Решения по тарифам №СП/45637/18 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 20 июня 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении АО «ОРЭС-Петрозаводск» о рассмотрении разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) в электроэнергетике, с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (рег. № 10081/18 от 24.01.2018) В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в ФАС России обратилось АО «ОРЭС-Петрозаводск» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике от 24.01.2018 № 10081/18. Разногласия рассмотрены на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543. |
2 |
Спор возник с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Орган регулирования, Комитет), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики постановлениями от 26.12.2017 № 214 «О внесении изменения в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24.12.2014 № 259», от 29.12.2017 № 222 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год» в отношении АО «ОРЭС-Петрозаводск» установлены необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год. АО «ОРЭС-Петрозаводск» является электросетевой компанией, оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия, в соответствии с решением Комитета соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184. Тарифы для Заявителя установлены на 2015-2019 гг. с применением метода долгосрочной индексации. Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением на 2018 год, составляет 427 352,74 тыс. руб. В своем заявлении АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявляет требования к Комитету о признании экономически обоснованной необходимой валовой выручки на 2018 год в размере 876 093,065 тыс. руб. и подлежащими учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год расходов по следующим статьям затрат:
|
3 |
Общая сумма разногласий составляет 476 003,8 тыс. руб. Кроме того, Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам направлено обращение от 31.05.2018 № 1793/14-2/КЦТ-и о необходимости исключения из необходимой валовой выручки АО «ОРЭС- Петрозаводск» расходов на услуги ГАУ РК «Карельский информационноаналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» за 2012
По результатам проведенного анализа предоставленных материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее. Подконтрольные расходы АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по анализируемой статье затрат в сумме 314 863,045 тыс. руб. Комитетом подконтрольные расходы на 2018 год были установлены в размере 178 932,72 тыс. руб. В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования № 1178), в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды. В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением |
4 |
метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания), необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам, в том числе (формула 2): |
где: i - год долгосрочного периода регулирования (i > l); ПР1, ПРi-l, - подконтрольные расходы, учтенные соответственно в базовом и в i-1 году долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.).
Кэл - коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, равный 0,75; уе^ уе^ - количество условных единиц соответственно в i-том и (ь1)-ом году долгосрочного периода регулирования; Xi - индекс эффективности подконтрольных расходов; НРр НРi - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования; В1 - результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации; Вi - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов; КНК - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i. В своем заявлении АО «ОРЭС-Петрозаводск» считает обоснованным применить для расчета подконтрольных расходов в необходимой валовой выручке на 2018 год количество активов в объеме 21 233,29 у.е. В обоснование своих требований Заявителем представлены:
|
5 |
Количество условных единиц объектов электросетевого хозяйства, указанное АО «ОРЭС - Петрозаводск» на 2018 год, составляет 21 382,91 у.е. Размер подконтрольных расходов на регулируемый период определен Комитетом методом индексации на индекс потребительских цен на 2018 год (103,7 %) с учетом коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов (0,75), индекса эффективности подконтрольных расходов (на уровне 3,0 %), объема линий электропередач и электрооборудования на
Как поясняет Комитет, при определении условных единиц АО «ОРЭС-Петрозаводск» на 2018 год учтен установленный объем условных единиц на 2017 год в количестве 9 503,68 у.е., изменение количества активов по введённым в эксплуатацию основным средствам за период 2016-2017 гг. по состоянию на 01.11.2017 в размере 766,27 у.е., а также условные единицы: по договорам купли-продажи электросетевого оборудования (68,57 у.е.) и договорам аренды объектов электросетевого хозяйства (360,47 у.е.), заключенным АО «ОРЭС - Петрозаводск» в 2017 году. Как следует из материалов, значительный рост объема условных единиц АО «ОРЭС-Петрозаводск» на 2018 год обусловлен результатами проведенной экспертизы объектов электросетевого хозяйства на основании договора от 10.03.2016 № К/П/3/2016, заключенного с ООО «Инженерный центр «Энергосбережение». На основании проведенной экспертизы АО «ОРЭС-Петрозаводск» было заключено дополнительное соглашение от 29.09.2016 к договору аренды движимого имущества (долгосрочному) от 23.07.2005 № б/н, заключенному с МУП «Петрозаводские энергетические системы», в котором представлена расшифровка перечня арендуемого имущества. Данное изменение количества активов, обусловленное не фактическим вводом в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства, |
6 |
используемых организацией для осуществления регулируемой деятельности, а некорректным определением находящихся в пользовании АО «ОРЭС-Петрозаводск» объектов электросетевого хозяйства и используемых для осуществления регулируемой деятельности, обоснованно не было учтено Комитетом при установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2018 год. ФАС России отмечает, что в соответствии с методологией долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии при неизменности состава объектов электросетевого хозяйства изменение количества условных единиц в сторону увеличения по отношению к базовому периоду регулирования, приведет к необоснованному росту подконтрольных расходов на очередной год. В этой связи требования Заявителя по статье затрат «Подконтрольные расходы» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Отчисления на социальные нужды АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявляет требование об учете расходов по статье «Отчисления на социальные нужды» в необходимой валовой выручке на 2018 год в размере 59 688,62 тыс. руб. Комитетом учтены расходы в размере 32 425,12 тыс. руб. Размер разногласий составляет 27 263,49 тыс. руб. Разногласия по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» связаны с требованиями об увеличении экономически обоснованных расходов по статье затрат «Подконтрольные расходы». Кроме того, в своем заявлении АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявляет требование о применении ставки отчислений на социальные нужды в размере 30,4 %. В обоснование своих требований Заявителем представлены:
Регулятором при расчетах применен фактический процент отчислений по виду деятельности «передача электрической энергии по электрическим сетям» за 2016 год в размере 29,06 %. В соответствии со статьей 426 Налогового кодекса Российской Федерации |
7 |
в 2018 году применяются следующие тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 22 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 процента; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента. Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для АО «ОРЭС - Петрозаводск» в соответствии с уведомлением регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия «О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 13.04.2016 установлен в размере 0,4 %. ФАС России отмечает, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год. Учитывая изложенное, расчет Комитета соответствует положениям законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике. Капитальные вложения производственного характера из прибыли АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявляет требование об учете расходов по данной статье в размере 35 661,02 тыс. руб. Комитетом учтены расходы в размере 18 730,24 тыс. руб. По мнению Заявителя, Комитет некорректно произвел расчет расходов на капитальные вложения, определив для расчета расходов на капитальные вложения необходимую валовую выручку с учетом излишне полученных доходов в размере 180,6 млн руб. В обоснование своих требований Заявителем представлены:
|
8 |
хозяйства и энергетики Республики Карелия от 27.10.2016 № 280 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Петрозаводские коммунальные системы» на 2017-2019 годы». Инвестиционной программой АО «ОРЭС-Петрозаводск» на период 2017-2019 гг., утвержденной приказом Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от
42 077,0 тыс. руб. - капитальные вложения производственного характера из прибыли. В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В силу пункта 38 Основ ценообразования расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Согласно пункту 11 Методических указаний расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной без учета: расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии; расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения; расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых |
9 |
ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»; расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций; возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений; расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга). В составе необходимой валовой выручки АО «ОРЭС - Петрозаводск» на 2018 год Комитетом учтены источники финансирования инвестиционной программы в общей сумме 50 207,22 тыс. руб. (без НДС), в том числе: 31 476,98 тыс. руб. - расходы на амортизацию основных средств; 18 730,24 тыс. руб. - капитальные вложения производственного характера из прибыли. ФАС России отмечает, что положениями Методических указаний предусмотрен исчерпывающий перечень расходов, которые не учитываются при определении необходимой валовой выручки для целей расчета расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли. Расчет Комитета расходов по оспариваемой статье затрат в размере 12% от необходимой валовой выручки, определенной с учетом требований, предусмотренных Методическими указаниями, соответствует законодательству. В этой связи требования Заявителя по статье затрат «Капитальные вложения производственного характера из прибыли» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Расходы из прибыли на оплату процентов по кредитам Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными расходов из прибыли на оплату процентов по кредитам на покрытие кассовых разрывов на 2018 год в размере 65 800 тыс. руб. Регулятором учтено 4 627 тыс. руб. исходя из определенной стоимости одного дня просрочки в размере 1,05 млн. руб. и процентной ставки 9,75 %. По данным АО «ОРЭС - Петрозаводск», необходимость привлечения кредитных денежных средств обусловлена возникновением кассовых разрывов, возникающих по следующим причинам:
В соответствии с условиями договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2015 № 15-ПКС с ПАО «МРСК Северо-Запада» |
10 |
оплата за указанные услуги осуществляется 15 числа месяца, следующего за отчетным. Текущие расходы АО «ОРЭС - Петрозаводск» осуществляет с первого дня месяца, объемы реализации которого еще не определены и не сформированы. Таким образом, разрыв на этапе расчетов по договору составляет до 45 дней.
Причина возникновения указанного несоответствия - отличие прогнозной и фактической цены покупки электрической энергии на оптовом рынке. Кроме того, по условиям договоров с гарантирующими поставщиками АО «ОРЭС-Петрозаводск» обязуется оплатить аванс в размере 50 % стоимости приобретаемой в целях компенсации потерь электрической энергии до 15 числа текущего месяца, тогда как оплата за оказанные услуги осуществляется в следующем месяце.
В обоснование своих требований Заявителем представлены:
|
11 |
Кроме того, АО «ОРЭС-Петрозаводск» сообщает, что по данным бухгалтерского учета фактические расходы на уплату процентов за пользование заемными средствами за 2016 год составили 45 908,88 тыс. руб., фактические расходы за 9 месяцев 2017 года - 51 520,54 тыс. руб. В своем отзыве Комитет отмечает о необоснованности АО «ОРЭС-Петрозаводск» расходов в заявленной величине, мотивируя тем, что оплата ПАО «МРСК Северо-Запада» услуг по передаче электрической энергии производится путем предоплаты 50 % плановой стоимости услуг до 20 числа расчетного месяца, отсутствует информация о проведении закупочных процедур при заключении кредитных договоров, а также Заявителем не представлены расчеты кассовых разрывов. В соответствии с пунктом 11 Методических указаний в состав неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов для очередного года долгосрочного периода регулирования, включаются в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств. ФАС России отмечает, что данные расходы рассчитаны из привлеченных в 2016-2017 гг. АО «ОРЭС-Петрозаводск» кредитов и займов на общую сумму в размере 475 000,00 тыс. руб., в том числе:
В соответствии с вышеуказанными договорами объектов кредитования является пополнение оборотных средств, внеоборотных активов, приобретение основных средств и иные цели, согласованные с банком. Материалов, подтверждающих проведение конкурсных процедур на заключение договора, в ФАС России и в орган регулирования не представлено. Кроме того, АО «ВОЭК» и АО «ОРЭС-Петрозаводск» входят в одну группу компаний, имеющих единый единоличный исполнительный орган - ООО «ОРЭС». Обоснование привлечения кредитов в указанном в заявлении о разногласиях и материалах размере отсутствует. Суммарная величина чистой прибыли АО «ОРЭС-Петрозаводск» за 2016-2017 гг. составляла 171 851 тыс. руб., что свидетельствует о том, что у сетевой организации имелись источники пополнения оборотных средств. |
12 |
ФАС России отмечает, что в представленном расчете кассовых разрывов на 2018 год учтена завышенная стоимость инвестиционных мероприятий в размере 100 545,0 тыс. руб., в то время как инвестиционной программой предусмотрено выполнение мероприятий на сумму 53 947,0 тыс. руб. (с учетом НДС). Кроме того, в указанном расчете кассовых разрывов завышена стоимость планируемых подконтрольных расходов и неподконтрольных расходов по сравнению с учтенными в необходимой валовой выручке на 2018 год на 58 147,27 тыс. руб. и 28 776,4 тыс. руб. соответственно, отсутствует расшифровка прочих расходов на сумму 54 994 тыс. руб. Учитывая вышеизложенное, требования по данной статье затрат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Расходы на аутсорсинг по ведению бухгалтерского учета АО «ОРЭС - Петрозаводск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на аутсорсинг по ведению бухгалтерского учета в размере 4 732,67 тыс. руб. Комитетом данные расходы в необходимой валовой выручке АО «ОРЭС-Петрозаводск» на 2018 год не учтены. Требования Заявителя мотивированы тем, что в соответствии с дополнительным соглашением от 31.10.2017 № 5 к договору от 16.05.2016 № 1/16-ЕИО о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации, заключенному с ООО «ОРЭС», функции по осуществлению казначейских операций, ведению бухгалтерского и налогового учета АО «ОРЭС - Петрозаводск» осуществляет управляющая организация - ООО «ОРЭС». В обоснование своих требований Заявителем представлены:
Расходы на услуги управляющей организации - ООО «ОРЭС» по ведению бухгалтерского и налогового учета определены исходя из стоимости понесенных расходов в ноябре-декабре 2017 года в пересчете на год с учетом индекса потребительских цен на 2018 год. В соответствии с положениями Основ ценообразования расходы на оплату труда учитываются в составе подконтрольных расходов. В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, |
13 |
регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. В составе базового уровня подконтрольных расходов АО «ОРЭС-Петрозаводск» на первый год долгосрочного периода регулирования
Численность персонала определена исходя из данных статистической формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2013 год и 1 квартал 2014 года. Таким образом, в составе расходов АО «ОРЭС - Петрозаводск» на оплату труда учтены расходы на ведение бухгалтерского учета и финансовой деятельности предприятия, в связи с чем учет расходов по анализируемой статье затрат в необходимой валовой выручке приведет к двойной оплате потребителями финансовых потребностей организации. Документов, свидетельствующих об обратном, в ФАС России не представлено. Учитывая вышеизложенное, требования по данной статье затрат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Корректировка неподконтрольных расходов АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на аренду, фактически понесенных в
Органом регулирования размер корректировки установлен в размере 0 руб. Разногласия составили 19 410,5 тыс. руб. В обоснование своих требований Заявителем представлены:
|
14 |
-соглашение о реструктуризации задолженности МУП «Петрозаводские электрические сети» от 25.04.2006;
По другим подстатьям корректировки неподконтрольных расходов расчет расходов, расшифровка требований и документы, обосновывающие величину заявленных расходов, Заявителем не представлены. В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды. Корректировка необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на очередной год долгосрочного периода регулирования осуществляется в соответствии с формулой 2 Методических указаний № 98-э. В силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других обязательных платежей, связанных с владением имущества. Дополнительно понесенные АО «ОРЭС-Петрозаводск» расходы в 2016 году связаны с оплатой включенных в арендную плату по договору аренды от 23.07.2005 № б/н с МУП «Петрозаводские энергетические системы» расходов на содержание МУПа и повышающего коэффициента в размере 15 000 тыс. руб., который отражает источник для оплаты задолженности МУП ПЭС перед «большой энергетикой» по Соглашению о реструктуризации задолженности МУП «Петрозаводские электрические сети» от 25.04.2006 и Договору уступки права требования (цессии) от 26.04.2006. Расходы на аренду имущества были определены Госкомитетом в необходимой валовой выручке на 2016 год в сумме 18 389,91 тыс. руб. исходя из величины амортизации, налога на имущество и прочих обязательных платежей, |
15 |
связанных с владением имуществом, переданным в аренду, и подтвержденных приложениями к договорам аренды. Довод АО «ОРЭС-Петрозаводск» о том, что подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования не применим к данным отношениям, поскольку не действовал на момент заключения вышеуказанного договора, подлежит отклонению, поскольку заявляемые к дополнительному учету расходы понесены в 2016 году, т.е. в период действия данной нормы. В этой связи расходы по данной статье затрат рассчитаны регулирующим органом в соответствии с положениями Основ ценообразования. Таким образом, требования по статье затрат «Корректировка неподконтрольных расходов» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Результаты деятельности организации - излишне полученные доходы Органом регулирования при установлении необходимой валовой выручки на 2018 год были исключены излишне полученные доходы в размере 160 323,56 тыс. руб. (по судебным решениям с АО «Прионежская сетевая компания» за август, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года). В своем заявлении АО «ОРЭС-Петрозаводск» оспаривает исключение из необходимой валовой выручки расходов по данной статье затрат, обосновывая тем, что предусмотренная положениями Методических указаний корректировка за последний истекший год долгосрочного периода регулирования не предусматривает корректировку по данной статье затрат. В обоснование своих требований Заявителем представлены:
|
- платежное |
поручение |
от |
12.12.2016 |
№ |
719432 за август |
2013 |
года |
в |
размере 18 820, 91 тыс. руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
- платежное |
поручение |
от |
22.09.2017 |
№ |
10240 за октябрь |
2013 |
года |
в |
размере 30 646,09 тыс. руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
- платежное |
поручение |
от |
27.12.2017 |
№ |
14065 за ноябрь |
2013 |
года |
в |
размере 35 534,05 тыс. руб.;
|
16 |
Как следует из материалов дела, в составе необходимой валовой выручки АО «ОРЭС-Петрозаводск» на 2015-2016 гг. были учтены расходы на выпадающие доходы за август-декабрь 2013 года от превышения расходов по оплате услуг смежной сетевой организации АО «Прионежская сетевая компания» на сумму 369,8 млн руб., в том числе:
В соответствии с судебными решениями за 2016-2017 гг., связанными с взаиморасчетами между АО «ОРЭС-Петрозаводск» и АО «Прионежская сетевая компания» за оказанные услуги по передаче электрической энергии за вышеуказанный период, признана задолженность АО «Прионежская сетевая компания» перед АО «ОРЭС-Петрозаводск» за услуги по передаче электрической энергии, вызванная поворотом исполнения дел в пользу АО «ОРЭС-Петрозаводск», в общей сумме 175 949,89 тыс. руб., в том числе за август 2013 года - 15 888,64 тыс. руб., за октябрь 2013 года - 25 971,27 тыс. руб., за ноябрь 2013 года - 60 227,21 тыс. руб., за декабрь 2013 года - 73 862,76 тыс. руб.
В соответствии с определением Арбитражного суда Республики Карелия о повороте исполнения судебного акта от 23.03.2016 по делу № А26-6783/2013 задолженность АО «Прионежская сетевая компания» за услуги по передаче электрической энергии по ПС-19 за август 2013 года признана в сумме
Данные излишне полученные доходы учтены в составе необходимой валовой выручки АО «ОРЭС-Петрозаводск» на 2017 год.
В соответствии с постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по делу № А26-755/2014, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2017 по делу № А26- 755/2014 задолженность АО «Прионежская сетевая компания» за услуги по передаче электрической энергии за октябрь 2013 года признана в сумме 30 646,01 тыс. руб. (с НДС) или 25 971.27 тыс. руб. (без НДС). АО «ОРЭС-Петрозаводск» представлено платежное поручение от
|
17 |
АО «Прионежская сетевая компания». Комитетом отмечено, что в соответствии с письмом АО «Прионежская сетевая компания» от 18.10.2017 № 17789 в адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск» в платежном поручении от 22.09.2017 № 10240 в сумму оплаты ошибочно не включен НДС. Корректная сумма оплаты за октябрь 2013 года составляет 30 646,01 тыс. руб. (с НДС) или 25 971,27 тыс. руб. (без НДС).
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Карелия от
Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 04.09.2017 постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.03.2017 отменено, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2016 постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 оставлены в силе. Таким образом, был осуществлен поворот дела в пользу АО «ОРЭС-Петрозаводск», сумма задолженности АО «ОРЭС-Петрозаводск» за услуги по передаче электрической энергии признана в сумме 400,63 тыс. руб. (с НДС) или 339,52 тыс. руб. (без НДС). Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018, по делу № А26-9314/2013 определено взыскать с АО «Прионежская сетевая компания» в пользу АО «ОРЭС- Петрозаводск» 71 068,11 тыс. руб. (с НДС), перечисленных ранее во исполнение решения Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2014.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Карелия от
|
18 |
руб. (с НДС) с учетом оплаченной задолженности 495,51 тыс. руб. (с НДС) или 73 862,76 тыс. руб. (без НДС) с учетом оплаченной задолженности 419,92 тыс. руб. (без НДС). Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу № А26-261/2014 решение от 23.01.2017 изменено, в иске АО «Прионежская сетевая компания» к АО «ОРЭС-Петрозаводск» отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2017 по делу № А26-261/2014 постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба АО «Прионежская сетевая компания» - без удовлетворения. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. Учитывая, что в составе необходимой валовой выручки АО «ОРЭС-Петрозаводск» при регулировании на 2016 год были учтены выпадающие доходы АО «ОРЭС-Петрозаводск» от превышения расходов по услугам смежной сетевой организации АО «Прионежская сетевая компания» за август - декабрь 2013 года, которые были впоследствии опровергнуты судами, данные расходы были обоснованно Комитетом исключены из необходимой валовой выручки на 2018 год как излишне полученные. Довод Заявителя о том, что положения пункта 7 Основ ценообразования не распространяются на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь за последние 3 периода регулирования не превысила 10 % суммарной котловой необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, не соответствует законодательству о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике. Учитывая изложенное, требования Заявителя по статье затрат «Излишне полученные доходы по судебным решениям с АО «Прионежская сетевая компания» за услуги по передаче электрической энергии за 2013 год» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Результаты деятельности за 2016 год В своем заявлении АО «ОРЭС-Петрозаводск» оспаривает исключение Комитетом из необходимой валовой выручки на 2018 год расходов по статье |
19 |
затрат «Результаты деятельности за 2016 год» в размере 20 370,55 тыс. руб. В обоснование своих требований Заявителем представлены:
Как установлено, в составе необходимой валовой выручки АО «ОРЭС - Петрозаводск» на 2018 год Госкомитетом учтен излишне полученный доход по результатам деятельности за 2016 год в сумме 20 370,55 тыс. руб. Фактическая тарифная выручка АО «ОРЭС-Петрозаводск» за услуги по передаче электрической энергии от филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» за 2016 год составила 627 052,01 тыс. руб., что подтверждается представленными актами об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору от 01.04.2015 № 15-ПКС, данными бухгалтерской отчетности за
Госкомитет отмечает, что акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору от 10.04.2015 № 1-п с ООО «Электросетевая компания. Карелия» за январь - август 2016 года подписаны АО «ОРЭС - Петрозаводск» с разногласиями. В соответствии с решениями Арбитражного суда Республики Карелия задолженность АО «ОРЭС - Петрозаводск» за оказанные услуги по передаче электрической энергии за 2016 год признана в полном объеме, заявленном в исковых требованиях ООО «Электросетевая компания. Карелия», в сумме 5 855,36 тыс. руб. В соответствии с представленными данными бухгалтерского учета оспариваемая часть отражена в бухгалтерском учете АО «ОРЭС - Петрозаводск» в 2016 - 2017 гг. в полном объеме. Таким образом, фактическая сумма оплаты АО «ОРЭС - Петрозаводск» услуг по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ООО «Электросетевая компания. Карелия» в 2016 году составила
|
20 |
№ п/п |
Показатели |
Утверждено |
Факт |
Отклонение |
1 |
Поступление тарифной выручки за услуги по передаче электрической энергии от филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» |
610763,5 |
627052,01 |
16288,51 |
2 |
Оплата услуг смежной ТСО ООО «Электросетевая компания. Карелия» |
9937,4 |
5855,36 |
-4082,04 |
3 |
Итого выручка на передачу электрической энергии (п.1 — п. 2) |
600826,1 |
621196,65 |
30370,55 |
Причиной излишне полученного дохода АО «ОРЭС - Петрозаводск» от оказания услуг по передаче электрической энергии в 2016 году является увеличение фактического полезного отпуска электрической энергии из сети конечным потребителям на 13,494 млн. кВтч. Фактический объем полезного отпуска в 2016 году составил 659,804 млн. кВтч, плановый объем - 646,310 млн. кВтч. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. Довод Заявителя о том, что положения пункта 7 Основ ценообразования не распространяются на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь за последние 3 периода регулирования не превысила 10 % суммарной котловой необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, не соответствует законодательству о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике. Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. НВВ на покупку технологических потерь электрической энергии В своем заявлении АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на покупку технологических потерь в размере 226 660,66 тыс. руб. исходя из цены на покупку технологических потерь в размере 2 051,05 руб./МВтч. Затраты на покупку потерь АО «ОРЭС-Петрозаводск» определены Комитетом в сумме 198 363,94 тыс. руб., в том числе покупка у гарантирующего поставщика ООО «Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания» - |
21 |
197 094,10 тыс. руб., исходя из объема покупки электрической энергии в целях компенсации потерь 110,657 млн. кВтч и цены на покупку потерь в размере
ФАС России отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» Республика Карелия включена в перечень территорий ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков. На территории таких зон для субъектов оптового рынка - покупателей электрической энергии статьей 36 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены доли покупки электрической энергии (мощности) по индикативным ценам, в том числе на 1 полугодие 2018 года - 100 %, на 2 полугодие 2018 года - не более 90 %. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29 приказом ФАС России от 13.02.2018 № 182/18 утверждены индикативные цены на электрическую энергию и на мощность для субъектов оптового рынка - покупателей электрической энергии (мощности) (за исключением населения), функционирующих на территории Республики Карелия, с 1 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в следующих размерах: с 01.04.2018 по 30.06.2018:
с 01.01.2018 по 31.12.2018:
В связи с вышеуказанными изменениями Комитетом на заседании Правления 6 марта 2018 года (протокол от 06.03.2018 № 15) осуществлен пересмотр тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 апреля
Постановлением Государственного комитета Карелия по ценам и тарифам |
22 |
от 06.03.2018 № 17 внесены изменения в постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017 № 222. Учитывая, что вышеуказанным документом пересмотрены расходы на приобретение электрической энергии в целях компенсации ее технологического расхода (потерь) в электрических сетях АО «ОРЭС-Петрозаводск» на 2018 год, и разногласий по измененной величине Заявителем не заявлено, требования АО «ОРЭС-Петрозаводск» по данной статье спора не подлежат удовлетворению. Расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» По статье «Расходы ГАУ «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» органом регулирования учтены расходы:
В соответствии с договорами, заключенными организацией с ГАУ РК «Карельский центр СРМ», Исполнитель принимает на себя обязательства по информационному обслуживанию в Интегральной системе поддержки принятия решений в области энергетической эффективности экономики и социальной сферы Республики Карелия (далее — ИСППР), эксплуатации сегмента ИСППР, взаимодействующего с Заказчика. ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными для обеспечения регулируемого вида деятельности, а также не предусмотрены Основами ценообразования и Методическими указаниями. Затраты по статье «Расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» в размере 4 211,10 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки АО «ОРЭС-Петрозаводск» на 2018 год. По результатам голосования ФАС России принято решение:
|
23 |
24.01.2018).
|
С.А. Пузыревский |