Решение №АК/17953/17 Решение по делу 3-24-3/00-08-17 Терафлекс Байер от 14.03.201... от 21 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 3-24-3/00-08-17
14 марта 2017 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>;
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе лекарственного препарата «Терафлекс», распространявшейся посредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года.
Реклама лекарственного препарата «Терафлекс» представляла собой динамический баннер из трех сменяющихся визуальных рядов.
Первый визуальный ряд содержит изображение колена и утверждение «при боли в суставах».
Второй визуальный ряд — изображение упаковки Терафлекс и утверждение: «Терафлекс в капсулах уменьшает боль в суставе*, стимулирует восстановление хрящевой ткани», а также сноску <...> Современная ревматология № 2, 2010».
Третий визуальный ряд содержит утверждение «Терафлекс в капсулах», «Положительный эффект в 97 % случаев*», а также сноску: «Положительные результаты лечения были достигнуты на фоне терапии Терафлексом через 6 месяцев у 96,8 % пациентов. <...> Современная ревматология № 2, 2010».
Кроме того, во всех трех визуальных рядах баннера в нижней части содержалось предупреждение «Имеются противопоказания. Необходимо ознакомится с инструкцией», а также товарный знак компании «Байер».
В соответствии с регистрационным удостоверением П N015287/01от 26.07.2010 препарата «Терафлекс» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Указания на то, что в результате применения препарата наступит положительный эффект в 97 % случаях свидетельствует о гарантии положительного действия лекарственного препарата и его эффективности в устранении боли в суставах и восстановлении хрящевой ткани.
Согласно объяснениям АО «Байер» отсутствует какая-либо гарантия, поскольку в рекламе не сообщается о 100 % эффективности препарата и сообщенные в рекламе данные об эффективности препарата основаны на научном исследовании <...> «Влияние длительной терапии Терафлексом на симптомы и качество жизни у больных с ранними стадиями гонартроза», результаты которого были опубликованы в журнале «Современная ревматология» под редакцией <...> (выпуск № 2, 2010).
Вместе с тем согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.
Согласно Большому толковому словарю русского языка <...>: гарантия — 1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.
Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.
В рекламе «Терафлекс», распространявшейся посредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года, АО «Байер» заверяет и ручается, что в 97 % случае наступит положительный эффект, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.
При этом установленный пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» запрет на гарантирование в рекламе лекарственных препаратов их положительного действия и эффективности действует без каких-либо исключений и независит от наличия каких-либо исследований, подтверждающих положительное действие и эффективность лекарственных препаратов.
В этой связи довод АО «Байер» о том, что исследование <...> «Влияние длительной терапии Терафлексом на симптомы и качество жизни у больных с ранними стадиями гонартроза» дает основание для использования в рекламе утверждения, гарантирующего наступление положительного эффекта в 97 % случаях, является неправомерным.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлекс», распространявшейся посредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002).
На основании пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» рекламу препарата «Терафлекс», распространявшуюся впосредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года, поскольку в ней гарантируется положительное действие лекарственного препарата «Терафлекс» и его эффективность в лечении суставов.
2. Выдать АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, дата регистрации: 14.10.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Байер».
Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.