Решение №17/77060/18 Решение № 223ФЗ-697/18 от 25 сентября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-697/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Комплектэнерго» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

20.09.2018 Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Комплектэнерго» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания», организатора АО «Атомкомплект» при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку КТП ВЭУ и оказание услуг шеф-инжиниринга по проекту «Строительство ВЭС 610 МВт и завода ВЭУ» (извещение № 31806893665) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Комплектэнерго» (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания» (далее — Заказчик), организатора АО «Атомкомплект» (далее - Организатор) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку КТП ВЭУ и оказание услуг шеф-инжиниринга по проекту «Строительство ВЭС 610 МВт и завода ВЭУ» (извещение № 31806893665) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

 

 

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.

05.09.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении  Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:

дата окончания подачи заявок — 14.09.2018;

дата рассмотрения заявок — 21.09.2018;

дата подведения итогов закупки — 26.09.2018;

начальная (максимальная) цена договора: 7 540 947 685, 56 рублей;

на участие в Запросе предложений подано 7 заявок, из них 2 заявки отклонены.

В ходе заседания 19.09.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 20.09.2018.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Организатором нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком в ЕИС неправомерно не установлена начальная (максимальная) цена договора;

      • Заказчиком неправомерно выбран способ закупки.

Представители Организатора, Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителей, Организатора, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в ЕИС неправомерно не установлена начальная (максимальная) цена договора.

В соответствии с пунктом 5 части 9, пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в извещении и документации об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пункту 9 Извещения о закупке, предельная стоимость закупки продукции: 7 540 947 685,56 руб., включая НДС, 6 300 906 010,85 руб. без учета НДС.

При этом, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, начальная (максимальная) цена договора — 0 рублей.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора представил материалы и пояснил, что отсутствие начальной (максимальной) цены на странице поиска в реестре закупок ЕИС является функциональной ошибкой сайта ЕИС. Разработчику и технической поддержке ЕИС было направлено соответствующее обращение (IM102779383 и ВJIReFZINT-2232 (статус на 18.09.2018 «OPEN») о наличии вышеназванной технической ошибки и указание на ее устранение. В настоящее время указанный запрос находится на рассмотрении, ответ не получен. Кроме того, вкладка «список лотов» функционала ЕИС отображает информацию о том, что цена договора составляет 7 540 947 685, 56 руб.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно выбран способ закупки — открытый запрос предложений в электронной форме, поскольку согласно требованиям Документации, к участникам закупки предъявляется дополнительное требование о наличии опыта поставки соответствующих товаров, в связи с чем, по мнению Заявителя, надлежащим способом проведения данной закупки является открытый конкурс с предварительным квалификационным отбором.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе, сведения о способе осуществления закупки.

Согласно пунктам 1, 2 Извещения о закупке, форма и способ процедуры закупки: открытый одноэтапный запрос предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора. Запрос предложений проводится в соответствии с Положением о закупке. Условия проведения запроса предложений определены в соответствии со стратегией закупки (протокол Комитета по стратегиям закупок Госкорпорации «Росатом» от 31.08.2018 № 1-1.19/49-Пр).

В соответствии со статьей 4.2.1 Положения о закупке, запрос предложений — это способ определения поставщика, который предложит лучшие условия исполнения договора по совокупности критериев, установленных в Документации.

Условия выбора способа конкурентной закупки уставлены частью 2 статьи 4.2.1 Положения о закупке.

Согласно пункту 8.1 Раздела 1 Приложения № 12 к Положению о закупке, в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии — допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных. Критериями отбора при рассмотрении заявок являются:

а) соответствие заявки требованиям документации по существу по своему составу, содержанию и оформлению;

б) соответствие участника закупки и заявленных участником закупки субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей установленным требованиям (в случае установления требований);

в) соответствие предлагаемой участником закупки продукции установленным требованиям;

г) соответствие предлагаемых участником закупки договорных условий (в том числе, непревышение цены заявки объявленной НМЦ, НМЦед) установленным требованиям;

д) предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки (если требовалось).

При этом, в соответствии с разделом «Термины и определения» Положения о закупке, под предварительным квалификационным отбором подразумевается этап конкурентной закупки (группы закупок), проводимый с целью отбора участников, соответствующих требованиям и критериям, установленным Положением о закупке и закупочной документацией, и последующего проведения следующего этапа закупки (группы закупок). Однако, согласно пункту 1 Извещения и пункту 1 раздела 1 Части 1 Тома 1 Документации формой и способом указанной процедуры закупки является открытый одноэтапный запрос предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представители Организатора представили материалы и пояснили, что Заказчиком проводится Запрос предложений без последующего проведения следующего этапа закупки (группы закупок), о чем также свидетельствуют пункты 1, 2, 13 Извещения о закупке. Кроме того, дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта поставки соответствующего товара установлен на оснований пункта 2.2 подраздела 1.4 приложения 10 к Положению о закупке. При этом, учитывая определение такого способа закупки как запроса предложений, победителем по Запросу предложений будет признан участник, который предложит лучшие условия исполнения договора по совокупности критериев, установленных в Документации, в том числе, требования, установленные пунктом 2.1.1 Части 1 Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем, Комиссии ФАС России не представляется возможным однозначно установить, что Заказчиком при проведении указанной закупки неправомерно выбран способ проведения закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Вместе с тем, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом «б» пункта 1 Положения о закупке.

Подпунктом 1.5 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлено, что участник Запроса предложений должен раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

В подтверждение установленного требования участник предоставляет заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации и документы, подтверждающие данные сведения.

Вместе с тем, в случае если участником Запроса предложений, с которым принято решение заключить договора или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки участника Запроса предложений информации о цепочке собственников и противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Подпунктом 1.8 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлено требование об отсутствии у участника Запроса предложений за последние 2 года в отношении следующих, подтвержденных документально, установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией «Росатом» и ее организациями в соответствии со Стандартом:

а) случаев уклонения от заключения договора по результатам закупок, в которых участник признан победителем закупки или с ним было принято решение о заключении договора, как с единственным участником закупки:

  • прямой письменный отказ от подписания договора;

  • не подписание проекта договора в предусмотренный для этого в документации срок;

  • предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее установленным в документации и (или) в заявке такого участника, а также достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям;

  • непредставление документов, обязательных к предоставлению до заключения договора и предусмотренных документацией и обязательствами, отраженными в заявке данного участника;

  • отказ иностранного участника, от подписания договора на условиях, предложенных в ходе проведения закупки и указанных на ЭТП таким участником;

б) случаев непредставления обеспечения договора, если договором, заключенным по результатам закупки было предусмотрено его предоставление после заключения договора;

в) установленных правоохранительными органами фактов предоставления недостоверных сведений, существенных для принятия закупочной комиссией решения о допуске участника к участию в закупке и (или) оценки его заявки, указанных участником закупки в своей заявке, приведших к уголовному наказанию виновных лиц;

    • случаев расторжения договора по решению суда или по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

Вместе с тем, указанное требование не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время, как участник, имеющий судебные споры с Заказчиком, подлежит отклонению.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, могут ограничить количество участников закупки и противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. Подпунктом 2.1 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлено требование к участникам закупки о том, что участник Запроса предложений должен иметь в рамках заключенных договоров завершённые в 2015-2018 гг. поставки товаров в соответствии с подклассами 27.1 «Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 «КПЕС 2008» на общую сумму не менее 2 520 362 000,00 руб. без НДС.

В подтверждение установленному требованию участник закупки должен представить в составе заявки на участие в Запросе предложений справку об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 3) в формате Word или Excel (желательно в Excel) с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета:

  • документов, подтверждающих состав поставок, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата); перечень поставленного товара;

  • документов, подтверждающих исполнение поставок, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата); перечень переданного и принятого заказчиком по договору товара; стоимость переданного и принятого заказчиком по договору товара.

Вместе с тем, согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая природу поставки, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.

Кроме того, поставщик может не являться производителем товара, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Таким образом, учитывая природу договора поставки, отсутствие у данного поставщика фактов поставки товаров, указанных в подпункте 2.1 пункта 2.1.1 Части 1 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.

Кроме того, учитывая формулировку вышеназванного требования, не представляется возможным установить способность участия в Запросе предложений производителей, выпускающих продукцию, которые не осуществляют поставку.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеназванное требование, противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. Согласно пункту 7.4 Части 2 Документации, при наличии сомнений в достоверности копии документа организатор Запроса предложений вправе запросить документ, предоставленный в копии. В случае, если участник Запроса предложений в установленный в запросе разумный срок не предоставил документ, копия документа не рассматривается и документ считается не предоставленным.

В соответствии с пунктом 7.5 Части 2 Документации, в ходе рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений на отборочной стадии в случаях, установленных Документацией, конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в Запросе предложений (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор Запроса предложений направляет уточняющие запросы.

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика.

Кроме того, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Также, согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений, от 17.09.2018 № 1/1809051065334 участникам закупки ООО «ИЦ «Европейская электротехника», ЗАО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара», АО «СНИИП», ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», АО «РАСУ» направлялись запросы о разъяснении положений заявки, а также предоставления документов, отсутствовавших в составе заявке указанных участников, в подтверждение соответствия обязательным требованиям, установленным в Документации, например, запрос у участника закупки ООО «ИЦ «Европейская электротехника» копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации и применившие указанные положения Документации к участникам закупки при проведении Запроса предложений, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 4.1 части 1 Документации установлены критерии и методика оценки заявок на участие в Запросе предложений, а также порядок определения итогового рейтинга заявки на участие в Запросе предложений. Согласно указанной методике рейтинг заявки участника Запроса предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев). Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.

В соответствии с указанной методикой заявка участника закупки оценивается по критериям «Цена договора», «Квалификация участника». По критерию «Квалификация участника» оценке подлежит «опыт участника».

При этом указано, что при оценке участника Запроса предложений по подкритерию «опыт участника» общее количество начисленных баллов за наличие опыта уменьшается в соответствии с таблицей, приведенной ниже, в зависимости от общей суммы санкций по всем судебным решениям, в том числе мировым соглашениям, опубликованным в течение двух лет, предшествующих дате размещения извещения о проведении Запроса предложений на официальном сайте, вынесенным не в пользу участника Запроса предложений, выступавшего в качестве ответчика, которыми установлены обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения участником Запроса предложений обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), возникших из договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, заключенных с Госкорпорацией «Росатом» или ее организациями (предприятиями атомной отрасли). Суммы санкций по судебным решениям, внесенным в систему «Рейтинг деловой репутации» (http://rdr.rosatom.ru/), при данном расчете итоговой оценки (балла) БОi не учитываются.

Под суммой санкций понимается совокупность взысканных, либо подлежащих взысканию, с участника Запроса предложений денежных средств по судебным решениям, в том числе мировым соглашениям (задолженность, неустойки, пени, штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами, расходы по уплате госпошлин). При расчете суммы санкций по судебным решениям учитываются опубликованные решения вышестоящих инстанций.

 

 

Наличие санкций

Баллы (БСi)

Санкции не применялись

БСi = БОуi

Количество баллов, присвоенное по опыту участника Запроса предложений, засчитывается в 100% размере

Размер санкции, примененных к участнику Запроса предложений, составляет менее 10% от НМЦ данного

БСi = БОуi / 2

Количество баллов, присвоенное по опыту участника заявки уменьшается на 50 %

Размер санкций, примененных к участнику Запроса предложений, составляет 10 % от НМЦ или более

БСi = 0

Участнику по данному подкритерию присваивается 0 баллов

 

Вместе с тем, указанный порядок оценки не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом (например, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), будет оценен без применения вышеуказанной таблицы.

Кроме того, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку участникам закупки, обладающим одинаковым в денежном выражении опытом выполнения работ, при этом обладающим вышеупомянутыми санкциями в размере 1% и 9% соответственно, будет присвоено одинаковое количество баллов по критерию «опыт участника», что не позволяет Заказчику выявить лучшее предложение среди участников закупки.

Таким образом, в нарушение пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и порядок оценки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Пунктом 4.3 части 1 Документации установлен порядок определения итогового рейтинга заявки. Итоговый рейтинг заявки (Final application rating (FAR)) определяется по формуле:

FAR i = Ri – BRi

где:

FARi – Итоговый рейтинг заявки в баллах i-го участника закупки

Ri – Рейтинг заявки участника закупки в баллах, полученный по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев), i-го участника закупки

BRi – значение деловой репутации в баллах i-го участника закупки, рассчитанное по формуле:

 

Значение деловой репутации (Business reputation (BR))

Баллы

На официальном сайте рейтинга деловой репутации на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов) сведения об участнике запроса предложений отсутствуют, либо значение индекса деловой репутации данного участника равно нулю

0

Bri=5* Rei/Re max

Re max

5

где:

Rei – значение Индекса деловой репутации поставщиков i-го участника закупки на Официальном сайте рейтинга деловой репутации на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов);

Remax – максимальное значение Индекса деловой репутации поставщиков, опубликованное на Официальном сайте рейтинга на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов), из значений Индекса деловой репутации поставщиков всех допущенных участников.

Вместе с тем, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку отсутствие законодательного закрепления обязательности размещения сведений об участнике закупки на официальном сайте рейтинга деловой репутации, а также отсутствие в Документации наименования «официального сайта рейтинга деловой репутации» может привести к не равному применению указанного критерия оценки к участникам закупки, а также не позволяет Заказчику выявить лучшее предложение среди участников закупки.

Кроме того, по вышеуказанному порядку оценки отсутствует предмет оценки, поскольку не содержит алгоритма начисления присвоения соответствующих баллов и, как следствие, может применяться в не равной степени к участникам закупки, а именно: указанный порядок оценки обязывать участников закупки заблаговременно пройти регистрацию на соответствующем сайте рейтинга деловой репутации, а также, учитывая факт учета Заказчиком наличия сведений об участнике закупки на официальном сайте рейтинга деловой репутации на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов), участник закупки, получивший соответствующий положительный рейтинг деловой репутации после вскрытия конвертов, будет оценен без применения вышеуказанной таблицы. Также, оценка заявки участника закупки, надлежащим образом выполнившего условия договора с иным хозяйствующим субъектом (например, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), будет применена без учета методики оценки по указанной таблице.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлены иные, не являющиеся предметом обжалования, нарушения Закона о закупках, в связи с чем Комиссия ФАС России принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

 

 

      • Признать жалобу ООО «Комплектэнерго» (ИНН: 2130164652, ОГРН: 1152130016191) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания» (ИНН: 5036118291, ОГРН: 1115074014967), организатора АО «Атомкомплект» (ИНН: 7706738770, ОГРН: 1107746480490) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку КТП ВЭУ и оказание услуг шеф-инжиниринга по проекту «Строительство ВЭС 610 МВт и завода ВЭУ» (извещение № 31806893665) необоснованной.

2. Признать АО «Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать АО «Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 20.09.2018 № 223ФЗ-697/18.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.09.2018 № 223ФЗ-697/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

АО "Атомкомплект"
ИНН 7706738770, ОГРН 1107746480490
АО «Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания»
ИНН 5036118291, ОГРН 1115074014967
ООО "КомплектЭнерго"
ИНН 2130164652, ОГРН 1152130016191