Постановление №АЦ/66953/17 постановление о прекращении производства по делу № 4-14.32-1... от 28 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об

административном правонарушении № 4-14.32-1227/00-22-16

 

«18» сентября 2017 г. г. Москва

 

Я, Статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковский Андрей Юрьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-1227/00-22-16, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (далее - ООО «Госнорматив») (адрес: 129085, г. Москва, пр-т. Мира, д. 95, стр. 1; ИНН 7728728863, ОГРН 1107746187768, КПП 771701001; дата регистрации в качестве юридического лица — 12.03.2010), в отсутствии законного представителя ООО «Госнорматив», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела № 4-14.32-1227/0-22-16 об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 28.12.2015 № 1324/15 возбуждено дело № 1-16-228/00-22-15 по признакам нарушения федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее также – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»), федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (далее также – ФАУ «ФЦЦС») и обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (далее – ООО «Госнорматив») пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела № 1-16-228/00-22-15 Комиссия ФАС России 21.09.2016 (далее – Комиссия) приняла решение (исх. от 22.09.2016 № 22/65554/16, далее – Решение), которым установлено следующее.

В период до 02.10.2013

1

Дата размещения извещения о проведении закупки № 31300584519, согласно которому закупка работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости осуществлялась в форме закупки у единственного поставщика.

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» заключили антиконкурентное соглашение (далее – Соглашение).

 

Целью Соглашения являлось ограничение конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Соглашение реализовывалось до 04.07.2014

2

Дата последнего платежа по договору от 04.10.2013 № 18/09-2013И, заключённому между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

.

 

Реализация Соглашения включала четыре взаимосвязанных элемента:

1) непринятие ФАУ «ФЦЦС» (в нарушение ряда поручений) мер по разработке индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (22.02.2012 – 02.10.2013);

2) непроведение ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (29.08.2013 – 02.10.2013);

3) направление ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций в отношении связанной с ФАУ «ФЦЦС» организации – ООО «Госнорматив» – с целью выбора данного общества в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (02.10.2013 – 03.10.2013);

4) следование ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендации ФАУ «ФЦЦС» о выборе ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (04.10.2013 – 04.07.2014), а также заключение ООО «Госнорматив» договора от 04.10.2013 № 18/09-2013И с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

С февраля 2012 года по август 2013 года на ряде совещаний с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и различных государственных организаций, посвященных вопросам строительства космодрома «Восточный», была обозначена проблема отсутствия сметно-нормативной базы, учитывающей организационно-технологические особенности строительства объектов данного космодрома, и необходимость её разработки.

В связи с этим предполагалось, что будут разработаны индивидуальные сметные нормативы и индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Разработать указанные нормативы и индексы должно было подведомственное федеральному органу исполнительной власти в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Министерству регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России), Федеральному агенству по строительству и жилищно-комунальному хозяйству (далее – Госстрой), Министерству строительство Российской Федерации (далее – Минстрой России)) учреждение – ФАУ «ФЦЦС».

Затягивая сроки, установленные рядом поручений, ФАУ «ФЦЦС» разработало индивидуальный норматив – Методику определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» – только к маю 2013 г. Далее предполагалась разработка индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» для перевода цен от уровня 2001 года в текущие.

Все исходные данные для разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» представлялись в адрес ФАУ «ФЦЦС», однако разработка индексов была осуществлена ООО «ЦНИИМЦЕН» и ООО «Госнорматив» – организациями, связанными с ФАУ «ФЦЦС».

Подрядчик строительства космодрома «Восточный» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ФАУ «ФЦЦС» совместно определили ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» путём дачи ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций об ООО «Госнорматив».

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» без проведения конкурентных процедур заключил с ООО «Госнорматив» договор на сумму 320 104 550,00 рублей.

Данную закупку работ по расчёту индексов, в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», возможно было осуществить посредством проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок. Однако ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» осуществил закупку работ у единственного поставщика, мотивируя её возникновением условий невозможности исполнения собственных договорных обязательств в установленный срок, для предотвращения последствий которых необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно.

Использование вышеуказанного основания для осуществления закупки у единственного поставщика стало возможным вследствие непринятия ФАУ «ФЦЦС» мер по разработке индексов и явилось инструментом ограничения конкуренции при закупке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», так как в случае проведения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентной процедуры с целью определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индексов в ней могли бы принять участие и иные хозяйствующие субъекты, действующие на соответствующем рынке и способные предложить выгодные условия и стоимость выполнения работ.

Также ФАС России проведено исследование рынка работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», по результатам которого составлен краткий отчёт об исследовании рынка от 04.07.2016.

В соответствии с вышеуказанным отчётом в период с 22.02.2012 по 07.11.2013 на рынке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», являвшемся федеральным рынком, помимо ООО «Госнорматив», могли действовать (действовали) иные хозяйствующие субъекты, например, государственное автономное учреждение Московской области «Московская областная государственная экспертиза», общество с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве», общество с ограниченной ответственностью «Томский Центр Ценообразования в Строительстве».

При этом ФАУ «ФЦЦС» в ходе разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» исполняло функции федерального органа исполнительной власти (Минрегиона России, Госстроя), вследствие чего рекомендации ФАУ «ФЦЦС» оказали влияние на принятие решения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» о заключении договора на разработку индивидуальных индексов для объектов космодрома «Восточный» с ООО «Госнорматив», связанным с ФАУ «ФЦЦС», а также на принятие решения Спецстроем России о согласовании крупной сделки между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

Разработанные индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» были утверждены Межведомственной рабочей группой Роскосмоса и Спецстроя России еще до сдачи ООО «Госнорматив» работ по их расчёту. После утверждения данных индексов они были рассмотрены ФАУ «ФЦЦС», по результатам чего было принято положительное заключение, подписанное лицами, являвшимися одновременно работниками ФАУ «ФЦЦС» и ООО «ЦНИИМЦЕН», а индексы внесены в федеральный реестр сметных нормативов.

Кроме того, после разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» ФАУ «ФЦЦС» по обращению Спецстроя России было выдано заключение, «легализовавшее» стоимость работ по расчёту индексов, выполненных связанными с ФАУ «ФЦЦС» организациями, также обеспечившее реализацию антиконкурентного соглашения.

Комиссией ФАС России установлено, что действия участников антиконкурентного соглашения, в том числе ООО «Госнорматив», привели к ограничению доступа на рынок работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

Решением по делу № 1-16-228/00-22-15 ООО «Госнорматив» признано нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения между организацией, осуществлявшей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами и участии в данном соглашении.

Ограничение доступа на товарный рынок выразилось в непроведении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов космодрома «Восточный», в связи с чем иные, кроме ООО «Госнорматив», хозяйствующие субъекты, обладающие соответствующими техническими ресурсами и квалифицированными специалистами, не имели возможности принять участие в процедуре закупки работ по расчёту указанных индексов, предложив конкурентоспособные условия и стоимость выполнения работ.

Установлено, что ООО «Госнорматив» имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом о защите конкуренции, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)).

Нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Время совершения административного правонарушения — с 02.10.2013 по 04.07.2014.

Место совершения административного правонарушения — 129085, г. Москва, пр-т Мира, д. 95, стр. 1.

Решение по делу № 1-16-228/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства, оспорено ООО «Госнорматив» в судебном порядке (дело № А40-228874/2016).

Решением арбитражного суда г. Москвы по делу
А40-228874/2016 решение по делу № 1-16-228/00-22-15 признано незаконным и отменено полностью.

Как следует из части 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Как определено частью 1 статьи 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Наличие события административного правонарушения указано в пункте 1 статьи 26.1 КоАП в качестве одного из первых обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

На основании изложенного и в соответствии с частью 1 статьи 2.1, частью 1 статьи 14.32, пунктом 1 части 1 статьи 24.5, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 4-14.32-1227/00-22-16, возбужденному в отношении ООО «Госнорматив» (адрес: 129085, г. Москва, пр-т. Мира, д. 95, стр. 1; ИНН 7728728863, ОГРН 1107746187768, КПП 771701001; дата регистрации в качестве юридического лица — 12.03.2010), прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Ю. Цариковский

Связанные организации

Связанные организации не указаны