Постановление №АЦ/42722/17 постановление о наложении штрафа по делу № 4-14.32-824/00-22... от 14 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-824/00-22-17

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «06» июня 2017 г.

В полном объеме постановление изготовлено «09» июня 2017 г.

 

Я, Статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковский Андрей Юрьевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-824/00-22-17, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭППЛ РУС» (далее — ООО «ЭППЛ РУС») (адрес: 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 5; ОГРН 5117746070019, ИНН 7707767220, КПП 770701001; дата регистрации юридического лица — 29.12.2011), в отсутствии законного представителя ООО «ЭППЛ РУС», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-824/00-22-17, в присутствии защитника <...> по доверенности (от 22.08.2016 № Б/Н), которой разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) , а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 08.08.2016 № 1113/16 возбуждено дело в отношении группы лиц в составе ООО «Эппл Рус», компании Apple Holding B.V., компании Apple Sales Ireland, компании Apple Operations International, компании Apple Inc. по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела № 1-11-59/00-22-16 Комиссия ФАС России (далее – Комиссия) 27.03.2017 приняла решение (исх. № АЦ/20961/17 от 27.03.2017) (далее – Решение), которым установлено следующее.

В 2013 году ООО «Эппл Рус» начало осуществлять хозяйственную деятельность (импорт смартфонов, оптовые продажи, розничные продажи через Онлайн-магазин Apple в Российской Федерации, назначение авторизованных реселлеров смартфонов), в связи с чем все первичные продажи были сконцентрированы ООО «Эппл Рус», что позволило данному обществу осуществлять координацию экономической деятельности реселлеров.

Перед выходом каждой новой модели смартфонов Apple iPhone розничные цены на них определялись Apple Inc. для реализации через Онлайн-магазин Apple в Российской Федерации и доводились до сведения ООО «Эппл Рус», которое осуществляет розничную торговлю через указанный магазин, после чего ООО «Эппл Рус» публиковало пресс-релизы, в которых содержалась информация обо всех ценах на новые модели смартфонов (кроме пресс-релизов по моделям смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus).

При этом, с даты начала продаж каждой новой модели смартфонов Apple iPhone большинство реселлеров устанавливало и поддерживало в течение ограниченного периода времени одинаковые розничные цены, которые совпадали с ценами из пресс-релизов, опубликованных ООО «Эппл Рус» (с ценами в Онлайн-магазине Apple), допуская незначительные колебания, как правило, в пределах 9 рублей.

Помимо этого, с адресов электронной почты в домене apple.com, в адрес некоторых реселлеров, как закупающих смартфоны у ООО «Эппл Рус», так и осуществляющих закупки смартфонов у дистрибьюторов, работники ООО «Эппл Рус» направляли прайс-листы и текст пресс-релиза от 28.09.2015, содержащие розничные цены на смартфоны.

После рассылки работниками ООО «Эппл Рус» прайс-листов, содержащих розничные цены на смартфоны Apple iPhone, имели место случаи снижения и (или) повышения цен реселлерами в один и тот же период до одинакового уровня.

Также установлено, что цены на смартфоны Apple iPhone, по которым реселлеры закупали данные смартфоны у ООО «Эппл Рус» и дистрибьюторов, различались. Также отличаются действующие у реселлеров механизмы ценообразования, при определении цены учитываются разные факторы (стоимость транспортировки в регионы, затраты на рекламу, иные затраты, связанные с реализацией продукции в розницу, прогнозируемые объёмы продаж и др).

При этом, в отдельных случаях ООО «Эппл Рус» осуществляло контроль за ценами, устанавливаемыми реселлерами на смартфоны Apple iPhone, и в случае установления «неподходящей» цены ООО «Эппл Рус» оказывало на реселлеров давление с целью её изменения путем направления писем с адресов электронной почты в домене apple.com, закрепленных за работниками ООО «Эппл Рус».

Также, условия как прямых, так и непрямых договоров с ООО «Эппл Рус» на закупку и перепродажу смартфонов Apple iPhone могли быть использованы для целей склонения реселлеров к соблюдению рекомендованных розничных цен (условия об одностороннем расторжении договора, отмене размещённого партнером заказа).

Таким образом, осуществление ООО «Эппл Рус» координации экономической деятельности реселлеров включало в совокупности следующие элементы:

– осуществление рассылки прайс-листов и пресс-релизов, содержащих розничные цены на смартфоны Apple iPhone, с адресов электронной почты в домене apple.com в адрес реселлеров, как закупающих смартфоны у ООО «Эппл Рус», так и осуществляющих закупки смартфонов у дистрибьюторов;

– в отдельных случаях осуществление ООО «Эппл Рус» контроля за ценами, устанавливаемыми реселлерами на смартфоны Apple iPhone, посредством направления электронных писем с целью изменения данных цен;

– наличие как в прямых, так и в непрямых договорах с ООО «Эппл Рус» на закупку и перепродажу смартфонов Apple iPhone различных условий, которые могли использоваться для склонения реселлеров к соблюдению рекомендованных розничных цен (условия об одностороннем расторжении договора, отмене размещённого партнером заказа).

При этом ФАС России не установлено осуществление незаконной координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone в отношении моделей смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus, поскольку не подтверждено поддержание цен на указанные модели в течение периодов времени, аналогичных периодам, о которых Комиссия сделала выводы по результатам изучения розничных цен на остальные модели смартфонов Apple iPhone (iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

Также, в 2016 году ООО «Эппл Рус» изменило практику публикации пресс-релизов о выходе новых моделей смартфонов Apple iPhone в части указания розничных цен на данные смартфоны. Пресс-релизы ООО «Эппл Рус», опубликованные перед выходом моделей смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus, не содержали информацию о ценах на новые модели смартфонов в рамках розничных продаж в целом, как это было с пресс-релизами по предыдущим моделям смартфонов, а касались только цен в Онлайн-магазине Apple.

Из всего вышеизложенного следует, что ООО «Эппл Рус» в период с 25.10.2013 по 04.04.2016 осуществляло координацию экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone (моделей смартфонов Apple iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

Решением ООО «Эппл Рус» признано нарушившим часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone, которая привела к установлению и поддержанию цен на смартфоны Apple iPhone (модели смартфонов iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

ФАС России также установлено, что ООО «Эппл Рус» имело возможность для соблюдения правил и норм, закреплённых Законом о защите конкуренции, однако ООО «Эппл Рус» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 данной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

Нарушение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность в соответствии с частью 5 статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) (в редакции Федерального закона от 17.04.2017 74-ФЗ).

Выявленное административное правонарушение было совершено в период с 25.10.2013 по 04.04.2016. В указанный период действовала норма КоАП, изложенная в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ, в соответствии с которой ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП. Санкция по части 2 статьи 14.32 КоАП в указанной редакции предусматривала наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей. По новой редакции (изменения в соответствии с Федеральным законом от 17.04.2017 74-ФЗ) ответственность по части 5 статьи 14.32 КоАП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

В связи с тем, что санкция в отношении юридического лица предусмотренная частью 5 статьи 14.32 КоАП, осталась без изменения, (не предусматривает уменьшения размера штрафа и (или) введения альтернативного вида наказания для юридического лица) указанное правонарушение согласно части 1 статьи 1.7 КоАП, необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.32 КоАП (в редакции Федерального закона от 17.04.2017 74-ФЗ).

Время совершения административного правонарушения – с 25.10.2013 по 04.04.2016 г.

Место совершения административного правонарушения – г. Москва, ул. Петровка, д. 5.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением ФАС России по делу № 1-11-59/00-22-16 от 27.03.2017 (исх. от 27.03.2017 № АЦ/20961/17), протоколом № 4-14.32-824/00-22-17 об административном правонарушении от 26.05.2017, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: выразилось в осуществлении координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone, которая привела к установлению и поддержанию цен на смартфоны Apple iPhone (модели смартфонов iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

Субъект административного правонарушения: ООО «Эппл Рус» (адрес: 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 5; ОГРН 5117746070019, ИНН 7707767220, КПП 770701001 ; дата регистрации юридического лица — 29.12.2011).

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ООО «Эппл Рус» имелась возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом о защите конкуренции, однако ООО «Эппл Рус» не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 14.32 КоАП.

Срок давности привлечения ООО «Эппл Рус» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ООО «Эппл Рус»: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.32-824/00-22-17 обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, статьей 4.2 КоАП, частью 5 статьи 14.32 КоАП, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ООО «Эппл Рус» (адрес: 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 5; ОГРН 5117746070019, ИНН 7707767220, КПП 770701001 ; дата регистрации юридического лица — 29.12.2011), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 750 000 рублей (один миллион семьсот пятьдесят тысяч рублей) 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133061900000837626

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 стати 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

А.Ю. Цариковский

Связанные организации

Связанные организации не указаны