Постановление №АГ/91852/16 постановление о наложении штрафа по делу № 4-14.31-620/00-03... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

4-14.31-620/00-03-16

 

Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «21» декабря 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено «23» декабря 2016 года

 

Я, <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-620/00-03-16, возбужденного в отношении закрытого акционерного общества «Топливо-заправочный комплекс Шереметьево» (далее — ЗАО «ТЗК Шереметьево») (адрес: 141400, Московская область, Химки, Международный аэропорт Шереметьево; дата регистрации в качестве юридического лица — 16.01.2004, ОГРН 1045009550376, ИНН 5047058580, КПП 504701001), в отсутствии законного представителя ЗАО «ТЗК Шереметьево», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.31-620/00-03-16, в присутствии защитника <...> по доверенности (от 19.12.2016 № 201), которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП.

УСТАНОВИЛ:

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на соответствующих рынках показал, что в международном аэропорту «Шереметьево» услугу по хранению авиационного топлива оказывает единственный хозяйствующий субъект - ЗАО «ТЗК Шереметьево», а услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом: ООО «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» и ЗАО «ТЗК Шереметьево».

Таким образом ЗАО «ТЗК Шереметьево» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынках:

услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом;

услуг хранения авиационного топлива в географических границах территории аэропорта «Шереметьево».

В связи с наличием в действиях ЗАО «ТЗК Шереметьево», выразившихся в экономически и технологически необоснованном уклонении от заключения с ООО «Сантел» договора об оказании услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и договора по хранению нефтепродуктов (авиационного топлива) путем необоснованного возвращения заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (вх. от 12.01.2015 № 06-02; вх. от 03.02.2015 № 06-167), признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ЗАО ТЗК «Шереметьево» было выдано предупреждение (от 21.07.2015 № АЦ/36773/15) о необходимости прекращения указанных действий путем заключения указанных договоров с ООО «Сантел» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в срок до 20.08.2015.

Письмом от 27.08.2015 № 05-1830 ЗАО «ТЗК Шереметьево» заявило об отсутствии у ЗАО ТЗК «Шереметьево» технической возможности удовлетворить заявку ООО «Сантел» (вх. от 12.08.2015 № 06-1427), в связи с чем ходатайствовало о продлении срока исполнения Предупреждения на срок, необходимый для обеспечения технической возможности удовлетворения заявок потребителей услуг субъектов естественных монополий.

Отсутствие технической возможности, по мнению ЗАО «ТЗК Шереметьево», обусловлено исключением в марте 2015 г. двух резервуаров РВС-5000 № 1 и № 2 склада ГСМ ЦЗС из технологической схемы выдачи авиатоплива на заправку воздушных судов (далее ВС) при проведении этапа реконструкции насосной станции ЦЗС для обеспечения регулярности полетов в Международном аэропорту Шереметьево.

В связи с невыполнением ЗАО ТЗК «Шереметьево» Предупреждения, на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции, ФАС России возбуждено дело № 1-10-157/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела ФАС России установлено, что у ЗАО «ТЗК Шереметьево» имелась техническая возможность оказывать ООО «Сантел» услуги по хранению авиационного топлива и по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, на момент подачи заявок ООО Сантел (вх. от 12.01.2015 № 06-02; вх. от 03.02.2015 № 06-167; вх. от 12.08.2015 № 06-1427). Отказ удовлетворить заявку ООО «Сантел» (вх. от 12.08.2015 № 06-1427) является технологически необоснованным.

Отказав в удовлетворении заявок ООО «Сантел», ЗАО «ТЗК Шереметьево» уклонилось от заключения договора, лишив тем самым ООО «Сантел» возможности выступать на рынках услуг по хранению авиатоплива и обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом в качестве участника таких рынков. При этом, весь объем авиатоплива, формируемый по результатам проведенного ПАО «Аэрофлот» тендера, одним из победителей которого был ООО «Сантел», реализован ТЗК «Шереметьево» с применением авиатоплива, принадлежащего ООО «РН-Аэро».

Результатом таких действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе ущемление интересов ПАО «Аэрофлот» и авиакомпании-партнеров ПАО «Аэрофлот», которым согласно протоколу № 01/2015 оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре могли оказываться услуги в аэропорту Шереметьево по более низкой цене.

Согласно информации, представленной письмом ПАО «Аэрофлот» от 08.12.2015 № 126-2537, среднемесячная стоимость поставки авиатоплива в 2015 г составляет:

ООО «РН-Аэро» - 29 174,71 руб. за тонну

ООО «Сантел» - 22 885,6 руб. за тонну

Таким образом среднемесячная стоимость поставки авиатоплива ООО «РН-Аэро» на 27% выше среднемесячной стоимости поставки авиатоплива ООО «Сантел».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовывать) такие товары.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Решением ФАС России от 24.12.2015 № 03/76981/15 по делу № 1-10-157/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства ЗАО «ТЗК Шереметьево» признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем уклонения от заключения с ООО «Сантел» договора об оказании услуг по заправке воздушных судов авиационным топливом и договора по хранению нефтепродуктов (авиационного топлива), что приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и на рынке услуг хранения авиационного топлива.

ЗАО ТЗК «Шереметьево» не согласилось с выводами, сделанными ФАС России и обжаловала предупреждение ФАС России от 21.07.2015 № АЦ/36773/15 и Решение ФАС России от 24.12.2015 № 03/76981/15 в Арбитражном суде.

Суды первой и второй инстанции поддержали ФАС России, о чем свидетельствуют соответствующие Решения Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2016 по Делу № А40-200844/2015-33-1417 и от 30.05.2016 по делу
№ А40-59424/16-121-605. Постановлениями Девятого Арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу № А40-200844/15 и от 06.09.2016 по делу № А40-59424/16 решения судов первой инстанции оставлены без изменений.

Таким образом, в действиях ЗАО «ТЗК Шереметьево» установлен факт совершения субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Ответственность за указанное правонарушение установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Место совершения ЗАО «ТЗК Шереметьево» административного правонарушения - 141400, Московская обл., Химки, Международный аэропорт Шереметьево.

Время совершения ЗАО «ТЗК Шереметьево» административного правонарушения: 15.01.2015 — 27.08.2015 - отказы ЗАО «ТЗК Шереметьево» в согласовании заявок ООО «Сантел».

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: совершение ЗАО «ТЗК Шереметьево» действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Субъект административного правонарушения: ЗАО «ТЗК Шереметьево» (адрес: 141400, Московская область, Химки, Международный аэропорт Шереметьево; дата регистрации в качестве юридического лица — 16.01.2004, ОГРН 1045009550376, ИНН 5047058580, КПП 504701001).

Субъективная сторона, как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.31-620/00-03-16 и установленных обстоятельств, у ЗАО «ТЗК Шереметьево» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ЗАО «ТЗК Шереметьево» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается Решением по делу № 1-10-157/00-03-15 от 24.12.2015, протоколом № 4-14.31-620/00-03-16 об административном правонарушении от 16.12.2016, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Срок давности привлечения ЗАО «ТЗК Шереметьево» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с пунктом 3 части 1 части 3.5 КоАП, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Рассматриваемое административное правонарушение выявлено антимонопольным органом 25.09.2015 (приказ ФАС России «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 25.09.2015 № 888/15), таким образом, расчет административного штрафа производится от суммы выручки за 2014 год, полученная ЗАО «ТЗК Шереметьево» от реализации услуг по хранению нефтепродуктов (авиационного топлива) представленная организацией письмом от 16.12.2016 № 05-2939 (вх. от 16.12.2016 № 187043/16).

Совокупная выручка от реализации услуг по всем видам деятельности  ЗАО «ТЗК Шереметьево» за 2014 год составляет 4 660 761 000 руб.

Размер выручки, полученной ЗАО «ТЗК Шереметьево» от реализации услуг по хранению нефтепродуктов (авиационного топлива) за 2014 год —
533 430 530 руб.

Размер выручки, полученной ЗАО «ТЗК Шереметьево» от реализации услуг по заправке воздушных судов авиационным топливом за 2014 год —
1 790 557 000 руб.

Для расчета административного штрафа используется выручка за 2014 год, полученная ЗАО «ТЗК Шереметьево», от реализации услуг по заправке воздушных судов авиационным топливом и услуг по хранению нефтепродуктов (авиационного топлива). Совокупная выручка за оказание данных услуг составила 2 323 988 000 рублей.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность установлено, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.31-620/00-03-16 обстоятельств отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 4.2, частью 2 статьи 14.31, а так же статьями 23.48 и 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ЗАО «ТЗК Шереметьево» (адрес: 141400, Московская область, Химки, Международный аэропорт Шереметьево; дата регистрации в качестве юридического лица — 16.01.2004 года, ОГРН 1045009550376, ИНН 5047058580, КПП 504701001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 49 480 632 (сорок девять миллионов четыреста восемьдесят тысяч шестьсот тридцать два) рубля 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133122200000658713

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны