Определение №АК/15273/17 Определение о возбуждении дела № 3-5-14/00-08-17 в отношении... от 13 марта 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-14/00-08-17

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

13 марта 2017 г.                                                                                  г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата «Ренни» в феврале — июле 2016 года и в период с октября 2016 года по январь 2017 года в эфире телеканалов «Россия 1», «5 канал», «Первый» и других,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение Представительства Частной компании с ограниченной ответственностью «Астеллас Фарма Юроп Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва о ненадлежащей рекламе лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «От изжоги без алюминия», которая распространялась в период с октября 2016 года по январь 2017 года на телеканалах «Первый», «Россия 1», «НТВ», «РЕН ТВ» и других.

В ходе государственного контроля была также выявлена реклама лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «Изжогу устраняет. Желудок защищает», которая распространялась в феврале — июле 2016 года на телеканалах «Первый», «5 канал», «РЕН ТВ», «ТВ-Центр» и других.

В рекламном ролике лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «Изжогу устраняет. Желудок защищает» сообщается:

«Горящий вопрос: Как избавиться от изжоги? Если что-то вызывает изжогу, сразу довертесь Ренни. В отличие от других он действует благодаря естественным для организма веществам кальцию и магнию, которые быстро устраняют изжогу и защищают желудок. Ренни. Изжогу устраняет. Желудок защищает».

В рекламном ролике лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «От изжоги без алюминия» сообщается:

«Знаете ли вы, что некоторые препараты от изжоги содержат алюминий. Регулярное потребление алюминия может привести к нарушению пищеварения. В отличие от большинства средств от изжоги Ренни действует благодаря естественным для организма веществам — кальцию и магнию. И быстро устраняет изжогу. Ренни. Быстро. От изжоги без алюминия».

В указанных рекламных роликах внимание потребителей фиксируется на утверждениях «действует благодаря естественным для организма веществам кальцию и магнию, которые быстро устраняют изжогу и защищают желудок», «быстро устраняет изжогу», «Ренни.Быстро». Данные утверждения в совокупности с образами, использованными в рекламе, дают основание полагать, что действие препарата наступит быстро и изжога будет устранена.

Соответственно в рекламе гарантируется быстрое воздействие на течение болезни.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

 

В рекламном ролике лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «Изжогу устраняет. Желудок защищает», отсутствовала информация о времени действия лекарственного препарата при устранении изжоги, обосновывающее утверждение «действует благодаря естественным для организма веществам кальцию и магнию, которые быстро устраняют изжогу».

В рекламном ролике лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «От изжоги без алюминия» содержалась сноска, в которой указывалось на время действия препарата: «Согласно инструкции время действия 3-5 минут».

Вместе с тем текст данной сноски был выполнен мелким нечитаемым шрифтом, размещенным на 1/100 площади кадра, и демонстрировался в рекламном ролике в течении 3 секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с указанием на время действия лекарственного препарата «Ренни», обосновывающее утверждение «быстро устраняет изжогу», ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о быстром устранении изжоги, заявленной в аудиоряде рекламного ролика и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе обоснования утверждения «быстро устраняет изжогу» не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Вместе с тем информация о времени действия лекарственного препарата «Ренни», обосновывающее утверждение «быстро устраняет изжогу», является существенной для раскрытия смысла утверждения «быстро устраняет изжогу», однако форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Ренни» под лозунгами ««Изжогу устраняет. Желудок защищает», «От изжоги без алюминия» усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

Кроме того, видеоряд рекламного ролика лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «От изжоги без алюминия» демонстрирует пильный диск с острыми зубьями и нанесенной на него надпись «Al алюминий», который двигается внутри желудка повреждая его стенки. В нижней части кадра с 5 по 7 секунду размещена надпись, выполненная мелким шрифтом белого цвета с черной обводкой, сообщающая следующее: «Как правило, запоры как побочные эффекты алюминийсодержащих препаратов от изжоги. - Тэлли Н. Дж. с соавт. Американский журнал гастроэнтерологии. 2003 май; 98 (5): 1107-11».

При произнесении героем рекламного ролика текста «быстро устраняет изжогу» с 13 по 15 секунду в нижней части на 1/100 кадра размещена надпись, выполненная мелким шрифтом белого цвета с черной обводкой, сообщающая - «Согласно инструкции время действия 3-5 минут».

На последнем кадре рекламы размещена надпись «БЫСТРО. ОТ ИЗЖОГИ БЕЗ АЛЮМИНИЯ», изображение упаковки лекарственного препарата «Ренни», изображение перечеркнутого красным цветом пильного диска с острыми зубьями с надписью «Al алюминий» и надпись «На основании инструкции Ренни не содержит алюминия».

В соответствии с регистрационным удостоверением № П N012507/01 от 03.08.10 «Ренни» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В настоящее время на российском фармацевтическом рынке существует ряд лекарственных препаратов, показанием к применению которых в том числе является и изжога. К таким лекарственным препаратам относятся: «Фосфалюгель», «Алмагель», «Маалокс», «Гастал» и прочие. При этом активным веществом данных препаратов является алюминий.

Видеоряд рекламного ролика содержит изображение желудка, внутри которого двигается пильный диск с острыми зубьями, на который нанесена надпись «Al алюминий». Такое изображение дает основание полагать, что алюминий негативно воздействует на желудок человека, повреждая его стенки.

Следствием отрицательного воздействия алюминия на пищеварение, согласно информации, размещенной в рекламе, являются запоры, которые могут возникнуть как побочные эффекты алюминийсодержащих препаратов.

При этом текст надписи, поясняющей к каким нарушениям пищеварения может привести употребление алюминия, выполнен мелким шрифтом, размещен на 1/20 площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 3 секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с поясняющей надписью ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Соответственно совокупность образов, использованных в рекламе, дает основание полагать, что регулярное потребление алюминия может привести к нарушению нормальной работы желудка и повредить его стенки.

Согласно ряду стандартов, утвержденных Министерством Здравоохранения Российской Федерации (Стандарт специализированной помощи при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки; Стандарт специализированной медицинской помощи детям при гастрите и дуодените; Стандарт об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при язве желудка и двенадцатиперстной кишки (ремиссия) в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, включен препарат алюминия — алюминия фосфат.

Также порядок осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.10 № 757н в пункте 8 предусматривает, что в случае если по результатам мониторинга будет установлено, что применение лекарственного препарата представляет угрозу жизни или здоровью пациентов, сведения о лекарственном препарате, не соответствуют сведениям о лекарственном препарате, содержащимся в инструкции по его применению, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается решение о внесении изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата, об изъятии из обращения лекарственного препарата.

Вместе с тем лекарственные препараты, содержащие алюминий, в том числе лекарственный препарат «Фосфалюгель», владельцем регистрационного удостоверения которого является Астеллас Фарма Юроп Б.В., разрешены к применению, имеют эффект при избавлении от изжоги, а побочные действия этих препаратов не свидетельствуют о нанесении вреда органам пищеварения.

В частности, у лекарственного препарата «Фосфалюгель», владельцем регистрационного удостоверения которого является Астеллас Фарма Юроп Б.В., Нидерланды, за время его обращения на территории Российской Федерации не были выявлены серьезные нежелательные реакции, которые послужили бы основанием для внесения в инструкцию по медицинскому применению соответствующих изменений или послужили бы основанием для отмены регистрации препарата на территории Российской Федерации в связи с наличием в составе препарата алюминия.

Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «Фосфалюгель» (регистрационное удостоверение № П N012655/01 от 05.03.2009) применение препарата может вызвать запоры в качестве побочного действия, с указанием на то, что данное побочное действие появляется редко и в основном у больных пожилого возраста и лежачих больных.

С учетом изложенного применение лекарственных препаратов, в частности «Фосфалюгеля», не приводит к нарушению нормального функционирования желудка или его повреждению, как это демонстрируется в рассматриваемом рекламном ролике.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Из рекламного ролика следует, что лекарственный препарат «Ренни» обладает преимуществом перед другими средствами от изжоги, поскольку в состав препарата не входит алюминий.

Вместе с тем согласно стандартам, утвержденным Министерством Здравоохранения Российской Федерации, в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта включен препарат алюминия — алюминия фосфат.

При данных обстоятельствах указание на превосходство лекарственного препарата «Ренни» над иными находящимися в обороте лекарственными препаратами от изжоги, в состав которых водит алюминий, является некорректным.

При этом продемонстрированное в рекламе отрицательное воздействие алюминийсодержащих препаратов на стенки желудка и утверждение о том, что их применение нарушает пищеварение, не подтверждено какими-либо доказательствами, соответственно порочит деловую репутацию.

Сообщение недостоверных сведений о том, что лекарственный препарат способен причинить вред здоровью пациентов порочит деловую алюминийсодержащих препаратов и их производителей, в частности порочит деловую репутацию производителя, а также продавца лекарственного препарата «Фосфалюгель».

Соответственно в рекламе лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «От изжоги без алюминия» усматриваются признаки нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002).

На основании пунктов 1, 2 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-14/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

заявитель:

Представительство Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва (адрес: улица Марксистская, дом 16, г. Москва, 109147),

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002).

 

Идентификатор

3. Назначить дело № 3-5-14/00-08-17 к рассмотрению на 28 марта 2017 в 14 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 413, т. 8(499) 755-23-23 (вн. 474).

 

4.  АО «Байер» надлежит в срок до 23 марта 2017 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

 

копии учредительных документов АО «Байер» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии разрешительных документов (регистрационного удостоверения, лицензии на производство и пр.) на лекарственный препарат «Ренни»;

копии инструкции по применению лекарственного препарата «Ренни»;

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «Изжогу устраняет. Желудок защищает» на телеканалах «Первый», «5 канал», «РЕН ТВ», «ТВ-Центр» в феврале — июле 2016 года;

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама лекарственного препарата «Ренни» под лозунгом «От изжоги без алюминия» на телеканалах «Первый», «Россия 1», «НТВ», «РЕН ТВ» в период с октября 2016 года по январь 2017 года;

копии рекламы (макеты, образцы и пр.) лекарственного препарата «Ренни» под лозунгами «Изжогу устраняет. Желудок защищает» и «От изжоги без алюминия»;

документы, подтверждающие достоверность утверждений о том, что лекарственный препарат «Ренни» быстро устраняет изжогу, а также что регулярное потребление алюминия может привести к нарушению пищеварения;

документы, подтверждающие достоверность информации о том, что алюминийсодержащие препараты способны причинить вред желудку;

документы, свидетельствующие о преимуществе лекарственного препарата «Ренни» перед иными находящимися в обороте препаратами от изжоги в связи с отсутствием в составе «Ренни» алюминия;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью АО «Байер».

Явка представителей АО «Байер», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, и Представительства Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 3-5-14/00-08-17).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее.

Связанные организации

Связанные организации не указаны