Постановление №ЦА/39436/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 31 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.31-1771/00-03-17

 

 

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «31» мая 2018 года

В полном объеме постановление изготовлено «31» мая 2018 года

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганов Андрей Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-1771/00-03-17, возбужденного в отношении закрытого акционерного общества «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (ИНН 7805124273, КПП 780501001, ОГРН 1027802712354 ; адрес: 198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, 22; дата регистрации в качестве юридического лица: 04.02.1999; далее — ЗАО «КТСП»), в присутствии защитника по доверенности от 19.04.2018 № Д-КТСП-19.04.18-Г/0027-2, которому разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ФАС России письмом от 04.04.2016
№ АР/21947/16 направлен запрос о предоставлении информации хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах, с целью проведения анализа стоимости услуг по погрузочно-разгрузочным работам, оказываемым в портах Российской Федерации в период с 2013 г. по 1 кв. 2016 г, а также финансово-экономических показателей хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги.

В ходе проведенного мониторинга цен установлено увеличение цен на услуги по погрузке и выгрузке груза ЗАО «КТСП», осуществляющим свою деятельность в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург».

Решением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) от 01.10.1999 № 12/к-1-р ЗАО «Четвертая стивидорная компания» (в настоящее время - ЗАО «КТСП») включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел III «Услуги портов и (или) транспортных терминалов»; основным видом деятельности ЗАО «КТСП» является хозяйственная деятельность, осуществляемая в морском порту – выполнение погрузки и разгрузки груза.

Приказом ФСТ России от 17.01.2012 № 7-т «Об отсутствии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий» было установлено, что регулирование в отношении ЗАО «Четвертая стивидорная компания» (в настоящее время — ЗАО «КТСП»), г. Санкт-Петербург, не прекращается ввиду отсутствия оснований.

С учётом норм статьи 5 Закона о защите конкуренции, сделан вывод о том, что ЗАО «КТСП», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевалке контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» и имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги по перевалке контейнеров) в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», а доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Приказом ФАС России от 17.06.2016 №777/16 возбуждено дело № 1-10-85/00-03-16 по признакам нарушения закрытым акционерным обществом «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, 22) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), которое выразилось в установлении монопольно высокой цены на услуги по погрузке и выгрузке контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург».

ФАС России при анализе обстоятельств дела № 1-10-85/00-03-16, с целью установления наличия/отсутствия монопольно высокой цены на оказание услуг по перевалке контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», установленной ЗАО «КТСП» в 2015 г., проведено исследование, направленное на решение следующего вопроса:

превышает ли цена на услугу по перевалке контейнеров в порту «Большой порт Санкт-Петербург», введенная ЗАО «КТСП» с 01.01.2015, сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли?

Для реализации поставленной задачи комиссией ФАС России проведен следующий комплекс мероприятий:

      • Анализ и сопоставление цены (стоимости) услуг по перевалке контейнеров в 2014 - 2015 гг.

      • Анализ и сопоставление расходов, необходимых для производства и реализации услуг по перевалке контейнеров, понесенных ЗАО «КТСП» в 2013 - 2015 гг.

3. Анализ и сопоставление доходов, полученных ЗАО «КТСП» от реализации услуг по перевалке контейнеров в 2013 - 2015 гг.

4. Анализ и сопоставление прибыли, полученной ЗАО «КТСП» от реализации услуг по перевалке контейнеров в 2013 - 2015 гг.

5. Определение рентабельности ЗАО «КТСП» в 2013 - 2015 гг.

Результаты проведенного расследования показали, что цена на погрузку и выгрузку 1 единицы контейнера превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли в 3.5 раза.

При этом расходы, необходимые для производства и реализации услуг по перевалке контейнеров, понесенные ЗАО «КТСП» в 2015 г., по сравнению с 2014 г. и 2013 г. сократились. Изменение расходов не соответствует изменению цены на оказываемую ЗАО «КТСП» услугу, в том числе ввиду того, что объемы оказываемых услуг ЗАО «КТСП» по перевалке контейнеров, прямо влияющие на уровень расходов, из года в год увеличивались.

С учетом сокращения расходов необходимых для производства и реализации услуг по перевалке контейнеров, прибыль, полученная ЗАО «КТСП» в 2015 г., по сравнению с 2014 г., увеличилась в 2,4 раза, к 2013 г. – 3,6 раза.

Рентабельность ЗАО «КТСП» в 2015 г., по сравнению с фактически сложившейся рентабельностью в 2014 г., увеличилась и составила 423 %, 2014 рентабельность составляла 161 %).

При этом рост рентабельности ЗАО «КТСП» в 2015 г., по сравнению с 2014 г., напрямую связан с ростом цены на услуги по перевалке контейнеров в 2015 г.

Вышеизложенное свидетельствует об установлении и поддержании с 01.01.2015 монопольно высоких цен на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург».

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

На основании изложенного, Решением ФАС России от 16.06.2017
№ АР/46674/17 по делу № 1-10-85/00-03-16 о нарушении антимонопольного законодательства ЗАО «КТСП» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления и поддержания с 01.01.2015 монопольно высоких цен на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург».

Определением ФАС России от 09.04.2018 № 03/24702/18 (далее — Определение) в отношении ЗАО «КТСП» возбуждено дело об административном правонарушении, по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем установления и поддержания с 01.01.2015 монопольно высоких цен на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

ЗАО «КТСП» письмом от 19.04.2018 № 0513/1003 отказалось представить письменные пояснения о том какие причины и условия способствовали совершению ЗАО «КТСП» правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП в связи с тем, что общество не согласно с Решением ФАС России от 16.06.2017 № АР/46674/17 по делу № 1-10-85/00-03-16 и считает его незаконным.

Информация об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, от ЗАО «КТСП» не поступала.

Арбитражный суд города Москвы при рассмотрении дела № А40-150008/17 по заявлению ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 16.06.2017 по делу № 1-10-85/00-03-16 о нарушении антимонопольного законодательства, своим решением от 08.02.2018 поддержал ФАС России, признав указанное решение антимонопольного органа законным. Таким образом, Решение ФАС России от 16.06.2017 по делу № 1-10-85/00-03-16, устанавливающее факт нарушения ЗАО «КТСП» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, считается законным, а ЗАО «КТСП» не представлены доказательства того, что в действиях ЗАО «КТСП» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Таким образом, в действиях ЗАО «КТСП» установлен факт совершения субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Ответственность за указанное правонарушение установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Место совершения ЗАО «КТСП» административного правонарушения - 198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, 22, лит. Щ.

Время совершения ЗАО «КТСП» административного правонарушения: 01.01.2015 по настоящее время.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в сфере защиты конкуренции.

Субъект административного правонарушения: субъект естественной монополии - закрытое акционерное общество «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, 22;

Объективная сторона: выразилась в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров в порту «Большой порт Санкт-Петербург».

Субъективная сторона: в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения дела № 4-14.31-1771/00-03-17 об административном правонарушении установлено, что у ЗАО «КТСП» имелась возможность не устанавливать и не поддерживать с 01.01.2015 монопольно высоких цен на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», но ЗАО «КТСП» не были приняты все зависящие меры для соблюдения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ЗАО «КТСП» совершило действия, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, состав административного правонарушения установлен и подтверждается протоколом от 24.04.2018 по делу об административном правонарушении 4-14.31-1771/00-03-17, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения ЗАО «КТСП» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В Постановлении ВАС № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствуют основания для применения к ЗАО «КТСП» статьи 2.9 КоАП.

В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Следует отметить, что снижение административного штрафа является правом, а не обязанностью должностного лица, а реализация данного права не должна осуществляться бессознательно, в отсутствии к тому необходимых предпосылок.

Согласно части 3.2. статьи 4.1 КоАП такими предпосылками выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Сведения позволяющие признать назначения наказания в виде административного штрафа излишне карательным, а равно подтверждающие, что оплата штрафа повлечет тяжелые финансовые последствия для
ЗАО «КТСП», отсутствуют.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения
части 3.2 статьи 4.1 КоАП, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.31-1987/00-11-17 установлено, что ЗАО «КТСП» продолжило противоправное поведение, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Совершило длящееся административное правонарушение, продолжительность которого превышает один год. Извлекло в результате совершения административного правонарушения доход в размере более пяти миллионов рублей.

Данные обстоятельства являются отягчающими административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.31-1987/00-11-17 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

Расчет штрафа проведен от выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Сумма выручки ЗАО «КТСП» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год составила 4 557 940 000, 00 руб.

Выручка ЗАО «КТСП» на рынке правонарушения за 2015 год составила 3 211 374 000,00 руб.

Минимальный штраф – 1 % от суммы выручки от реализации услуг по перевалке контейнеров в морском порту, составляет 32 113 740, 00 руб.

Максимальный штраф – 15 % от суммы выручки от реализации услуг по перевалке контейнеров в морском порту, составляет 481 706 100, 00 руб.

Штраф, рассчитанный от выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, учитывая требования примечания 3 к статье 14.31, составляет 425 507 055, 00 руб.

Рассчитанный штраф превышает 2 % совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Согласно санкции части 2 статьи 14.31 КоАП, административный штраф накладывается в сумме не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Таким образом мера наказания в виде административного штрафа в отношении ЗАО «КТСП», подлежащая применению, составляет 2 % от совокупного размера выручки ЗАО «КТСП» от реализации всех товаров (работ, услуг).

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 4.1, 4.2, 4.3 частью 2 статьи 14.31 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать закрытое акционерное общество «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (ИНН 7805124273, КПП 780501001, ОГРН 1027802712354; адрес: 198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, 22; дата регистрации в качестве юридического лица: 04.02.1999) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 91 158 800, 00 (девяносто один миллион сто пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133053100001227395

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Г. Цыганов

Связанные организации

ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»
ИНН 7805124273, ОГРН 1027802712354