Решение №09/7917/18 РЕШЕНИЕ о рассмотрении жалобы на определение об отказе в воз... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 09779-17

 

«06» февраля 2018 г.                                             г. Москва

 

Я, заместитель начальника Правового управления ФАС России Алексей Сергеевич Крюков, рассмотрев жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 09.08.2017 № 09779-17, вынесенное начальником отдела контроля в сфере строительства Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю <...>, в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (620026, Свердловская область, г. Екатеренбург, улица Мамина-Сибиряка, д. 140 ОГРН 1056604000970, КПП 66850100) (далее - ОАО «МРСК Урала») в отсутствии <...> надлежащим образом уведомленного о времени и дате рассмотрения жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 09779-17,

 

УСТАНОВИЛ:

 

<...> обратился 20.12.2016 в ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям энергонринимающего устройства, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Комаринская, 11, кад.
№ 59:01:1810085:3.

Максимальная мощность присоединяемого энергопринимающего устройства составляет 15 кВт включительно и используется для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

По заявке <...> 16.01.2017 г. ОАО «МРСК Урала» выдало заявителю пакет документов (технические условия, мероприятия по организации и устройству учета электроэнергии к техническим условиям, договор № 4300045085 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — Договор). Согласно техническим условиям от 12.01.2017 г. № 4300045085-43-ТУ-10018/1, являющимся приложением к Договору, <...> обязуется осуществить подключение энергопринимающего устройства заявителя от опоры нового ответвления ВЛ-0,4 кВ, устанавливаемой силами ОАО «МРСК Урала» (точка присоединения объекта заявителя) через установленный ОАО «МРСК Урала» прибор учета самонесущим изолированным проводом (СИП) сечением токоведущих жил 16 мм ; прибор учета электрической энергии ОАО «МРСК Урала» следует установить на вновь установленной опоре, т.е. на границе земельного участка <...>.

Не согласившись с проектом договора, <...> 06.02.2017 был составлен протокол разногласий к Договору в части определения точки присоединения на входных клеммах вводного распределительного устройства (ВРУ), расположенного на расстоянии 10 метров от границы участка, а также возложения на заявителя обязанности по выполнению мероприятий по организации и устройству коммерческого учета электрической энергии.

ОАО «МРСК Урала», не усмотрев оснований для внесения изменений в Договор в части определения точки присоединения на входных клеммах ВРУ, расположенного в помещении гаража на расстоянии 10 метров от границы участка заявителя, направило <...> измененные технические условия № 4300045085-43-ТУ-10018/2 от 07.04.2017 в части возложения на <...> обязанности по выполнению мероприятий по организации и устройству коммерческого учета электрической энергии.

В указанных технических условиях также определено, что точкой присоединения энергопринимающих устройств заявителя является ближайшая опора нового участка ВЛ-0,4 кВ, строящаяся силами ОАО «МРСК Урала» до границ принадлежащего <...> земельного участка.

В измененных технических условиях № 4300045085-43-ТУ-10018/2 от 07.04.2017 ОАО «МРСК Урала» учтено пожелание заявителя по возложению обязанности по выполнению мероприятий по организации и устройству коммерческого учета электрической энергии на <...> в соответствии с протоколом разногласий от 06.02.2017.

Вместе с тем, ОАО «МРСК Урала» не усмотрело правовых оснований для внесения изменений в Договор в части определения точки присоединения на входных клеммах ВРУ, расположенного в помещении гаража на расстоянии 10 метров от границы участка заявителя ввиду наличия технической возможности определения точки подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям на границе земельного участка заявителя.

<...> 14.04.2017 были получены измененные технические условия № 4300045085-43-ТУ-10018/2 от 07.04.2017 Заявитель вновь не согласился с требованиями по организации и устройству коммерческого учета электрической энергии:

1) установка прибора учета на границе земельного участка (на заборе или опоре ВЛ);

2) применение прибора учета со встроенным интерфейсом связи RS485 и GSM- модемом в случае, если вследствие ограждения дома, наличия охраны, охранной сигнализации или при иных условиях доступ персонала сетевой организации к шкафу учета для визуального съема контрольных показаний с прибора учета будет ограничен;

3) возможность воздействовать на автоматические выключатели без вскрытия шкафа с прибором учета электрической энергии.

<...> 24.04.2017 во исполнение предусмотренного законодательством срока направления разногласий по оферте договора 24.04.2017 направил в адрес ОАО «МРСК Урала» протокол разногласий, в котором указал вышеизложенные спорные пункты технических условий.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу п. 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п.п. 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В соответствии с пп. «а» п. 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных п.п. 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

На основании абз. 1 п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимаюпщх устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. Следовательно, установка приборов учета не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (в том числе в жилом доме) не допускается.

В соответствии с п. 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Нормы, изложенные в указанных правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. Нарушением данного порядка, установленного действующим законодательством в сфере электроэнергетики, будет являться принуждение собственника энергопринимающего устройства со стороны сетевой организации к выполнению работ по установке приборов учета электрической энергии за пределами границы земельного участка заявителя.

Данные выводы нашли подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05,2011 г.
№ 16008/10 по делу № А53-4325/2010.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям предусмотрена ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ; ответственность за повторное совершение данного административного правонарушения предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В письме от 24.04.2017 г. <...> при согласовании редакции технических условий указал технические условия № 4300045085-43-ТУ-10018/1 (от 12.01.2017 г.), а не технические условия № 4300045085-43-ТУ-10018/2 (от 07.04.2017 г.). Таким образом, при направлении протокола разногласий письмом от 24.04.2017 г. <...> сослался на недействующий вариант технических условий подключения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, указав при этом в перечне разногласий положения технических условий от 07.04.2017.

Указанными действиями 07.04.2017 <...> фактически ввел ОАО «МРСК Урала» в заблуждение, вследствие чего ОАО «МРСК Урала» ошибочно указало в письме от 10.05.2017 г. (исх. № ПЭ/ПГЭС/01-22/1803), что указанные <...> в протоколе разногласий к Договору технические условия не являются актуальными, и предложило подписать новый вариант технических условий (от 07.04.2017 г.) в течение 30 дней с момента их получения заявителем.

В указанный срок от <...> в адрес ОАО «МРСК Урала» проект Договора с новой редакцией технических условий (от 07.04.2017 г.) не поступили, вследствие чего <...> письмом сетевой организации от 14.06.2017 г. (исх. № ПЭ/ПГЭС/01-22/2407) был уведомлен об аннулировании заявки на осуществление подключения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

Позднее письмом от 31.07.2017 г. ОАО «МРСК Урала» уведомило <...> об отзыве письма сетевой организации № ПЭ/ПГЭС/01-22/2407 от 14.06.2017 г. об аннулировании заявки <...>, а также направило в адрес заявителя протокол разногласий к проекту Договора с согласованием части положений Договора, предложенных заявителем (согласование точки присоединения, выполнение мероприятий по монтажу шкафа с прибором учета).

В остальных спорных положениях ОАО «МРСК Урала» не усмотрело правовых оснований для внесения изменений в Договор в части определения точки присоединения на входных клеммах ВРУ, расположенного в помещении жилого дома заявителя, при наличии технической возможности определения точки подключения на границе земельного участка заявителя. С учетом изложенных выше правовых норм требования технических условий
№ 4300045085-43-ТУ-10018/2 от 07.04.2017 г. являются правомерными, не нарушают прав и законных интересов заявителя и соответствуют действующим правовым нормам в сфере законодательства об электроэнергетике. В случае же, если, по мнению заявителя, права и законные интересы заявителя нарушены, то за их защитой заявитель вправе обратиться в судебные органы, поскольку гражданско-правовые споры, возникающие при исполнении, изменении, расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

При этом п. 14 Договора предусматривает возможность изменения Договора по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.

В ФАС России 12.09.2017 была подана Жалоба (на вынесенное постановление).

Таким образом, в действиях ОАО «МРСК Урала» отсутствует нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта заявителя.

В Жалобе заявитель указывает о неправомерности отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.

Довод заявителя противоречат материалам дела об административном правонарушении, фактическим обстоятельствам, сложившейся практике и не может быть признаны состоятельным.

Обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 No 35-ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).

Диспозиция части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) охватывает нарушения субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — ПНД), под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается

договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 No 442 (далее – Основные положения).

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

При системном толковании пункта 2 ПНД (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года, следует, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах границ своего земельного участка.

Согласно материалам настоящего дела <...> 14.04.2017 были получены измененные технические условия № 4300045085-43-ТУ-10018/2 от 07.04.2017 в котором предусмотрена возможность установки прибора учета на границе земельного участка заявителя, что не соответствует постановлению Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18.05,2011 г.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

РЕШИЛ:

 

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 09.08.2017 № 09779-17, вынесенное начальником отдела контроля в сфере строительства Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю <...>, отменить, а Жалобу <...> удовлетворить.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

 

Заместитель начальника
Правового управления А.С. Крюков

Связанные организации

Связанные организации не указаны