Решение

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
13.03.2018
Управление:
Управление контроля размещения государственного заказа
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 17/16123/18
Номер дела:
№ 223ФЗ-130/18

ЗАО «ГУОВ»

Комсомольский проспект,

д. 18, стр. 3,

Москва, 119021

 

ООО «Изыскатель»

Дальняя ул., д. 1,

г. Петропавловск-Камчатский, 683042

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-130/18

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Изыскатель» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

02.03.2017 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX,

при участии представителей:

АО «ГУОВ»: XXXXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 21.12.2017 № Д1007,

представители ООО «Изыскатель» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Изыскатель», направленную письмом Московского УФАС России от 21.02.2018 №НО/8624/18-1, на действия (бездействие) заказчика АО «ГУОВ» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий на объекте:«Спальный корпус №1 филиала «Санаторий «Паратунка» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» МО РФ, по адресу: Камчатский край, Елизовский район, ул. Санаторная, 21» (Шифр объекта: В-26/14-5) (извещение № 31806045648), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Изыскатель» (далее — Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 21.02.2018 №НО/8624/18-1, на действия (бездействие) заказчика АО «ГУОВ» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий на объекте: «Спальный корпус №1 филиала «Санаторий «Паратунка» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» МО РФ, по адресу: Камчатский край, Елизовский район, ул. Санаторная, 21» (Шифр объекта: В-26/14-5) (извещение № 31806045648) (далее — Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупке, утвержденным протоколом Совета директоров АО «ГУОВ» от 23.11.207 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещение о проведении Запроса котировок, Котировочная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 24.01.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 1 529 940, 56 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок — 31.01.2018;

      • Дата подведения итогов Запроса котировок — 06.02.2018;

      • На участие в закупке подано 3 заявки;

      • До участия в Запросе котировок не допущена ни одна заявка.

Согласно доводу Жалобы при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе котировок.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.

Согласно представленным материалам пояснениям представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 2 Положения о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок от 06.02.2018 № 31806045648-П2 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе котировок на основании пункта 9.1.3 Документации, в связи с несоответствием заявки на участие в Запросе котировок требованиям закупочной документации, а именно, выписка из единого государственного реестра юридических лиц в электронной форме (далее — Выписка), представленная в составе заявки Заявителя, не подписана усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица налогового органа и не заверена печатью налогового органа.

В соответствие с пунктом 10.4 Документации заявка должна быть составлена по установленной закупочной документацией форме, с обязательным представлением всех запрашиваемых в указанной форме сведений. В случае отсутствия необходимой информации участник закупки должен указать об отсутствии таких сведений (например, у данного товара отсутствует товарный знак). Отсутствие сведений, предоставление которых предусмотрено закупочной документацией, а также установление факта недействительности электронной подписи, удостоверяющей заявку участника и прилагающиеся к ней документы, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке

Вместе с тем, пунктом 11 Документации установлено, что заявка на участие в Запросе котировок должна содержать, полученную не ранее чем за два месяца до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупочной процедуры выписку из единого государственного реестра юридических лиц в электронной форме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа или копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц, полученной на бумажном носителе не ранее чем за два месяца до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупочной процедуры  (для юридических лиц).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, в том числе заявки участников на цифровом носителе и пояснил, что Заявителем в составе заявки представлена распечатанная на бумажном носителе электронная Выписка от 01.12.2017 № ЮЭ9965-17-18431916, которая отсканирована Заявителем, не подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа, что не соответствует требованиям пункта 11 Документации, в связи с чем Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе котировок.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что сведения в составе заявки Заявителя, а именно Выписка, представленная без усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи должностного лица налогового органа, не соответствует требованиям Документации, Положению о закупке, в связи с чем действия Заказчика не противоречат требованиям Документации, Положения о закупке.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность, довода жалобы не представил.

Таким образом довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

      • Пунктом 2.3 информационной карты Документации установлено, требованиее об отсутствии у участника Запроса котировок претензий со стороны органов Министерства обороны Российской Федерации и юридических лиц к участнику Запроса котировок о ненадлежащем исполнении государственных контрактов и договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Вместе с тем, возможность участника выполнять работы в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – Министерства обороны РФ, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Запросе котировок.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса котировок ограничивает круг участников Запроса котировок, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Министерством обороны, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса котировок нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты Запроса котировок, поскольку по указанному основанию заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

3. Согласно подпункту «в» пункта 6.1 Документации, участник Запроса котировок в составе заявки на участие в Запросе котировок должен обладать необходимыми сертификатами на продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.

Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника сертификатов на продукцию, являющуюся предметом закупки, в соответствии с требованиями Технического задания Документации, обременяют участника закупки заблаговременно приобрести указанную в Техническом задании Документации продукцию.

Таким образом, возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе котировок в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя/дилера, официального представителя, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты Запроса котировок, поскольку по указанному основанию заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

4. Пунктом 19.7 Документации победитель Запроса котировок в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты размещения протокола, определяющего победителя представляет Заказчику сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов.

Кроме того, в случае если участником Запроса котировок, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты Запроса котировок, поскольку по указанному основанию заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

Учитывая что, согласно Протоколу Запрос котировок не состоялся в связи с тем, что на участие в закупке подано 3 заявки, из них 3 отклонено, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о закупках не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

      • Признать жалобу ООО «Изыскатель» (ИНН: 4101123983; ОГРН: 1084101002644 ), направленную письмом Московского УФАС России от 21.02.2018 №НО/8624/18-1, на действия (бездействие) заказчика АО «ГУОВ» (ИНН: 7703702341; ОГРН: 1097746390224) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий на объекте:«Спальный корпус №1 филиала «Санаторий «Паратунка» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» МО РФ, по адресу: Камчатский край, Елизовский район, ул. Санаторная, 21» (Шифр объекта: В-26/14-5) (извещение № 31806045648) необоснованной.

      • Признать в действиях АО «ГУОВ» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку Запрос котировок признан не состоявшимся.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.