Постановление №ЦА/39703/16 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 10 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

4-14.31-405/00-06-16

«02» июня 2016 Москва

Я, заместитель руководителя ФАС России Цыганов Андрей Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-405/00-06-16, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Химпром» (далее — ПАО «Химпром») (место нахождения: 429952, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, дом 101; дата регистрации в качестве юридического лица — 30.06.1994; ИНН 2124009521; КПП 212401001; ОГРН 1022100910226), в отсутствии законного представителя ПАО «Химпром», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.31-405/00-06-16, в присутствии защитника <...> по доверенности (от 25.05.2016 № НЧПХ/85), которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с Решением ФАС России от 25.03.2016 (исх. от 25.03.2016 № 06/22917/16) (далее — Решение) принятым по результатам рассмотрения дела № 1-10-202/00-06-15 о нарушении антимонопольного законодательства, ПАО «Химпром» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), путем установления монопольно высокой цены на этилсиликат-40 (далее — ЭТС-40).

Решением установлены следующие обстоятельства:

Установленная ПАО «Химпром» цена на ЭТС-40 в I квартале 2015 года превысила необходимые для производства указанного товара расходы на 9 021,5 руб/т по статьям калькуляции «общехозяйственные затраты» (6 904,5 руб/т) и «общепроизводственные затраты» (2 117 руб/т), и, таким образом, ПАО «Химпром» установило монопольно высокую цену на ЭТС-40.

Указанное превышение необходимых для производства ЭТС-40 расходов привело к тому, что рост цены товара в I квартале 2015 года мог быть значительно ниже, чем фактически осуществленный с 87 000 руб/т до 142 000 руб/т.

Цена на ЭТС-40 в в размере 142 000 руб/т установлена протоколом согласования цены на поставку ЭТС-40 на период с 09.02.2015 по 28.02.2015 к Договору на поставку материалов от 06.03.2013 № 882/23/07-13 (регистрационный № 01/2300 от 31.05.2013) (вх. № 25396/15 от 17.03.2015).

В соответствии с определением, данным в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (даллее Приказ Минфина № 94н), счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих обособленный их учет.

ПАО «Химпром» ведется обособленный учет полуфабрикатов.

В соответствии с пунктом 3.8 Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции, калькулированию себестоимости продукции на предприятиях химического комплекса, утвержденных приказом Министерства промышленности и науки Российской Федерации от 4 января 2003 года №2 (далее — Методические положения), на статью «Полуфабрикаты собственного производства» относятся затраты по изготовлению полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей переработке на данном предприятии. К полуфабрикатам собственного производства относится продукция, полученная в отдельных производственных структурных подразделениях (цехах, переделах и т.д.), еще не прошедшая всех установленных технологическим процессом операций и подлежащая доработке в последующих производственных структурных подразделениях (цехах, переделах и т.д.) той же организации или укомплектованию в изделиях.

Учет полуфабрикатов собственного производства осуществляется по оценке готовой продукции (по прямым затратам), а движение из цеха в цех и их реализация – по производственной себестоимости, включая общехозяйственные расходы.

На полуфабрикаты собственного производства плановые и отчетные калькуляции составляются в общем порядке. Себестоимость полуфабрикатов собственного производства определяется в разрезе соответствующих калькуляционных статей.

В соответствии с пунктом 5.12 Методических положений общехозяйственные расходы по своему составу неоднородны, включают материальные затраты, заработную плату, начисления на нее, амортизацию и относятся к числу косвенных расходов, требующих особых способов отнесения их на конкретные виды продукции. В качестве основных для распределения общехозяйственных расходов рекомендуются следующие методы: пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (ПАО «Химпром»); пропорционально условным коэффициентам; пропорционально "ценам реализации"; натуральным (весовым) методом; пропорционально прямым затратам; пропорционально прямым затратам на оплату труда. В затраты на полуфабрикаты собственного производства общехозяйственные расходы включаются в том же порядке, что и в затраты на готовую продукцию. Это требование является обязательным для предприятий, у которых доля полуфабрикатов в затратах производства составляет значительную величину (более 10%).

В пункте 2.23.4 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год отражено: «Общехозяйственные расходы распределяются между различными видами товарной продукции и услуг пропорционально заработной плате основных производственных рабочих». Таким образом, данное положение только определяет принцип распределения общехозяйственных расходов на товарную продукцию и не исключает полуфабрикаты из состава статей, на которые разносятся общехозяйственные расходы, как этого и требуют Методические положения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.23.2 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год для расчета себестоимости готовой продукции, полуфабрикатов, услуг по переработке давальческого сырья в основном производстве применяется попередельный метод калькулирования затрат.

Как указано в пункте 4.46 Методических положений, попередельный метод учета может эффективно использоваться в массовых и крупносерийных производствах с комплексным использованием исходного сырья, а также когда исходное сырье последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных стадий обработки (переделов). На каждом переделе (кроме завершающего) получается полуфабрикат собственного производства, который может реализовываться на сторону. При попередельном методе учета затраты на производство учитываются в каждом подразделении производственного предприятия по отдельным переделам производственного процесса; внутри передела - по видам однородных продуктов и статьям калькуляции, включая, как правило, затраты на полуфабрикаты, изготовленные в предыдущей стадии производства. Затраты на производство продукции каждого последующего подразделения слагаются из собственных затрат и затрат на полуфабрикаты.

При полуфабрикатном варианте учета передача полуфабрикатов собственного производства из одного подразделения в другое отражается в учете, как правило, по расчетным ценам, плановым или фактическим затратам.

Таким образом, движение полуфабрикатов от одного передела к другому происходит по себестоимости, калькулируемой в том же порядке, что и себестоимость готовой продукции (готовая продукция представляет собой полуфабрикат, возможный к реализации на сторону).

Согласно пункту 2.23.4 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год общепроизводственные расходы распределяются между различными видами продукции и услуг пропорционально прямым затратам на заработную плату основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.

В соответствии с пунктом 4.56 Методических положений на счете «Общепроизводственные расходы» учитываются затраты, вызванные управлением отдельными производственными подразделениями с выделением их в аналитическом учете по отдельным подразделениям.

Общепроизводственные расходы каждого подразделения включаются только в себестоимость той продукции, которая изготовляется данным подразделением, в том числе в себестоимость работ (услуг), выполняемых для других подразделений или непромышленных хозяйств.

Общепроизводственные расходы, за исключением добывающих производств, распределяются между отдельными видами продукции при помощи одного из указанных выше методов.

В себестоимость незавершенного производства общепроизводственные расходы включаются таким же порядком, как и в себестоимость готовых продуктов или изделий.

Таким образом, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке увеличение себестоимости товара и соответствующий рост цены, является признаком ограничения конкуренции на товарном рынке.

Сведения о формировании фонда оплаты труда представлены в таблице:

 

Фонд оплаты труда основных производственных рабочих с учетом страховых взносов (руб.)

2014 год

1 кв. 2015 года

Производство «Этилсиликат-40»

2 513 000

600 000

По заводу

194 067 477

45 681 247

Отношение, %

1,3

1,3

 

В I квартале 2015 года было произведено 240 тонн ЭТС-40. Таким образом, на себестоимость одной тонны ЭТС-40 в I квартале 2015 года должна была быть отнесена сумма общехозяйственных расходов в размере 8 958 руб., вместо фактически отнесенных 15 862,5 руб.:

 

Общехозяйственные расходы (руб.)

2014 год

1 кв. 2015 года

1 кв. 2015 года

должно быть

Производство «Этилсиликат-40»

14 480 000

3 807 000

2 149 872

По заводу

611 238 360

165 374 779

165 374 779

Отношение, %

2,3

2,3

1,3

 

С учетом изложенного Решением Комиссии установлено, что себестоимость ЭТС-40 в I квартале 2015 года была необоснованно завышена по статье «Общехозяйственные расходы» на 6 904,5 руб./т.

В I квартале 2015 года было произведено 240 тонн ЭТС-40. Таким образом, на себестоимость одной тонны ЭТС-40 в I квартале 2015 года должна была быть отнесена сумма общепроизводственных расходов в размере 14 946 руб., вместо фактических отнесенных 17 063 руб.:

 

Общепроизводственные расходы (руб.)

2014 год

1 кв. 2015 года

1 кв. 2015 года

должно быть

Производство «Этилсиликат-40»

9 988 000

4 095 000

3 587 030

По заводу

968 147 585

275 925 425

275 925 425

Отношение, %

1,0

1,5

1,3

 

Решением Комиссии установлено, что себестоимость ЭТС-40 в I квартале 2015 года была необоснованно завышена по статье «Общепроизводственные расходы» на 2 117 руб./т.

Необходимо отметить, что в I квартале 2015 года рентабельность реализации ЭТС-40 составила 15,2%.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Распределение ПАО «Химпром» затрат на производство ЭТС-40 по статьям «Общехозяйственные расходы» и «Общепроизводственные расходы» привело к необоснованному завышению величины затрат на производство указанного товара на 9 021,5 руб./т (6 904,5 руб./т +2 117 руб./т).

Решением по делу № 1-10-202/00-06-15 ПАО «Химпром» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении монопольно высокой цены на ЭТС-40, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № 4-14.31-405/00-06-16 по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП

Нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, влечет административную ответственность предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — ул. Промышленная, д. 101, г. Новочебоксарск, 429952.

Время совершения административного правонарушения с 10.02.2015 (вх. № 25396/15 от 17.03.2015).

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: совершение ПАО «Химпром» правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, выразившегося в повышении цены товара, не связанной с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке ЭТС-40.

Субъект административного правонарушения: ПАО «Химпром» (место нахождения: 429952, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, дом 101; дата регистрации в качестве юридического лица — 30.06.1994; ИНН 2124009521; КПП 212401001; ОГРН 1022100910226).

Субъективная сторона, как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.31-405/00-06-16 и установленных обстоятельств, у ПАО «Химпром» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ПАО «Химпром» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается Решением по делу № 1-10-202/00-06-15 от 25.03.2016 (данное Решение не об жаловалось и вступило в законную силу), Протоколом № 4-14.31-405/00-06-16 об административном правонарушении от 26.04.2016, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Срок давности привлечения ПАО «Химпром» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

По результатам проведенного ФАС России анализа состояния конкуренции на рынке ЭТС-40 установлено доминирующее положение ПАО «Химпром» на товарной рынке ЭТС-40 в границах Российской Федерации с долей в размере более 50%.

В соответствии с пунктом 3 части 1 части 3.5 КоАП, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, нар рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Рассматриваемое административное правонарушение выявлено антимонопольным органом 19.11.2015 (приказ ФАС России «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 19.11.2015 № 1125/15), таким образом , расчет административного штрафа производится от суммы выручки от реализации ПАО «Химпром» в 2014 году, в том числе от реализации ЭТС-40 в данном периоде.

Письмом от 12.04.2016 № Б/Н (вх. от 14.04.2016 № 50980/16) представило сведения о сумме выручки ПАО «Химпром» от реализации ЭТС-40 за 2014 год и совокупный размер выручки от реализации ПАО «Химпром» всех товаров (работ, услуг) за 2014 год.

Совокупный размер выручки ПАО «Химпром» от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2014 году, составил 6 019 211 000 (шесть миллиардов девятнадцать миллионов двести одиннадцать тысяч) рублей

Сумма выручки ПАО «Химпром» от реализации ЭТС-40 за 2014 составила 88 153 000 (восемьдесят миллионов сто пятьдесят три тысячи) рублей.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.31-405/00-06-16 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 3.5, частью 2 статьи 14.31, примечанием 1 к статье 14.31, а так же статьями 23.48 и 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО «Химпром» (место нахождения: 429952, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, дом 101; дата регистрации в качестве юридического лица — 30.06.1994; ИНН 2124009521; КПП 212401001; ОГРН 1022100910226) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 7 052 240 (семь миллионов пятьдесят две тысячи двести сорок) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 0210295033060300000464116

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны