Решение №17/444/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-812/16 по результатам рассмотрения жалобы <... от 9 января 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-812/16

по результатам рассмотрения жалобы Зайцева В.Г. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.12.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>,

рассмотрев жалобу <...> от 19.12.2016 № 17 (вх. 187837/16 от 19.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», организатора закупки АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание юридической помощи по представлению и защите интересов ПАО «ФСК ЕЭС» в арбитражных и третейских судах РФ (извещение № 31604399895), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее - Заявитель) от 19.12.2016 № 17 (вх. 187837/16 от 19.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС» (далее - Заказчик), организатора закупки АО «ЭССК ЕЭС» (далее - Организатор) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание юридической помощи по представлению и защите интересов ПАО «ФСК ЕЭС» в арбитражных и третейских судах РФ (извещение № 31604399895) (далее – Конкурс , Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденным решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» № 342 от 10.10.2016 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.11.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно информации, размещенной в ЕИС:

Дата и время окончания подачи заявок 20.12.2016 в 13:00;

Дата и время рассмотрения заявок 20.12.2016 в 13:00;

Дата и время подведения итогов 20.01.2017 в 12:00.

На участие в Конкурсе подано 4 заявки, в том числе заявка Заявителя.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком неправомерно ограничен круг лиц, имеющих право участвовать в закупочной процедуре, путем установления в Документации требования о возможности участия в закупке исключительно лиц, учрежденных в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

      • Заказчиком в нарушение положений, установленных пунктами 2, 4 Извещения, не размещены на официальном сайте Заказчика www.fsk-ess.ru Извещение, Документация.

      • По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги.

      • Заказчиком в Документации не установлены конкретные объемы оказываемых услуг.

Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно ограничен круг лиц, имеющих право участвовать в закупочной процедуре, путем установления в Документации требования о возможности участия в закупке исключительно лиц, учрежденных в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В соответствии с часть 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 5 статьи 1.3 Положения о закупке.

Согласно пункту 1.2.1 Документации Заказчик проводит закупку в соответствии с Положением о закупке.

В соответствии с пунктом 4.7.2 Положения о закупке участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе на основании договора о создании простого товарищества в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала при условии соответствия требованиям, установленным в документации о закупке, разработанной в соответствии с настоящим Положением.

Пунктом 1.1.1. Документации установлено, что Организатор, Заказчик приглашают к участию в закупке лиц, учрежденных в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (со всеми изменениями и дополнениями).

Кроме того, пунктом 2.3.1.1 Документации установлено требование к участникам закупки: «Участвовать в Конкурсе может любое лицо, учрежденное в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (со всеми изменениями и дополнениями) (далее — Закон об адвокатской деятельности)».

В соответствии с техническим заданием Документации исполнитель d рамках заключаемого договора по результатам закупки оказывает юридическую помощь по представлению интересов Заказчика в арбитражных и третейских судах.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации предусмотрены исключительные случаи, когда представление интересов возможно только лицами, учрежденными в одной из форм адвокатского образования в порядке предусмотренном Законом об адвокатской деятельности, к таким случаям относятся только представление интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного в уголовном судопроизводстве (статья 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Так, например, в соответствии со статье 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, также согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС) представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, кроме того Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), также предусмотрена возможность представлять интересы кредитора, должника.

Вместе с тем, согласно положениям технического задания Документации в рамках исполнения договора заключаемого по результатам проведения закупки предусматривается представление интересов Заказчика исключительно в арбитражных и третейских судах, перечень дел которых установлен в пунктах 2, 4 технического задания Документации.

Принимая во внимание указанный факт, Заказчиком в Документации в нарушение положений Закона о закупках, Положения о закупке установлено требование, ограничивающее возможность участия лиц, оказывающих юридические услуги (представительство) в арбитражных и третейских судах, в Конкурсе на равне с лицами, учрежденными в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности, так как участие таких лиц не противоречит нормам АПК РФ, КАС.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление в Документации требования о том, что участником закупки должно быть лицо, учрежденное в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности в качестве обязательного, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в нарушение положений, установленных пунктами 2, 4 Извещения, не размещены на официальном сайте Заказчика www.fsk-ess.ru (далее — Официальный сайт Заказчика) Извещение, Документация.

В соответствии с пунктом 2 Извещения, Документация и Извещение опубликованы в ЕИС, а также на Официальном сайте Заказчика.

Кроме того, пунктом 3 Извещения также установлено, что Конкурс проводится с использованием функционала ЕИС, Официального сайта Заказчика.

Вместе с тем, положениями Закона о закупках не предусмотрено обязательное размещение на Официальном сайте Заказчика информации о закупке, в том числе извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой осуществляется в ЕИС.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы, а также информацию о размещении в ЕИС, на Официальном сайте Заказчика в установленные Документацией сроки Извещения, Документации.

Кроме того, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представили документов, информации, подтверждающей, что Заказчиком не размещены на Официальном сайте Заказчика Извещение, Документация.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги.

В соответствии с пунктом 1 технического задания Документации исполнителю по договору, заключаемому по результатам закупки, необходимо оказать Заказчику юридическую помощь по представлению и защите интересов Заказчика в арбитражных и третейских судах РФ.

Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанные в техническом задании Документации услуги представлены на одном рынке, а также рассмотрение дел в третейском суде не приостанавливается вынесением решение в данной судебной инстанции.

Кроме того, согласно статье 31 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в том числе, дела: об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 230 АПК РФ); о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 236 АПК РФ); об оказании содействия третейским судам по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 240 АПК РФ).

Таким образом, из пояснений Заказчика, следует, что учитывая взаимосвязь и неразрывность ведения судебного процесса в арбитражных и третейских судах, не представляется возможным разделить услуги, предусмотренные техническим заданием Документации.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации подтверждающих, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги.

Учитывая изложенное, в связи с отсутствием иных доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерном объединении в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Документации не установлены конкретные объемы оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Кроме того, Заказчиком в пунктах 2, 4 технического задания установлен перечень дел, в рамках которых исполнителю по договору необходимо оказать юридические услуги Заказчику.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации подтверждающих, что Заказчиком не установлены конкретные объемы оказываемых услуг.

Учитывая изложенное, в связи с отсутствием иных доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что Заказчиком не установлены конкретные объемы оказываемых услуг, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрении Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

5. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупке положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения

В соответствии с пунктом 5.4.4. Положения о закупке в зависимости от наличия процедуры предварительного квалификационного отбора Конкурс может быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора.

Также, абзаца «к» пункта 7.3.1.1 Положения о закупке установлено, что в рамках Конкурса Заказчик проводит сопоставление и оценку заявок участников закупки.

В соответствии с пунктом 9.1.8.7 Положения о закупке оценка заявок участников осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами указанными в Документации.

Пунктом 9.1.8.10 Положения о закупке предусмотрено, что критерии оценки могут касаться надежности и квалификации участника.

Согласно Документации закупка проводится в виде одноэтапного Конкурса без предварительного квалификационного отбора.

Вместе с тем, согласно подпункту 4 пункта 2.9.2.5 Документации комиссия Заказчика отклоняет заявки, которые не соответствуют одному или нескольким отборочным критериям.

Пункте 2.3.1 установлены требования к участникам закупки: общий опыт работы на рынке юридических и консультационных услуг должен быть не менее 8 лет; опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах интересов компаний топливно-энергетического комплекса, с положительным результатом (удовлетворены требования на суммы не менее 250 млн. рублей); опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах интересов компаний по договорам в сфере строительства, с положительным результатом (удовлетворены требования на суммы не менее 2 млрд. рублей); опыта сопровождения процедуры банкротства (не менее 5 дел о несостоятельности (банкротстве); наличие необходимых кадровых ресурсов – не менее 8 адвокатов, включенных в реестр адвокатов и имеющих право на осуществление адвокатской деятельности.

При этом, пунктом 2.3.2.2 Документации установлен перечень документов, подтверждающих квалификацию участников:, в том числе справка об опыте по форме (раздел 4, форма 5) с приложением копий постановления (-ий) суда, из базы КАД, с упоминанием сотрудника (ов) участника, с указанием общего опыта работы на рынке юридических и консультационных услуг.

Принимая во внимание, тот факт, что закупочная процедура проводится Заказчиком способом одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора, при этом в соответствии с Положением о закупке процедура Конкурса без проведения квалификационного отбора предусматривает определение победителя путем оценки заявок участников закупки, в том числе по критерию «Опыт участника», то установления в качестве требования к участнику закупки в качестве допуска наличия такого опыта является неправомерным.

При этом, отсутствие у участника закупки опыта не является подтверждением невозможности оказания таким участником юридических услуг Заказчику в арбитражных и третейских судах, а также не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки, поскольку участником закупки могут быть привлечены специалисты соответствующей отросли оказания юридических услуг, как из штата, так на ином основании.

Кроме того, пунктом 2.9.3.2.1 Документации Заказчиком установлены неценовые критерии оценки заявок участников, в том числе наличие опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах интересов компаний топливно-энергетического комплекса, опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах интересов компаний по договорам в сфере строительства, опыта сопровождения процедуры банкротства.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации квалификационных требований в качестве обязательных к участникам Конкурса, а также установление указанных требований одновременно в качестве критерия допуска и критерия оценки заявок участников закупки противоречат подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. Пунктом 1.5.7 Документации установлено, что целью исключения рисков недобросовестной конкуренции при проведении Конкурса, конкурсная комиссия вправе отклонить  заявки участников, аффилированных между собой, при этом в соответствии с пунктом 1.5.8 факт подачи заявок лицами, аффилированными с Заказчиком и/или Организатором Конкурса, и/или экспертом, не является основанием для отклонения таких заявок, но является основанием для самоотвода соответственно члена конкурсной комиссии или эксперта, имеющих аффилированные связи с участником Конкурса.

Вместе с тем, Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлены вышеуказанные требования, так как Законом о закупках не предусмотрено ограничение участия в закупочной процедуре лиц, аффилированных с иными участниками закупки.

Кроме того, наличие у участника закупки аффилированности с иным участником закупки, однозначно не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по договору и недобросовестности такого участника закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление в Документации данного требования в качестве обязательного к участникам Конкурса, а также отказ в допуске на основании вышеуказанного требования противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком в Документации должны быть установлены сведения, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 4.7.8 Положения о закупке участник должен составлять заявку на участие в закупке по форме, установленной в предоставленной ему Документацией.

Пунктом 2.4.1.4 Документации предусмотрено, что заявка должна быть подготовлена в письменной (бумажной) форме.

Кроме того, пунктом 2.4.2.9 Документации предусмотрено, что участник также должен подготовить электронную копию заявки. Электронные версии документов, предоставленные одновременно с Заявкой на бумажном носителе,  должны полностью соответствовать Заявке и представлять собой отсканированные варианты документов, подготовленных на бумажном носителе в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации .

При этом абзацем «d» пункта 2.3.2.1 Документации Заказчик устанавливает требование, что участник Конкурса  должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его правоспособность, в том числе заверенную копию сертификата электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), выданную лицу, имеющему право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица участника Конкурса без доверенности «с» приложением копии документов о назначении руководителя) или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требование о наличии в составе заявки участника копии сертификата ЭЦП является избыточным, так как заявка участника подается в закупочную комиссию Заказчика на бумажном носителе, кроме того, требованиями, установленными к электронной копии заявки не предусмотрено заверение такой копии ЭЦП.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление в Документации требований о наличии в составе заявки участника заверенной копии сертификата ЭЦП в качестве обязательного к участникам Конкурса противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

8. В соответствии с пунктом 6.3.5 Положения о закупке отборочные критерии не должны накладывать на конкурентную борьбу участников излишних ограничений.

Согласно абзацу «е» пункта 2.9.2.1 Документации в рамках отборочной стадии комиссия Заказчика проверяет наличие/отсутствие признанных участником претензий либо судебных решений против Участника вследствие неисполнения обязательств по договорам, заключенным с Заказчиком.

Пунктом 2.9.2.7 Документации предусмотрено, что Конкурсная комиссия вправе при принятии решения о соответствии Участника принять во внимание наличие негативного опыта сотрудничества с участником  при исполнении участником ранее заключенных с ПАО «ФСК ЕЭС», его филиалами и ДО договоров, при наличии судебных решений по искам Заказчиков не в пользу участника, а также обоснованных Заказчиком и признанных подрядчиком досудебных претензий вследствие неисполнения обязательств по таким договорам, при этом принимая во внимание систематичность таких нарушений договорных обязательств и последствия, наступившие вследствие неисполнения Подрядчиком своих обязательств по договорам.

Вместе с тем, указанное требование не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющие судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД» ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время, как участник имеющий, судебные споры с Заказчиком, подлежит отклонению.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к участникам Конкурса ограничивает круг участников Конкурса, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление в Документации требований о наличии признанных участником претензий либо судебных решений против Участника вследствие неисполнения обязательств по договорам, заключенным с Заказчиком в качестве обязательного к участникам Конкурса противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

9. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 6.3.2.12 Положения о закупке установлено, что Документация должна содержать, в том числе критерии и порядок оценки.

Пунктом 2.9.3 Документации установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки: Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) - весовой коэффициент 0,4; Квалификация и надежность участника — весовой коэффициент 0,6; Наличие необходимых кадровых ресурсов — весовой коэффициент 0,1; Наличие опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах РФ интересов компаний топливно-энергетического комплекса, с положительным результатом — весовой коэффициент 0,4; Наличие опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах РФ интересов компаний по договорам в сфере строительства, с положительным результатом — весовой коэффициент 0,4; Наличие опыта сопровождения процедуры банкротства — весовой коэффициент 0,1.

Также Заказчиком установлен порядок присвоения баллов по каждому из вышеуказанных критериев:

  • «Наличие необходимых кадровых ресурсов» (подтверждается выпиской из реестра адвокатов), оценивается количество привлекаемых адвокатов, включенных в реестр адвокатов и имеющих право на осуществление адвокатской деятельности от 8 - 0 баллов; от 9 до 10 – 1 балл; от 10 до 11 – 2 балла; от 12 и более – 3 балла.

  • «Наличие опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах РФ интересов компаний топливно-энергетического комплекса, с положительным результатом » оценивается сумма удовлетворенных требований 250 000 000 руб. – 0 баллов; от 250 000 001 руб. до 300 000 000 руб. – 1 балл; от 300 000 001 руб. до 350 000 000 руб. - 2 балла; от 350 000 001 руб. и более – 3 балла.

  • «Наличие опыта (за последние 5 лет) представления в арбитражных судах РФ интересов компаний по договорам в сфере строительства, с положительным результатом» оценивается сумма удовлетворенных требований, так до 2 000 000 000 руб. – 0 баллов; от 2 000 000 001 руб. до 2 100 000 000 руб. – 1 балл; от 2 100 000 001 руб. до 2 200 000 000 руб.  – 2 балла; от 2 200 000 001 руб. и более – 3 балла.

  • «Наличие опыта сопровождения процедуры банкротства» оценивается количество выигранных дел, так 5  дел – 0 баллов; от 5 дел до 6  дел – 1 балл; от 7  дел до 8  дел – 2 балла; от 9 дел  и более  – 3 балла.

Вместе с тем, в данном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными к оценке участником закупки.

Кроме того, Заказчиком в Документации не приводится толкование термина «удовлетворительные требования», что не позволяет участникам Конкурса определить, какой именно опыт необходимо представить в составе заявки для получения максимального балла и суммы каких требований будут учтены Заказчиком, как удовлетворительные.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в установленном порядке оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствует пропорциональная зависимость между представленными показателями, и начисляемым количеством баллов по данным критериям, а также не установлено какие требования являются удовлетворительными, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу <...> от 19.12.2016 № 17 (вх. 187837/16 от 19.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», организатора закупки АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание юридической помощи по представлению и защите интересов ПАО «ФСК ЕЭС» в арбитражных и третейских судах РФ (извещение № 31604399895) обоснованной в части неправомерного ограничения круга лиц, имеющих право участвовать в закупочной процедуре путем установления в Документации требования о возможности участия в закупке исключительно лиц, учрежденных в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

      • Признать ПАО «ФСК-ЕЭС» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.12.2016 № 223ФЗ-812/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны