Решение №ЦА/72183/15 Решение и предписание по делу в отношении ООО ТД «Башхим» от 16 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-109/00-06-15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«15» декабря 2015 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «15» декабря 2015 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее — Комиссия ФАС России), при участии представителя ООО ТД «Башхим» <...>(доверенность № 125 от 01.01.2015), представителя ОАО «Завод «Экран» <...> (доверенность № 49 от 19.08.2015), представителя Национального объединенного Совета предприятий стекольной промышленности «Стеклосоюз» <...> (доверенность № 31 от 08.10.2015), представителей АО «Перкарбонат» <...> (доверенность № ПКБ/49 от 07.10.2015) и <...> (доверенность № ПКБ/41 от 03.09.2015),

рассмотрев дело № 1-10-109/00-06-15 по признакам нарушения ООО ТД «Башхим» (адрес регистрации: ул. Техническая, д. 32, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, 453110, почтовый адрес: ул. Ольховская, д. 4, корп. 2, г. Москва, 105066, ОГРН 1140280011057, ИНН 0268069694, КПП 026801001; дата регистрации юридического лица — 25.02.2014) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) на рынке соды кальцинированной марки «А» 1 сорта в географических границах Российской Федерации,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

 

Основанием для возбуждения дела № 1-10-109/00-06-15 послужила информация, полученная антимонопольным органом в ходе анализа договоров поставки ООО ТД «Башхим», представленных в ФАС России письмом от 10.07.2015 исх. № 007/2013 в рамках рассмотрения заявления ОАО «Завод «Экран» от 24.04.2015 исх. № 428 (далее – Заявитель) с жалобой на действия ООО ТД «Башхим», выразившихся, по мнению Заявителя, в экономически необоснованном установлении различных цен в 2014-2015 гг. на соду кальцинированную марки «А» 1 сорта для разных потребителей (далее — Заявление).

Заявитель осуществляет производство стекольной продукции, а сода кальцинированная марки «А» 1 сорта является основным сырьем в указанном производстве.

Основным поставщиком соды кальцинированной марки «А» 1 сорта для ОАО «Завод «Экран» является ООО ТД «Башхим».

ООО ТД «Башхим» входит в группу лиц АО «Башхим», в состав которой также входят крупнейшие российские производители соды кальцинированной – ОАО «БСК» (Республика Башкортостан) и АО «БСЗ» (Пермский край) (далее – группа лиц АО «Башхим»), и осуществляет реализацию всех объемов соды кальцинированной марки «А» 1 сорта, произведенных ОАО «БСК» и АО «БСЗ», самостоятельно определяя политику ценообразования на данный товар, что следует из письма ОАО «БСК» от 02.04.2014 № 010/102 и письма ООО ТД «Башхим» от 17.09.2015 исх. № 007/2931.

Согласно материалам Заявления, а также в соответствии с приложением № 13 к договору поставки от 01.04.2014 № TD230/0405-14/696-14-СМ между ООО ТД «Башхим» и ОАО «Завод «Экран» поставка соды кальцинированной марки «А» 1 сорта в феврале 2015 года осуществлялась железнодорожным транспортом на условиях доставки СРТ станция Новосибирск-Восточный в размере 700 тонн по цене 12000 руб/тонну без учета НДС, но с учетом транспортной составляющей. К материалам Заявления также приложена копия письма ООО ТД «Башхим» от 10.02.2015 № 230/331 в адрес ООО «ТД ОЗСК Гласс» о поставках в феврале 2015 года соды кальцинированной марки «А» 1 сорта железнодорожным транспортом на условиях доставки СРТ станция Йошкар Ола в размере от 500 тонн по цене 10700 руб/тонну без учета НДС, но с учетом транспортной составляющей.

Антимонопольный орган дополнительно запросил у ООО ТД «Башхим» копии всех договоров поставок соды кальцинированной. В ходе анализа указанных документов, представленных в ФАС России письмом ООО ТД «Башхим» от 10.07.2015 исх. № 007/2013, информация, указанная ОАО «Завод «Экран» в Заявлении, не подтвердилась. ООО ТД «Башхим» договора на поставку соды кальцинированной марки «А» 1 сорта с ООО «ТД ОЗСК Гласс» в указанный период времени не заключало.

На период с января 2014 года по настоящее время между ООО ТД «Башхим» и потребителями соды кальцинированной марки «А» действовало порядка 1700 договоров поставки данного товара.

Анализ условий договоров поставки соды кальцинированной за январь 2015 года показал, что ООО ТД «Башхим» необоснованно установило различные цены на соду кальцинированную марки «А» 1 сорта для ООО «Рекитт Бенкизер», ООО «ХимОптТрейд» и ЗАО «Фабрика бытовой химии». Цена реализации на данный товар для ООО «Рекитт Бенкизер» составила 10000 руб/тонну без НДС и транспортных расходов, а для ООО «ХимОптТрейд» и ЗАО «Фабрика бытовой химии» – 11450 руб/тонну без НДС и транспортных расходов.

Необходимо отметить, что при анализе цен поставок ФАС России учитывались следующие существенные условия поставок:

- объемы поставок (20 тонн для каждого покупателя);

- затраты, связанные с доставкой товара (условия поставки: FCA склад грузоотправителя – ОАО «БСК»);

- качественные характеристики товара (марка А, сорт 1).

По сравнению с ценами, установленными ООО ТД «Башхим» на данный товар для ООО «ХимОптТрейд» и ЗАО «Фабрика бытовой химии», цена для ООО «Рекитт Бенкизер» на соду кальцинированную марки «А» 1 сорта была ниже более чем на 10%, что является существенной разницей в цене.

Необходимо отметить, что АО «БСК» было создано путем реорганизации ОАО «Сода» (01.04.2013), находившегося в Реестре хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «сода кальцинированная» с долей менее 65%, в географических границах рынка Российской Федерации.

Таким образом, группа лиц АО «Башхим» занимает доминирующее положение на рынке соды кальцинированной на территории Российской Федерации.

Приказом от 14.08.2015 № 725/15 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России возбудило в отношении ООО ТД «Башхим» дело № 1-10-109/00-06-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — дело № 1-10-109/00-06-15).

Определением от 09.10.2015 № ЦА/55300/15 к рассмотрению дела № 1-10-109/00-06-15 в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Перкарбонат» (ходатайство от 11.09.2015 исх. № 97274/15) и Национальный объединенный Совет предприятий стекольной промышленности «Стеклосоюз» (ходатайство от 08.10.2015 № СС-1361). Этим же определением рассмотрение дела № 1-10-109/00-06-15 отложено для получения дополнительной информации с целью проведения анализа состояния конкуренции на рынке соды кальцинированной марки «А».

По результатам анализа состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке за период с января 2014 года по март 2015 года установлено, что группа лиц АО «Башхим» в составе АО «БСЗ» и ОАО «БСК» на рынке соды кальцинированной марки «А» в географических границах Российской Федерации занимает долю в размере более 70%, а ООО ТД «Башхим», входящее в вертикально-интегрированную группу лиц АО «Башхим» и осуществляющее реализацию соды кальцинированной, произведенной ОАО «БСК» и АО «БСЗ», в I квартале 2015 года занимает долю на оптовом рынке соды кальцинированной в географических границах Российской Федерации в размере более 50%.

В ходе заседания Комиссии ФАС России (08.12.2015) на рассмотрение поступило письменное ходатайство ОАО «Завод «Экран» от 07.12.2015 б/н о привлечении в качестве ответчиков по делу № 1-10-109/00-06-15 АО «Башхим», ОАО «БСК», АО «БСЗ» и ЗАО «Транснефтехим» (далее — ходатайство о привлечении третьих лиц). Представитель ООО ТД «Башхим» выразил несогласие с ходатайством о привлечении третьих лиц, поскольку АО «Башхим» не принимает решений, касающихся ценообразования на соду кальцинированную. Комиссией ФАС России ходатайство о привлечении третьих лиц отклонено в связи с переходом права собственности на соду кальцинированную от АО «БСК» и АО «БСЗ» к ООО ТД «Башхим», а также наличием у антимонопольного органа материалов, подтверждающих самостоятельность ООО ТД «Башхим» в вопросах ценообразования на соду кальцинированную.

Принимая во внимание изложенное, ФАС России в действиях ООО ТД «Башхим» на рынке соды кальцинированной марки «А» 1 сорта в географических границах Российской Федерации установлены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время ООО ТД «Башхим» разработана Политика ценообразования по кальцинированной соде, согласованная с ФАС России письмом от 23.11.2015 № ЦА/65703/15 и направленная на предотвращение нарушения ООО ТД «Башхим» антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела Комиссией ФАС России также установлено, что совокупный объем поставок соды кальцинированной для ООО «ХимОптТрейд», ЗАО «Фабрика бытовой химии» и ООО «Рекитт Бенкизер» составлял менее 1% общего объема реализации соды кальцинированной за данный период.

Незначительность объемов поставки соды кальцинированной марки «А» 1 сорта, на которые ООО ТД «Башхим» установило различные цены для различных покупателей, не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, однако привело к ущемлению интересов отдельных потребителей соды кальцинированной марки «А» 1 сорта.

Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

1. Признать в действиях ООО ТД «Башхим» нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически необоснованном установлении различных отпускных цен на один и тот же товар (соду кальцинированную марки «А» 1 сорта), поставляемый в один и тот же период (январь 2015 года) разным покупателям, на одинаковых условиях поставки (FCA склад грузоотправителя – ОАО «БСК»), результатом которого явилось ущемление интересов ООО «ХимОптТрейд» и ЗАО «Фабрика бытовой химии».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Выдать ООО ТД «Башхим» предписание от ___.12.2015 № _____/___________/15 о предотвращении нарушения антимонопольного законодательства, исходя из положений Политики ценообразования по кальцинированной соде, согласованной с антимонопольным органом.

        Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

о предотвращении нарушений антимонопольного законодательства

по делу № 1-10-109/00-06-15

 

15 декабря 2015 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее — Комиссия ФАС России), на основании решения от декабря 2015 г. № /15 по делу № 1-10-109/00-06-15 о признании нарушения ООО ТД «Башхим» пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23, части 1 и 2 статьи 50 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ: 

 

1. ООО ТД «Башхим» (адрес: ул. Техническая, д. 32, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, 453110) соблюдать положения Политики ценообразования по реализации соды кальцинированной, согласованной антимонопольным органом письмом ФАС России от 23.11.2015 № ЦА/65703/15 (далее — Политика ценообразования).

2. ООО ТД «Башхим» согласовывать с антимонопольным органом планируемые изменения в Политике ценообразования.

Срок действия предписания — до тех пор, пока ООО ТД «Башхим» определяет политику ценообразования на соду кальцинированную, производимую хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц АО «Башхим».

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны