Решение №17/14310/18 Решение № 223ФЗ-116/18 от 20 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-116/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «МЦ УОП» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

21.02.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «МЦ УОП» от 14.02.2018 № 012/нв на действия (бездействие) заказчика ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на утилизацию отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) (ПАО «НК «Роснефть») (извещение № 31705711937), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «МЦ УОП» (далее - Заявитель) от 14.02.2018 № 012/нв на действия (бездействие) заказчика ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на утилизацию отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) (ПАО «НК «Роснефть») (извещение № 31705711937) (далее – Жалоба, Запрос цен).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса цен регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг № П2-08 Р-0019, утвержденным Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» от 26.05.2015 № 230 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

07.11.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса цен (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению:

дата и время окончания подачи заявок — 22.11.2017 в 12:00;

дата и время подведения итогов – 15.02.2018 в 18:00;

на участие в закупке подано 8 заявок, из них 5 отклонено.

Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Запроса цен Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлены противоречащие друг другу требования Документации о наличии у участника закупки технических условий (ТУ) на получаемую в результате утилизации буровых отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов;

      • Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе цен на основании несоответствия Заявителя требованию, установленному подпунктом 7 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, а также Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе цен на основании несоответствия Заявителя указанному требованию Документации;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки прав на технологию обращения с отходами, планируемую к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки разрешительной документации, требуемой для выполнения соответствующего вида работ, являющегося предметом закупки, а именно: документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов малого и среднего предпринимательства - наличие сданной в установленном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за отчетный период, предшествовавший проведению закупки);

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что коллективный участник закупки должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным в отношении участников закупки, а именно: коллективный участник должен предоставить сведения о реквизите документа, подтверждающего факт успешного прохождения аккредитации, либо полный пакет документов на аккредитацию, указанных в Блоке 8 Документации - в отношении каждого субъекта коллективного участника закупки;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки:

  • положительного опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки, в объеме не менее 27950 м3 за 36 месяцев, предшествующих дате подачи заявки,

  • на праве собственности или ином законном праве (аренда, лизинг, договор оказания услуг) оборудования, предназначенного для выполнения работ в соответствии с предметом закупки «Утилизация отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) (ПАО «НК «Роснефть»)»)», в количестве, необходимом для выполнения работ, являющихся предметом закупки; в собственности или аренде у участника закупки объекта обезвреживания/утилизации/размещения отходов конкретных видов - отходов бурения, образованных при зарезке бокового ствола и углублений скважин,

  • работников (штатных или привлеченных на договорной основе), имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами I-IV класса опасности, в количестве, необходимом для выполнения работ в соответствии с предметом закупки «Утилизация отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) (ПАО «НК «Роснефть»);

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки, в случае утилизации отходов, технического свидетельства, подтверждающего пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве);

      • Заказчиком в Документации неправомерно не установлены требования о раскрытии участником закупки сведений о способе выполнения работ, являющихся предметом закупки, о перечне продукции, получаемой в результате выполнения работ по предмету закупки, о содержании ТУ или стандарта, на соответствие которым участником закупки будет изготавливаться продукция;

      • Заказчиком в Документации установлены неисполнимые сроки выполнения работ по предмету закупки;

      • Заказчиком в Документации неправомерно не установлены календарная дата начала и календарная дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование об отсутствии у участника закупки в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО «НК «Роснефть» или Обществом группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР»;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика на обращение к участникам закупки с запросом разъяснения заявок, поданных на участие в Запросе цен;

      • Заказчиком в проекте договора Документации (далее — Договор) неправомерно установлено требование об ограничении объема работ, выполняемого субподрядными организациями, привлеченными победителем закупки;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлены следующие требования по аккредитации участника закупки:

  • об отсутствии в деятельности Поставщика/Участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации,

  • о наличии/отсутствии факта совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника;

      • Заказчиком в Договоре неправомерно установлено положение, согласно которому исполнитель по договору обязан применять только сертифицированные материалы.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса цен Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлены противоречащие друг другу требования Документации о наличии у участника закупки технических условий на получаемую в результате утилизации буровых отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов.

Согласно подпункту 7 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации участник закупки должен меть в наличии технические условия на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля (далее — ТУ), либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов. Для подтверждения соответствия указанному требованию Документации участник в составе заявки на участие в Запросе цен должен предоставить заверенные ЭЦП копии ТУ на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов.

При этом, согласно пункту 6 Технического задания Документации, в качестве одного из качественных характеристик выполняемых работ (оказываемых услуг), установлено требование о наличии у участника закупки исключительно технических условий (ТУ) на получаемую продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля.

Также, согласно пункту 4.1 проекта договора Документации (далее - Договор), подрядчик по окончании выполнения работ по Договору, передает Заказчику оформленный пакет документов (оригиналы и сканированные копии), в том числе, заключение аккредитованной лаборатории по результатам проведения испытаний продукта утилизации (на соответствие ТУ) с приложением: акта отбора проб на соответствие требованиям технических условий ТУ, акта (протокола) испытаний продукта утилизации на соответствие ТУ.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского Кодекса Российской Федерации, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. При этом, учитывая альтернативное требование подпункта 7 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации, о наличии у участника закупки технических условий на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов, при окончании выполнения работ по договору победителем закупки, заказчик будет принимать работы подрядчика не только при условии соответствия продукции исключительно техническим условиям подрядчика, но и соответствующим Национальным стандартам, ГОСТам.

Вместе с тем, представитель Заявителя не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе цен на основании несоответствия Заявителя требованию, установленному подпунктом 7 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация также должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 3.2.2 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с абзацем «и» пункта 10.5.1 Положения о закупке в Документации должны быть указаны, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно подпункту 7 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации участник закупки должен меть в наличии технические условия на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля (далее — ТУ), либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов. Для подтверждения соответствия указанному требованию Документации участник в составе заявки на участие в Запросе цен должен предоставить заверенные ЭЦП копии ТУ на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что, учитывая тот факт, что участники закупки по результатам утилизации отходов могут изготавливать свою продукцию на основе ГОСТ, указанное положение Документации позволяет участникам представить в составе заявки на участие в Запросе цен не только технические условия на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, но и иного документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов.

При этом, согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе цен, от 06.02.2018 № 06.07. НПУ и НП (далее — Протокол), Заявителю отказано в допуске на участие в Запросе цен на основании пункта 11.3.3.1 Положения о закупке, в связи с несоответствием Заявителя требованиям пункта 3.2.2 Информационной карты Документации о закупке, в том числе, в связи с несоответствием требованию Документации о наличии у участника закупки технических условий (ТУ) на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы по закупке, в том числе, заявку Заявителя, и пояснил, что по результатам утилизации отходов Заявитель планирует получать продукцию, соответствующую требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ», песок получается в результате использования технологии «Мобильный технологический комплекс по транспортировке и переработке буровых и нефтяных шламов с промывочным блоком ПБ-1». При этом, в соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 8736-2014, природный песок - это неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и полученным при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений. Вещество, получаемое на технике «Мобильный технологических комплекс по транспортировке и переработке нефтяных шламов с промывочным блоком ПБ-1», образуется в результате обезвреживания и переработки нефтяного шлама, что не является естественным процессом. Таким образом, ГОСТ 8736-2014 не распространяется на вещество, получаемое с помощью предлагаемой установки, что не соответствует требованиям Документации.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Документация не содержит требований о соответствии получаемой в результате утилизации отходов продукции конкретному ГОСТу, в связи с чем отклонение заявки Заявителя по причине того, что продукция, соответствующая требованиям ГОСТ 8736-2014, не соответствует продукции, предложенной в заявке Заявителя, неправомерно.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на основании несоответствия вышеуказанному требованию Документации, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, а также Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе цен на основании несоответствия Заявителя указанному требованию Документации.

Подпунктом 3 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации установлено требование о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, в случае использования при обращении с отходами новой технологии/техники /вещества. Основание - пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». В подтверждение соответствия указанному требованию участник закупки должен представить в составе заявки на участие в Запросе цен заверенную ЭЦП копию положительного заключения государственной экологической экспертизы (в том числе приказа об утверждении заключения) на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ или копию письма уполномоченного органа исполнительной власти в области экологической экспертизы о том, что проект технической документации не является объектом государственной экологической экспертизы.

Вместе с тем, установление требования о предоставлении в составе заявки участника закупки положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, так как обременяет участников Запроса цен заблаговременно получить указанное заключение на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, которые будут использоваться в месте осуществления работ, установленном в Документации.

При этом, вышеуказанный документ будет необходим в период оказания услуг, выполняемых по договору, заключаемому по результатам закупки, и может быть получен участником закупки в установленном законом порядке в случае победы в Запросе цен.

На основании вышеизложенного, требования о предоставлении в составе заявки участника закупки положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, являются излишними, а также противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2. Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, согласно Протоколу, Заявителю отказано в допуске на участие в Запросе цен на основании пункта 11.3.3.1 Положения о закупке, в связи с несоответствием Заявителя требованиям пункта 3.2.2 Информационной карты Документации о закупке, в том числе, в связи с несоответствием требованию Документации о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, в случае использования при обращении с отходами новой технологии/техники /вещества.

При этом, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что в подтверждение соответствия вышеуказанному требованию Заявителем в составе заявки на участие в Запросе цен представлены письма Ростехнадзора от 13.10.2009 № 04-05/6287, Росприроднадзора от 26.02.2016 № ОД-08-01-32/3249, согласно которым документация на технику «Мобильный технологических комплекс по транспортировке и переработке нефтяных и буровых шламов с промывочным блоком ПБ-1» не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные излишние и неправомерные требования Документации и отклонившего заявки Заявителя, иных участников Запроса цен на основании несоответствия указанным требованиям Документации к участникам закупки, а также к составу заявки на участие в Запросе цен, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки прав на технологию обращения с отходами, планируемую к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки.

Подпункт 2 пункта 3.2.2 Блока 3 Информационной карты Документации содержит требование к участникам закупки, о наличии у участника закупки прав на технологию обращения с отходами, планируемую к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки. Основание — глава 77 часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Подтверждается документами, подтверждающими право на использование участником закупки технологии обращения с отходами, планируемой к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки (согласно ст.1550 гл.77 ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации), а также заверенной руководителем предприятия выпиской из проекта технической документации на технологию, содержащую описание условий использования и порядка проведения работ.

Согласно статье 1550 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом или другим законом, лицо, обладающее правом на технологию, может по своему усмотрению распоряжаться этим правом путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке, в том числе по договору об отчуждении этого права, по лицензионному договору либо по иному договору, содержащему элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора.

Вместе с тем, вышеуказанный документ будет необходим в период оказания услуг, выполняемых по договору заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование в Документации о представлении в составе заявки документов на использование участником закупки технологии/технической документации по утилизации отходов бурения, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2. Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки разрешительной документации, требуемой для выполнения соответствующего вида работ, являющегося предметом закупки, а именно: документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов малого и среднего предпринимательства - наличие сданной в установленном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за отчетный период, предшествовавший проведению закупки).

Подпункт 4 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации содержит требование к участникам закупки, о наличие у участника закупки разрешительной документации, требуемой для выполнения соответствующего вида работ, являющегося предметом закупки: разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, являющихся объектами обезвреживания/утилизации/размещения отходов; документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов малого и среднего предпринимательства - наличие сданной в установленном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за отчетный период, предшествовавший проведению закупки).

В соответствии со статьей 18 Закона об отходах субъекты малого и среднего предпринимательства в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с указанной выше нормой Закона об отходах, а также требованием установленным Документацией следует, что участник, хозяйствующий субъект должен представить указанную отчетность на отходы образованные в результате деятельности за 2015 г., при этом не все хозяйствующие субъекты вели деятельность в результате которой образовывались отходы.

Вместе с тем, указанное в подпункте 4 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации требование является императивным для всех участников.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление в качестве обязательного требования наличия в составе заявки участника закупки отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за отчетный период, предшествовавший проведению закупки и отказ в допуске заявке участника в случае отсутствия указанного документа является неправомерным, ограничивает количество участников закупки, так как не все участники закупки вели деятельность в 2015 г. по результатам которой образовывались отходы.

Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено вышеуказанное требование в Документации, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2. Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что коллективный участник закупки должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным в отношении участников закупки, а именно: коллективный участник должен предоставить сведения о реквизите документа, подтверждающего факт успешного прохождения аккредитации, либо полный пакет документов на аккредитацию, указанных в Блоке 8 Документации - в отношении каждого субъекта коллективного участника закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

По мнению Заявителя, пункт 3.2.4 Блока 3 Документации содержит неправомерно требование о том, что коллективный участник закупки при подготовке квалификационной части заявки должен представить, в том числе сведения о реквизите документа, подтверждающего факт успешного прохождения аккредитации, либо полный пакет документов на аккредитацию, указанных в Блоке 8.

Вместе с тем, согласно требованиям пункта 3.2.1. Блока 3 Документации участники закупки, претендующие на заключение Договора с Заказчиком, должны удовлетворять минимальным требованиям, указанным в Блоке 8 Документации (пройти аккредитацию). Участник должен иметь статус «аккредитован» в течение установленного в документации о закупке срока действия заявки, а также на момент выбора победителя (либо на момент принятия решения о заключении договора с единственным Участником конкурентной закупки).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что подтверждение факта успешного прохождения аккредитации необходимо иметь каждому члену коллективного участника закупки.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность довод Заявителя, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в пункте 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки:

  • положительного опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки, в объеме не менее 27950 м3 за 36 месяцев, предшествующих дате подачи заявки;

  • на праве собственности или ином законном праве (аренда, лизинг, договор оказания услуг) оборудования, предназначенного для выполнения работ в соответствии с предметом закупки «Утилизация отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) (ПАО «НК «Роснефть»), в количестве, необходимом для выполнения работ, являющихся предметом закупки; в собственности или аренде у участника закупки объекта обезвреживания/утилизации/размещения отходов конкретных видов - отходов бурения, образованных при зарезке бокового ствола и углублений скважин;

  • работников (штатных или привлеченных на договорной основе), имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами I-IV класса опасности, в количестве, необходимом для выполнения работ в соответствии с предметом закупки «Утилизация отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) (ПАО «НК «Роснефть»)».

Вместе с тем, наличие у участников закупки опыта выполнения договоров, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего выполнения работ.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса цен, а также отказ в допуске на основании указанного требования Документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, и нарушает требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки, в случае утилизации отходов, технического свидетельства, подтверждающего пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве).

В соответствии с пунктом 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации в случае утилизации отходов участнику закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Запросе цен техническое свидетельство, подтверждающее пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве). Основание - Приказ Госстроя от 16.04.2013 № 129/ГС, приказ Минрегиона РФ от 24.12.2008 № 292.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что согласно Приказу Госстроя от 16.04.2013 № 129/ГС «Об организации работы по подтверждению пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений» в подтверждению пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений необходимо иметь техническое свидетельство.

Вместе с тем, вышеуказанный Приказ распространяется исключительно на новую продукцию, при этом по результатам утилизации отходов у участников закупки не возникает обязанности производить новую продукцию.

Также участник в период изготовления может использовать нормативные документы полностью или частично регламентирующие изготовления новой продукции.

Учитывая изложенное, установление требования о наличии у участника закупки в составе заявки технического свидетельства неправомерно, так как не все участники закупки в случае утилизации будут производить новую продукцию.

Также, положения Технического задания Документации не предусматривают выполнение строительных работ, на основании чего, требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе цен технического свидетельства, подтверждающего пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве), являются избыточными и вводят участников закупки в заблуждение.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса цен, а также отказ в допуске на основании указанного требования Документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, и нарушает требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно не установлены требования о раскрытии участником закупки сведений о способе выполнения работ, являющихся предметом закупки, о перечне продукции, получаемой в результате выполнения работ по предмету закупки, о содержании ТУ или стандарта, на соответствие которым участником закупки будет изготавливаться продукция.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Документация содержит исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, к составу заявки на участие в закупке, соответствие которым будет всецело отвечать потребностям Заказчика, на основании чего установление в Документации требований о раскрытии участником закупки сведений о способе выполнения работ, являющихся предметом закупки, о перечне продукции, получаемой в результате выполнения работ по предмету закупки, о содержании ТУ или стандарта, на соответствие которым участником закупки будет изготавливаться продукция, является излишним и нецелесообразным.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации установлены неисполнимые сроки выполнения работ по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках Документация должна содержать, в том числе, сведения о сроках поставки товара, оказания услуг, выполнения работ.

Согласно абзацу «г»10.5.1 Положения о закупке Документация должна содержать информацию, в том числе о месте, условии и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Кроме того, согласно пункту 12.1.1.   Положения о закупке   договор по итогам процедуры закупки заключается в сроки и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, Положением о закупке и условиями, установленными в Документации.

Пунктом 5 Технического задания Документации предусмотрен срок выполнения работ с 01.01.2018 по 31.12.2018.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, у Заказчика есть возможность изменить сроки начала выполнения работ по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно не установлены календарная дата начала и календарная дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком, не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование об отсутствии у участника закупки в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО «НК «Роснефть» или Обществом группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора.

Пунктом 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации к участникам Запроса цен установлено требование об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом Группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев  расторжения ПАО «НК «Роснефть» или Обществами Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора.

Вместе с тем, указанное требование не может быть признано равноправным, поскольку участники, имеющие судебные разбирательства с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом Группы, так и с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД» ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком») не может быть применено в равной степени к двум участникам, так как один из участников подлежит отклонению, а другой к допуску к участию в закупке, при этом имея судебные разбирательства с иными хозяйствующими субъектами.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса цен ограничивает круг участников Запроса цен, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса цен противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР».

Абзацем «е» пункта 10.5. 1 Положения о закупке установлено, что в Документации должны быть указаны сведения, в том числе о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.

Согласно пункту 3.4.1 Блока 2 Информационной карты Документации победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР»

Кроме того, согласно пункту 4.13 Договора, подрядчик обязуется включить условие об осуществлении расчетов с использованием счетов, открытых в АО «ВБРР», в договоры со всеми субподрядчиками, привлекаемыми подрядчиком для исполнения обязательств по договору, а также обеспечить включение такого условия в договоры между субподрядчиками всех уровней.

Вместе с тем, осуществление взаиморасчетов с использованием счетов в иных банках не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств по договору, а также обременяет участника закупки в случае признания его победителем по результатам Запроса цен открыть счет в указанном в Документации Заказчиком банке.

Учитывая изложенное, установление в Документации указанного требования ограничивает количество участников Запроса цен, а также противоречит пункту 3.2.2. Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика на обращение к участникам закупки с запросом разъяснения заявок, поданных на участие в Запросе цен.

В соответствии с пунктом 3.8.2 Блока 3 Документации запрос на уточнение и разъяснение заявок Участников закупки оформляется в соответствии с «Запросом Участникам на разъяснение заявок», который приведен в Блоке 5 «Образцы оформления конвертов». Участники закупок предоставляют Организатору информацию по запросам в соответствии с шаблоном «Материалов от Участников для разъяснения заявок», приведенным в Блоке 5 «Образцы оформления конвертов».

 Вместе с тем, возможность участия в Запросе цен с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика.

Кроме того, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса цен.

Кроме того, в Положением о закупке и Документацией не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Запроса цен в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Вместе с тем, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Запроса цен. При этом, законодательством не установлена обязанность участника Запроса цен организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса цен ограничивает круг участников Запроса цен и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте договора Документации (далее — Договор) неправомерно установлено требование об ограничении объема работ, выполняемого субподрядными организациями, привлеченными победителем закупки.

Пунктом 7.2.2 проекта договора Документации предусмотрено, что от подрядчика ожидается, что основная часть работ по Договору будет выполняться с использованием собственного оборудования и персонала подрядчика, в частности __________ (указываются работы, которые не могут быть переданы на субподряд).

Вместе с тем, установление соотношения разделения  объема работ между подрядчиком/генподрядчиком  и субподрядчиками, является вмешательством  в  деятельность хозяйствующего субъекта.

Кроме того, согласно пункту 3.2.3 Блока 2 Документации субподрядчики (соисполнители) должны соответствовать следующим квалификационным требованиям и представить подтверждающие документы в составе квалификационной части заявки: наличие у участника закупки работников (штатных или привлеченных на договорной основе), имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами I-IV класса опасности; отсутствие в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО «НК «Роснефть» или Обществом группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора; ообязательство на период предоставления услуг заключить договор (-ы) добровольного страхования работников от несчастных случаев со страховой суммой не менее 400 тыс. рублей, с включением в договор рисков смерти в результате несчастного случая; постоянной (полной) утраты трудоспособности в результате несчастного случая с установлением I, II, III групп инвалидности.

Вместе с тем, установление требования о представлении в составе заявки участника закупки подтверждения вышеуказанным требованиям от каждого из субподрядчиков является неправомерным, ввиду законодательной возможности установления требований исключительно к участникам закупки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации требования об ограничении объема работ, выполняемого субподрядными организациями, привлеченными победителем закупки, а также представление в составе заявки сведений об подтверждении соответствия субподрядных организаций установленым требованиям противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлены следующие требования по аккредитации участника закупки:

  • об отсутствии в деятельности Поставщика/Участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации;

  • о наличии/отсутствии факта совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника.

Согласно пункту 3.2.1 Блока 3 Документации участники закупки, претендующие на заключение договора с Заказчиком, должны удовлетворять минимальным требованиям, указанным в Блоке 8 Документации (пройти аккредитацию).

Блок 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации к участникам Запроса цен устанавливает обязательные требования к участника Запроса цен.

Согласно пункту 11 Блока 8 Документации установлено требование об отсутствии в деятельности Поставщика/Участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства любой страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремисткой деятельности или терроризму.

Вместе с тем, ни Документация ни Положение о закупке не определяют, что относится к вышеуказанным признакам и каким образом Заказчик будет устанавливать данные признаки. Кроме того, уполномоченным на то органом, в соответствии законодательством Российской Федерации, является исключительно Правохранительный орган.

Кроме того, в пункте 12.2 Блока 8 Документации установлено, что если имеется факт совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника, ставится «1», нет факта совмещения должностей — «0».

Вместе с тем, факт совмещения должностей не может являться основанием для ограничения участников Закупки, поскольку не свидетельствует о недобросовестности участника закупки, в случае совмещения должности, поскольку не свидетельствует об отсутствии соответствующей бухгалтерской службы и/или отсутствие договорных отношений с организацией осуществляющей бухгалтерское обслуживание такого участника.

Установление вышеуказанных требований не соответствует пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в пункте 1.16 Договора неправомерно установлено положение, согласно которому исполнитель по договору обязан применять только сертифицированные материалы.

В соответствии с пунктом 1.16 Договора, для целей Договора стороны используют термины и определения, в том числе, термин «Основные материалы», под которым понимаются сертифицированные материалы, необходимые подрядчику для выполнения работ по Договору.

При этом, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, пришла к выводу, что Документация не содержит требований о предоставлении участниками в составе заявки на участие в Запросе цен документов, подтверждающих качество предлагаемой продукции, в связи с чем установление вышеуказанного требования в Договоре не ограничивает количество участников Запроса цен.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

18. Согласно пункту 7.2.3 Договора, подрядчик вправе привлекать для выполнения работ субподрядчиков только при условии получения предварительного письменного согласия Заказчика на привлечение конкретного субподрядчика для выполнения работ.

Вместе с тем, согласование условий договоров, заключаемых с субподрядчиком и третьим лицом, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц — субподрядных организаций устанавливаются Исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком указанных условий.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  • Признать жалобу ООО «МЦ УОП» (ИНН: 6731079790, ОГРН: 1106731001849) от 14.02.2018 № 012/нв на действия (бездействие) заказчика ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (ИНН: 7706107510, ОГРН: 1027700043502) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на утилизацию отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) (ПАО «НК «Роснефть») (извещение № 31705711937) обоснованной в части:

  • принятия Заказчиком неправомерного решения об отказе Заявителю в допуске на участие в Запросе цен;

  • неправомерного установления в Документации требования о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ;

  • неправомерного установления в Документации требования о наличии у участника закупки прав на технологию обращения с отходами, планируемую к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки;

  • неправомерного установления в Документации требования о наличии у участника закупки разрешительной документации, требуемой для выполнения соответствующего вида работ, являющегося предметом закупки;

  • неправомерного установления в Документации требования о наличии у участника закупки положительного опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки, соответствующих материально-технических ресурсов, а также квалифицированного персонала;

  • неправомерного установления в Документации требования о наличии у участника закупки, в случае утилизации отходов, технического свидетельства, подтверждающего пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве);

  • неправомерного не установления в Документации календарной даты начала и календарной даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации;

  • неправомерного установления в Документации требования об отсутствии у участника закупки случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом группы;

  • неправомерного установления в Документации требования о том, что победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР»;

  • неправомерного установления в Документации права Заказчика на обращение к участникам закупки с запросом разъяснения заявок, поданных на участие в Запросе цен;

  • неправомерного установления в Документации требования об ограничении объема работ, выполняемого субподрядными организациями, привлеченными победителем закупки;

  • неправомерного установления в Документации требований по аккредитации участника закупки об отсутствии в деятельности поставщика/участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации, о наличии/отсутствии факта совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера поставщика/ участника.

  • Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункт 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранении выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 21.02.2018 № 223ФЗ-116/18.

  • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.02.2018 № 223ФЗ-116/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны