РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-139/18

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
13.03.2018
Управление:
Управление контроля размещения государственного заказа
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 17/16178/18
Номер дела:
№ 223ФЗ-139/18

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-139/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СК Галион» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

06.03.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «СК Галион», направленную письмом Московского УФАС России от 22.02.2018 № НО/8898/18, на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром трансгаз Ухта», организатора закупки ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке МТР для выполнения капитального ремонта объектов ООО «Газпром трансгаз Ухта» от пунктов отгрузки в г. Вологда, г. Ухта, п. Урдома, ж.д.ст. Волга, г. Микунь до объектов ремонта в 2018 году для нужд ООО «Газпром трансгаз Ухта» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (3041) (извещение № 31806022321), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ФАС России поступила жалоба ООО «СК Галион» (далее — Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 22.02.2018 № НО/8898/18, на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром трансгаз Ухта» (далее — Заказчик), организатора закупки ПАО «Газпром» (далее — Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке МТР для выполнения капитального ремонта объектов ООО «Газпром трансгаз Ухта» от пунктов отгрузки в г. Вологда, г. Ухта, п. Урдома, ж.д.ст. Волга, г. Микунь до объектов ремонта в 2018 году для нужд ООО «Газпром трансгаз Ухта» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (3041) (извещение № 31806022321) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением № 1 совета директоров ПАО «Газпром» от 19.04.2012 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация), протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) Извещение размещено в ЕИС – 17.01.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Запрос предложений;

      • начальная (максимальная) цена контракта – 107 322 170, 40 рублей;

      • на участие в закупке подано 5 заявок, признаны соответствующими требованиям Документации 5 заявок;

      • победителем Запроса предложений признано ООО «Строительство объектов Топливно-Энергетического Комплекса»;

      • по результатам Запроса предложений заключен договор от 28.02.2018 03-159.

Из Жалобы и пояснений Заявителя следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком неверно применена методика расчета при проведении оценки заявки Заявителя, а также необосновано присвоено большее количество баллов заявке ООО «СтройТэк»;

      • Заказчиком нарушены сроки размещения итогового протокола;

      • Неправомерно отсутствует доступ к информационной системе в сети интернет, позволяющая установить факт наличия/отсутствия сертификата Газпромсерт/Интергазсерт у победителя закупки.

Согласно информации размещенной в ЕИС, Заказчиком по результатам закупки заключен договор с победителем 28.02.2018.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неверно применена методика расчета при проведении оценки заявки Заявителя, а также неправомерно выбран победитель закупки ООО «СтройТэк».

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2.9.10 Документации в рамках оценочной стадии комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с требованиями раздела 2 «Оценка и сопоставление заявок участников» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников», учитывая установленные в нем критерии, в том числе принадлежность участника/субпоставщика к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Из протокола № 1/0001/17/2.2/0064348/ГТрубИнвест/ЗП/ГОС/Б/ 22.09.2017 заседания комиссии ПАО «Газпром» по подведению итогов Запроса предложений от 13.02.2018 (далее — Итоговый протокол) следует, что в соответствии с разделом 2 «Методика анализа и оценки заявок участников» Документации участникам по результатам оценки присвоены следующие места: первое место - Общество с ограниченной ответственностью «Строительство объектов Топливно-Энергетического Комплекса» (96,20 баллов); второе место - Общество с ограниченной ответственностью «СК Галион» (Заявитель, 95,94 балл); третье место - Общество с ограниченной ответственностью «Стройинвестпроект» (82,00 баллов); четвертое место - Общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСтройМеханизация» (72,12 балла); пятое место - Общество с ограниченной ответственностью «Северный терминал» (65,15 баллов).

Лучшей определена заявка участника ООО «СтройТэк» с ценой 103 972 713,83 рублей (с НДС).

По мнению Заявителя, Заказчиком, Организатором неверно применена методика расчета при проведении оценки заявки Заявителя, так как при оценке заявки Заявителя Заказчиком, Организатором не учтена преференция, установленная пунктами 2.9.11-2.9.14 Документации. Также Заказчиком, Организатором неправомерно начислено максимальное количество баллов ООО «СтройТэк».

Согласно пунктам 2.9.11, 2.9.12 Документации, Организатор в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление № 925), устанавливает приоритет работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет). Оценка и сопоставление заявок участников, которые содержат предложения о выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке.

При этом, согласно подпункту «в» пункта 6 Постановления № 925, приоритет не предоставляется в случаях, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Также, Организатор представил в ФАС России материалы по закупке, в том числе письменные пояснения, согласно которым, в связи с тем, что в заявках, поданных участниками закупки, не содержится предложений об оказании услуг иностранными лицами, преференции не представлялись. Кроме того, Заказчик пояснил, что оценка заявок участников закупки проводилась в полном соответствии с Документацией.

При этом, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России также не представили доказательств, обосновывающих довод Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным, прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

      • Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором нарушены сроки размещения итогового протокола.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупке.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с пунктом 1.6.7 Положения о закупке протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно информации в ЕИС Протокола размещен 13.02.2018.

При этом согласно информации в Протоколе заседание Комиссии состоялось 28.02.2018.

Вместе с тем, представители Заказчика, Организатора на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также не представили информации об установлении в положении Документации порядка и сроках подписания Протокола.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 1.6.7 Положения о закупке и нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно Жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно ограничен доступ к информационной системе в сети интернет, позволяющей установить факт наличия/отсутствия сертификата Газпромсерт/Интергазсерт у победителя закупки.

В соответствии с пунктом 4.1.31 Информационной карты Документации Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии копия сертификата о соответствии СМК участника требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) (при наличии); копия сертификата о соответствии СМК участника требованиям СТО Газпром 9001 (при наличии).

Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок участников» установлен порядок оценки заявок участников закупки, согласно которому наличие сертификатов, лицензий и других документов, предусмотренных пунктом 4.1.31 Информационной карты Документации является оценочным критерием.

По мнению Заявителя, наличие указанного сертификата представляется возможным проверить в информационной системе в сети интернет по адресу htpp://gazpromcert.ru, вместе с тем Заказчиком неправомерно ограничен доступ к указанной информационной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 1.5 Положения о закупке Заказчик устанавливает в документации обязательные, квалификационные и иные требования к участникам закупки.

4.1 Пунктом 1.4.4 Документации установлено, что комиссия по подведению итогов Запросов предложений вправе отклонить заявки на участие в Запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

В соответствии с пунктом 3.6.3 Документации участник закупки в качестве подтверждения соответствия квалификационным требованиям Документации должен представить в составе заявки, в том числе информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме 2.1 Документации.

Согласно пункту 4 Приложения 3 «Методика анализа и оценки Заявок Участников» Документации отсутствие заполненной формы 2.1, а также, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений является основанием для отклонения заявки.

Кроме того, пунктом 2.13.2 Документации установлено, что Заказчик вправе отказаться от заключения договора по итогам запроса предложений в случае непредставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) или представления информации в неполном объеме.

При этом, в случае если участником закупки является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, установление данного требования в Документации, а также отказ в допуске в случае отсутствия заполненной формы 2.1, а также, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияли на результаты закупки, таки как по указанному основанию заявки участников Запроса предложений не отклонялись.

4.2 Пунктом 6 Приложения 3 «Методика анализа и оценки Заявок Участников» Документации установлено, что Заказчик проверяет, в том числе уровень финансового состояния и обеспеченности финансовыми ресурсами участника закупки (если требование содержится в документации о закупке). При этом в случае, если максимальная годовая выручка за последние 3 года менее 30% от начальной (максимальной) цены закупки, то заявка такого участника подлежит отклонению.

При этом, указанное требование не может быть применено в равной степени ко всем участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий максимальная годовая выручка за последние 3 года более 30% от начальной (максимальной) цены закупки, может быть допущен к участию в закупке. При этом возможность участника, имеющего выручку менее 30% от установленной в Документации начальной (максимальной) цены закупки участвовать в Запросе предложений отсутствует.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к допуску участников закупки ограничивает круг участников закупки, поскольку несоответствие указанным требованиям, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять надлежащим образом обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление указанного требования в Документации, противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как на участие в Запросе предложений подано 5 заявок, признанных соответствующими требованиям Документации.

4.3 Пунктом 2.9.6 Документации установлено, что Заказчик (Организатор) вправе запросить у участников о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок.

Вместе с тем, наделение Заказчика (Организатора) закупки правом запрашивать сведения либо документы, подтверждающие сведения, представленные участником, содержит риски необъективного рассмотрения заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников закупки.

Учитывая изложенное, установление указанного положения в Документации, противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4.4 Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей по установленной в Документации форме 6 «Порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей Участника». В данной форме должны быть указаны все субподрядные организации, привлекаемые к выполнению работ. В случае если участник намеревается использовать субподрядчиков для выполнения важных компонентов работ или работ составляющих более 10% основного объема работ, в составе заявки на участие в запросе предложений должны быть представлены документы по таким субподрядчикам/соисполнителям в соответствии с пунктом 3.8 Документации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.32 «Информационной карты» Документации участнику в составе заявке необходимо представить перечень документов на субподрядчиков/соисполнителей, установленный пунктом 3.8 Документации.

Также пунктом 2.11.4 Документации предусмотрено, что Заказчик (Организатор) оставляет за собой право на основании решения Комиссии Заказчика рекомендовать участнику с лучшей заявкой того или иного субподрядчика, в том числе из числа участников.

В соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Установление требования о необходимости предоставления в составе заявки на момент подачи такой заявки сведений о субподрядчиках/ соисполнителях, а также документов от субподрядчиков/соисполнителей, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.

Кроме того, установление данных положений Документации является вмешательством в хозяйственную деятельность участника.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.1.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СК Галион» (ИНН 3525329111, ОГРН 1143525013719), направленную письмом Московского УФАС России от 22.02.2018 № НО/8898/18, на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром трансгаз Ухта» (ИНН 1102024468, ОГРН1021100731190), организатора закупки ПАО «Газпром» (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке МТР для выполнения капитального ремонта объектов ООО «Газпром трансгаз Ухта» от пунктов отгрузки в г. Вологда, г. Ухта, п. Урдома, ж.д.ст. Волга, г. Микунь до объектов ремонта в 2018 году для нужд ООО «Газпром трансгаз Ухта» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (3041) (извещение № 31806022321) обоснованной в части нарушения Заказчиком сроков размещения в ЕИС итогового протокола.

      • Признать заказчика ООО «Газпром трансгаз Ухта», организатора закупки ПАО «Газпром» нарушившими часть 1 статьи 2, часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Не выдавать заказчику ООО «Газпром трансгаз Ухта», организатору закупки ПАО «Газпром» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, так как по результатам закупки заключен договор.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.03.2018 № 223ФЗ-139/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.