Решение №17/65731/17 Решение № 223ФЗ-880/17 от 22 сентября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-880/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ППК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

13.09.2017 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>

Представители ООО «ППК» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ППК» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС» при проведении простой закупки на право заключения договора по реализации строительной части ПС 220 кВ Томмот по титулу «ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС ‒ Нижний Куранах ‒ Томмот ‒ Майя с ПС 220 кВ Томмот» для нужд АО «ЦИУС ЕЭС» (извещение № 31705484825) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ППК» (далее - Заявитель) б/д б/н (вх. 137434/17 от 07.09.2017) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении простой закупки на право заключения договора по реализации строительной части ПС 220 кВ Томмот по титулу «ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС ‒ Нижний Куранах ‒ Томмот ‒ Майя с ПС 220 кВ Томмот» для нужд АО «ЦИУС ЕЭС» (извещение № 31705484825) (далее — Простая закупка, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ЦИУС ЕЭС», утвержденным решением Совета директоров ОАО «ЦИУС ЕЭС» от 22.12.2015 № 61 (далее — Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

01.09.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Простой закупки (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Простой закупки Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • ПАО «ФСК ЕЭС» не исполнено предписание ФАС России от 23.08.2017 № 223ФЗ-834/17;

      • У Заказчика отсутствуют правовые основания для проведения Простой закупки;

      • Заказчиком в составе Документации не размещена проектно-сметная документация;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки справок об уплате налогов и о состоянии расчетов;

      • Заказчиком в проекте договора Документации неправомерно установлены требования к страховой организации;

      • Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены квалификационные требования к участникам Простой закупки.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Простой закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, ПАО «ФСК ЕЭС» не исполнено предписание ФАС России от 23.08.2017 № 223ФЗ-834/17.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 4 пункта 1.6.2 Положения о закупке.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Исходя из требований пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа выдает обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.

Из Жалобы Заявителя следует, что 28.07.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку РД, выполнение СМР, ПНР с поставкой оборудования в объеме всех незавершенных работ по титулу «Строительство ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС-Нижний Куранах-Томмот-Майя с ПС 220 кВ Томмот и ПС 220 кВ Майя» в части строительства ПС 220 кВ Томмот для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Востока (извещение № 31705367828) (далее — Конкурс). Заказчик принимал участие в Конкурсе. В результате рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, заявка Заказчика была единственной соответствующей.

При этом 16.08.2017 в ФАС России поступила жалоба ООО «ППК» на действия ПАО «ФСК ЕЭС» при проведении Конкурса (далее — Жалоба 1).

По итогам рассмотрения Жалобы 1 Комиссией ФАС России принято решение от 23.08.2017 № 223ФЗ-834/17 (далее — Решение № 223ФЗ-834/17), согласно которому Жалоба 1 признана необоснованной, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также выдано обязательное для исполнения предписание от 23.08.2017 № 223ФЗ-834/17 (далее — Предписание № 223ФЗ-834/17), направление на устранение выявленных нарушений, в том числе о необходимости возврата поданных заявок, внесения изменения в документацию о проведении Конкурса, назначения новой даты окончания срока подачи заявок и размещении в ЕИС информации о совершении указанных действий.

На Заседании Комиссии ФАС России установлено, что Предписание № 223ФЗ-834/17 ПАО «ФСК ЕЭС», АО «ЭССК ЕЭС» не исполнено в установленный ФАС России срок, поскольку в ЕИС не размещена информация об отмене протоколов, возврате заявок участников Конкурса и о внесении изменений в документацию о проведении Конкурса.

Таким образом, действия ПАО «ФСК ЕЭС», АО «ЭССК ЕЭС», выразившиеся в неисполнении предписания, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • По мнению Заявителя, Заказчик не вправе проводить Простую закупку ввиду отсутствия заключенного договора между Заказчиком и ПАО «ФСК ЕЭС» по результатам Конкурса, в связи с чем Заказчиком выбран неправомерных способ закупки.

Пунктом 8.12.5.1 Положения о закупке установлены особенности заключения договоров в процессе участия Заказчика в сторонней закупке, в том числе установлено: «Если Заказчик в качестве одного из участников подает заявку (предложение) на участие в процедуре закупки, проводимой другим лицом (далее — сторонняя закупка), и если это не противоречит условиям такой закупки, Заказчик определяет поставщиков указанного в заявке оборудования и субподрядчиков (соисполнителей) указанных в заявке работ (услуг) в процессе подготовки такой заявки (предложения)».

Пунктом 8.12.5.3 Положения о закупки установлено: «При отсутствии достаточного времени для подготовки заявки и определения потенциальных поставщиков (субподрядчиков, соисполнителей) Заказчик вправе использовать процедуру простой закупки без установленных ценовых порогов для ее проведения (п.5.9.4 настоящего Положения)».

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчик является участником Конкурса, при этом в соответствии с протоколом очного заседания Конкурсной комиссии от 24.08.2017 № 4/35977 Заказчик был единственным участником, заявка которого признана ПАО «ФСК ЕЭС» соответствующей.

В соответствии с протоколом очного заседания Конкурсной комиссии от 24.08.2017 (подписано 28.08.2017) № 4/35977 Конкурс признан несостоявшимся. Договор по результатам закупки не заключен.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу об отсутствии основания для применения Заказчиком положений пунктов 8.12.5.1, 8.12.5.3, поскольку на момент проведения Простой закупки Заказчик не участвовал, в объявленном сторонней организацией, Конкурсе, поскольку 24.08.2017 Конкурс признан несостоявшимся, при этом Простая закупка объявлена 01.09.2017.

Кроме того, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что согласно Положению о закупках Заказчик не вправе проводить Простую закупку и по иным основаниям Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 5.9.4 Положения о закупке простые закупки проводятся при сумме от 100 000 рублей, до 500 000 рублей с НДС. Простая закупка по решению Заказчика может быть проведена при сумме менее 100 000 рублей с НДС.

При этом пунктом 8.12.6.1 Положения о закупках установлено: «Если Заказчик определен исполнителем по договору с другим лицом (далее — сторонний Заказчик) и процедуры, предусмотренные п.8.12.5 настоящего Положения по каким-либо причинам не применялись, Заказчик вправе определить поставщика (субподрядчика, соисполнителя) путем проведения запроса предложений, запроса цен или способом простой закупки, с учетом установленных настоящим Положением ценовых порогов для указанных процедур (п. 5.6.6в), 5.6.6г), 5.6.6д), 5.7.3 и 5.9.4 настоящего Положения)».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Простая закупка осуществляется для целей исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам закупки у единственного источника, перед ПАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31705507652) (далее — Закупка у единственного источника).

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представителями Заказчика не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии подписанного договора между Заказчиком и ПАО «ФСК ЕЭС» по результатам Закупки у единственного источника, а также отсутствия возможности проведения закупок конкурентным способом.

Кроме того, согласно информации размещенной в ЕИС, извещение о проведении Закупки у единственного источника размещено 11.09.2017, при этом Извещение о проведении Простой закупки размещено 01.09.2017.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что положения пункта 8.12.6.1 Положения о закупке также не применимы Заказчиком, поскольку на момент проведения Простой закупки, между Заказчиком и ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствовал заключенный договор.

Таким образом, Заказчиком в нарушение требований Положения о закупке о порядке проведения простых закупок и в отсутствии достаточных оснований проведена Простая закупка, и следовательно, неправомерно выбран способ проведения закупки.

Вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 1.6.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в составе Документации не размещена проектная документация (далее — ПСД).

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса   Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Согласно части 1 технической части Документации предметом закупки является выполнение незавершенного объема работ по строительству ПС 220 кВ Томмот и реконструкция ОРУ 220 кВ ПС 220 кВ Нижний Куранах для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Востока, в том числе переустройство зданий и сооружений.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика подтвердили отсутствие ПСД в Документации.

Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Учитывая изложенное Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не размещена в полном объеме проектно-сметная документация в ЕИС, что нарушает пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки справок об уплате налогов и о состоянии расчетов.

Пунктом 13.1 Документации установлено, что участник Простой закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке оригиналы в бумажной форме или в электронной форме подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа или нотариально заверенные копии, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса на CD-R/RW, DVD-R/RW, флэш-носители:

  • справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом от 21 июля 2014г. N ММВ-7-8/378@, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1120101);

  • справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 05.06.2015г. N ММВ-7-17/227@, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1160080) (прикладывается только в случаях наличия задолженности по справке (код по классификатору налоговой документации 1120101).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что вышеуказанное требование не является квалификационным требованием и не влияет на допуск участников Простой закупки.

Вместе с тем, требование о предоставлении  в составе заявки копии справок по исполнению обязанности по уплате налогов, сборов и о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам не являются подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору заключаемого по результатам закупки, а также не влияет на исполнение обязательств по договору заключаемому по результатам закупки

Кроме того, требование о представлении вышеуказанных справок выданных по состоянию на дату не ранее чем 30 дней до срока окончания подачи заявок, накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее чем 30 дней до срока окончания подачи, а также ограничивает возможность участников закупки в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в качестве обязательного для участников Простой закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 1.6.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в проекте договора к Документации неправомерно установлены требования к страховой организации.

Пунктом 19.1 проекта договора Документации установлено: «Субподрядчик обязуется в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подписания Договора заключить договор комбинированного страхования рисков случайной гибели или случайного повреждения Объекта, материалов, оборудования и другого имущества, используемого при выполнении работ, ответственности за причинение вреда третьим лицам при проведении строительно-монтажных работ на Объекте (далее - Договор страхования) в полном соответствии с проектом договора страхования (Приложение 18 к Договору). Допускается только техническая правка текста проекта Договора страхования».

Согласно пункту 19.3.13 проекта договора Документации страховая компания Субподрядчика должна быть надежной и отвечать, в том числе требованию о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Вместе с тем, Комиссии ФАС России из Документации не представляется возможным установить конкретный перечень и виды работ, выполняемых по предмету закупки, для выполнения которых участнику Простой закупки необходимо заключить договор страхования со страховой компанией обладающей лицензией на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, представителем Заказчика не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о необходимости наличия у страховой компания Субподрядчика лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для выполнения работ по предмету Простой закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в качестве обязательного для участников Простой закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 1.6.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены квалификационные требования к участникам Простой закупки.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 11 Документации установлено, что при подаче заявки участник гарантирует (подтверждает) соответствие, в том числе требованию о наличии соответствующих разрешающих документов на выполнение видов деятельности в рамках договора.

Вместе с тем, из формулировки пункта 11 Документации не представляется возможным определить конкретный перечень документов, соответствие которым должен гарантировать участник Простой закупки

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены квалификационные требования, в связи с чем участникам Запроса предложений не представляется возможным надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к составу заявки на участие в закупке, противоречат подпункту 4 пункта 1.6.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2, пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

      • Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Вместе с тем, Документация не содержит указаний на календарную дату подведения итогов закупки.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, что нарушает пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положений Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 10 Документации установлено, что договор по результатам Простой закупки между Заказчиком и Исполнителем договора, представившим наилучшую заявку, будет заключен в течение в течение 30 рабочих дней.

Вместе с тем, из формулировки указанного порядка оценки заявок участников Простой закупки не представляется возможным определить критерии «наилучшей заявки», что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями Документации и предложить лучшие условия договора.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что порядок оценки, установленный Заказчиком, не позволяет выявить лучшее предложение участников  закупки, что нарушает  пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Подпунктами в), г) пункта 11 Документации установлено, что при подаче заявки Участник гарантирует (подтверждает) соответствие следующим требованиям:

  • имеет соответствующие разрешающие документы на выполнение видов деятельности в рамках договора;

  • обладает необходимыми профессиональными знаниями и опытом выполнения аналогичных договоров, управленческой компетентностью, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, трудовые).

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по предмету Простой закупки, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

Вместе с тем, учитывая положение пункта 5 Документации о предмете закупки, и учитывая отсутствие требований Документации о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации, подтверждающей членство участника закупки в саморегулируемой организации, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены квалификационные требования к участникам закупки, поскольку участникам закупки не представляется возможным определить необходимость подтверждения членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении квалификационных требований к участникам закупки, нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

      • Признать жалобу ООО «ППК» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС» при проведении простой закупки на право заключения договора по реализации строительной части ПС 220 кВ Томмот по титулу «ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС ‒ Нижний Куранах ‒ Томмот ‒ Майя с ПС 220 кВ Томмот» для нужд АО «ЦИУС ЕЭС» (извещение № 31705484825) обоснованной.

      • Признать ОАО «ЦИУС ЕЭС» нарушившим часть 1 статьи 2, пунктов 2, 4, 9, 11, 12 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 13.09.2017 № 223ФЗ-880/17.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 13.09.2017 № 223ФЗ-880/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

      • Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны