Решение №06/20035/16 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 25 марта 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-202/00-06-15

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено 25 марта 2016 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: <....>, рассмотрев дело № 1-10-202/00-06-15 по признакам нарушения ПАО «Химпром» (429952, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 101) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на этилсиликат-40 (далее – ЭТС-40) в I квартале 2015 года в присутствии на заседании представителей сторон: <....> – директора по правовым вопросам АО Группа Оргсинтез управляющая организация ПАО «Химпром» (доверенность от 18.01.2016 № НЧХП/20); <....> – заместителя директора по правовым вопросам АО Группа Оргсинтез – управляющая организация ПАО «Химпром» (доверенность от 13.11.2015 № НЧХП/222); <....> – финансового директора АО Группа Оргсинтез – управляющая организация ПАО «Химпром» (доверенность от 14.03.2016 № НЧХП/53); <....> – юрисконсульта 1 категории группы по правовому обеспечению корпоративной деятельности ПАО «КАМАЗ» (доверенность от 01.01.2015 № 01/07-013).

 

УСТАНОВИЛА:

в ФАС России поступило уведомление ПАО «КАМАЗ» (вх. от 17.03.2015 № 25396/15) о фактах повышения ПАО «Химпром» цен на ЭТС-40, поданное в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

В рамках рассмотрения указанного уведомления ФАС России провела анализ состояния конкуренции на рынке ЭТС-40 (копия аналитического отчета приложена к материалам дела).

По результатам указанного анализа установлено доминирующее положение ПАО «Химпром» на рынке ЭТС-40 в Российской Федерации с долей в размере более 50%.

1. Рассмотрев представленные ПАО «Химпром» отчетные калькуляции себестоимости ЭТС-40, Комиссия отмечает следующее:

1.1. Согласно пункту 2.23.4 Положения по учетной политике ОАО «Химпром» для целей бухгалтерского учета и отчетности на 2015 год, утвержденного приказом ОАО «Химпром» от 30 декабря 2014 г. № 918 (далее – Положение по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год):

- «Общехозяйственные расходы распределяются между различными видами товарной продукции и услуг пропорционально заработной плате основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.»;

- «Общепроизводственные расходы распределяются между различными видами продукции и услуг пропорционально прямым затратам на заработную плату основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.».

Положение по учетной политике ПАО «Химпром» на 2014 год имеет аналогичные принципы учета и распределения вышеуказанных расходов.

Сведения о формировании фонда оплаты труда представлены в таблице:

 

 

Фонд оплаты труда основных производственных рабочих с учетом страховых взносов (руб.)

2014 год

1 кв. 2015 года

Производство «Этилсиликат-40»

2 513 000

600 000

По заводу

194 067 477

45 681 247

Отношение, %

1,3

1,3

 

1.2. В I квартале 2015 года было произведено 240 тонн ЭТС-40. Таким образом, на себестоимость одной тонны ЭТС-40 в I квартале 2015 года должна была быть отнесена сумма общехозяйственных расходов в размере 8 958 руб., вместо фактически отнесенных 15 862,5 руб.:

 

Общехозяйственные расходы (руб.)

2014 год

1 кв. 2015 года

1 кв. 2015 года

должно быть

Производство «Этилсиликат-40»

14 480 000

3 807 000

2 149 872

По заводу

611 238 360

165 374 779

165 374 779

Отношение, %

2,3

2,3

1,3

 

С учетом изложенного Комиссия считает, что себестоимость ЭТС-40 в I квартале 2015 года была необоснованно завышена по статье «Общехозяйственные расходы» на 6 904,5 руб./т.

 

1.3. В I квартале 2015 года было произведено 240 тонн ЭТС-40. Таким образом, на себестоимость одной тонны ЭТС-40 в I квартале 2015 года должна была быть отнесена сумма общепроизводственных расходов в размере 14 946 руб., вместо фактических отнесенных 17 063 руб.:

 

Общепроизводственные расходы (руб.)

2014 год

1 кв. 2015 года

1 кв. 2015 года

должно быть

Производство «Этилсиликат-40»

9 988 000

4 095 000

3 587 030

По заводу

968 147 585

275 925 425

275 925 425

Отношение, %

1,0

1,5

1,3

 

С учетом изложенного Комиссия считает, что себестоимость ЭТС-40 в I квартале 2015 года была необоснованно завышена по статье «Общепроизводственные расходы» на 2 117 руб./т.

Необходимо отметить, что в I квартале 2015 года рентабельность реализации ЭТС-40 составила 15,2%.

1.4. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Исходя из имеющейся в ФАС России информации товарный рынок, сопоставимый с товарным рынком Российской Федерации ЭТС-40, отсутствует.

Неправильное распределение ПАО «Химпром» затрат на производство ЭТС-40 по статьям «Общехозяйственные расходы» и «Общепроизводственные расходы» привело к необоснованному завышению величины затрат на производство указанного товара на 9 021,5 руб./т (6 904,5 руб./т +2 117 руб./т).

1.5. Кроме того, в структуре себестоимости ЭТС-40 за I квартал 2015 года по статье «Полуфабрикаты собственного изготовления» указан 4-хлористый кремний по стоимости 39 122, 91 руб./т.

В свою очередь, калькуляции производства 4-хлористого кремния присутствует статья расходов «Полуфабрикаты» – кислота соляная – по цене 528 руб./т. При указанной норме расхода (11 тонн для получения 1 тонны 4-хлористого кремния) стоимость соляной кислоты в структуре себестоимости 4-хлористого кремния составляет 5 680 руб./т. Следует отметить, что по регламенту данная норма расхода составляет 7,8 тонн.

Производство ЭТС-40 осуществляется в цехе № 17 комплекса «Кремнийорганика» ПАО «Химпром» путем реакции этерификации 4-хлористого кремния этиловым спиртом с определенным количеством воды, с выделением газообразного хлористого водорода, который удаляется из реактора-этерификатора в смеси с абсорбционными газами (абгазами). Последние являются отходами. Утилизируются абгазы способом их очистки от спиртовых и других примесей путем пропускания через конденсатор и фазоразделитель, затем – на стадию абсорбции водой с получением соляной кислоты. Полученная соляная кислота поступает из цеха № 17 в цех № 16 ПАО «Химпром» для производства 4-хлористого кремния.

Согласно представленным калькуляциям себестоимости ЭТС-40, стоимость попутно произведенной продукции «Соляная кислота», то есть фактически затрат на очистку абгазной соляной кислоты, составляет 100 руб./т. В калькуляции производства 4-хлорного кремния эта же кислота фигурирует по стоимости 528 руб./т.

В цех № 16 производства 4-хлорного кремния соляная кислота поступает также из цеха № 56 комплекса «Хлорорганика» производства метиленхлорида ПАО «Химпром». Получение соляной кислоты в цехе № 56 осуществляется схожим образом. Отличие соляной кислоты производства цеха № 56 от соляной кислоты производства цеха № 17 заключается в различном содержании органических примесей.

Таким образом, если при производстве 4-хлористого кремния исходить из стоимости соляной кислоты в 100 руб./т, а не 528 руб./т, то себестоимость 4-хлористого кремния будет равна 34 700 руб./т, что приводит к снижению себестоимости ЭТС-40 на 5000 руб./т.

2. Из представленных ПАО «Химпром» объяснений по делу следует, что общество не согласно с данной позицией ФАС России по следующим основаниям.

2.1. Согласно пункту 2.23.4 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год общехозяйственные расходы распределяются не между различными видами валовой продукции, а между различными видами товарной (готовой) продукции и услуг пропорционально заработной плате основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, готовая продукция – это часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора). В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Минфином России от 31октября 2000 г. № 94н, готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция». Таким образом, готовой (товарной) продукцией является продукция, произведенная для реализации за пределами предприятия, в то время как к валовой продукции относится как товарная продукция, так и произведенные полуфабрикаты.

В соответствии с расчетами ПАО «Химпром», с использованием фонда оплаты труда на готовую продукцию, общехозяйственные затраты распределяются следующим образом:

 

 

2014 год

1 кв. 2015 года

Фонд оплаты труда основных производственных рабочих с учетом страховых взносов (руб.)

 

 

по заводу на товарную (готовую) продукцию

111 036 916

26 313 234

производство ЭТС-40

2 513 001

599 995

Отношение, %

2,3

2,3

Общехозяйственные расходы

 

 

по заводу

 

165 374 779

производство ЭТС-40

 

3 807 264

 

С учетом данного расчета, по мнению ПАО «Химпром», процент распределения общехозяйственных расходов соответствует базе распределения данных расходов, предусмотренных учетной политикой предприятия и отраженных в бухгалтерском учете предприятия.

2.2. В части завышения себестоимости ЭТС-40 по статье «общепроизводственные расходы» ПАО «Химпром» не согласно с позицией ФАС России по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 4.41, 4.45 Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции, калькулированию себестоимости продукции на предприятиях химического комплекса, утвержденных приказом Минпромнауки России от 4 января 2003 г. № 2 в ред. от 10 июля 2003 г. (далее – Методические положения), общепроизводственными расходами являются расходы на управление производством и выполнение общепроизводственных обеспечительных функций и при попередельном способе учета затрат на производство (пункт 2.23 учетной политики предприятия) учитываются в каждом подразделении предприятия по отдельным переделам производственного процесса, а внутри передела – по видам однородных продуктов и статьям калькуляции. Кроме того, согласно плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, учет общепроизводственных расходов ведется по отдельным подразделениям предприятия, а согласно пункту 2.23.4 учетной политики общества общепроизводственные расходы распределяются между различными видами продукции пропорционально прямым затратам на заработную плату основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.

Таким образом, общепроизводственные расходы формируются внутри структурного подразделения и распределяются между различными видами продукции структурного подразделения, а не всего предприятия.

Исходя из этого, ПАО «Химпром» представило следующее распределение общепроизводственных расходов:

 

 

2014 год

1 кв. 2015 года

Фонд оплаты труда основных производственных рабочих с учетом страховых взносов (руб.)

 

 

всего по цеху

10 584 413

1 576 264

производство ЭТС-40

2 513 001

603 731

Отношение, %

23,7

38,3

Общепроизводственные расходы

 

 

всего по цеху

45 627 699

12 266 694

производство ЭТС-40

9 988 322

4 178 994

Отношение, %

21,9

34,1

 

Таким образом, по мнению ПАО «Химпром», процент распределения общепроизводственных расходов соответствует базе распределения данных расходов, предусмотренных учетной политикой предприятия и отраженных в бухгалтерском учете предприятия.

2.3. В отношении завышения себестоимости ЭТС-40 в части используемой в производстве соляной кислоты ПАО «Химпром» пояснило, что согласно пункту 4.1.6.1 постоянного действующего регламента «ПТР 1-17-201.202 – производства ТЭОС, ЭТС-40 и продукта 119-296» соляная кислота, получаемая в цехе № 17, направляется в цех № 114 для производства хлористого кальция. Следовательно, в калькуляции производства 4-хлористого кремния не может учитываться стоимость попутно произведенной продукции «Соляная кислота» - 100 руб./т.

Невозможность использования соляной кислоты, получаемой в цехе № 17, для производства 4-хлористого кремния объясняется особенностями технологии производства последнего. Соляная кислота должна удовлетворять требованиям по минимальному содержанию хлорорганических примесей. Кремний получается на совмещенной схеме производства 3-хлористого и 4-хлористого кремния. Соляная кислота, произведенная в цехе № 17, по примесям существенно отличается от соляной кислоты цеха № 56 и, по сути, является отходной.

3. Комиссией приняты обоснования ПАО «Химпром» об отсутствии завышения себестоимости ЭТС-40 в части используемой в производстве соляной кислоты.

Обоснования ПАО «Химпром» в части отсутствия завышения расходов по статьям «общехозяйственные расходы» и «общепроизводственные расходы» Комиссия отклоняет по следующим мотивам.

3.1. В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих обособленный их учет.

ПАО «Химпром» ведется обособленный учет полуфабрикатов.

В соответствии с пунктом 3.8 Методических положений, на статью «Полуфабрикаты собственного производства» относятся затраты по изготовлению полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей переработке на данном предприятии. К полуфабрикатам собственного производства относится продукция, полученная в отдельных производственных структурных подразделениях (цехах, переделах и т.д.), еще не прошедшая всех установленных технологическим процессом операций и подлежащая доработке в последующих производственных структурных подразделениях (цехах, переделах и т.д.) той же организации или укомплектованию в изделиях.

Учет полуфабрикатов собственного производства осуществляется по оценке готовой продукции (по прямым затратам), а движение из цеха в цех и их реализация – по производственной себестоимости, включая общехозяйственные расходы.

На полуфабрикаты собственного производства плановые и отчетные калькуляции составляются в общем порядке. Себестоимость полуфабрикатов собственного производства определяется в разрезе соответствующих калькуляционных статей.

В соответствии с пунктом 5.12 Методических положений общехозяйственные расходы по своему составу неоднородны, включают материальные затраты, заработную плату, начисления на нее, амортизацию и относятся к числу косвенных расходов, требующих особых способов отнесения их на конкретные виды продукции. В качестве основных для распределения общехозяйственных расходов рекомендуются следующие методы: пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (ПАО «Химпром»); пропорционально условным коэффициентам; пропорционально "ценам реализации"; натуральным (весовым) методом; пропорционально прямым затратам; пропорционально прямым затратам на оплату труда. В затраты на полуфабрикаты собственного производства общехозяйственные расходы включаются в том же порядке, что и в затраты на готовую продукцию. Это требование является обязательным для предприятий, у которых доля полуфабрикатов в затратах производства составляет значительную величину (более 10%).

В пункте 2.23.4 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год отражено: «Общехозяйственные расходы распределяются между различными видами товарной продукции и услуг пропорционально заработной плате основных производственных рабочих». Таким образом, данное положение только определяет принцип распределения общехозяйственных расходов на товарную продукцию и не исключает полуфабрикаты из состава статей, на которые разносятся общехозяйственные расходы, как этого и требуют Методические положения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.23.2 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год для расчета себестоимости готовой продукции, полуфабрикатов, услуг по переработке давальческого сырья в основном производстве применяется попередельный метод калькулирования затрат.

Как указано в пункте 4.46 Методических положений, попередельный метод учета может эффективно использоваться в массовых и крупносерийных производствах с комплексным использованием исходного сырья, а также когда исходное сырье последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных стадий обработки (переделов). На каждом переделе (кроме завершающего) получается полуфабрикат собственного производства, который может реализовываться на сторону. При попередельном методе учета затраты на производство учитываются в каждом подразделении производственного предприятия по отдельным переделам производственного процесса; внутри передела - по видам однородных продуктов и статьям калькуляции, включая, как правило, затраты на полуфабрикаты, изготовленные в предыдущей стадии производства. Затраты на производство продукции каждого последующего подразделения слагаются из собственных затрат и затрат на полуфабрикаты.

При полуфабрикатном варианте учета передача полуфабрикатов собственного производства из одного подразделения в другое отражается в учете, как правило, по расчетным ценам, плановым или фактическим затратам.

Таким образом, движение полуфабрикатов от одного передела к другому происходит по себестоимости, калькулируемой в том же порядке, что и себестоимость готовой продукции (готовая продукция представляет собой полуфабрикат, возможный к реализации на сторону).

3.2. Согласно пункту 2.23.4 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год общепроизводственные расходы распределяются между различными видами продукции и услуг пропорционально прямым затратам на заработную плату основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.

В соответствии с пунктом 4.56 Методических положений на счете «Общепроизводственные расходы» учитываются затраты, вызванные управлением отдельными производственными подразделениями с выделением их в аналитическом учете по отдельным подразделениям.

Общепроизводственные расходы каждого подразделения включаются только в себестоимость той продукции, которая изготовляется данным подразделением, в том числе в себестоимость работ (услуг), выполняемых для других подразделений или непромышленных хозяйств.

Общепроизводственные расходы, за исключением добывающих производств, распределяются между отдельными видами продукции при помощи одного из указанных выше методов.

В себестоимость незавершенного производства общепроизводственные расходы включаются таким же порядком, как и в себестоимость готовых продуктов или изделий.

Таким образом, аргументация ПАО «Химпром» противоречит нормативно-методическим документам в области калькулирования себестоимости химических предприятий, а приведенные ПАО «Химпром» коэффициенты в виде базы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов необоснованно завышены, что ведет к завышению себестоимости ЭТС-40.

Данная аргументация Комиссии также изложена в Заключении об обстоятельствах дела, направленного письмом от 19.02.2016 № 06/10158/16.

4. ПАО «Химпром» на Заключение об обстоятельствах дела направило возражения следующего содержания.

4.1. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является Минфин России.

Согласно требованиям ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, организация в своей учетной политике самостоятельно устанавливает принятые ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов, применение счетов бухгалтерского учета и др.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94н, общехозяйственные расходы собираются на балансовом счете 26. Порядок отнесения на затраты общехозяйственных расходов регламентируется п.9 ПБУ 10/99. Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2.23.4 учетной политики ПАО «Химпром» общехозяйственные расходы ежемесячно списываются в полном объеме на счет «Продажи», что также соответствует пункту 4.56 Методических положений: «общехозяйственные расходы могут также в качестве условно-постоянных непосредственно списываться на счет «Реализации продукции (работ, услуг)» с последующим распределением по видам продукции одним из принятых методов».

В случае применения предложенной ФАС России методики:

а) общехозяйственные расходы (расходы по обычным видам деятельности) необходимо ежемесячно списывать не на счет «Продажи» (как сейчас сформулировано в пункте 2.23.4 Учетной политики и соответствует Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94н), а на производственные счета – 20, 21, и базой распределения при этом будет являться фонд оплаты труда основных производственных рабочих с отчислениями по всей продукции, включая полуфабрикаты. Но, так как на счетах учета затрат – 20 и 21 – имеются остатки НЗП (незавершенное производство – продукция, не прошедшая всех стадий (фаз, переделов)) и полуфабрикатов, и их калькулирование происходило в том же порядке, что готовой продукции, то есть с включением в затраты общехозяйственных расходов (условно-постоянные расходы), то вся сумма общехозяйственных затрат в отчетном периоде не спишется в дебет счета 90 «Продажи», что будет противоречить п. 2.23.4 Учетной политики предприятия.

б) представленный ПАО «Химпром» расчет себестоимости ЭТС-40 в I квартале 2015 г., учитывающий замечания ФАС России, показывает рост себестоимости на 1 613 руб./т в связи с увеличением статьи «материальные затраты» в результате перераспределения общехозяйственных расходов на полуфабрикаты на 8 620,0  руб./т.

Таким образом, пункты 3.8, 5.12 Методических положений о порядке отнесения общехозяйственных расходов на полуфабрикаты в таком же порядке, что и на готовую продукцию, для предприятий, доля полуфабрикатов которых составляет значительную величину, по мнению ПАО «Химпром», противоречит приказу Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94н.

В соответствии с пунктом 15 статьи 20 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам, то есть Методические положения могут применяться лишь в части, не противоречащей федеральным стандартам.

Исходя из изложенного, общехозяйственные расходы на ПАО «Химпром» должны признаваться расходами по обычным видам деятельности в полном объеме в отчетном периоде и ежемесячно списываться на счет «Продажи», как предусмотрено Минфином России и отражено в учетной политике предприятия, без распределения их на полуфабрикаты (в силу того, что они не являются товарной продукцией ПАО «Химпром»).

4.2. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета  и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94н, бухгалтерский учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» ведется по отдельным подразделениям организации и статьям расходов.  Данный порядок отражения затрат на производстве предусмотрен также и пунктом 4.56 Методических положений, согласно которому общепроизводственные расходы каждого подразделения включаются только в себестоимость той продукции, которая изготовляется данным подразделением. Общепроизводственные расходы распределяются между отдельными видами продукции при помощи одного из методов, рекомендуемых в разделе 5 указанного документа – по переделам и отдельным стадиям технологического процесса.

В соответствии с пунктом 4.45 Методических положений, в зависимости от типа продукции, технологии и организации производства, учет ведется по переделам, процессам, стадиям, фазам технологического процесса и т.д.

В соответствии с пунктом 2.23.2. учетной политики предприятия для расчета себестоимости готовой продукции, полуфабрикатов в основном производстве применяют попередельный метод калькулирования затрат. Согласно пункту 4.46 Методических положений при попередельном методе учета затрат, затраты на производство учитываются в каждом подразделении производственного предприятия по отдельным переделам производственного процесса.

Исходя из изложенного, общепроизводственные затраты, отраженные на счете 25, каждого подразделения (цеха предприятия) включаются только в себестоимость той продукции, включая полуфабрикаты, которая изготовляется в данном подразделении.

В соответствии с позицией ФАС России расчет распределения общепроизводственных расходов должен быть осуществлен не по каждому отдельному подразделению (цеху предприятия), а в целом по всему заводу, то есть, на себестоимость продукции цеха № 17 в составе общепроизводственных расходов ФАС России относит не общепроизводственные расходы цеха № 17, а расчетную величину, сложившуюся из общепроизводственных расходов всех цехов предприятия.

Таким образом, ПАО «Химпром» полагает, что расчет общепроизводственных расходов, приведенный ФАС России, противоречит требованиям действующего законодательства в области бухгалтерского учета. Вывод о завышении себестоимости ЭТС в части общепроизводственных расходов не соответствует фактическим обстоятельствам.

5. Проанализировав данные возражения, Комиссия отмечает, что аргументация ФАС России о несоответствии распределения затрат по статьям «Общехозяйственные расходы» и «Общепроизводственные расходы» при калькулировании себестоимости производства ЭТС-40 ПАО «Химпром» не опровергнута.

В отношении возражений ПАО «Химпром» на Заключение об обстоятельствах дела Комиссия принимает во внимание следующие обстоятельства.

5.1. В отличие от первоначально представленных ПАО «Химпром» объяснений по делу (раздел 2 настоящего решения) следует, что общество оспаривает не позицию Комиссии о несоответствии принятого ПАО «Химпром» порядка отнесения общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (ЭТС-40), а пункты 3.8, 5.12 Методических положений, что не является предметом рассмотрения Комиссии и не входит в компетенцию ФАС России.

Сведений об оспаривании Методических положений в установленном порядке в распоряжении Комиссии не имеется, ПАО «Химпром» не представлены.

Также отсутствуют разъяснения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти – Минфина России, Минпромторга России – о применении указанных пунктов Методических положений, свидетельствующие о правомерности позиции ПАО «Химпром».

Кроме того, Комиссия при рассмотрении дела дает оценку правильности ценообразования на выпускаемую продукцию – ЭТС-40, а не ведения бухгалтерского учета ПАО «Химпром».

Какие-либо иные аргументы, включая обосновывающие расчеты, ПАО «Химпром» не представлены.

5.2. Относительно отнесения общепроизводственных расходов на себестоимость продукции следует отметить, что противопоставление ПАО «Химпром» расчетной величины, сложившейся из общепроизводственных расходов всех цехов предприятия, общепроизводственным расходам цеха №17 (абзац 5 подпункта 4.2 настоящего решения) подтверждает несоответствие принятого обществом способа распределения общепроизводственных расходов как Методическим положениям, так и Учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год, поскольку указанные документы требуют именно такого распределения общепроизводственных расходов:

- согласно пункту 2.23.4 Положения по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год общепроизводственные расходы распределяются между различными видами продукции и услуг пропорционально прямым затратам на заработную плату основных производственных рабочих;

- в соответствии с пунктом 4.56 Методических положений общепроизводственные расходы распределяются между отдельными видами продукции при помощи одного из принятых на предприятии методов: в случае ПАО «Химпром» – пропорционально прямым затратам на заработную плату основных производственных рабочих. В себестоимость незавершенного производства общепроизводственные расходы включаются таким же порядком, как и в себестоимость готовых продуктов или изделий.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «Химпром» нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на ЭТС-40.

2. Выдать предписание ПАО «Химпром» о прекращении нарушении антимонопольного законодательства путем:

исключения необоснованных затрат на производство ЭТС-40 в виде завышенных величин общехозяйственных и общепроизводственных расходов, включаемых в себестоимость ЭТС-40;

приведения порядка распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов по всем видам выпускаемой продукции в соответствии с Методическими положениями по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции, калькулированию себестоимости продукции на предприятиях химического комплекса, утвержденными приказом Минпромнауки России от 4 января 2003 г. № 2.

<....>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Приложение: копия приказа ФАС России от 21.03.2016 № 607-К на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны