Определение №22/28644/17 Определение в отношении ООО "Эппл Рус" от 27 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.32-824/00-22-17 и проведении

административного расследования

 

«27» апреля 2017 г. г. Москва

 

Я, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы, <...>, рассмотрев решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-59/00-22-16 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эппл Рус» (ИНН 7707767220, 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 5)

УСТАНОВИЛ:

Приказом ФАС России от 08.08.2016 № 1113/16 возбуждено дело в отношении группы лиц в составе ООО «Эппл Рус», компании Apple Holding B.V., компании Apple Sales Ireland, компании Apple Operations International, компании Apple Inc. по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела № 1-11-59/00-22-16 Комиссия ФАС России 27.03.2017 приняла решение (исх. № АЦ/20961/17 от 27.03.2017) (далее – Решение), которым установлено следующее.

В 2013 году ООО «Эппл Рус» начало осуществлять хозяйственную деятельность (импорт смартфонов, оптовые продажи, розничные продажи через Онлайн-магазин Apple в Российской Федерации, назначение авторизованных реселлеров смартфонов), в связи с чем все первичные продажи были сконцентрированы ООО «Эппл Рус», что позволило данному обществу осуществлять координацию экономической деятельности реселлеров.

Перед выходом каждой новой модели смартфонов Apple iPhone розничные цены на них определялись Apple Inc. для реализации через Онлайн-магазин Apple в Российской Федерации и доводились до сведения ООО «Эппл Рус», которое осуществляет розничную торговлю через указанный магазин, после чего ООО «Эппл Рус» публиковало пресс-релизы, в которых содержалась информация обо всех ценах на новые модели смартфонов (кроме пресс-релизов по моделям смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus).

При этом, с даты начала продаж каждой новой модели смартфонов Apple iPhone большинство реселлеров устанавливало и поддерживало в течение ограниченного периода времени одинаковые розничные цены, которые совпадали с ценами из пресс-релизов, опубликованных ООО «Эппл Рус» (с ценами в Онлайн-магазине Apple), допуская незначительные колебания, как правило, в пределах 9 рублей.

Помимо этого, с адресов электронной почты в домене apple.com, в адрес некоторых реселлеров, как закупающих смартфоны у ООО «Эппл Рус», так и осуществляющих закупки смартфонов у дистрибьюторов, работники ООО «Эппл Рус» направляли прайс-листы и текст пресс-релиза от 28.09.2015, содержащие розничные цены на смартфоны.

После рассылки работниками ООО «Эппл Рус» прайс-листов, содержащих розничные цены на смартфоны Apple iPhone, имели место случаи снижения и / или повышения цен реселлерами в один и тот же период до одинакового уровня.

Также установлено, что цены на смартфоны Apple iPhone, по которым реселлеры закупали данные смартфоны у ООО «Эппл Рус» и дистрибьюторов, различались. Также отличаются действующие у реселлеров механизмы ценообразования, при определении цены учитываются разные факторы (стоимость транспортировки в регионы, затраты на рекламу, иные затраты, связанные с реализацией продукции в розницу, прогнозируемые объёмы продаж и др.).

При этом, в отдельных случаях ООО «Эппл Рус» осуществляло контроль за ценами, устанавливаемыми реселлерами на смартфоны Apple iPhone, и в случае установления «неподходящей» цены ООО «Эппл Рус» оказывало на реселлеров давление с целью её изменения путем направления писем с адресов электронной почты в домене apple.com, закрепленных за работниками ООО «Эппл Рус».

Также, условия как прямых, так и непрямых договоров с ООО «Эппл Рус» на закупку и перепродажу смартфонов Apple iPhone могли быть использованы для целей склонения реселлеров к соблюдению рекомендованных розничных цен (условия об одностороннем расторжении договора, отмене размещённого партнером заказа).

Таким образом, осуществление ООО «Эппл Рус» координации экономической деятельности реселлеров включало в совокупности следующие элементы:

– осуществление рассылки прайс-листов и пресс-релизов, содержащих розничные цены на смартфоны Apple iPhone, с адресов электронной почты в домене apple.com в адрес реселлеров, как закупающих смартфоны у ООО «Эппл Рус», так и осуществляющих закупки смартфонов у дистрибьюторов;

– в отдельных случаях осуществление ООО «Эппл Рус» контроля за ценами, устанавливаемыми реселлерами на смартфоны Apple iPhone, посредством направления электронных писем с целью изменения данных цен;

– наличие как в прямых, так и в непрямых договорах с ООО «Эппл Рус» на закупку и перепродажу смартфонов Apple iPhone различных условий, которые могли использоваться для склонения реселлеров к соблюдению рекомендованных розничных цен (условия об одностороннем расторжении договора, отмене размещённого партнером заказа).

При этом ФАС России не установлено осуществление незаконной координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone в отношении моделей смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus, поскольку не подтверждено поддержание цен на указанные модели в течение периодов времени, аналогичных периодам, о которых Комиссия сделала выводы по результатам изучения розничных цен на остальные модели смартфонов Apple iPhone (iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

Также, в 2016 году ООО «Эппл Рус» изменило практику публикации пресс-релизов о выходе новых моделей смартфонов Apple iPhone в части указания розничных цен на данные смартфоны. Пресс-релизы ООО «Эппл Рус», опубликованные перед выходом моделей смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus, не содержали информацию о ценах на новые модели смартфонов в рамках розничных продаж в целом, как это было с пресс-релизами по предыдущим моделям смартфонов, а касались только цен в Онлайн-магазине Apple.

Из всего вышеизложенного следует, что ООО «Эппл Рус» в период с 25.10.2013 по 04.04.2016 осуществляло координацию экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone (моделей смартфонов Apple iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

Решением ООО «Эппл Рус» признано нарушившим часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone, которая привела к установлению и поддержанию цен на смартфоны Apple iPhone (модели смартфонов iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

ФАС России также установлено, что ООО «Эппл Рус» имело возможность для соблюдения правил и норм, закреплённых Законом о защите конкуренции, однако ООО «Эппл Рус» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 данной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

Нарушение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

      • Возбудить в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эппл Рус» (ИНН 7707767220, 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 5) дело по признакам нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone, которое привело к установлению и поддержанию цен на рынке смартфонов Apple iPhone (моделей смартфонов Apple iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus), реализуемых в розницу с использованием торговых объектов ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП.

      • Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП ООО «Эппл Рус» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом: приказ о назначении на должность, паспортные данные, трудовой договор (служебный контракт), должностная инструкция (должностной регламент) в отношении следующих сотрудников:

    • <...> – руководителя направления «Телеком»;

    • <...> – менеджера по работе с партнерами по направлению «Телеком»;

    • <...> – менеджера по работе с розничными сетями;

    • <...> – менеджера по маркетинговым программам.

4. Законному представителю ООО «Эппл Рус» (ИНН 7707767220, г. Москва, ул. Петровка, д. 5) явиться в «12» час. «00» мин. «26» мая 2017 г. по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 125993, (Управление по борьбе с картелями ФАС России, кабинет № 569) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-824/00-22-17, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны