Решение №17/26074/17 Решение № 223ФЗ-312/17 от 14 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-312/17
по результатам рассмотрения жалобы АО «РАД. Управление активами» на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
11.04.2017 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,
при участии представителей: <...>,
рассмотрев жалобу АО «РАД. Управление активами» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Недвижимость ИЦ ЕЭС», оператора электронной площадки АО «Центр развития экономики» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной технической эксплуатации нежилых помещений и зданий по адресам: г. Тула, Тимирязева, д.99 лит.А; г. Тула, Тимирязева, д. 101 б; г. Санкт-Петербург, Невский пр., 111\3, лит.А; г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д.26, лит.А; г. Нижний Новгород, пр-т Ленина, д.20 для нужд АО «НИЦ ЕЭС» (извещение № 31704877024), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО «РАД. Управление активами» (далее — Заявитель) б/д б/н (вх. от 05.04.2017 № 50479-ЭП/17) на действия (бездействие) заказчика АО «Недвижимость ИЦ ЕЭС» (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО «Центр развития экономики» (далее — Оператор, ЭТП) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной технической эксплуатации нежилых помещений и зданий по адресам: г. Тула, Тимирязева, д.99 лит.А; г. Тула, Тимирязева, д. 101 б; г. Санкт-Петербург, Невский пр., 111\3, лит.А; г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д.26, лит.А; г. Нижний Новгород, пр-т Ленина, д.20 для нужд АО «НИЦ ЕЭС» (извещение № 31704877024) (далее — Жалоба, Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «НИЦ ЕЭС», утвержденным Советом директоров ОАО «НИЦ ЕЭС» (протокол от 19.12.2013 № 83) (далее – Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.b2b-center.ru, регулируются Регламентом системы B2B-center, утвержденным генеральным директором АО «Центр развития экономики» А.В. Дегтяревым (далее — Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
10.03.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).
Согласно Извещению, Документации, Конкурс осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте Оператора ЭТП http://b2b-center.ru/.
Из Жалобы следует, что Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Конкурса, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Конкурса.
Представители Оператора с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Оператор действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Оператора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом г) пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Согласно пункту 2.5 Регламента Система функционирует в режиме круглосуточной непрерывной работы в течении семи дней в неделю, за исключением времени проведения регламентных и профилактических работ.
На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заявителя представил графические изображения и сообщил, что 31.03.2017 в 11:40 Заявителем предпринимались попытки подачи заявки на ЭТП, при этом происходил сбой работы ЭТП и отображалось окно с ошибкой системы «404».
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России, представителями Оператора не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих об отсутствии технического сбоя на ЭТП в момент подачи заявки Заявителем на участие в Конкурсе.
Таким образом, Оператором надлежащим образом не обеспечена непрерывность проведения Конкурса, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Конкурса, что не позволило Заявителю подать заявку на участие в Конкурсе.
Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет Заказчик.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. Пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны сведения о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 2.5.1.1 Документации установлено, что «в процессе подготовки Конкурсной заявки Участники вправе обратиться к Организатору Конкурса за разъяснениями настоящей Конкурсной документации. Запросы на разъяснение Конкурсной документации должны быть направлены через ЭТП или в письменной форме на имя секретаря Закупочной комиссии за подписью руководителя организации или иного ответственного лица Участника».
При этом пунктом 2.5.1.2 Документации установлено, что Заказчик обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи конкурсных заявок, при размещении Извещения о проведении Конкурса и Документации не менее, чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
-
Подпунктами 5) и 6) пункта 2.3.1.2 Документации установлены следующие требования к участникам Конкурса:
-
-
-
участник Конкурса должен иметь оборот (стр. 010 формы № 2 «отчет о прибылях и убытках») за последний завершенный период, равный периоду выполнения работ (оказания услуг), сопоставимый с суммой контракта либо превышающий ее;
-
участник Конкурса не должен иметь убыток за последний завершенный финансовый год.
Вместе с тем, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса ограничивает круг участников Конкурса, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации указанные требование, ограничивают количество участников Конкурсе, что противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту г) пункта 1.5.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Подпунктом 8) пункта 2.3.1.2 Документации установлено, что участник Конкурса должен представить сведения в отношении всей цепочки его собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных). Непредоставление данных сведений, а также сведений по ранее заключенным с Заказчиком договорам, не имеющим отношения к данному предмету закупки, может являться основанием для отклонения заявки участника.
Вместе с тем, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
-
-
-
Подпунктами k) и r) пункта 2.3.2.1 Документации установлено, что участник Конкурса должен включить в состав заявки следующие документы:
-
-
-
документы об обучении и аттестации руководителей и специалистов этих организаций в специализированных образовательных центрах, имеющих лицензии на право обучения по охране труда;
-
сведения о застрахованных лицам (форма СЗВ-М), подаваемые в Пенсионный фонд РФ или копии трудовых книжек работников, привлекаемых к выполнению работ (при отсутствии трудовых книжек копии иных документов подтверждающих факт трудовых отношений с работником).
Кроме того, подпунктом 7 пункта 2.3.1.2 Документации установлено. Что участник Конкурса должен обладать необходимыми профессиональными знаниями и опытом, управленческой компетентностью и репутацией, иметь ресурсные возможности (собственную производственную базу, финансовые, материально-технические, трудовые).
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного квалифицированного персонала, договоров и подтверждающих документов, указанных в пункте 2.3.2.1 Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такой персонал могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
-
-
-
Пунктом 2.3.3.2 Документации установлено, что участник Конкурса должен оказать не менее 30% работ (услуг) c использованием собственных ресурсов (включая ресурсы ДЗО). При нарушении этого требования, конкурсная заявка данного участника, по решению Закупочной комиссии, может быть отклонена.
-
-
Согласно пункту 2.3.3.4 Документации установлено, что участник Конкурса должен доказать Закупочной комиссии, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков (выполняющий 5% и более объема работ (услуг)):
a) осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика;
b) согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ (услуг);
-
-
-
отвечает требованиям настоящей Документации (п. 2.3.1) в объеме выполняемых субподрядчиком работ(услуг).
-
-
В соответствии с подпунктом а) пункта 2.3.3.5 Документации, участник Конкурса готовит конкурсную заявку с учетом, в том числе следующего требования:
- в конкурсную заявку включаются нотариально заверенные копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор, в случае признания Участника Победителем, между Участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, с указанием перечня, объема, стоимости и сроков выполнения возлагаемых на субподрядчика соответственно работ (услуг).
Вместе с тем, в случае привлечения участником соисполнителей, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных договорных отношений с субподрядными организациями и подтверждающих документов указанных в пункте 2.3.3.4 Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе, поскольку такие субподрядные организации могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
7. Пунктом 2.9.2.2 Документации установлено, что в рамках отборочной стадии, при отсутствии, либо недостаточности в заявке какой-либо информации или каких-либо документов, либо наличия замечаний к заявке, возникших в ходе ее рассмотрения и не позволяющих в полной мере оценить квалификацию участника Конкурса в соответствии с установленными требованиями, Организатор по решению Заказчика вправе запросить у участника Конкурса недостающие документы либо разъяснение по имеющимся замечаниям, предоставив участнику Конкурса для устранения замечаний и предоставления документов минимально необходимый срок. При этом все возможные риски отклонения заявки и ответственность, связанные с несвоевременным предоставлением документов по запросу Заказчика, несет участник Конкурса. Документы, поступившие в ответ на запрос после истечения указанного в нем срока, Заказчик вправе не принимать, а Закупочная комиссия не рассматривать и не учитывать при принятии решений в рамках Конкурса.
Согласно пункту 2.9.2.6 Документации, при проведении отборочной стадии Заказчик вправе проверять соответствие предоставленных участником Конкурса заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в заявке, а также проводить выездные проверки.
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика. Кроме того, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.
Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Вместе с тем, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Конкурса. При этом, законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
-
-
-
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
-
-
Согласно пункту 2.9.3.1 Документации для определения степени предпочтительности конкурсных заявок, которые по результатам рассмотрения по отборочным критериям были признаны Заказчиком соответствующими отборочным требованиям, в том числе с учетом установленных допустимых отклонений от установленных числовых значений критериев, производится оценочная стадия рассмотрения конкурсных заявок по неценовым критериям и определяются качественные показатели заявки участника Конкурса. Оценка производится в баллах, при этом для каждого критерия в зависимости от его значимости устанавливается весовой коэффициент для учета при расчете общей предпочтительности заявки.
При этом согласно пункту 2.9.3.6 Документации заявки участников Конкурса оцениваются, в том числе по следующим критериям:
-
Квалификация участника;
-
Трудовые ресурсы для исполнения договора (количество инженерно-технических работников (ИТР).
Для подтверждения соответствия указанным критериям участнику конкурса необходимо представить в составе конкурсной заявки копии договора, отвечающих требованиям технического задания к Документации, а также копии дипломов о высшем техническом образовании и штатное расписание.
При этом баллы по указанным критериям начисляются в следующем порядке:
Квалификация участника (количество копий договоров, отвечающих требованиям п. 10.5. технического задания) |
Трудовые ресурсы (количество персонала, в т.ч. ИТР, с приложением копий дипломов о высшем техническом образовании п. 10.1. технического задания) |
Количество баллов |
3 |
8 |
0 |
4 |
9 |
1 |
5 |
10 |
2 |
6 |
11 |
3 |
7 |
12 |
4 |
8 |
13 |
5 |
9 |
14 |
6 |
10 |
15 |
7 |
11 |
16 |
8 |
12 |
17 |
9 |
13 и более |
18 и более |
10 |
Согласно пункту 10.5 технического задания к Документации, в составе конкурсной заявки участнику Конкурса необходимо представить справку о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров и копии не менее 3 подписанных договоров, перечисленных в указанной справке.
Вместе с тем, в данном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между количеством подтверждающих документов в составе заявки участника и начисляемым количеством баллов по данным критериям.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «РАД. Управление активами» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Недвижимость ИЦ ЕЭС», оператора электронной площадки АО «Центр развития экономики» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной технической эксплуатации нежилых помещений и зданий по адресам: г. Тула, Тимирязева, д.99 лит.А; г. Тула, Тимирязева, д. 101 б; г. Санкт-Петербург, Невский пр., 111\3, лит.А; г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д.26, лит.А; г. Нижний Новгород, пр-т Ленина, д.20 для нужд АО «НИЦ ЕЭС» (извещение № 31704877024) обоснованной.
2. Признать в действиях АО «Недвижимость ИЦ ЕЭС» нарушения части 1 статьи 2, пункты 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.04.2017 № 223ФЗ-312/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. Выдать АО «Недвижимость ИЦ ЕЭС» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.