Постановление №ЦА/31313/17 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 10 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-1570/00-06-16

 

«05» мая 2017 г.                                                                                        г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-1570/00-06-16, возбужденного в отношении <...>, в отсутствии <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-1570/00-06-16, в присутствии защитника по доверенности <...> (по доверенности № 6-1736 от 16.12.2016), которому разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а так же права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП,

 

УСТАНОВИЛ:

ФАС России рассмотрено дело № 1-00-187/00-06-15 в отношении Правительства Белгородской области (308005, г. Белгород, площадь Соборная, 4), Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области (308000, г. Белгород, ул. Попова, 24), Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области (308000, г. Белгород, пр. Славы, 72), Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области (ИНН 3123232529, адрес: проспект Славы, д. 28, офис 832, г. Белгород, 308000), Фонда содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктуры области (ИНН 3123163515, адрес: Соборная площадь, д. 4, г. Белгород, 308005), ООО «Дирекция инвестиционного развития» (ИНН 3123319868, адрес: ул. Победы, д.85, корп.17, г. Белгород, Белгородская обл., 308015), ОАО «Корпорация «Развитие» (ИНН 3123226677, адрес: ул. Победы, д.85, корп.17, г. Белгород, Белгородская обл., 308015), ООО «Зеленая долина-Агро» (ИНН 3123308979, адрес: ул. Транспортная, д.22, п. Северный, Белгородский р-н, Белгородская обл., 308519), ООО «Молочная компания «Зеленая долина-2» (ИНН 3123301839, адрес: ул. Молодежная, село Купино, р-н Шебекинский, Белгородская область, 309263), АО «Молочная компания «Зеленая долина» (ИНН 3102206359, адрес: ул. Майская, д.17, село Хохлово, Белгородский р-н, Белгородская область, 308572), ООО «Нива» (ИНН 3123299210, адрес: Село Прелестное, животноводческий комплекс ЗАО «Прелестное», Прохоровский р-н, Белгородская обл., 309004), ОАО «Новопесчанское» (ИНН 3128085589, адрес: ул. Заводская, село Песчанка, р-н Старооскольский, Белгородская область, 305539), СКПК «Лотос» (ИНН 3123297276 , адрес: ул. Транспортная, д.22, поселок Северный, р-н Белгородский, Белгородская область, 308519), ООО «Молочная компания «Северский Донец» (ИНН 3102634788, адрес: село Мелихово, р-н Корочанский, Белгородская обл., 309201), ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс» (ИНН 3128053185, адрес: ул. Первой конной армии, д.67, г. Старый Оскол, Белгородская область, 309506), ОАО «Белвино» (ИНН 3124010381, адрес: 308015, г. Белгород, ул. Чичерина, 50), ООО «Группа компаний «Зеленая долина» (ИНН 3121183308, адрес: 308009, г. Белгород, ул. Дзгоева, д. 4) по признакам нарушения статьи 16Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела № 1-00-187/00-06-15 Комиссия ФАС России 17.08.2016 приняла решение (исх. от 17.08.2016 № 06/57239/16) (далее - Решение), которым установлено следующее.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы внеплановой выездной проверки деятельности Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области (в настоящее время переименован в Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области) (далее — Департамент АПК), Фонда содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктуры Белгородской области (далее - Фонд развития) и Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области (далее – Фонд продвижения) (приказы ФАС России от 15.05.2015 №№ 362/15, 363/15, 364/15 «О проведении внеплановой выездной проверки» и приказы ФАС России от 17.06.2015 № 483/15, 484/15, 485/15 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки»).

Исходя из материалов внеплановых выездных проверок, дополнительной информации, представленной в соответствии с определениями, ФАС России было установлено следующее.

Фонд продвижения создан в целях продвижения продукции (работ, услуг) белгородских производителей, в том числе продукции (работ, услуг) производственных, строительных, перерабатывающих предприятий области, предприятий области, оказывающих различного рода услуги, выполняющих различного рода работы, являющихся участниками (исполнителями) белгородских областных (либо муниципальных) программ и (или) областных (или муниципальных) инвестиционных проектов, содействия расширению рынка сбыта готовой продукции (работ, услуг) белгородских производителей. 

Для реализации уставных целей Фонд продвижения привлекает добровольные имущественные взносы и пожертвования и направляет их на организацию и проведение мероприятий, указанных в качестве целей деятельности Фонда продвижения.

Высшим руководящим органом Фонда продвижения в соответствии с его Уставом является Правление  Фонда, персональный состав которого утверждается Учредителем.

В соответствии с Уставом Фонд продвижения осуществляет следующие виды деятельности: оказание финансовой, консультационной, экспертной, научно-технической и иной помощи организациям, реализующим проекты, а также осуществляющим выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретает и реализовывает ценные бумаги, создает хозяйственные общества или участвует в них в качестве учредителя.

Фонд продвижения осуществляет выдачу займов хозяйствующим субъектам и  получает доход в виде процентов за пользование займами.

Таким образом, Фонд продвижения, как некоммерческая организация осуществляет хозяйственную деятельность, приносящую ей доход, следовательно, является хозяйствующим субъектом согласно статье 4 Закона о защите конкуренции.

Финансирование Фонда продвижения осуществляется путем перечисления на его расчетный счет добровольных пожертвований. Принятие пожертвований осуществляется по заключенным соглашениям жертвователей с Фондом продвижения.

Источником финансирования Фонда продвижения являются добровольные целевые пожертвования лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере АПК.

Средства Фонда продвижения, полученные в качестве добровольных пожертвований, расходуются на выдачу целевых займов, благотворительную помощь, агентское вознаграждение.

Реализация уставной деятельности и определение основных принципов, порядка и условий финансирования за счет средств Фонда продвижения в 2014 году осуществлялись в соответствии со следующими положениями:

1. Положение «О порядке финансирования за счет средств Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области на реализацию проектов и (или) мероприятий по формированию условий и механизмов, направленных на продвижение продукции производителей Белгородской области и контроля за их целевым использованием», утвержденное протоколом заседания Правления Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области от 31.07.2013 № 2 (далее – Положение 1);

2. Положение «О порядке финансирования за счет средств Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области на реализацию проектов и (или) мероприятий по формированию условий и механизмов, направленных на продвижение продукции производителей Белгородской области и контроля их целевого использования», утвержденное Решением Правления Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области (протокол № 26 от 24.04.2014) (далее – Положение 2);

3. Положение «О порядке финансирования за счет средств Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области на реализацию проектов и (или) мероприятий по формированию условий и механизмов, направленных на продвижение продукции производителей Белгородской области и контроля их целевого использования», утвержденное Решением Правления Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области (протокол № 42 от 27.09.2014) (далее – Положение 3);

Финансирование хозяйствующих субъектов в соответствии с условиями указанных Положений осуществляется Фондом продвижения путем отбора заявок.

В соответствии с пунктом 1.3. Положения 1 финансирование за счет средств Фонда продвижения предоставляется на безвозмездной, безвозвратной основе, на основании решения Правления Фонда. В соответствии с пунктом 1.4. средства Фонда так же могут быть предоставлены в виде краткосрочных целевых займов на основании решения Правления Фонда продвижения.

В соответствии с частью 2 Положения 1 определен Порядок финансирования проектов и мероприятий за счет средств Фонда продвижения на безвозмездной, безвозвратной основе. Отбор заявок на финансирование для принятия решения о финансировании проектов и мероприятий за счет Фонда осуществляется при фактическом либо планируемом поступлении денежных средств на расчетный счет Фонда, образующих имущество Фонда.

Правление Фонда продвижения принимает решение, оформляемое протоколом, о сроке проведения отбора, условиях и порядке размещения информационной карты о проведении отбора.

Исполнительный директор Фонда продвижения в течение 3 дней с момента утверждения протокола размещает на сайте Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства информационную карту конкурса. Он же организует прием, регистрацию, проверку заявок на участие в отборе в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации, и передает заявки в Правление Фонда.

Правление Фонда продвижения рассматривает заявки и принимает решение о финансировании (об отказе в финансировании).

Решение Правления Фонда продвижения оформляется протоколом, утверждаемым председателем Правления Фонда, либо при его отсутствии членом Правления, выбранным на заседании Правления в качестве председательствующего и является окончательным и пересмотру не подлежит.

Исполнительный директор Фонда продвижения в течение 3 рабочих дней направляет заявителю выписку из протокола заседания Правления Фонда о принятом решении.

В целях формирования имущества Фонда продвижения финансирование мероприятий и (или) проектов может осуществляться на возмездной, возвратной основе в виде краткосрочных (на срок не более 1 года) или долгосрочных (на срок не более 20 лет) целевых займов.

Согласно пункту 1.3. Положений 2, 3 финансирование за счет средств Фонда продвижения  предоставляется на возмездной, возвратной основе, при соблюдении принципа целевого использования, на основании решения Правления Фонда в виде целевых займов.

Получателями краткосрочных целевых займов могут быть юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Белгородской области и осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Белгородской области. Краткосрочные целевые займы юридическим лицам могут быть предоставлены Фондом для пополнения оборотных средств в ходе реализации проектов и мероприятий, соответствующих целям и задачам, предусмотренным Уставом Фонда продвижения.

Процентная ставка за пользование заемными средствами на краткосрочной основе устанавливается в размере 8,5 % годовых.

Предоставление краткосрочного займа осуществляется на основании заявки юридического лица с приложением документов.

Получателями долгосрочных целевых займов могут быть юридические лица, которые являются непосредственными исполнителями и (или) организаторами проектов и мероприятий, предусмотренных областными (либо муниципальными) целевыми программами и (или) областными (или муниципальными) инвестиционными программами либо подавшие заявки на участие в таких программах, зарегистрированные в установленном порядке на территории Белгородской области, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Белгородской области, владеющие ресурсами, необходимыми для исполнения таких проектов и мероприятий, предусмотренных областными либо муниципальными целевыми программами и (или) областными (или муниципальными) инвестиционными программами, такие как земельные угодия, производственные мощности, специальная техника (сельскохозяйственная, строительная), технологическое оборудование.

Процентная ставка за пользование заемными средствами на долгосрочной основе устанавливается в размере 0,1% годовых.

Правление Фонда продвижения рассматривает заявки и принимает решение о финансировании (об отказе в финансировании).

Решение Правления Фонда продвижения оформляется протоколом, утверждаемым председателем Правления Фонда, либо при его отсутствии членом Правления, выбранным на заседании Правления в качестве председательствующего и является окончательным и пересмотру не подлежит.

Исполнительный директор Фонда продвижения в течение 3 рабочих дней направляет заявителю выписку из протокола заседания Правления Фонда о принятом решении.

В случае принятия решения об отказе в финансировании причины отказа заявителю не сообщаются.

Заявители, которым отказано в финансировании за счет средств Фонда, имеют право повторно участвовать в отборе на общих основаниях.

Исполнительный директор Фонда продвижения в течение 3 рабочих дней на основании протокола заседания Правления Фонда заключает договоры с прошедшими отбор заявителями, осуществляет перечисление денежных средств на их расчетный счет.

Участниками отбора являются юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Белгородской области не менее 1 года.

В ходе проведения выездных проверок Департамента АПК, Фонда продвижения и Фонда развития были получены документы, которые приобщены к материалам дела. В частности, были получены документы, которые могут указывать на признаки нарушения антимонопольного законодательства:

1. Копия документа об организации контроля поступлений и расходования средств внебюджетных фондов в 2014 году (далее - Протокол).

В соответствии с пунктом 1 Протокола Департаменту АПК поручалось обеспечить возврат денежных средств во внебюджетные фонды сельскохозяйственными товаропроизводителями, финансируемых из средств бюджета области:

- в Фонд содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктур области в сумме 1 655 504 тыс. руб.;

- в Фонд продвижения продукции производителей Белгородской области в сумме 1 260 000 тыс. руб.;

- кроме этого обеспечить перечисление 15% от федеральных средств по экономически значимым программам в сумме 177 623 тыс. руб. в Фонд продвижения продукции производителей Белгородской области.

В соответствии с пунктом 2 Протокола <...>, который является председателем Совета директоров ООО «Группа компаний «Зеленая долина», поручалось обеспечить поступления в областной бюджет акцизов от алкогольной продукции за реализацию водки за пределы области в 2014 году в сумме 1 500 000 тыс. рублей.

Из Фонда продвижения направить в 2014 году:

· на расширение рынков сбыта продукции предприятий-производителей Белгородской области 560 000 тыс. рублей;

·  на реализацию программ по развитию сельского хозяйства 700 000 тыс. рублей.

Реализовать инвестиционную программу по развитию сельского хозяйства на сумму не менее 2 800 000 тыс. рублей.

2.  Копии справок, содержащих информацию о перечислении средств в Фонды и областной бюджет предприятиями АПК Белгородской области на различные даты, в частности, на 23.06.2014, 24.06.2014, 07.07.2014, 21.07.2014, 25.08.2014, 31.03.2015.

Исходя из информации, содержащейся в указанных справках Департамента АПК, в Фонд продвижения перечисляются «возратные» средства, выплаченные сельхозтоваропроизводителям из областного бюджета в виде субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, краткосрочным кредитам в растениеводстве и животноводстве, субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. В Фонд развития перечисляются средства, выплаченные в виде субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, субсидий на оказание несвязанной поддержки, экономически значимым региональным программам, субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидий на элитное семеноводство, субсидий на поддержку закладки, раскорчевки и ухода за многолетними насаждениями, субсидий на компенсацию части затрат на реализованное товарное молоко.   В Фонд социальной поддержки – средства, выплаченные в виде субсидий на элитное семеноводство. Кроме того, согласно полученной информации, 15% от средств федерального бюджета, полученных сельхозтоваропроизводителями по экономически значимым региональным программам перечисляются в Фонд продвижения.

3. Документ под наименованием «проект бюджета на 2014 год по отрасли сельское хозяйство», подписанный <...> (том № 1 материалов проверки, стр. 155-159), согласно которому запланирован возврат средств, выданных сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий: в Фонд развития в сумме 1 655 504 тыс.руб., в Фонд продвижения в сумме 1 260 000 тыс. руб.

4. Копия подготовленного Департаментом АПК Реестра сельхозтоваропроизводителей, содержащего сведения о полученных из областного бюджета суммах субсидий в рамках государственной поддержки сельского хозяйства, а также сведения о перечисленных денежных средствах во внебюджетные фонды.

5. Реестр лиц, осуществляющих пожертвования в Фонд развития.

6. Реестр получателей средств Фонда развития.

7. Копии писем Фонда продвижения, направленных в адрес сельхозтоваропроизводителей, с просьбой оказания финансовой помощи.

8. Копии оборотно-сальдовых ведомостей Фонда продвижения по счетам 50, 51 и 86.3 за период с 01.08.2013 по 31.12.2014.

9. Копия агентского договора от 11.01.2014 № 1, заключенного между Фондом продвижения и ООО «Регион» (с приложением отдельных отчетов).

В материалах антимонопольного дела имеется документ в виде таблицы «Перечислено в ФОНДЫ и в областной бюджет  предприятиями АПК Белгородской области по состоянию на 15.09.2014 (график от 22.01.2014)», а также иные справки, содержащие информацию о контроле перечисления средств в фонды, подготовленные специалистами Департамента АПК.

Таким образом, Департамент АПК  на постоянной основе вел учет перечислений финансовых средств в Фонд развития, Фонд продвижения, сопоставляя их с суммами средств, полученными сельхозтоваропроизводителями из областного бюджета в  виде субсидий по различным направлениям государственной поддержки сельского хозяйства. Такой учет средств осуществлялся Департаментом АПК как в целом по отрасли, так и по конкретным сельхозтоваропроизводителям.

Также в материалах дела имеется копия документа, названного «Проект бюджета на 2014 год по отрасли сельское хозяйство», подписанного руководителем Департамента АПК <...> (том 1 материалов проверки, стр. 155-159), согласно которому в 2014 году в рамках финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и рыболовства Белгородской области на 2013-2016 годы планировалось выделить по всем направлениям государственной поддержки 15 874 832 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 11 893 536 тыс. руб. и из областного бюджета 3 981 296 тыс. руб.

При этом, планировалось перечислить во внебюджетные Фонды 2 797 299 тыс. руб., в том числе 2 619 676 тыс. руб. средств, полученных сельхозтоваропроизводителями из областного бюджета в рамках государственной поддержки, что составляет 68,89% от общей суммы средств выделенных на субсидирование из средств областного бюджета, и 177 623 тыс.руб. из федерального бюджета (15% от общей суммы средств, выданных сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета в рамках субсидирования экономически значимых программ Белгородской области). Комиссия ФАС России установила, что указанные показатели сопоставимы с объемами средств, указанными в пункте 1 Протокола.

Из материалов дела следует, что основным источником финансирования Фонда продвижения являются средства хозяйствующих субъектов, действующих на агропродовольственных рынках и получивших субсидии.

Объемы средств, поступивших в Фонд продвижения от сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидии, составляет 955 369,8 тыс.руб., что составляет 90 % от суммы всех перечисленных денежных средств в 2014 году в Фонд продвижения.

При этом сумма добровольных пожертвований в Фонд продвижения и Фонд развития хозяйствующими субъектами, действующими на агропродовольственных рынках Белгородской области, сопоставима с суммами средств, полученных ими в виде субсидий из областного бюджета в рамках государственной поддержки сельского хозяйства.

Данный вывод сделан в Решение исходя из материалов хозяйствующих субъектов, представленных в ФАС России согласно Определению от 24.12.2015  № 06/75228/15  и приобщенных к материалам дела.

Так, например, ЗАО «Приосколье» за период с 28.03.2014 по 24.12.2014  получило из бюджета Белгородской области 91 752, 41 тыс.руб. в качестве субсидий в рамках государственной поддержки сельского хозяйства, и перечислило в Фонд развития и Фонд продвижения за аналогичный период 91 612,0 тыс.руб.

ЗАО «Новооскольский комбикормовый завод» за указанный период получило 16 914,0 тыс.руб. субсидий из областного бюджета и перечислило во внебюджетные фонды – 16 913,00 тыс. руб.

ООО «Лабазъ» - получило субсидии из областного бюджета в сумме 24 012 тыс.руб. и перечислило во внебюджетные фонды 24 004 тыс. руб.

ФАС России установила, что финансирование Фонда развития и Фонда продвижения в 2014 году осуществлялось путем добровольных пожертвований хозяйствующих субъектов, действующих на агропродовольственных рынках Белгородской области и являющихся получателями субсидий из бюджета по различным направлениям в рамках государственной поддержки сельского хозяйства.

Объем средств, поступивших в указанные фонды в 2014 году в качестве добровольных пожертвований сопоставим с объемом средств, указанном в пункте 1 Протокола.

Как установлено ФАС России с целью обеспечения поступления средств во внебюджетные фонды Правительством Белгородской области были приняты меры, путем внесения изменения в Порядок управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, в части определения ставок арендной платы, который определяется постановлением Правительства области от 10.02.2006 № 36-пп.

Согласно внесенным изменениям ставка арендной платы за 1 гектар сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, переданных в аренду для ведения сельскохозяйственного производства, определяется в размере рыночной стоимости арендной платы за 1 гектар земель сельскохозяйственного назначения по Белгородской области. При этом, для хозяйствующих субъектов, заключивших с организацией, целью и предметом деятельности которой является содействие и поддержка социальной инфраструктуры области соглашения о целевом пожертвовании финансирования работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений (автомобильных дорог в сельской местности), а также на строительство автомобильных дорог общего пользования на территории области, ставки арендной платы остались прежними – приравнивается к средневзвешенной стоимости 1 центнера пшеницы в Белгородской области.

Согласно пояснениям Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, представленных письмом от 10.12.2015 № 11-08/6580, ставки арендной платы за 1 гектар сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, переданных в аренду для ведения сельскохозяйственного производства, в 2014 году определялись на основании Порядка  управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 10.02.2006 № 36-пп «О порядке управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области» в действующей на тот момент редакции (ред. постановлений Правительства Белгородской области от 24.10.2011 № 383-пп, от 08.07.2013 № 270-пп) (далее - Порядок).

Согласно разделу 3 Порядка размер арендной платы в год за 1 гектар переданного в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (пашня), находящегося в государственной собственности Белгородской области, приравнивается к средневзвешенной стоимости 1 центнера фуражной пшеницы в Белгородской области. На 2014 год размер арендной платы, определенной на основании Порядка, составил 700 рублей за 1 гектар в год. Рыночная оценка не производилась, так как это не было предусмотрено Порядком.

Постановлением Правительства Белгородской области от 29.09.2014 № 368-пп в Порядок внесены изменения, согласно которым арендная плата определялась в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, а для арендаторов в перечне, утвержденном Правительством области не позднее 1 ноября отчетного года, в соответствии с абзацем 4-6 пункта 3 раздела 3 Порядка в размере арендной платы, приравненной к средневзвешенной стоимости 1 центнера фуражной пшеницы в Белгородской области. На 2015 год этот размер составил 800 рублей за 1 гектар в год.

Во исполнение данного пункта была проведена оценка рыночной стоимости арендной платы за 1 гектар земель сельскохозяйственного назначения по Белгородской области с установленным видом разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства» по состоянию на 20.10.2014 (Отчет № 196/14 ООО об оценке рыночной стоимости арендной платы в год за 1 гектар земель сельскохозяйственного назначения по Белгородской области с установленным видом разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства» по состоянию на 20 октября 2014 года «Оценочная фирма «Профессионал»). Согласно данному отчету рыночная стоимость арендной платы составила 4 999,95 рублей/га в год.

В период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства постановлением Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 422-пп «О внесении изменений в постановление Правительства области от 10 февраля 2006 года № 36-пп» внесены изменения в Порядок, согласно которым арендная плата в год использования земельного участка за 1 гектар определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и утверждается распорядительным документом Правительства области, опубликованным в источнике опубликования нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Согласно представленным Фондом продвижения материалам, в 2014 году на финансирование проектов и мероприятий за счет Фонда было предусмотрено в соответствии с заключенными договорами 1 574 779 тыс. руб., при этом за указанный период фактически было перечислено средств на сумму 1 450 840 тыс. руб. (том № 1 материалов дела стр. 135).

Фонд продвижения осуществлял безвозмездные добровольные пожертвования на различные образовательные, культурные, общественные программы и мероприятия на общую сумму 70 761 тыс. руб., что составляет 4,8% от суммы всех выданных в 2014 году средств.

Кроме того, в 2014 году по заявкам на финансирование получили денежные средства из Фонда продвижения следующие хозяйствующие субъекты по следующим направлениям деятельности:

1. Аналитические исследования:

- ОАО «Корпорация «Развитие» (договор о безвозмездном получении денежных средств на сумму 40 000 000 руб.).

- ООО «Дирекция инвестиционного развития» (договор о безвозмездном получении денежных средств на сумму 20 000 000 руб.).

2. Производство дистиллированных алкогольных напитков:

- ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»  (9 договоров целевого займа под 8,5% годовых на общую сумму 383 700 000 руб.). К договору целевого займа № 140814/45 от 14.08.2014 г. было подписано 14.08.2014 года дополнительное соглашение на сумму 51 100 000 руб., которая не была отражена ни в одном из протоколов заседания правления Фонда продвижения.

ОАО «Белвино» (договор целевого займа под 8,5% годовых на сумму 12 100 000 руб.).

3. Производство этилового спирта из сброженных материалов:

- ОАО «Новопесчанское» (договор о безвозмездном получении денежных средств на сумму 75 000 000 руб.; договор целевого займа под 8,5% годовых на сумму 7 806 000 руб.).

4. Разведение сельскохозяйственной птицы:

- ООО «Глотовская птицеферма» (договор целевого займа под 8,5% годовых на сумму 6 212 193 руб.).

5. Животноводство:

- ОАО «Молочная компания «Зеленая долина» (договор о безвозмездном получении денежных средств на сумму 13 200 000 руб.).

- ООО «Нива» (договор о безвозмездном получении денежных средств на сумму 3 400 000 руб.).

- ООО «Молочная компания «Северский Донец» (4 договора целевого займа под 0,1% годовых на общую сумму 351 400 000 руб.).

6. Растениеводство:

- ООО «Группа компаний «Зеленая долина» (2 договора целевого займа под 8,5% годовых на общую сумму 55 000 000 руб.).

- ООО «Зеленая долина – Агро» (договор целевого займа под 0,1% годовых на сумму 30 000 000 руб.).

- ООО «Молочная компания «Зеленая долина 2» (договор целевого займа под 0,1% годовых на сумму 30 350 000 руб.).

7. Строительство и ремонт автомольных дорог:

- ООО «Белдорстрой» (договор целевого займа под 8,5% годовых на сумму 300 000 000 руб.).

8. Овощеводство:

ООО «Белгородинвест – 1» (договор целевого займа под 0,1% годовых на сумму 100 000 000 руб.).

Согласно представленным Фондом продвижения материалам (том № 10 материалов дела, стр. 3634-3828) целевое финансирование ООО «Белгородинвест-1» в размере 100 000 тыс. руб. осуществлено в соответствии с заявкой в целях реализации проекта строительства первой очереди теплиц общей площадью 25,8 га для выращивания овощей. Указанный проект реализуется на территории Белгородской области в соответствии с Ведомственной целевой программой «Развитие производства овощей защищенного грунта в Белгородской области в 2014-2016 годах», утвержденной приказом Департамента АПК от 25.02.2014 № 56.

Целевое финансирование ООО «Белдорстрой» в сумме 300000 тыс. руб. осуществлялось Фондом продвижения согласно заявке от 17.04.2014 в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16.10.2010 № 338-пп (в редакции постановления Правительства Белгородской области от 12.08.2013 № 339-пп) (том № 19 материалов дела, стр. 7175-7221).

Получить информацию, касающуюся деятельности ООО «Глотовская птицеферма», также получившего финансирование в 2014 году из Фонда продвижения, Комиссии не представилось возможным в связи с тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указанный хозяйствующий субъект с 13.04.2015 г. находится в стадии ликвидации.

Иные хозяйствующие субъекты, получившие средства из Фонда продвижения, не являлись участниками каких-либо областных (либо муниципальных) целевых или инвестиционных программ.

Также в 2014 году денежные средства были выделены в рамках агентского договора между Фондом продвижения и ООО «Регион».

В материалах дела имеются документы, а именно: агентский договор № 1 от 11.01.2014 г. (далее – Агентский договор) с приложением 1 и 2, отчет Агента № 2 от 28.02.2014 г. о выполнении поручения Принципала по Агентскому договору, отчет Агента № 11 от 30.11.2014 г. о выполнении поручения Принципала по Агентскому договору (далее – Отчеты о выполнении поручения).

Указанный Агентский договор заключен Фондом продвижения с ООО «Регион» (308000, Белгородская область г. Белгород, Бульвар Народный, д.70, ИНН 3123210162),с целью повышение имиджа продукции, произведенной на территории Белгородской области, ее конкурентоспособности и продвижения на территории Российской Федерации.

В соответствии с Отчетами о выполнении поручения ООО «Регион» совершал действия по повышению имиджа алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, расширению рынков сбыта алкогольной продукции предприятий-производителей Белгородской области. В частности, им были заключены договоры с ООО «Добрая Рожь» и ООО «Водолей» на расширение рынков сбыта алкогольной продукции ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс» и ОАО «Белвино».

В материалах антимонопольного дела имеются только два отчета о выполнении поручения по Агентскому договору за 2014 год. Иных отчетов о выполнении поручения по Агентскому договору Комиссии Фондом продвижения не представлено. Получить указанные документы у самого общества не представляется возможным, так как согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 30.03.2016 года ООО «Регион» ликвидирован единственным учредителем <...>

Согласно указанному агентскому договору в течение 2014 года Фондом продвижения было выплачено ООО «Регион» более 131 000 000 рублей за продвижение алкогольной продукции ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс», а также продукции ОАО «Белвино».

ООО «Регион» не осуществлял действий, направленных на продвижение алкогольной продукции ОАО «Валуйский ликеро-водочный завод».

Комиссия установила, что хозяйствующие субъекты, получившие в 2014 году финансовые средства из Фонда продвижения, в частности: ООО «Дирекция инвестиционного развития», АО «Корпорация «Развитие»,СКПК «Лотос», ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»,   ОАО «Белвино», ОАО «Новопесчанское», ООО «Группа компаний «Зеленая долина», ОАО «Молочная компания «Зеленая долина»,  ООО «Нива»,  ООО «Молочная компания «Северский Донец», ООО «Зеленая долина – Агро», ООО «Молочная компания «Зеленая долина 2» в 2014 году входили в одну группу лиц,  являлись аффилированными лицами или были иным образом связаны с <...>.

Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на одном из следующих рынках: алкогольной продукции, растениеводства, сырого молока, консалтинговых услуг и на рынке этилового спирта и сброженных материалов в границах Белгородской области.

В связи с этим, был проведен анализ состояния конкуренции на указанных рынках, результаты которого приобщены к материалам дела.

По результатам проведенного анализа было установлено, что помимо хозяйствующих субъектов, получивших средства из Фонда продвижения, на данных рынках действуют иные хозяйствующие субъекты.

Что касается рынка этилового спирта и сброженных материалов, в границах Белгородской области действует единственный хозяйствующий субъект — ООО «Новопесчанское».

В 2014 году ОАО «Новопесчанское» получило денежное финансирование из Фонда продвижения в форме целевого безвозмездного финансирования в сумме 75 000 000 рублей, а также в форме целевого займа под 8,5% годовых сроком на 1 год 9 месяцев в сумме 7 806 000 рублей на реализацию проекта «Реконструкция и модернизация производственного комплекса».

При этом основными покупателями произведенной ОАО «Новопесчанское» продукции являлись ОАО «Белвино», ОАО «Валуйский ликеро-водочный завод» и ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс», т.е. все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке алкогольной продукции на территории Белгородской области.

В соответствии с письмом Фонда продвижения (вх. № 146410/15 от 14.12.2015) безвозмездное целевое финансирование осуществлялось исключительно на конкурсной основе (том № 33 материалов дела стр. 246). Денежные средства предоставлялись:

- на финансирование проектов и (или) мероприятий, предусмотренных областными (либо муниципальными) целевыми программами и (или) областными (или муниципальными) инвестиционными программами, направленных на повышение эффективности белгородских производителей, являющихся производителями продукции (работ, услуг), производственных, строительных, перерабатывающих предприятий области, оказывающих различного рода услуги, выполняющих различного рода работы;

на реализацию проектов и (или) мероприятий, направленных на увеличение производства и реализацию готовой продукции (работ, услуг) белгородских производителей; на формирование условий и механизмов, способствующих продвижению продукции производителей Белгородской области за пределы Белгородской области.

Однако в представленных Фондом продвижения материалах отсутствуют документы, подтверждающие проведение каких-либо конкурсных процедур при выделении целевого финансирования из фонда в 2014 году, за исключением конкурса, проведенного 30.01.2014 г. Представитель Фонда продвижения на заседании Комиссии пояснил, что в течение 2014 года все поданные хозяйствующими субъектами заявки на финансирование из средств фонда были удовлетворены, отказов в предоставлении финансовых средств в указанный период времени не принималось.

С целью выявления обстоятельств дела об информированности хозяйствующих субъектов о деятельности Фонда продвижения ФАС России письмом от 02.09.2015 г. № ЦА/46812/15 провел анкетирование хозяйствующих субъектов, получивших субсидии и осуществляющие добровольные пожертвования в Фонд продвижения. Материалы, полученные в рамках указанного анкетирования, были оглашены на заседании Комиссии и приобщены к материалам дела.

Анкеты были направлены 30 хозяйствующим субъектам, которые в 2014 году являлись получателями субсидий из областного бюджета и осуществляли пожертвования во внебюджетные  фонды Белгородской области. ФАС России получил заполненные ответы от 25 хозяйствующих субъектов.

Анализ полученных ответов показал следующие результаты.

На вопрос: - нуждается ли Ваша организация в привлеченных заемных финансовых средствах для осуществления основного вида деятельности?

19 респондентов ответили, что ДА нуждается, 6 ответили, что НЕТ;

На вопрос: -  хотели бы Вы получить краткосрочный займ на срок от 2-х до 6-ти месяцев под 8,5% годовых, либо долгосрочный займ под 0,1% годовых, либо беспроцентный займ?

Из 19 респондентов, нуждающихся в привлечении заемных средств, 18 ответили, что ДА хотели бы получить займ на указанных условиях, а 1 ответил, что НЕТ;

На вопрос: - возможно ли получение финансовых займов на территории Белгородской области на таких условиях, а также если Вам известны источники получения финансовых средств на таких условиях, сообщите об этом.

Только один из опрошенных хозяйствующих субъектов сообщил, что ДА возможно получение финансовых займов в Белгородском областном фонде поддержки ИЖС для жителей сельской местности, остальные 24 респондента ответили, что источники получения финансовых средств на таких условиях неизвестны, либо информации или сведений не имеют и затрудняются ответить. Что касается возможности получения финансовых займов, то все респонденты ответили, что НЕТ такой возможности, либо что такими сведениями или информацией не располагают.

На вопрос: - в каких кредитных организациях, и на каких условиях привлекались организацией заемные средства в период 2013-2015 годов?

Были получены ответы, что в тех случаях если организация обращалась за заемными средствами в кредитную организацию, то процентная ставка составляла от 9,1 до 25% годовых на срок кредита от одного года.

ФАС России, приняв к сведению полученную в ходе анкетирования информацию, пришла к выводу о том, что хозяйствующие субъекты, действующие на рынках агропромышленного комплекса, нуждающиеся в привлечении заемных финансовых средств, не располагали информацией о возможности получения финансовых средств из Фонда продвижения.

Учитывая изложенное, проанализировав имеющиеся в ФАС России документы и информацию, можно сделать вывод, что Фонд продвижения, финансируя только отдельных хозяйствующих субъектов, которые входили в одну группу лиц,  являлись аффилированными лицами и, соответственно, являются участниками Соглашения, мог ограничить конкуренцию на рынках алкогольной продукции, растениеводства, сырого молока или консалтинговых услуг, создавая финансовые преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

По совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, подтверждающих реализацию поручений по контролю поступлений и расходованию средств внебюджетных фондов в 2014 году, Комиссия пришла к выводу, что между Правительством Белгородской области, Департаментом АПК, Фондом продвижения и хозяйствующими субъектами, связанными между собой, была достигнута договоренность, которая рассматривается как устное соглашение в понимании антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Указанное устное соглашение реализовывалось в течение 2014 года и было направлено на создание преимуществ путем выделения финансовых средств из Фонда продвижения отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на товарных рынках алкогольной продукции, растениеводства, сырого молока, консалтинговых услуг Белгородской области и связанным между собой через <...>

Таким образом, ФАС России, рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу, что действия, осуществляемые в 2014 году Правительством Белгородской области, Департаментом АПК, Фондом продвижения, ООО «Группа компаний «Зеленая долина», ООО «Зеленая долина-Агро», ООО «Молочная компания «Зеленая долина-2», ООО «Нива»,  АО «Молочная компания «Зеленая долина», ООО «Молочная компания «Северский Донец», ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс», ОАО «Белвино», АО «Корпорация «Развитие», ООО «Дирекция инвестиционного развития», которые являются соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, внебюджетными фондами Белгородской области и хозяйствующими субъектами, заключение, участие в соглашении и реализация которого привела или могла привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках растениеводства, сырого молока, алкогольной продукции и консалтинговых услуг Белгородской области, являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Решением по делу № 1-00-187/00-06-15 Правительство Белгородской области признано нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции, путем заключения, реализации и участии в соглашении, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (изготовлено в полном объёме 17 августа 2016 г.; исх. от 17.08.2016 № 06/57239/16).

Нарушение Правительством Белгородской области статьи 16 Закона о защите конкуренции предусматривало ответственность для должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 14.32 КоАП. Однако, федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 14.32 КоАП изложена в новой редакции. В соответствии с новой редакцией статьи 14.32 КоАП ответственность для должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции предусматривается частью 7 статьи 14.32 КоАП, что не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Таким образом, на основании части 2 статьи 1.7 КоАП на момент рассмотрения дела применяется часть 7 статьи 14.32 КоАП с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно части 7 статьи 14.32 КоАП заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет

В ФАС России Правительством Белгородской области были представлены материалы письмом (вх. № 162536/16 от 03.11.2016), касающиеся нарушения Правительством Белгородской области статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части внесения изменений в Порядок управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, в части определения ставок арендной платы, который определяется постановлением Правительства области от 10.02.2006 № 36-пп.

В силу пункта 3.1 положения о Департаменте АПК, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 25.07.2015 № 256-лл (далее - Положение), Департамент АПК разрабатывает предложения по основным направлениям аграрной политики, совершенствованию организационной и финансово-экономической системы управления в агропромышленном комплексе, а также разрабатывает проекты законов, постановлений и распоряжений Губернатора области, Правительства области и вносит в установленном порядке предложения о принятии нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности Департамента АПК.

На основании положений Департаментом АПК был разработан и внесен на рассмотрение Правительства области проект постановления Правительства области «О внесении изменений в постановление Правительства области от 10 февраля 2006 года № 36-пп».

На момент внесения руководитель Департамента АПК <...> находился в отпуске (Распоряжение Губернатора Белгородской области от 05.08.2014 № 397-р), поэтому проект постановления был внесен первым заместителем начальника Департамента АПК <...>

Следовательно, <...> совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением по делу № 1-00-187/00-06-15, протоколом № 4-14.32-1570/00-06-16 об административном правонарушении от 16.12.2016, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Объект административного правонарушения: общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Объективная сторона: осуществление действий по внесению проекта постановления Правительства Белгородской области «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 года № 36-пп» на рассмотрение Правительства Белгородской области.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <...> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 7 статьи 14.32 КоАП.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.32-1570/00-06-16 выявлено следующее смягчающее обстоятельство:

  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.32-1570/00-06-16 обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.

 

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 7 статьи 14.32 КоАП, а так же статьями 4.2, 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч рублей) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель

ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

    •  

       

      А.Г. Цыганов

Связанные организации

Связанные организации не указаны