 

ООО «ТД Бриз»

 

ЗАО «Балама»

 

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

 

АО «Тамбовмаш»

 

ООО «ГК Рим»

 

ООО «Спецторгплюс»

 

 

62,5

 

55

 

0

 

63

 

 

 

0,5

 

57,5

 

35

173 от 18.09.2014

0321200014115000178

ГБУЗ Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер»

Поставка противогазов гражданских

400000

АО «Тамбовмаш»

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

222000

44,5

ООО «СИЗ-Снаб»

 

ООО «БВН-Юг»

 

ООО «Регион Сар»

 

ООО «Комплексное снабжение»

 

ЗАО «Тамбовмаш-Защита»

44

 

заявка отклонена

 

15,5

 

заявка отозвана

 

 

 

44,5

58 от 13.04.2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, ЗАО «Тамбовмаш-Защита» и АО «Тамбовмаш», образуя между собой группу лиц в соответствии с понятиями ст. 9 Закона о защите конкуренции, забронировали за собой по 1 аукциону, на которых впоследствии победителем явилось ЗАО «Тамбовмаш-Защита». В остальных 33 торгах, забронированных другими Участниками картеля, ЗАО «Тамбовмаш-Защита», по заранее достигнутой договоренности участия не принимало.

На рассматриваемых 35 торгах Участники картеля в 29 торгах, забронированных за собой, явились на них победителями, а в 6 случаях передали право на победу в закупках в пользу другого Участника картеля в рамках реализации антиконкурентного соглашения. Без предварительного закрепления торгов и оповещения оставшихся Участников картеля достичь полученных результатов было бы невозможно.

Анализируемые торги показали, что в случае присутствия на аукционе сторонней организации, не являющейся Участником картеля, снижение начальной цены контракта составляло более 40% (торги № 01243000210140000029; 0372100021315000017).

Например, 13.04.2015 с электронного адреса consolidation2011@gmail.com в адрес Участников картеля «undiclosed-recipients» было направлено электронное письмо со следующим указанием: «Уважаемые коллеги! Объявлен электронный аукцион «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер», ГП-7 -160 штук. Участие не принимать! Работает завод!!!»

В данном письме шла речь об электронном аукционе № 0321200014115000178. Указанный аукцион был закреплен за заводом АО «Тамбовмаш». Однако сам завод-изготовитель не подавал заявку на участие в аукционе, а передал «право на победу» своему дилеру — ЗАО «Тамбовмаш-Защита», с которым завод образует одну группу лиц, в соответствии с положениями ст. 9 Закона о защите конкуренции. Кроме ЗАО «Тамбовмаш-Защита» на участие в аукционе также подали заявки следующие хозяйствующие субъекты: ООО «СИЗ-Снаб» (максимальное предложение по снижению НМЦК достигало 44%); ООО «БВН-Юг» (заявка на участие отклонена); ООО «Регион-Сар» (максимальное предложение по снижению НМЦК достигало 15,5%) и ООО «Комплексное снабжение» (заявка была отозвана). В результате конкурентной борьбы победу на рассматриваемом аукционе одерживало ЗАО «Тамбовмаш-защита» со снижением НМЦК в 44,5%.

В случае отсутствия сторонней организации на торгах, на аукцион выходил только один из Участников картеля и контракты заключались без снижения НМЦК (торги № 0187300006515000221; 0162100001515000013; 0173100002215000057; 0145300005215000143).

Снижение НМЦК более чем на 40% не является предельным уровнем снижения, и в случае наличия на торгах реальной конкуренции процент снижения НМЦК мог быть даже больше указанного уровня.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 ( в ред. от 20.07.20116) «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее — Порядок проведения анализа) антимонопольным органом подготовлен краткий отчет (обзор) от 01.02.2017 по результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении торгов (далее — Обзор).

В соответствии с п.п. 3 п. 10.9 Порядка проведения анализа установлены хозяйствующие субъекты, которые осуществляли закрепление торгов на поставку гражданского противогаза фильтрующего: АО «Тамбовмаш»; АО «Сорбент»; ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского»; ЗАО «Балама»; НАО «Профессиональная защита»; ООО «Технологии охраны здоровья»; ООО «МЧС ГО Экран»; ЗАО «Химкомплектзащита»; ООО «ТД «Бастион», ЗАО «Тамбовмаш-Защита» и ООО «СИЗ-Центр Внедрение».

Победителями анализируемых торгов на поставку гражданского противогаза фильтрующего в результате реализации антиконкурентного соглашения являлись: ЗАО «Тамбовмаш-Защита»; АО «Сорбент»; ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского»; ЗАО «Балама»; НАО «Профессиональная защита»; ООО «Технологии охраны здоровья»; ООО «МЧС ГО Экран»; ООО «ТД ХимСнабЗащита», ЗАО «Химкомплектзащита»; ООО «СИЗ-Центр Внедрение».

Отказывались от участия в анализируемых торгах на поставку гражданского противогаза фильтрующего в результате действия антиконкурентного соглашения следующие хозяйствующие субъекты: АО «Тамбовмаш»; АО «Сорбент»; ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского»; ЗАО «Балама»; НАО «Профессиональная защита»; ООО «Технологии охраны здоровья»; ООО «МЧС ГО Экран»; ООО «ТД ХимСнабЗащита», ЗАО «Химкомплектзащита»; ООО «ТД «Бастион»; ООО «Навигатор-Т»; ООО «Алватекс ЗТМ»; ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»; ООО «Гражданская оборона»; ООО «КиТ»; ООО «Рабосервис+»; ЗАО «Группа компаний «ЩИТ», ООО «СИЗ-Центр Внедрение», ЗАО «Тамбовмаш-Защита» и ООО «ТОЗ».

По результатам рассмотрения дела установлено, что Участники картеля не позднее января 2012 года заключили и реализовали антиконкурентное соглашение о поддержании цен на торгах по закупке гражданского противогаза фильтрующего. Соглашение добровольно прекращено в июне 2016 (вх. ФАС России от 19.07.2016 № 104994-ДСП/16; от 21.07.2016 № 106661-ДСП/16; от 21.07.2016 № 106658-ДСП/16).

ЗАО «Тамбовмаш-Защита» совместно с АО «Тамбовмаш», АО «Сорбент», ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского», ЗАО «Балама», НАО «Профессиональная защита», ООО «СИЗ-Центр Внедрения», ООО «ТОЗ», ООО «МЧС ГО Экран», ООО «ТД ХимСнабЗащита», ЗАО «Химкомплектзащита», ООО «ТД «Бастион»; ООО «Навигатор-Т»; ООО «Алватекс ЗТМ», ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»; ООО «Гражданская оборона», ООО «КиТ», ООО «Рабосервис+», ЗАО «Группа компаний «ЩИТ», ООО «Технологии охраны здоровья» заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию Соглашении, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме: №№ 0148300039414000009; 0306200004215000107; 0373200100415000008; 0366300038715000206; 0362300159315000113; 0372200106914000047; 0347200001415001911; 0148300026014000278; 0372200042715000003; 0356200006714000146; 0345300114515000002; 0158100014214000017; 0361200000715000052; 0373100072215000004; 0124300021014000029; 0157300025214000501; 0162100001515000013; 0167200003415002553; 011510000341500025; 0372200285614000003; 0373200085415000058; 0372200114114000001; 0173100002215000057; 0145300005215000143; 0306300053615000047; 0187300013714000031; 0162300001115000073; 0332300237915000007; 0313200025015000029; 0372100021315000017; 31502183020; 0148300030015000035; 0321200014115000178; 0187300006515000221; 0173200005215000008 в условиях координации со стороны ООО «Корпорация «Спецзащита».

Соглашение было заключено и реализовано в период не позднее 2012 года по июль 2016 года.

Последствиями заключения картеля, а также координации деятельности участников картеля явилось поддержание цен на торгах, что является нарушением п.2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Во время совершения административного правонарушения в период времени: с 2012 года по июль 2016 года действовала редакция части 1 статьи 14.32 КоАП с изменениями внесенными в нее Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ внесены изменения в ст. 14.32 КоАП улучшающие положения лица. Таким образом, на дату вынесения постановления часть 1 статьи 14.32 КоАП используется в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением ФАС России по делу № 1-11-82/00-30-16, изготовленным в полном объеме «15» марта 2017 года (исх. от 15.03.2017 № МО/16436/17), протоколом № 4-14.32-670/00-30-17 об административном правонарушении от 25.05.2017 (исх. от 25.05.2017 № 30/35291/17), а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Временем совершения административного правонарушения ЗАО «Тамбовмаш-Защита» является период с января 2012 г. по июль 2016 г.

Местом совершения административного правонарушения АО «Тамбовмаш» является Российская Федерация, г. Тамбов, проезд Монтажников, д. 10.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ЗАО «Тамбовмаш-Защита» имелась возможность не совершать действия, которые повлекли за собой административное правонарушение, однако ЗАО «Тамбовмаш-Защита» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ЗАО «Тамбовмаш-Защита» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с пунктом 1 Примечаний к статье 14.32 КоАП лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

19.05.2016 АО «Тамбовмаш» направило в ФАС России заявление (вх. № ФАС России 104994-ДСП/16 от 19.07.2016) в соответствии с п. 1 примечания к статье 14.32 КоАП о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, представило сведения и документы, подтверждающие заключение антиконкурентного соглашения, а также прекращение действия антиконкурентного соглашения. Кроме этого, АО «Тамбовмаш» оказывало содействие антимонопольному органу по предоставлению иных доказательств (вх. ФАС России от 31.01.2017 № 14475-ДСП/17; от 25.01.2017 № 10672-ДСП/17) заключения и реализации антиконкурентного соглашения.

Заявление АО «Тамбовмаш» отражено в решении по делу № 1-11-82/00-30-16, как подтверждение факта заключения и реализации антиконкурентного соглашения.

В связи с выполнением АО «Тамбовмаш» условий Примечания к ст. 14.32 КоАП, а именно: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения, АО «Тамбовмаш» подлежит освобождению от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.32 КоАП.

В период действия антиконкурентого соглашения, а также на дату вынесения Постановления ЗАО «Тамбовмаш-Защита» входило в одну группу лиц с АО «Тамбовмаш» по основаниям п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ЗАО «Тамбовмаш-Защита» подлежит освобождению от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.32 КоАП.

На основании изложенного, руководствуясь примечанием к статье 14.32, статьями 23.48, пунктом 9 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, пунктом 4 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

      • Производство по делу об административном правонарушении № 4-14.32-670/00-30-17, возбужденного в отношении ЗАО «Тамбовмаш-Защита» (ИНН 68320267000, КПП 683201001, ОГРН 1026801223888, зарегистрированного в качестве юридического лица 19.10.2002, адрес (место нахождения): 392000, г. Тамбов, проезд Монтажников, 10) за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 1 Примечаний к статье 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя М.А. Овчинников

Связанные организации

Связанные организации не указаны