Решение №08/47215/14 Решение по делу от 20 ноября 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №3-5-59/00-08-14

«17» ноября 2014 г. г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>

рассмотрев дело № 3-5-59/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о распространении рекламы планшета «МегаФон Логин» ОАО «Мегафон»,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

представитель ОАО «Мегафон» — Горбенкова Ю.А. (доверенность № 5/646-14 от 02.10.2014),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе планшета «МегаФон Логин» ОАО «Мегафон», распространяющейся в эфире федеральных телеканалов с августа 2014 года по настоящее время.

На федеральных телеканалах распространяются рекламные видеоролики с похожими сюжетами (8 видеороликов), продолжительностью от 15 до 20 секунд.

Главными действующими лицами в рекламе выступают несовершеннолетние школьники, один из которых обращается к родителям с просьбой купить ему планшет «МегаФон Логин».

Видеоролики содержат следующие вариантыаудиоряда:

№1 (продолжительность 15 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите планшет!Две камеры, интернет, ну для учебы. Обещаю больше не говорить сестренке, что мы её нашли в лесу, и получить «5» в четверти по русскому!

Мегафон : «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 2 (продолжительность 15 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите мне планшет! Отличный экран и интернет, ну для учебы! Обещаю получить «5» по русскому и не глушить рыбу в школьном аквариуме!

Мегафон : «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 3 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите мне планшет! Две камеры, отличный экран, интернет, ну для учебы! Обещаю больше не присасывать кота пылесосом и получить «5» в четверти..

Школьник 2: -Так, давай заново! Ты можешь добавить чуть-чуть надрыва?

Школьник 1: -Угу! Ой, извини. Мам, пап…

Мегафон : «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

№ 4 (продолжительность 15 секунд):

Школьник 1: -Дорогие родители, купите мне планшет! Два ядра, интернет для учебы. Обещаю получать одни пятерки и не говорить сестренке, что у нее растет борода!

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 5 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: -Дорогие мама и папа, купите мне планшет» Экран, интернет, обещаю…Слушай, я уже не знаю, что обещать!?

Школьник 2: - Думай! Мне-то планшет не нужен. Работай!

Школьник 1: - Начали.

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 6 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите мне планшет! Отличный экран и интернет, ну для учебы. Обещаю получить пятерку по русскому!

Школьник 2: -Стоп, ты можешь улыбнуться?

Школьник 1: - Пфф, да! Мам, пап…

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 7 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: - Мам, пап, ну купите мне планшет! Отличный экран и интернет, ну для учебы. Обещаю получить «5» по русскому и не глушить рыбу в школьном аквариуме!

Школьник 2: - Стоп, так это был ты?

Школьник 1: - Ээ, еще дубль?

Школьник 2: - Можно…»

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 8 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: - Дорогие родители, купите мне планшет! Два ядра, интернет для учебы. Обещаю получать одни пятерки и не говорить сестренке что у нее растет борода!

Школьник 2: - Стоп, а слабо понаглее, а?

Школьник 1: -Не слабо!

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

Указанная в рекламе информация о цене планшета «МегаФон Логин» в размере 1 990 рублей доводится до потребителей в текстовом виде и посредством аудио-сообщения.

Визуальный ряд рекламных роликов сопровождается двумя блоками текста, следующими друг за другом в видеоряде, продолжительность демонстрации каждого из которых на экране составляет 4 секунды. При этом текст в указанных блоках выполнен мелким шрифтом и расположен в нижней части экрана.

Блок 1: «Мегафон Логин. Цена действует с 09.08.2014г. при покупке планшета линейки Логин с одновременным подключением опции «Интернет S» и внесением абонентской платы за определенный период.»

Блок 2: «Цена планшета линейки Логин без подключения опции – 3790 руб. Количество товаров ограничено. Со стоимостью опции, периодом внесения абонентской платы и подробными условиями в вашем филиале можно ознакомиться на www.megafon.ru».

Из информации в указанных блоках следует, что приобрести планшет «МегаФон Логин» по цене 1990 рублей возможно лишь при подключении опции «Интернет S».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «Мегафон» в сети Интернет по адресу www.megafon.ru, цена 1990 рублей действует с 09.08.2014 при покупке планшета линейки Login с одновременным подключением опции «Интернет S» и внесении абонентской платы за определенный период.

С учетом изложенного планшет «Мегафон Логин» возможно приобрести только при условии покупки планшета в комплекте с тарифом «Интернет S». При этом по условиям тарифа стоимость подключения опции «Интернет S» составляет 700 рублей. В результате стоимость такого комплекта составляет 2690 рублей.

Таким образом, в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях приобретения планшета, влияющую на его итоговую стоимость.

В «Блоке 2» говориться о возможности приобретения планшета без подключения дополнительных опций за 3790 рублей. Однако приобрести планшет по указанной цене не представляется возможным, поскольку данный товар реализуется исключительно в комплекте с дополнительной опцией.

Следовательно, реклама формирует впечатление о выгодности покупки планшета по сниженной цене и его доступности для потребителей с любым уровнем достатка.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товар, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация об условиях приобретения планшета с одновременным подключением тарифа «Интернет S» является существенной для потребителей и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости планшета, поскольку дает основания полагать, что рекламируемый планшет возможно приобрести по цене 1990 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

Указанные видеоролики направлены на побуждение несовершеннолетних, просмотревших рекламу, обратиться к родителям с просьбой купить рекламируемый товар для использования в учебе, соответственно созданный в рекламе образ несовершеннолетнего школьника может быть воспринят несовершеннолетними как своеобразная модель поведения для того, чтобы убедить родителей в необходимости покупки рекламируемого товара.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

Учитывая тот факт, что реклама стимулирует несовершеннолетних убедить родителей или других лиц купить планшет по указанной в рекламе «низкой» цене, подобного рода реклама может создать у несовершеннолетнего искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка. В то время как реклама искажает стоимость рекламируемого планшета в целях увеличения его привлекательности.

Таким образом, в рекламе планшета «МегаФон Логин» от ОАО «Мегафон», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рекламы планшета «МегаФон Логин» является ОАО «Мегафон» (юридический адрес:Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560, КПП 770601001, дата регистрации 15.07.2002).

Руководствуясь частью 7 статьи 5, частями 2 и 3 статьи 6, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу планшета «МегаФон Логин», распространявшуюся в эфире федеральных телеканалов в августе - октябре 2014 года, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения планшета, влияющих на его итоговую стоимость.

2. Признать ненадлежащей, нарушающей требования части 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе», рекламу планшета «МегаФон Логин», распространявшуюся в эфире федеральных телеканалов в августе - октябре 2014 года, поскольку реклама побуждает несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

3. Признать ненадлежащей, нарушающей требования части 3 статьи 6 Федерального закона «О рекламе», рекламу планшета «МегаФон Логин», распространявшуюся в эфире федеральных телеканалов в августе - октябре 2014 года, поскольку она создает искаженное представление у потребителей, в том числе несовершеннолетних, о доступности товара для семей с любым уровнем достатка.

4. Выдать ОАО «Мегафон» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Мегафон».

  •  

Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

по делу № 3-5-59/00-08-14

17 ноября 2014 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>

на основании своего решения от 17 ноября 2014 г. по делу № 3‑5‑59/00‑08-14 о признании рекламы планшета «МегаФон Логин», нарушающей часть 7 статьи 5, части 2 и 3 статьи 6 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Мегафон» (юридический адрес:Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560, КПП 770601001, дата регистрации 15.07.2002) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе планшета «МегаФон Логин», выразившееся в умолчании части существенной информации об условиях приобретения планшета, влияющих на его итоговую стоимость.

2. ОАО «Мегафон» прекратить нарушение требований части 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в рекламе планшета «МегаФон Логин», выразившееся в побуждении несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

3. ОАО «Мегафон» прекратить нарушение требований части 3 статьи 6 Феедрального закона «О рекламе» в рекламе планшета «МегаФон Логин», выразившееся в создании искаженного представления у потребителей, в том числе у несовершеннолетних, о доступности товара для семей с любым уровнем достатка.

 

Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.

 

4. ОАО «Мегафон» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания до 30 декабря 2014 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны