Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Инжиниринг П... от 15 мая 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-51/14

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Инжиниринг ПРО» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

07.05.2014                                                                                                          

 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия ФАС России),

рассмотрев жалобу ООО «Инжиниринг ПРО» от 09.04.2014 № 1-09/04/14 на действия заказчика ОАО «Сбербанк России», оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» при проведении электронного аукциона по выбору организаций на оказание услуг по комплексному обслуживанию банковских платежных терминалов, установленных в торгово-сервисных точках для нужд Уральского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение
№ 31300718179) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Инжиниринг ПРО»
(далее – Заявитель) (вх. № 38694/14 от 24.04.2014) на действия заказчика
ОАО «Сбербанк России» (далее – Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» (далее – ЭТП, Оператор ЭТП) при проведении электронного аукциона по выбору организаций на оказание услуг по комплексному обслуживанию банковских платежных терминалов, установленных в торгово-сервисных точках для нужд Уральского банка
ОАО «Сбербанк России» (извещение № 31300718179) (далее – Аукцион).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируются положением о закупках ОАО «Сбербанк России», утвержденного Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России от 07.11.2011 № 432 §10а и Постановлением наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.11 № 113 §6а
(далее – Положение).

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором ЭТП закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://utp.sberbank-ast.ru/SB, регулируется Регламентом торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» универсальной торговой платформы «Сбербанк-АСТ», утвержденным генеральным директором ЗАО «Сбербанк-АСТ» 11.10.2013 (далее – Регламент ЭТП).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

03.12.2013 на официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона (далее – Извещение), а также документация о проведении Аукциона (далее – Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком и Оператором ЭТП нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. по мнению представителя Заявителя, неправомерно отказано
ООО «Инжиниринг ПРО» в участии в Аукционе по лоту №2 и лоту №3;

2. требование предоставления Регламента проведения открытого электронного аукциона по выбору организаций на оказание услуг по комплексному обслуживанию банковских платежных терминалов, установленных в торгово-сервисных точках, для нужд Уральского банка
ОАО «Сбербанк России» (далее – регламент проведения Аукциона) не предусмотрено Положением и Документацией;

3. в нарушение требований части 5 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком не размещены на официальном сайте изменения, внесенные в Документацию;

4. требование о представлении в ОАО «Сбербанк России» в электронном виде на электронный адрес pos@uralsbank.ru документов групп 1-4 посредством личного кабинета электронной площадки нарушает права участников;

5. в абзаце 3 подраздела «Требование к содержанию заявки на участие в аукционе» раздела 1 «Подача заявок на участие в аукционе» указан иной способ проведения закупки, а именно «запрос котировок»;

6. Документацией предусмотрено предоставление участником Аукциона свидетельства о государственной регистрации юридического лица по форме
№ Р51001 для юридических лиц, созданных до 01.07.2002, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 по форме № Р57001, что препятствует участникам Аукциона, зарегистрированным после 01.07.2002 по форме Р51003 участвовать в Аукционе;

7. наименование «Группа 4 «Письмо участника. Квалификационные документы» подраздела «Требование к содержанию заявки на участие в аукционе» раздела 1 «Подача заявок на участие в аукционе» противоречит положениям пунктам 9.3.2 Положения, в соответствии с которыми группа 4 документов должна назваться «Заявка на участие в аукционе»;

8. пунктом 2 Документации (приложение 2 «Требования к квалификации участника») предусмотрено требование – о наличии собственного контактного центра технической поддержки с бесплатным федеральным номером 8-800, обеспечивающего обслуживание не менее 5 входящих линий для приема звонков, с возможностью приема от 7 500 звонков в месяц, при этом требования предоставления документов, подтверждающих соответствие участника указанному требованию не указано;

9. пункт 2.1 раздела 2 «Запрос на разъяснение аукционной документации» порядка подачи заявлений на участие в Аукционе и условия его проведения, являющегося Приложением № 2 к Документации, в части подачи запроса через личный кабинет на электронной площадке противоречит положениям пункта 7.2.1. Положения, в соответствии с которым любой участник вправе направить в письменной форме запрос о разъяснении положений Документации. Раздел 9 Положения не содержит специальных правил подачи запросов на разъяснение аукционной документации. Таким образом, требование о подаче запросов в электронном виде через личный кабинет на электронной площадке не имеет законных оснований и существенно нарушает права участников;

10. положения пункта 2.4 раздела 2 «Запрос на разъяснение аукционной документации» Документации противоречит Положению, в котором не предусмотрено право организатора не отвечать на запросы о разъяснении конкурсной документации;

11. положения пункта 5.2. раздела 5 «Уведомление участников аукциона о результатах аукциона» порядка подачи заявлений на участие в Аукционе и условия его проведения Документации противоречит пункту 7.18 Регламента;

12. пункт 5.4 раздела 5 «Уведомление участников аукциона о результатах аукциона» порядка подачи заявлений на участие в Аукционе и условия его проведения предусматривает основание для отклонения заявки, как наличие негативной информации в отношении деловой репутации участника является дискриминационным, так как не содержит понятия информации (пресса, телевидение, интернет, анонимные сообщения, служебная информация банка), четких критериев отнесения информации к негативной или позитивной, критериев оценки конкурсной комиссии такой информации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Оператора ЭТП, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно Документации дата и время:

- окончания подачи заявок участников Аукциона: 23.12.2013 в 17:00 (время московское);

- проведения Аукциона: 24.12.2013 в 11:00 (время московское);

Согласно протоколу от 20.12.2013 № 70 комиссией принято решение продлить дату приема заявок на участие в Аукционе до 15.01.2014 в 17:00, изменить дату проведения Аукциона на 16.01.2014 в 11:00.

Согласно протоколу от 15.01.2014 № 1 комиссией принято решение:

- продлить дату приема заявок на участие в Аукционе до 05.02.2014 в 17:00;

- изменить дату проведения Аукциона на 06.02.2014 в 11:00;

- изменить дату подведения итогов Аукциона 05.03.2014.

Согласно протоколу от 17.02.2014 № 6 комиссией принято решение о приостановлении проведения Аукциона в связи с поступлением жалобы на действия Заказчика при проведении Аукциона в Свердловское УФАС России.

В соответствии с протоколом от 29.01.2014 № 3 комиссией принято решение:

- продлить дату приема заявок на участие в Аукционе до 17.02.2014 в 17:00;

- изменить дату проведения Аукциона на 18.02.2014 в 11:00.

Во исполнение предписания по делу №36-А от 20.02.2014 протоколом от 04.03.2014 № 10 комиссией принято решение отменить протоколы от 20.12.2013 № 70; от 15.01.2014 № 1; от 29.01.2014 № 3, утвердить документацию о проведении Аукциона в новой редакции, продлив дату и время окончания приема заявок на участие в Аукционе до 21.03.2014 в 17:00; изменив дату и время проведения Аукциона  24.03.2014 в 11:00 и дату подведения итогов на 24.04.2014.

Согласно Протоколу от 08.04.2014 № 16 (далее – протокол №16) по результатам проведения Аукциона комиссией принято решение признать победителем:

- ООО «Инжиниринг ПРО» по 1 лоту;

- ООО «АТМ Альянс» по 2 лоту;

- ООО «АТМ Альянс» по 3 лоту.

1. В отношении доводов, указанных в пункте 1 жалобы
ООО «Инжиниринг ПРО» настоящего решения, Комиссия ФАС России установила следующее.

Заявителем представлены скриншоты экрана персонального компьютера личного кабинета ООО «Инжиниринг ПРО», которые содержат следующую информацию:

- 20.12.2013 ООО «Инжиниринг ПРО» подана заявка на участие в Аукционе по 3 лотам;

- 24.12.2013, 15.01.2014, 31.01.2014 Оператором ЭТП направлены уведомлени Заявителю о внесении изменений в процедуру Аукциона;

- 14.02.2014 Заявителем заявка на участие в Аукционе отозвана и подана снова;

- 05.03.2014, 06.03.2014 Оператором ЭТП направлено уведомление Заявителю о внесении изменений в процедуру Аукциона, в том числе выставление «предложение о цене за единицу устанавливается по каждой позиции», ранее было «по каждому лоту». После 06.03.2014 в личном кабинете ООО «Инжиниринг ПРО» никаких действий не зафиксировано.

2. В отношении доводов, указанных в пункте 2 жалобы
ООО «Инжиниринг ПРО» настоящего решения, Комиссия ФАС России Комиссия установила следующее.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Документации для участия в Аукционе участник должен пройти регистрацию на сайте электронной площадки
ЗАО «Сбербанк-АСТ» в секции заказчика ОАО «Сбербанк России» и в соответствии с Регламентом работы данной площадки. Проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Регламентом торгов, размещенном на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» в секции заказчика
ОАО «Сбербанк России».

В соответствии с пунктом 1.6 Регламента, он является договором присоединения в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Согласно пунктам 1.6.1.4, 1.6.1.5 Регламента Заявитель с момента регистрации в торговой секции считается присоединившимся к Регламенту. Факт присоединения к Регламенту означает полное принятие условий Регламента в редакции, действующей на момент регистрации соответствующего заявления.

Согласно извещению № УБ2013-0069(АО), размещенного на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» в секции заказчика
ОАО «Сбербанк России», участнику необходимо при подаче заявки на участие в Аукционе прикрепить ряд документов, в том числе регламент проведения Аукциона .

В соответствии с инструкцией участника по работе в торговой секции «Закупки ОАО «Сбербанк России» универсальной торговой площадки utp.sberbank-ast.ru поле «Документы» содержит возможность направления завизированного регламента проведения Аукциона посредством штатного интерфейса ЭТП в составе заявки. В открытых закупочных процедурах в поле «Документы» направляются документы «Группы 1» - «Группы 4», а также «регламент проведения Аукциона ».

Извещениями Оператора ЭТП от 31.01.2014, 05.03.2014, направленным участникам Аукциона посредством электронной почты, сообщено о внесении изменений в Документацию, а также о необходимости при подаче заявки для участия в Аукционе ознакомиться с Положением, Регламентом. Также согласно указанному извещению участникам сообщалось, что при подаче заявки на участие в Аукционе необходимо включить в состав заявки заверенные печатью и подписью руководителя компании группы документов, заявленные в Документации, а также регламент проведения Аукциона .

Кроме того, в соответствии с протоколом №16 Заявитель по лоту № 1 признан победителем.

Таким образом, довод Заявителя в части ограничения его права подать заявочные материалы для участия в Аукционе по причине не прикрепления регламента проведения Аукциона, не нашел своего подтверждения.

3. В отношении доводов, указанных в пункте 3 жалобы
ООО «Инжиниринг ПРО» настоящего решения, Комиссия ФАС России Комиссия установила следующее.

В Свердловское УФАС России поступила жалоба ИП Татарченкова А.В. от 12.02.2014, б/н на действия заказчика ОАО «Сбербанк России» при проведении Аукциона, выразившиеся в не размещении на официальном сайте изменений, внесенных в Документацию в ходе проведения Аукциона.

По итогам рассмотрения указанной жалобы Свердловским УФАС России принято решение по делу №36-А от 20.02.2014 о признании жалобы обоснованной и выдано обязательное для исполнения предписание по делу №36-А от 20.02.2014 об устранении выявленного нарушения, чем были восстановлены права и законные интересы участников закупки.

В соответствии с частью 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение жалобы, в том числе в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России прекращает рассмотрение жалобы ООО «Инжиниринг ПРО» по указанному доводу.

4. В отношении доводов о неправомерном представлении в
ОАО «Сбербанк России» в электронном виде на электронный адрес pos@uralsbank.ru документов групп 1-4 посредством личного кабинета электронной площадки и о наличии противоречий между положениями пункта 5.2. раздела 5 «Уведомление участников аукциона о результатах аукциона» порядка подачи заявлений на участие в Аукционе и условия его проведения Документации и пунктом 7.18 Регламента, Комиссия ФАС России установила следующее.

Проведение Аукциона осуществляется в электронной форме в соответствии с Регламентом.

Согласно пункту 4 Регламента подача заявки на участие в процедуре закупки осуществляется участником из личного кабинета посредством штатного интерфейса торговой секции.

В соответствии с пунктом 5.2 Документации в течение часа после завершения торгов на сайте площадки публикуются все ценовые предложения, выставленные участниками торгов без указания наименования участников.  

В соответствии с пунктом 7.18 Регламента журнал проведения торгов размещается в течение тридцати минут после завершения торгов с учетом ранжирования предложений о цене при проведении торгов.

Таким образом, доводы Заявителя, изложенные в пунктах 4, 11 настоящего решения, не нашли своего подтверждения.

5. В отношении указания иного способа проведения закупки в абзаце 3 подраздела «Требование к содержанию заявки на участие в аукционе» раздела 1 «Подача заявок на участие в аукционе» (пункт 5 жалобы ООО «Инжиниринг ПРО»), требования о предоставлении участником Заказчику свидетельства о государственной регистрации (пункт 6 жалобы ООО «Инжиниринг ПРО»), расхождения в наименовании разделов (пункт 7 жалобы ООО «Инжиниринг ПРО»), Комиссией установлено следующее.

В ходе документального анализа Документации Комиссией ФАС России установлен факт указания иного способа в абзаце 3 подраздела «Требование к содержанию заявки на участие в аукционе» раздела 1 «Подача заявок на участие в аукционе», наличие расхождения в наименовании групп 4.

Вместе с тем, указанные расхождения не повлияли на ход проведения Аукциона.

В соответствии с пунктом 1 Приложения 2 Документации участнику необходимо представить в составе заявки свидетельство о государственной регистрации юридического лица по ф.№ Р51001 для юридических лиц, созданных до 01.07.2002 , свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 по ф.№ Р57001.

По мнению заявителя, указанное требование может искусственно ограничить круг участников закупки.

При этом, фактов, подтверждающих отказ в допуске участников к участию в Аукционе в связи с неисполнением данного требования, Комиссией ФАС России не установлено.

6. В отношении установления требования о наличии собственного контактного центра технической поддержки с бесплатным федеральным номером 8-800, обеспечивающего обслуживание не менее 5 входящих линий для приема звонков, с возможностью приема от 7 500 звонков в месяц (пункт 8 настоящего решения), а также установления в Документации Заказчиком основания для отклонения заявки – наличие негативной информации в отношении деловой репутации участника (пункт 12 настоящего решения), Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 «Запрос на разъяснение аукционной документации» порядка подачи заявлений на участие в Аукционе и условия его проведения, являющегося Приложением № 2 к Документации, к участию в Аукционе приглашаются участники, обладающие, в том числе профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции.

Пунктом 2.2.2 Документации (приложение 2 «Требования к квалификации участника») предусмотрено требование – наличие собственного контактного центра технической поддержки с бесплатным федеральным номером 8-800, обеспечивающего обслуживание не менее 5 входящих линий для приема звонков, с возможностью приема от 7 500 звонков в месяц.

При этом требование предоставления документов, подтверждающих соответствие участника указанным требованиям отсутствует.

Таким образом, действия Заказчика в части не установления документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

7. В отношении порядка подачи запросов о разъяснении положений Документации и порядка дачи таких разъяснений (пункт 9, 10 жалобы
ООО «Инжиниринг ПРО»), Комиссия ФАС России установила следующее.

Проведение Аукциона осуществляется в электронной форме в соответствии с Регламентом.

Согласно пункту 2 приложения № 2 Документации все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на электронной площадке.

Таким образом, порядок подачи разъяснений установлен.

Пунктом 2.4 Приложения 2 Документации установлено право не отвечать на отдельные запросы.

Согласно пояснениям Заявителя, 16.12.13 ООО «Инжиниринг ПРО» обратилось через личный кабинет с запросом, ответ на который дан не был.

Законом о закупках не установлено обязанность Заказчика отвечать на запросы, полученные от участников. Такая обязанность может быть установлена Заказчиком в Положении.

Таким образом, доводы, изложенные в пунктах 9, 10 настоящего решения, не нашли своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Инжиниринг ПРО» от 09.04.2014 № 1-09/04/14 на действия заказчика ОАО «Сбербанк России», оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк АСТ» при проведении электронного аукциона по выбору организаций на оказание услуг по комплексному обслуживанию банковских платежных терминалов, установленных в торгово-сервисных точках для нужд Уральского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение
№ 31300718179) обоснованной в части не установления Заказчиком в Документации документов, представляемых в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участника, установленным требованиям.

2. Признать ОАО «Сбербанк России» нарушившим пункт 9 часть 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Предписание не выдавать в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результат проведения Аукциона.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны