Определение о возбуждении дела

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
17.09.2014
Управление:
Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер дела:
№ АД/37508/14

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-41/00-08-14

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

« 17 » сентября 2014 г.                                                                     г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Доценко А.В., рассмотрев материалы о распространении рекламы кваса «Очаковский» на рекламных щитах вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД, Москва), а также Дмитровского, Ярославского и Калужского шоссе в июне 2014 года,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение ООО «ПепсиКо Холдингс» с претензией к рекламе кваса «Очаковский», распространявшейся на рекламых щитах вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД, Москва), а также Дмитровского, Ярославского и Калужского шоссе за пределами МКАД (Московская область) в июне 2014 года.

На рекламных щитах содержалась следующая информация: «За кого играешь ты? Какой квас пить?», далее приводится таблица, в которой приводятся символические команды, соответствующие брендам реализуемого в настоящие время на рынке кваса, с указанием стран и наименований производителей: «Очаковский» (Россия, Очаково), «Русский Дар» (США, Пепсико), «Хлебный край» (Дания, Балтика), «Никола» (Сейшельские острова, Дека). При этом строка с названием кваса «Очаковский» выделена более крупным и жирным шрифтом.

Наименования фирм в таблице отмечены сноской «**», текст которой расположен в нижней части щита и выполнен мелким нечитаемым шрифтом: «** Страна указана на основании информации Федерального государственного учреждения ФИПС о правообладателях товарного знака кода ЕГРЮЛ и по данным открытых источников информации».

Потребление кваса в России — это часть национальной русской культуры и вековых традиций в его производстве. Поэтому представление потребителей о качестве кваса тесно связано с традициями производства этого напитка в России, и оценка качества напитка становится более позитивной, когда потребители свободно распознают не только бренд, но и страну производителя товара.

Таким образом, потребитель, сравнивая страны произодителя кваса, делает свой выбор в пользу Российского производителя.

Рекламируя квас «Очаковский», как производимый в России, рекламодатель указывает на его преимущество в сравнении с иными товарами (квасом), о которых в рекламе сообщается, что они произведены в других странах. Соответственно, реклама дает основания потребителям полагать, что квас «Очаковский» превосходит квасную продукцию других призводителей, произведенную за пределами Российской Федерации.

В рекламе кваса «Очаковский» страной производителя кваса «Русский дар» указаны США. Однако квас «Русский дар» с момента своего появления на российском рынке в 2010 году и по настоящее время, производится в России. До июня 2014 года квас разливался по заказу компании ООО «Дека» в г. Великий Новгород, а в настоящее время производится ООО «ПепсиКо Холдингс» на заводе в г. Домодедово (Московская область). При этом с учетом текста рекламной сноски можно сделать вывод, что страной правообладателя товарного знака «Русский дар» являются США. Между тем, товарный знак «Русский дар» принадлежит российскому юридическому лицу — Обществу с ограниченной ответственностью «ПепсиКо Холдингс», что подтверждается свидетельством на товарный знак «Русский Дар», а так же данными открытого реестра Федерального Института Промышленной Собственности (ФИПС) на сайте http://www1.fips.ru. Следовательно, страной правообладателя товарного знака «Русский дар» является Россия, а не США.

Квас «Хлебный край» и «Никола» также производятся в России.

Таким образом, информация о квасе «Русский дар», «Хлебный край» и квасе «Никола», изложенная в рекламе кваса «Очаковский», не соответствует действительности.

В соответствии с частью 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» от 08.10.2012 № 58 при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Таким образом, указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществе кваса «Очаковский» и некорректное сравнение кваса «Очаковский» с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Таким образом, в рекламе кваса «Очаковский» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рекламы кваса «Очаковский» является ЗАО МПБК «Очаково» (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999).

На основании пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-41/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

рекламодатель - ЗАО МПБК «Очаково» (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999);

заявитель - ООО «ПепсиКо Холдингс» ООО «ПепсиКо Холдингс» Солнечногорский район, территория свободной экономической зоны  «Шерризон», строение 1, Московская область, 141580, ОГРН  1025005685946, ИНН 7705034202, КПП 504401001, дата регистрации: 07.10.2002).

3. Назначить дело №3-5-41/00-08-14 к рассмотрению на « 16 » октября 2014 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Москва, Пыжевский пер., д. 6, зал заседаний № 2, эт. 3, тел. 8(499)‑755‑23‑23 (вн. 088-474).

4. ЗАО МПБК «Очаково» представить в срок до « 13 » октября 2014 года следующие документы:

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых осуществлялось размещение и распространение на рекламных щитах рекламы кваса «Очаковский» в июне 2014 г. в Москве и Московской области;

копии учредительных документов ООО «Дека СПб» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (макеты, образцы и пр.) рекламы кваса «Очаковский» распространявшейся на рекламных щитах вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД, Москва), а также Дмитровского, Ярославского и Калужского шоссе в июне 2014 года;

письменные объяснения по существу претензии и обстоятельствам распространения рекламы кваса «Очаковский, с приложением доказательств.

Предоставляемые документы и материалы должны быть заверены печатью и подписью соответствующего руководителя.

 

Явка представителей ЗАО МПБК «Очаково» в действиях, которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – с подлинной доверенностью на представление интересов организации по делу № 3-5-41/00-08-14).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщать заранее (по т. 8 (499) 755 23 23 вн. 088‑474, факс 8 (499) 755 23 23 доб. 088-257): для граждан Российской Федерации за 1 день, для иностранных граждан – за 3 дня.

 

Председатель Комиссии                                                               А.В. Доценко