Logo

Правовые акты

Федеральной антимонопольной службы

Карточка документа

Определение о возбуждении дела в отношении ПАО "МегаФон"

Номер документа:
№АК/36790/15
Номер дела:
№3-5-23/00-08-15
Тип документа:
Дата публикации:

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-23/00-08-15

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

20 июля 2015 г.                                   г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы тарифа «Мегафон – Все включено S» ПАО «Мегафон»,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе тарифа «МегаФон — Все включено S».

Указанная реклама распространялась в мае 2015 года в эфире телеканалов.

В рекламе тарифа «МегаФон — Все включено S» ПАО «Мегафон» указывалось на абонентскую плату в размере 190 руб./мес. (в форме текста).

В нижней части рекламы указывались иные условия тарифа:

на первом дисклеймере - «190 рублей – размер абонентской платы за 1 й месяц пользования тарифным планом «МегаФон — Все включено S»»;

на втором дисклеймере - «Размер абонентской платы за 2-й и последующие месяцы зависит от филиала подключения. Подробнее — www.megafon.ru. Предложение действительно до 31.05.2015» (рекламный видеоролик).

Текст с данными условиями выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике на 1/9 площади кадра, продолжительность первого дисклеймера составляет 8 секунд, второго дисклеймера – 4 секунды.

Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 8 и 4 секунды, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Согласно условиям тарифного плана «МегаФон — Все включено S», размещенных на официальном сайте ПАО «Мегафон» www.megafon.ru, абонентская плата 190 рублей предусмотрена только за 1-й месяц пользования услугой и со 2-го месяца увеличивается в размере, зависящем от региона подключения.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — абонентской плате в размере 190 руб./мес., которое указано крупным хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (абонентская плата 190 руб./мес.).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях стоимости тарифа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация об изменении размера абонентской платы со 2-го месяца пользования тарифом и ее зависимость от региона подключения является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости услуги по тарифному плану «МегаФон — Все включено S».

Таким образом, в рекламе тарифа «МегаФон – Все включено S», распространявшейся в мае 2015 года в эфире телеканалов, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

РекламодателемРекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002).

На основании части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-23/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001; дата регистрации 15.07.2002).

3. Назначить дело № 3-5-23/00-08-15 к рассмотрению на « 20 » августа 2015 года в « 12 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, 3 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).

4. ПАО «Мегафон» надлежит в срок до 17 августа 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ПАО «Мегафон» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы тарифа «МегаФон — Все включено S», распространявшейся в мае 2015 года в эфире телеканалов;

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых в мае 2015 г. в эфире телеканалов осуществлялось распространение рекламы тарифа «МегаФон — Все включено S»;

графики распространения рекламы тарифа «МегаФон — Все включено S» в эфире телеканалов в мае 2015 г. по настоящее время;

информацию о рекламораспространителях с указанием наименования, адреса и реквизитов;

информацию о масштабе рекламной кампании тарифа «МегаФон — Все включено S» с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;

письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы тарифа «МегаФон — Все включено S».

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «Мегафон».

 

Явка представителей ПАО «Мегафон», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-23/00-08-15).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.