Решение по делу по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройгазконсалтинг

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
10.04.2014
Управление:
Управление контроля размещения государственного заказа
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 17/13762/14

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-38/14

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройгазконсалтинг» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

07.03.2014                                                                                                      г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия ФАС России) <...>

рассмотрев жалобу ООО «Стройгазконсалтинг» от 27.03.2014 № 9047-14/СГК на действия заказчика ООО «Газпром инвест» при проведении 29 открытого запроса предложений в электронной форме
«№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008) в соответствии со  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Стройгазконсалтинг» (далее – Заявитель)  от 27.03.2014 № 9047-14/СГК (вх. №28544/14 от 27.032014) на действия заказчика ООО «Газпром инвест» (далее – Заказчик) при проведении 29 открытого запроса предложений в электронной форме
«№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром инвест», утвержденного решением участника ООО «Газпром инвест Запад» №276 от 29.12.2012 (далее – Положение о закупке).

28.02.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение о Запросе предложений (далее – Извещение), а также документация о Запросе предложений (далее – Документация).

Согласно пункту 1.2.12 Документации организатором Запроса предложений выступает ОАО «Газпром».

В соответствии с протоколом  № 1/123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС заседания комиссии ОАО «Газпром» по подведению итогов открытого запроса предложений № 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» в составе стройки «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» для нужд ООО «Газпром инвест» от 21.03.2014 (далее – Протокол № 1/123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС) в Запросе предложений приняли участие две организации, в том числе Заявитель.

Комиссия по подведению итогов запросов предложений ОАО «Газпром» рассмотрела заявки участников Запроса предложений, заключения и рекомендации экспертов и решила выбрать лучшей заявкой на участие в Запросе предложений заявку ЗАО «Стройтрансгаз» (125040, Российская Федерация, г. Москва, Скаковая, 9) с ценой заявки Запроса предложений – 17 685 231 790,00 руб. (с НДС).

Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений были нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

- информация о Запросе предложений размещена на официальном сайте не в полном объеме, а именно - в Документации в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений;

- по мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно признана лучшей заявка на участие в Запросе предложений, с большим, чем у Заявителя, ценовым предложением;

- в Документации установлено требования к участникам Запроса предложений о нахождении таких участников в Реестре потенциальных участников закупок Группы Газпром по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации, соответствующим предмету Запроса предложений, что ограничивает круг потенциальных участников данной закупочной процедуры и противоречит принципам Закона о закупках.

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, ОАО «Газпром» (далее – Организатор закупки), Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрен перечень сведений, определенных положением о закупке, которые должны быть указаны в документации о закупке.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9.8.1 Положения о закупке анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений могут проводиться одновременно или последовательно.

Согласно пункту 9.8.13 Положения о закупке следует, что в целях выявления лучших условий исполнения договора проводится рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений должны содержаться в документации о запросе предложений (пункты 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупке).

Исходя из системного толкования пунктов 9.8.13, 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений представляют собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например,  вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участниками закупки.

Порядок проведения оценочной стадии Запроса предложений регламентирован пунктом 2.9.13 Документации, согласно которому в рамках оценочной стадии Организатор закупки с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет заявки на участие в Запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, учитывая критерии, указанные в пунктах 2.9.13.1 – 2.9.13.5 Документации («Оценка квалификации Участника» (пункт 2.9.13.1 Документации), «Оценка коммерческого предложения» (пункт 2.9.13.2 Документации), «Оценка технического предложения Участника» (пункт 2.9.13.3 Документации), «Нахождение Участника в Реестре потенциальных участников закупок Группы Газпром по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации, соответствующим предмету запроса предложений» (пункт 2.9.13.4 Документации), «Привлечение для выполнения работ, оказания услуг по предмету запроса предложений в качестве субподрядчиков / соисполнителей российских организаций малого и среднего предпринимательства» (пункт 2.9.13.5 Документации)).

Учитывая изложенное, в Документации указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.

Вместе с тем, исходя из положений пункта 2.9.13 Документации не представляется возможным установить, в каком порядке определяется предпочтительность для Заказчика того или иного предлагаемого участниками Запроса предложений условия договора с учетом, установленных в пунктах 2.9.13.1 – 2.9.13.5 Документации, правила ранжирования поданных на участие в Запросе предложений заявок.

Таким образом, в Документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, что является нарушением требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Представителем Организатора закупки на заседании Комиссии ФАС России представлена Методика и критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений, утвержденная заместителем начальника Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» 27.02.2014 (далее – Методика),  которая распространяется только на Запрос предложений и включает порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.

Методика содержит алгоритм действий экспертов при проведении оценки и сопоставлении заявок на участие в Запросе предложений по каждому критерию, возможные уровни оценки по каждому критерию.

Представленные представителем Организатора закупки на заседании Комиссии ФАС России сводные протоколы балльной оценки заявки Заявителя, заявки ЗАО «Стройтрансгаз» (далее – Сводные протоколы) подтверждают использование Методики при оценке и сопоставлении заявок на участие в Запросе предложений.

Вместе с тем, Методика не является неотъемлемой частью Документации и не размещена на официальном сайте в составе Документации.

Таким образом, Заказчиком произведена оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений в порядке, который не указан в Документации, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 2.9.13.2 Документации критерий «Оценка коммерческого предложения участника» включает подкритерий «Уровень цены заявки на участие в Запросе предложений» и подкритерий «Полнота учета составляющих цены заявки на участие в Запросе предложений».

При этом, из протокола №2 «Оценка коммерческого предложения Участника», являющегося неотъемлемой частью Методики, следует, что экспертами оценивается только подкритерий «Полнота учета составляющих цены заявки на участие в Запросе предложений» без учета уровня ценных предложений участников Запроса предложений.

В отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок в Документации согласно Сводным протоколам заявки Заявители и ЗАО «Стройтрансгаз» по подкритерию «Уровень цены заявки на участие в Запросе предложений» не оценивались, что привело к тому, что заявке, содержащей большее ценовое предложение, присвоен более высокий балл по критерию  «Оценка коммерческого предложения Участника».

Довод Заявителя относительно установления в  Документации требования к участникам Запроса предложений о нахождении таких участников в Реестре потенциальных участников закупок Группы Газпром по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации, соответствующим предмету Запроса предложений, не нашел своего подтверждения, так как данное требование не указано в пункте 1.4 Документации, который содержит закрытый перечень требований, которые могут предъявляться к участникам Запроса предложений.

В соответствии с пунктом 2.12.1 Документации протоколы, составляемые в ходе проведения Запроса предложений, размещаются Заказчиком (Организатором закупки) на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Организатор закупки уведомляет участника, представившего заявку на участие в Запросе предложений, признанную лучшей, о результатах Запроса предложений с использованием функционала электронной площадки (пункт 2.12.2 Документации).

Согласно пункту 2.13.1 Документации участник, представивший заявку на участие в Запросе предложений, признанную лучшей, в течение 20 (двадцати) дней с момента получения уведомления Организатора закупки о результатах Запроса предложений, должен представить Заказчику подписанный со своей стороны текст договора на условиях, содержащихся в Документации и представленной им заявке на участие в Запросе предложений.

Из письменных пояснений представителя Организатора закупки (письмо ОАО «Газпром» от 07.04.2014 №01/04/03/01/2-140), представленных на заседании Комиссии ФАС России (далее - Пояснения), следует, что по результатам Запроса предложений между Заказчиком и ЗАО «Стройтансгаз» заключен договор на строительство Объекта «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5 в составе стройик «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» №СТГ-1/14 от 24.03.2014 (далее - Договор).

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Протокол № 1/123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС подписан Председателем комиссии по подведению итогов Запросов предложений 25.03.2014, то есть на следующий день после указанной в Пояснениях даты подписания Договора.

Иных документов и сведений, подтверждающих факт заключения Договора Комиссии ФАС России не представлено.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Стройгазконсалтинг»  от 27.03.2014 № 9047-14/СГК (вх. №28544/14 от 27.032014) на действия заказчика ООО «Газпром инвест» при проведении 29 открытого запроса предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008) обоснованной в части отсутствия в документации о данной закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

2. Признать ОАО «Газпром инвест» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «Газпром инвест» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ

223ФЗ-38/14

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

«07» апреля 2014 г.                                                                                     г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 07.03.2014 № 223ФЗ-38/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Стройгазконсалтинг»  от 27.03.2014 № 9047-14/СГК (вх. №28544/14 от 27.032014) на действия заказчика ООО «Газпром инвест» при проведении 29 открытого запроса предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. ОАО «Газпром инвест» в срок не позднее 21.04.2014 отменить протокол  № 1/123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС заседания комиссии ОАО «Газпром» по подведению итогов открытого запроса предложений № 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» в составе стройки «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» для нужд ООО «Газпром инвест» от 21.03.2014

2. ОАО «Газпром инвест» разместить информацию об отмене протокола, указанного в пункте 1 настоящего предписания, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения об отмене протокола, указанного в пункт 1 настоящего предписания.

3. ОАО «Газпром инвест» не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1, 2 настоящего предписания, вернуть участникам запроса предложений в электронной форме   «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008) ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в запросе предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008).

4. ОАО «Газпром инвест» в срок не позднее 05.05.2014 внести изменения в документацию о запросе предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008) с учетом решения от 07.03.2014 № 223ФЗ-38/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Стройгазконсалтинг»  от 27.03.2014 № 9047-14/СГК (вх. №28544/14 от 27.032014) на действия заказчика ООО «Газпром инвест» при проведении 29 открытого запроса предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008).

5. ОАО «Газпром инвест» не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 4 настоящего предписания, разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) внесенные во исполнение пункта 4 настоящего предписания изменения в документацию о запросе предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008)

6. ОАО «Газпром инвест» продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008) в сроки, установленные Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром инвест», утвержденного решением участника ООО «Газпром инвест Запад» №276 от 29.12.2012.

7. ОАО «Газпром инвест» продолжить  проведение запроса предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008) в соответствии с требованиями Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром инвест», утвержденного решением участника ООО «Газпром инвест Запад» №276 от 29.12.2012, документации о запросе предложений в электронной форме  «№ 123/ГИнвест/14-1.1-0243/28.02.14/ЗЭПГОС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 1379 - км 1570,5» для нужд ООО «Газпром инвест» (извещение № 31400933008).

8. ОАО «Газпром инвест»  в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктах 1-7 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.