Решение №ЦА/92318/17 Решение о нарушении антимонопольного законодательства в отно... от 27 декабря 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-17-70/00-06-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«27» декабря 2017 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» декабря 2017 года

 

В полном объеме решение изготовлено «27» декабря 2017 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 1-17-70/00-06-17 по признакам нарушения МУЖКП «Котельники» (ИНН 5027048658, ОГРН 1035005003593, местонахождения: 140053, Московская обл., г. Котельники, Микрорайон Силикат, д. 12А) (далее - Предприятие) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в закупочную документацию о проведении запроса предложений избыточных требований к закупаемым неармированным полимерным трубам PE-RT тип II SDR 11, что могло привести к ограничению конкуренции при проведении закупки № 31502369203 (далее — Дело № 1-17-70/00-06-17), в присутствии на заседании:

<...><...> ООО «Теплопекс» (доверенность от 29.12.2016 № 3);

<...> – уполномоченный представитель ООО «Пертрубация» (доверенность от 26.07.2016 б/н);

<...>уполномоченный представитель ООО «Пертрубация» (доверенность от 26.06.2017 б/н);

<...><...> МУЖКП «Котельники» (доверенность от 07.07.2017 № 28).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «ТЕПЛОПЕКС» от 01.12.2016 № 178075/16 (далее - Заявление) о нарушении Предприятием антимонопольного законодательства при проведении запроса предложений (закупка № 31502369203) неармированных полимерных труб PE-RT тип II SDR 11.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Предприятием 19.05.2015 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений № 31502369203 на поставку товаров (труб из полимерных материалов) для реконструкции тепловых сетей для нужд Предприятия, в результате чего Предприятием была проведена закупка неармированных полимерных труб PE-RT тип II SDR 11. Начальная (максимальная) цена контракта составила 150 274,52 рублей, единственным участником в закупке являлось ООО «Пертрубация», при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,6%.

В соответствии с техническим заданием на размещение заказа путём проведения запроса предложений на право заключения договора на поставку товаров, закупаемые трубы PE-RT тип II должны соответствовать ГОСТ P 52134-2003 и ТУ 2248-012-54432486-2013 (ООО «Техстрой»).

Кроме того, в соответствии с частью 1 пунктом 1.2 технического задания документации о проведении запроса предложений от участника закупки требовалось наличие заключения от независимой лаборатории, подтверждающего тестирование трубы при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа.

Указанное требование, по своей сути, является подтверждением соответствия товара определенным техническим характеристикам при его эксплуатации, то есть качества продукции.

Вместе с тем, требование о соответствии товара указанным нормативно-техническим документам (ГОСТ P 52134-2003, ТУ 2248-012-54432486-2013) уже определяет характеристики товара при его эксплуатации.

Также, в соответствии с разделом 7 ГОСТ P 52134-2003 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия» приемо-сдаточные испытания осуществляются при приемке партий изделий службой качества предприятия-изготовителя. Таким образом, происходит подтверждение соответствия товара установленным требованиям.

На основании информации, полученной в ходе рассмотрения дела, Комиссия ФАС России провела анализ соответствия технического задания аукционной документации ГОСТ P 52134-2003, согласно которому срок службы трубы, не допускает применение труб PE-RT тип II SDR 11 при режимах эксплуатации с максимальной рабочей температурой 95°С и давлением 1 МПа, установленных в техническом задании.

При режимах эксплуатации, не указанных в пункте 5.2.1 ГОСТ P 52134-2003, заказчик обязан требовать от участника закупки расчет срока эксплуатации требуемой продукции, выполненный на основании пункта А2 приложения «А» к ГОСТ P 52134-2003.

Таким образом, параметры тестирования трубы, указанные в требовании соответствующего заключения от независимой лаборатории, противоречат требованиям соответствия трубы ГОСТ P 52134-2003.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России Определением об отложении рассмотрения дела от 08.09.2017 № ЦА/62376/17 определила направить соответствующий запрос экспертного мнения с целью проверки обоснованности включения в конкурсную документацию закупки 31502369203 требования о наличии заключения от независимой лаборатории, подтверждающего тестирование труб при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа.

Во исполнении указанного поручения ФАС России обратилась в НО «Союз переработчиков пластмасс» о представлении кандидатуры эксперта для проведения анализа по данному вопросу. На указанное обращение НО «Союз переработчиков пластмасс» рекомендовало обратиться ФАС России в ОАО «МИПП НПО «ПЛАСТИК» к <...>, являющейся компетентным специалистом в данном вопросе.

В соответствии с экспертным заключением ОАО «МИИПП-НПО «ПЛАСТИК» от 02.11.2017 № 168040/17 по обоснованности требований к участникам указанного тендера, паспорта на сырье и протоколы испытаний позволяют экспертам органов по сертификации оформлять соответствующие сертификаты, которые подтверждают качество труб и гарантирует стабильность их производства. При этом требование, содержащееся в документации о проведении запроса предложений об обязательном наличии заключения от независимой лаборатории, подтверждающей тестирование труб при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа, произведенных из аттестованных марок PE-RT (при наличии сертификата соответствия ГОСТ P 52134-2003), является избыточным.

С учетом того, что срок подачи заявок от участников ограничен 10 днями (дата начала подачи заявок — 19.05.2015, дата окончания подачи заявок — 29.05.2015), а время тестирования труб 1,8 года, требование о наличии соответствующего заключения независимой лаборатории не возможно выполнить в срок подачи заявок.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с проведенным анализом рынка, а также в ответ на соответствующий запрос ФАС России о возможности производства труб, потенциально в закупках могли участвовать такие производители и дилеры как: ООО «Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО», группа компаний «СМИТ», ООО «ИЗОЛА», АО «Завод полимерных труб». Указанные поставщики труб в ответ на запрос ФАС России от 16.11.2017 № ЦА/79629/17 сообщили об отсутствии требуемого заключения от независимой лаборатории.

Таким образом, отечественные производители труб, которые не имели на момент объявления конкурса соответствующего заключения независимой лаборатории, не могли принять участие в закупках ввиду включения указанного требования в конкурсную документацию, что привело к сокращению количества участников закупки 31502369203 и способствовало участию в процедурах единственного участника — ООО «Пертрубация» и тем самым ограничило конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом, исходя из формулировки положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, под ограничением конкуренции, для целей применения указанной статьи, понимается ограничение соперничества хозяйствующих субъектов при проведении торгов, в том числе в результате сокращения количества участников.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2013 № 11604/12 по делу № А40-123181/11-120-1054, задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе, для реализации федеральных целевых программ).

Необходимо отметить, что Арбитражные суды при оценке эффективности государственных и муниципальных закупок, в том числе, используют статистические данные приведенные в ежегодном докладе «О системе закупок Российской Федерации» подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее – Доклад) (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы № 09АП-47413/2016 по делу № А40-6355/16).

Исходя из целей, определенных в статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) (эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений), логика и принципы, заложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы могут быть распространены и на закупки, осуществляющиеся в рамках Закона о закупках.

В соответствии с Докладом одним из показателей, используемых в целях оценки эффективности законодательства, регулирующего закупки для государственных и муниципальных нужд, является размер снижения начальной (максимальной) цены контракта в результате проведения конкурентных процедур.

Анализ правоприменительной практики на основании данных, представленных Росстатом в Докладе, позволил сделать, следующий вывод.

Размер снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам электронного аукциона в среднем составляет 7,98% по государственным закупкам и 9,67% по муниципальным закупкам.

Таким образом, сравнивая размер снижения начальной (максимальной) цены контракта, представленный в Докладе, с процентом снижения начальной (максимальной) цены контракта на рассматриваемой закупке № 31502369203, можно прийти к заключению, что данный размер снижения может свидетельствовать о неэффективности закупки в результате ограничения конкуренции.

Данная позиция Комиссии ФАС России также изложена в заключении об обстоятельствах дела, направленного письмом от 01.12.2017 № ЦА/84198/17.

МУЖКП «Котельники» на заключение об обстоятельствах дела представило возражения следующего содержания.

1. Указанное в техническом задании требование об обязательном наличии заключения независимой лаборатории, внесено по рекомендации завода-изготовителя (так как завод напрямую не поставляет продукцию, а работает через дилеров) и относится не к предмету закупки, а к производителю, что не влечет за собой ограничения по временным рамкам для участников процедуры проведения закупки.

Вышеуказанное возражение, подтверждается текстом Заключения об обстоятельствах дела, а именно требование о наличии экспертного заключения соответствует ГОСТ и ТУ и в них содержится.

По мнению МУЖКП «Котельники» Заявитель не правильно утверждает, что требования о наличии экспертного заключения относится к предмету закупки. Если бы Заявитель, был зарегистрирован как юридическое лицо и существовал на момент участия в торговых процедурах в 2014-2015 году и обратился к нам в момент проведения торговой закупочной процедуры, ему было бы дано соответствующее разъяснение, и он был бы допущен к участию в торгах.

Таким образом, требование о наличии экспертного заключения было к тому, что труба должна быть произведена в заводских условиях на территории РФ (требования к материалу производителя) и не являлась контрафактном.

2. Закупка была произведена у единственного поставщика. Других предложений от иных юридических лиц не было. МУЖКП «Котельники» никого не отклоняло от участия в торговых процедурах.

3. МУЖКП «Котельники» не ставило цель испытывать трубу 16 000 часов (1,8 года). МУЖКП «Котельники» в результате проведения торговых процедур имело цель приобрести трубу соответствующую ГОСТ.

4. В техническом задании наличие заключения независимой лаборатории не является основным требованием, препятствующим потенциальному участнику принять участие в торговой процедуре, а также его допуску. Основное требование установлено в закупочной документации, содержащей перечень необходимых документов для составления заявки и участия в торговой процедуре.

5. По мнению МУЖКП «Котельники», в связи с тем, что на момент проведения торговых процедур ООО «ТЕПЛОПЕКС» не существовал как юридическое лицо. Сам факт не участия Заявителя в торговой процедуре делает его заявление в ФАС России ничтожным.

В заключении об обстоятельствах дела установлено о потенциальном участии в торговой процедуре Заявителя, что является невозможным по вышеназванным доводам.

6. По мнению МУЖКП «Котельники», заключение ФАС России о незначительном снижении цены является незаконным, так как на момент проведения торговой процедуры на основании п. 54.9 Положения о закупках товаров и услуг для нужд МУЖКП «Котельники» заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком, в случае подачи единственной заявки на участие в запросе и предложении в электронной форме. ООО «ПЕРТРУБАЦИЯ» являлось единственным поставщиком, участвующем в торговой процедуре.

Предположение об участии юридических лиц как ООО «ИЗОЛА и так далее (в соответствии с заключением) является незаконным, так как никто кроме ООО «Пертрубация» не подал заявки на участие в торговой процедуре.

7. В Заключении об обстоятельствах дела ошибочно установлено о заключении контракта по результатам электронного аукциона. МУЖКП «Котельники» заключило с единственным поставщиком не контракт, а договор. Также был не электронный аукцион, а запрос и предложение.

8. По мнению МУЖКП «Котельники» нарушений прав и законных интересов иных лиц при проведении торговых процедур МУЖКП «Котельники» не допускалось и нарушений конкуренции не допущено. В действиях МУЖКП «Котельники» отсутствует состав нарушений Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, МУЖКП «Котельники» просит прекратить производство по делу.

Проанализировав данные возражения на заключение об обстоятельствах дела Комиссия ФАС России сообщает следующее.

В отношении пункта 1 возражений МУЖКП «Котельники».

В соответствии с предоставленным экспертным заключением ОАО «МИИПП-НПО «ПЛАСТИК» от 02.11.2017 № 168040/17 требование о наличии заключения от независимой лаборатории, подтверждающего тестирование трубы при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа является избыточным. При этом отсутствие необходимости включения указанного требования в документацию о проведении закупки не зависит от инициатора такого включения.

Также ФАС России отмечает, что в техническом задании документации о проведении запроса предложений указано обязательное наличие заключения от независимой лаборатории, подтверждающего тестирование трубы при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа. Таким образом, буквальное толкование указанного требования не позволят его отнести к участнику закупки, а указывает на предъявление его именно к предмету закупки - трубе.

В отношении пункта 2 возражений МУЖКП «Котельники».

ООО «Пертрубация» являлось победителем по закупке № 31502369203 и единственным поставщиком в связи с тем, что при наличии в техническом задании избыточного требования о наличии заключения от независимой лаборатории, подтверждающей тестирование указанных труб при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа, большинство предприятий-изготовителей/поставщиков данной продукции, которые в состоянии произвести и поставить неармированные полимерные трубы PE-RT тип II SDR 11, были лишены возможности принять участие в данных торгах ввиду отсутствия указанного заключения.

В отношении пункта 3 возражений МУЖКП «Котельники».

ГОСТ P 52134-2003 определяет технические параметры и требования данной трубы, а также в нем присутствуют данные от производителя сырья, основанных на отчете ведущего шведского института Bodycote (испытания в течение 20 000 часов при температуре 110ºС).

Таким образом, при наличии у производителя/поставщика труб сертификата соответствия ГОСТ P 52134-2003 наличие соответствующего заключения независимой лаборатории является излишним.

В отношении пункта 4 возражений МУЖКП «Котельники».

Допуск, а также участие в торговой процедуре при наличии в закупочной документации заключения от независимой лаборатории не является основным требованием, однако согласно пункту 1.2 части 1 технического задания на размещение заказа путем проведения запроса коммерческих предложений на право заключения договора на поставку труб для реконструкции тепловых сетей для нужд МУЖКП «Котельники» труба PE-RT тип II SDR 11 изготовленная из материала PE-RT тип II, должна соответствовать ГОСТ Р 52134-2003 и ТУ 2248-012-54432486-2013, с обязательным наличием заключения от независимой лаборатории, подтверждающей тестирование трубы при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа. Таким образом, победитель закупки не смог бы заключить договор без соответствующего заключения от независимой лаборатории, а также поставить трубу не соответствующую техническому заданию.

При не заключении договора на победителя закупки накладываются санкции в соответствии с действующим законодательством.

В отношении пункта 5 возражений МУЖКП «Котельники».

Само требование, о наличии соответствующего заключения от независимой лаборатории привело к ограничению конкуренции на указанных торгах. При этом, при отсутствии возможности участия ООО «ТЕПЛОПЕКС» в указанной закупке, указанное ограничение конкуренции могло затрагивать интересы иных участников рынка, являющихся производителями/поставщиками данных видов труб.

В соответствии с порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, ФАС России был проведен анализ рынка неармированных полимерных труб PE-RT тип II SDR 11 в соответствии с которым установлены потенциальные участники указанной закупки такие как: ООО «Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО», группа компаний «СМИТ».

В отношении пункта 6 возражений МУЖКП «Котельники».

Такие процедуры, как конкурсы и аукционы, являются основными способами закупок, в то время как всё остальное можно назвать процедурами производными. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, это торги, а запросы цен, котировок, предложений, оферт, равно как и конкурентные переговоры – это способы закупки.

Таким образом, аукцион также как запрос и предложение входит в конкурсные процедуры тем самым, отличия между ними нет.

ФАС России не применяет нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рассматриваемом деле, а проводит аналогии которые уместны, так как, в обоих случаях при использовании норм Закона о закупках целью процедуры является наиболее эффективное расходование средств покупателя в результате проведения закупок при наличии конкуренции. Таким образом, при включении соответствующего избыточного требования, незначительное снижение начальной (максимальной) цены контракта подтверждает неэффективность проведенной МУЖКП «Котельники» закупки.

В отношении пункта 7 возражений МУЖКП «Котельники».

Комиссией ФАС России возражения учтены.

В отношении пункта 8 возражений МУЖКП «Котельники».

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, МУЖКП «Котельники» при проведении рассматриваемой закупки было нарушено данное требование Закона о защите конкуренции путем указания в конкурсной документации избыточного требования о наличии соответствующего заключения от независимой лаборатории, что привело к ограничению конкуренции при проведении закупки и ее неэффективности.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, пришла к заключению, что действия МУЖКП «Котельники» привели к устранению конкуренции при закупке № 31502369203 путем установления в конкурсной документации избыточного требования о наличии соответствующего заключения от независимой лаборатории, что привело к нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУЖКП «Котельники» нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении конкуренции при проведении электронной закупки № 31502369203.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Предписание МУЖКП «Котельники» о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражном суде.

Связанные организации

ООО "Группа Полимертепло"
ИНН 7706163360, ОГРН 1027739117120
МУЖКП «Котельники»
ИНН 5027048658, ОГРН 1035005003593
ООО «ТЕПЛОПЕКС»
ИНН 7841039633, ОГРН 1167847217163
ООО «Техстрой»
ИНН 7743944097, ОГРН 5147746256114
ООО «ПЕРТРУБАЦИЯ»
ИНН 7729760098, ОГРН 5137746211312