Решения по тарифам №АГ/56179/18 Решение по результатам рассмотрения досудебного спора между ... от 20 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Департамент энергетики

и тарифов Ивановской области

 

ул. Велижская, д. 8, г. Иваново, 153022

 

АО «Водоканал» г. Иваново

 

пр-т Строителей, д. 4-а, г. Иваново,

153038

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июня 2018 г.

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление (исх. от 28.02.2018 № 729; вх. от 01.03.2018 № 31090/18) о досудебном рассмотрении спора между АО «Водоканал» г. Иваново (далее — Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее — Департамент, орган регулирования) по постановлению Департамента от 15.12.2017 № 174-к/1 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района» (далее - Постановление Департамента от 15.12.2017 № 174-к/1), и  

 

УСТАНОВЛЕНО:

в поданном заявлении АО «Водоканал» г. Иваново считает, что Департаментом на 2018 год тариф на питьевое водоснабжение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги питьевого водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено, что постановлением Департамента от 15.12.2017 № 174-к/1 были скорректированы тарифы на питьевое водоснабжение для АО «Водоканал» г. Иваново на 2018 год.

Данным постановлением установлены следующие величины тарифов: питьевое водоснабжение — с 01.01.2018 г. - 16,92 руб./куб. м., с 01.07.2018 г. - 17,07 руб./куб. м. без НДС.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.

Корректировка необходимой валовой выручки производится согласно формулам, закрепленным в разделе VII Методических указаний № 1746-э.

1. Корректировка необходимой валовой выручки 2016 года.

Спор между Заявителем и Департаментом возник в части корректировки необходимой валовой выручки отчетного периода регулирования при расчете тарифов на 2018 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Пунктом 90 Методических указаний № 1746-э определено, что корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32), согласно которой при расчете скорректированной величины необходимой валовой выручки, определяемой на 2018 год, должен учитываться размер корректировки необходимой валовой выручки за 2016 год.

Пунктом 91 Методических указаний № 1746-э определено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения (2016 год).

При этом при определении данного параметра учитываются: величина необходимой валовой выручки в i-м году (2016 году), определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных в соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э, выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в i-м году (2016 году), определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в данном году и установленных тарифов, а также размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам i-4 года (2014 года).

Пунктом 95 Методических указаний № 1746-э утверждена формула (38), которой установлен порядок определения необходимой валовой выручки, определяемой на i-й год (2016 год) на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных.

В направленном заявлении АО «Водоканал» г. Иваново указывает на то, что фактическая величина необходимой валовой выручки 2016 года принята Департаментом в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 371 629,99 тыс. руб., при этом в данной сумме не учтены фактические значения амортизационных отчислений, нормативной прибыли и расчетной предпринимательской прибыли в следующем размере: амортизационные отчисления — 49 611,35 тыс. руб., нормативная прибыль занижена на 476,88 тыс. руб., расчетная предпринимательская прибыль — 19 212,73 тыс. руб.

Департамент в направленном отзыве указывает на то, что при расчете необходимой валовой выручки, определяемой на i-й год (2016 год) на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, руководствовался формулой (38) Методических указаний № 1746-э, в соответствии с которой не предусмотрено включение амортизационных отчислений и расчетной предпринимательской прибыли, в связи с чем органом регулирования не нарушены требования действующего законодательства в этой части.

Заявитель указывает на то, что в составе формулы (38) Методических указаний № 1746-э отсутствуют амортизация и расчетная предпринимательская прибыль, что противоречит принципам регулирования тарифов, предусмотренным Федеральным законом № 416-ФЗ, а также Основами ценообразования № 406, поскольку пунктами 24-28 Основ ценообразования № 406 установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Также пунктом 74 Основ ценообразования № 406 и пунктом 85 Методических указаний № 1746-э установлено, что при расчете тарифов методом индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Таким образом, наличие расходов на амортизацию основных средств, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующего поставщика в составе необходимой валовой выручки установлено Федеральным законом № 416-ФЗ, пунктом 74 Основ ценообразования № 406, а также пунктом 85 Методических указаний № 1746-э.

Учитывая вышеизложенное, регулируемая организация считает необоснованным исключение из размера необходимой валовой выручки 2016 года расходов на амортизацию и сумму расчетной предпринимательской прибыли.

Руководствуясь Федеральным законом № 416-ФЗ, Основами ценообразования № 406, а также Методическими указаниями № 1746-э, ФАС России отмечает, что при установлении тарифов (с применение любого из методов) необходимая валовая выручка включает в себя расходы на амортизацию. При этом исключение из необходимой валовой выручки расчетной предпринимательской прибыли также не предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, Департаментом письмом (от 05.12.2017 № исх-1865-018/8-07) в адрес Заявителя был направлен уточненный проект расчета тарифов для АО «Водоканал» г. Иваново на 2018 год, в котором размер амортизационных отчислений принят органом регулирования на уровне 49 611,35 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Таким образом, с целью недопущения необоснованного исключения амортизационных отчислений из необходимой валовой выручки, определяемой на 2016 год, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования учесть расходы на амортизационные отчисления в размере, заявленном АО «Водоканал» г. Иваново, при расчете корректировки необходимой валовой выручки за 2016 год.

По статье «Расчетная предпринимательская прибыль» ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести расчет экономически обоснованного уровня расчетной предпринимательской прибыли с учетом решения ФАС России от 06.12.2016 № СП/84196/16 «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении по вопросу досудебного рассмотрения спора между АО «Водоканал» г. Иваново и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области  (исх. от 15.03.2016 № 926, вх. от 16.03.2016 рег. № 34304/16)» (далее - решение ФАС России от 06.12.2016 № СП/84196/16) в размере 4% от текущих расходов и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Также Заявитель не согласен со снижением суммы нормативной прибыли в составе размера корректировки необходимой валовой выручки за 2016 год.

По мнению регулируемой организации, размер нормативной прибыли в расчете необходимой валовой выручки 2016 года составляет 4 125,15 тыс. руб., что соответствует долгосрочным параметрам, определенным Департаментом, и подтверждаются бухгалтерской отчетностью за 2016 год, представленной в материалах тарифной заявки в апреле 2017 года.

Заявитель также отмечает, что в расчете фактической необходимой валовой выручки 2016 года Департаментом признана обоснованной и включена в расчет необходимой валовой выручки отчетного периода сумма налога на прибыль 2016 года в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 5 834,47 тыс. руб., налогооблагаемая база которого состояла из нормативной прибыли (4 125,15 тыс. руб.) и расчетной предпринимательской прибыли (19 212,73 тыс. руб.), на основании чего, по мнению Заявителя, обоснованность сумм прибыли 2016 года подтверждена Департаментом.

ФАС России отмечает, что пунктом 86 (1) Методических указаний № 1746-э утвержден порядок определения расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации, на основании которого данная прибыль определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 88 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406.

Пунктом 88 Методических указаний № 1746-э отражено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой VI.I Методических указаний № 1746-э.

Главой VI.I Методических указаний № 1746-э указан порядок определения текущих расходов, в состав которых входят, в том числе, неподконтрольные расходы.

В соответствии с подпунктом «2)» пункта 49 Методических указаний № 1746-э неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в которых учитываются расходы по налогу на прибыль.

Таким образом, показатель расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации определяется с учетом налога на прибыль, в связи с чем органом регулирования необоснованно начислен налог на прибыль на расчетную предпринимательскую прибыль (19 212,73 тыс. руб.), и исключению из фактической необходимой валовой выручки 2016 года подлежит сумма в размере 4 803,18 тыс. руб.

В направленном отзыве, орган регулирования отмечает, что в соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э фактическая прибыль определяется по формуле (31) Методических указаний № 1746-э, с применением величины фактического уровня текущих расходов и амортизационных отчислений и фактической ставки налога на прибыль. Департаментом размер нормативной прибыли рассчитан по формуле (31) Методических указаний № 1746-э с применением расчетной величины нормативного уровня прибыли в 2016 году в размере 1,01% и величины соответствующих расходов 2016 года, определенных в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

При этом при определении фактического уровня нормативной прибыли за 2016 год Департаментом необоснованно исключена из расчета величина амортизационных отчислений, в связи с чем уровень нормативной прибыли снизился от экономически обоснованного уровня в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 476,88 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования дополнительно учесть средства по статье «Нормативная прибыль» за 2016 год в размере 476,88 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

АО «Водоканал» г. Иваново также отмечает, что в расчете Департамента отсутствует размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам i-4 года (2014 года), предусмотренный пунктом 95 Методических указаний № 1746-э, в размере 46 172,28 тыс. руб.

Заявитель указывает, что сведения 2014 года по регулируемым видам деятельности были направлены в Департамент в материалах тарифного дела 2016 года.

При этом Заявитель ссылается на пункт 15 Основ ценообразования № 406, которым установлено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, в связи с чем недополученные доходы за 2014 год должны быть учтены в полном объеме не позднее 2018 года.

Департамент указывает, что размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам i-4 года (2014 года) невозможен к применению при расчете корректировки ввиду отсутствия факта утверждения тарифов на 2014 год долгосрочным методом регулирования тарифов. Тарифы в сфере водоснабжения на 2014 год для АО «Водоканал» г. Иваново формировались с применением метода экономически обоснованных расходов: отсутствуют показатели операционных расходов и неподконтрольных расходов, без которых формирование необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э невозможно.

Руководствуясь положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России сообщает, что размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2014 года в соответствии с формулой (33) Методических указаний № 1746-э учитывается в необходимой валовой выручке 2018 года в том случае, если они были признаны органом регулирования в том периоде регулирования, в котором недополученные доходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, то есть в 2016 году, и учтены органом регулирования на 2016-2018 гг. В связи с тем, что результаты деятельности АО «Водоканал» г. Иваново за 2014 год не были признаны Департаментом в 2016 году, учет размера корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2014 года в необходимой валовой выручке 2018 года не обоснован.

Кроме того, необходимость корректировки параметра необходимой валовой выручки связан, в том числе, с разницей между установленными и фактическими показателями отпуска услуг. При этом пунктом 15 Основ ценообразования № 406 и пунктом 12 Методических указаний № 1746-э предусмотрен учет недополученных доходов в связи с фактическим снижением планового объема отпуска услуг.

Федеральная антимонопольная служба также отмечает, что регулируемая организация в 2017 году оспаривала в ФАС России недополученные доходы за 2014 год. Решением ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17 «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора между  АО «Водоканал» г. Иваново и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области  (исх. от 24.01.2017 № 225, вх. от 27.01.2017 рег. № 12514/17)» (далее - Решение ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17) в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения заявленные регулируемой организацией требования были признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении требований Заявителя в части учета размера корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2014 года в размере 46 172,28 тыс. руб. по питьевому водоснабжению.

2. Неподконтрольные расходы на 2018 год.

АО «Водоканал» г. Иваново заявляет, что дополнительному учету в величине отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов на 2018 год подлежит сумма в размере 65 930,39 тыс. руб. по следующим статьям:             

2.1. Недополученные доходы прошлых периодов регулирования.

Регулируемой организацией заявлены требования по недополученным доходам за 2014-2015 гг. в размере 77 319,5 тыс. руб.

Пунктом 15 Основ ценообразования № 406 установлено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 2 общих положений Основ ценообразования № 406 установлено, что недополученные доходы – это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

В части оказываемых услуг питьевого водоснабжения Заявитель указывает на то, что в связи с тем, что фактические объемы реализации услуг на период 2014-2015 гг. оказались ниже принятых при расчете тарифов, АО «Водоканал» г. Иваново имеет недополученные доходы за указанный период. Расчет недополученного по независящим от регулируемой организации причинам дохода представлен в Департамент письмом от 01.12.2017 г. № 5264. АО «Водоканал» г. Иваново рассчитаны недополученные доходы за 2014-2015 гг. исходя из отклонения (снижения) фактических объемов реализации услуг водоснабжения от плановых, с учетом экономии по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты», «Водный налог». Заявитель отмечает, что на снижение объемов реализации услуг существенно повлияли следующие факторы: установка приборов учета абонентами, естественная убыль населения, улучшение жилищных условий – переезд в новые квартиры, оборудованные ИПУ, по которым в дальнейшем производится расчет за поставленные ресурсы вместо применяемого ранее норматива потребления, экономия ресурсов абонентами.

В связи с этим, Заявитель считает необходимым включить в расчет необходимой валовой выручки 2018 года сумму недополученных в 2014-2015 гг. доходов в следующих размерах: за 2014 год-  44 626,7 тыс. руб., за 2015 год – 32 692,8 тыс. руб.

При этом регулируемая организация отмечает, что если недополученные доходы 2014 года будут учтены в расчете размера корректировки необходимой валовой выручки 2016 года в виде размера корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2014 года, то в неподконтрольных расходах Заявитель считает возможным учесть только недополученные доходы 2015 года в сумме 32 692,8 тыс. руб.

Федеральная антимонопольная служба отмечает, что Решением ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17 по результатам проведенного анализа, было отказано Заявителю в удовлетворении требований по недополученным доходам за 2014-2015 гг., в связи с чем у ФАС России отсутствуют основания для включения данных расходов в необходимую валовую выручку 2018 года.

2.2. Налог на прибыль на 2018 год.

Заявитель считает, что Департаментом необоснованно не учтены расходы на уплату налога на прибыль в размере 7 390,31 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и указывает на то, что расчет налога на прибыль в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э был направлен в Департамент письмом от 01.12.2017 № 5264.

Плановая сумма налога на прибыль сформирована Департаментом исходя из ставки налога на прибыль, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на момент формирования тарифов. Плановая налогооблагаемая база принята с учетом нормативной прибыли и расчетной предпринимательской прибыли, учтенных при формировании тарифов на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования.

ФАС России отмечает, что подход Департамента неправомерен, поскольку в соответствии с подпунктом «б» пункта 65 Основ ценообразования № 406, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей относятся к неподконтрольным расходам, которые, согласно пункту 91 Методических указаний № 1746-э, ежегодно корректируются с целью определения разницы между фактически достигнутым уровнем неподконтрольных расходов и уровнем неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов на текущий год.

По расчету ФАС России, экономически обоснованный уровень расходов по статье «Налог на прибыль» на 2018 год с учетом экономически обоснованного уровня нормативной прибыли составляет в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения 1 178,5 тыс. руб., что ниже установленного Департаментом на 1 522,45 тыс. руб. Излишне учтенные Департаментом средства подлежат исключению из тарифа на питьевое водоснабжение 2018 года.

2.3. Резерв по сомнительным долгам гарантирующей организации за 2016 год.

Регулируемая организация указывает на то, что Департаментом необоснованно не включены расходы по резерву по сомнительным долгам по факту 2016 года в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 5 691,73 тыс. руб.

Пунктом 42 Методических указаний № 1746-э определено, что сбытовые расходы гарантирующих организаций включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

АО «Водоканал» г. Иваново письмом от 01.12.2017 № 5264 направил в адрес Департамента расчет резерва по сомнительным долгам и подтверждающие документы службы судебных приставов о невозможности взыскания задолженности 2016 года по категории потребителей «Население» за питьевую воду и отведение стоков по основаниям, предусмотренным пунктом 3.4 статьи 46, пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью взыскания. Также в апреле 2017 года Департаменту была представлена статистическая отчетность.

Департаментом установлено, что документы, подтверждающие наличие сомнительной задолженности, в том числе приказ о создании резерва по сомнительным долгам, акты, сформированные по итогам инвентаризации, приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности, оборотно-сальдовая ведомость по счету 007, решения (определения) судов о прекращении исполнительного производства в отношении должников, исполнительные листы судебных приставов, выписки из ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из реестра, в материалы тарифного дела на момент формирования тарифов не представлены. Таким образом, регулируемой организацией не подтвержден факт наличия резерва по сомнительным долгам, а также факт списания таких долгов. На данном основании, заявленная регулируемой организацией сумма расходов из состава плановой необходимой валовой выручки на 2018 год исключена.

Департамент отмечает, что перекладывание неплатежей одних потребителей на других потребителей, своевременно и в полном объеме оплачивающих поставленный ресурс, исключает заинтересованность регулируемой организации в работе с неплательщиками.

Регулируемой организацией в ФАС России представлен расчет расходов по сомнительным долгам на 2018 год, а также форма федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ за 2016 год.

ФАС России отмечает, что в соответствии с направленным Заявителем в Департамент письмом регулируемой организацией представлено только письмо Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области от 01.12.2017, при этом Заявителем не подтвержден факт направления в адрес Департамента расчета резерва по сомнительным долгам.

С учетом того, что АО «Водоканал» г. Иваново ни в Департамент, ни в ФАС России не представлено документов, подтверждающих экономическую обоснованность данных расходов, а именно приказа о создании резерва по сомнительным долгам, актов, сформированных по итогам инвентаризации, приказов о списании безнадежной дебиторской задолженности, оборотно-сальдовой ведомости по счету 007, ФАС России не усматривает нарушения требований действующего законодательства в части неучета Департаментом заявленных средств по питьевому водоснабжению.

2.4. Выпадающие расходы на капитальные вложения за 2017 год.

Пунктом 15 Основ ценообразования № 406 установлено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Приказом Департамента энергетики и тарифов по Ивановской области от 30.11.2015 № 131-п утверждена инвестиционная программа АО «Водоканал» г. Иваново на 2016-2018 гг.

Однако при расчете тарифов 2017 года Департаментом с превышением своих полномочий были внесены изменения в инвестиционную программу АО «Водоканал» г. Иваново и расходы на капитальные вложения в составе нормативной прибыли не были учтены при расчете тарифов 2017 года, что подтверждается решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-4758/2017.

В соответствии с решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-4758/2017 от 12 сентября 2017 года приказ Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 158-п/3 от 20.12.2016 г. «О внесении изменений в инвестиционную программу АО «Водоканал» (г. Иваново), осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ивановской области» признан незаконным.

Учитывая решение Арбитражного суда Ивановской области, а также требования пункта 17 Основ ценообразования № 406, который гласит, что исключенные расходы подлежат включению в необходимую валовую выручку на период регулирования, следующий за периодом регулирования, в течение которого осуществлен ввод объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию, АО «Водоканал» г. Иваново считает, что сумма капитальных вложений, предусмотренная утвержденной Департаментом инвестиционной программой АО «Водоканал» г. Иваново 2016-2018 гг., должна быть учтена за 2017 год при установлении тарифов на 2018 год в размере 2 701,70 тыс. руб.

Информация по факту использования капитальных вложений, с указанием конкретных мероприятий была представлена в отчете по инвестиционной программе АО «Водоканал» г. Иваново и направлена в Департамент.

На основании вышеизложенного, Департаменту необходимо провести анализ фактического исполнения утвержденной инвестиционной программы за 2017 год в части расходов на капитальные вложения и в случае их подтверждения учесть в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

2.5. Выпадающие расходы по уплате транспортного налога и платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год.

Заявитель указывает, что по итогам 2015 года фактически понесенные затраты по транспортному налогу и плате за негативное воздействие на окружающую среду превышают суммы, утвержденные Департаментом в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 81,12 тыс. руб. и 164,18 тыс. руб. соответственно.

В подтверждение данного факта Заявителем в Департамент предоставлена налоговая декларация по транспортному налогу, а также расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 2015 года, с приложением информации из 1С Бухгалтерия.

Таким образом, по мнению Заявителя, данные расходы подтверждены в материалах тарифного дела бухгалтерской отчетностью, в связи с чем АО «Водоканал» г. Иваново считает необходимым учесть данные расходы в расчете тарифов 2018 года.

В направленном отзыве Департамент отмечает, что данные расходы не были заявлены АО «Водоканал» г. Иваново в качестве выпадающих расходов при формировании тарифной заявки на 2017 год, обоснование сложившегося перерасхода по данным статьям отсутствует.

Руководствуясь положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, выпадающие расходы, подлежащие к учету в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, должны быть заявлены регулируемой организацией в том периоде регулирования, в котором эти выпадающие расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, то есть в 2017 году, и учтены органом регулирования на 2017-2019 гг.

В связи с тем, что регулируемой организацией не было заявлено сумм выпадающих расходов по уплате транспортного налога и платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год при установлении тарифов на 2017 год, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении требований Заявителя в этой части.

2.6. Выпадающие расходы на уплату процентов по кредиту 2014-2015 гг.

АО «Водоканал» г. Иваново по данной статье заявлены требования в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 14 357,20 тыс. руб., в том числе за 2014 год - 4 208,70 тыс. руб., за 2015 год - 10 148,50 тыс. руб.

В обоснование необходимости привлечения кредитных средств в период 2014-2015 гг., АО «Водоканал» г. Иваново предоставлены в Департамент соответствующие расчеты, а также копии подтверждающих документов по статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» с целью подтверждения фактически произведенной оплаты: «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 67.02 за 2014-2016 гг., Оборотно-сальдовая ведомость по счету 66 за 2014 год».

Заявитель отмечает, что Департаментом в расчете размера корректировки необходимой валовой выручки за 2016 год не учтена фактическая необходимая валовая выручка 2014 года (в том числе фактические расходы на уплату процентов), в связи с чем АО «Водоканал» г. Иваново считает надлежащим учет данных расходов в тарифном регулировании 2018 года по итогам двух предыдущих периодов регулирования в качестве расходов на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования.

Кроме того, Заявитель отмечает, что согласно Решению ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17 экспертной группой Департамента уже проведен анализ представленных АО «Водоканал» г. Иваново материалов по статьям «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды». По результатам анализа принято решение (экспертное заключение Департамента от 27.06.2017) об обоснованности расходов предприятия по уплате процентов по займам и кредитам в 2016 году, в связи с чем, Заявитель считает, что обоснованность включения аналогичных расходов 2014-2015 гг. также подтверждена, так как уплата процентов по кредиту связана с производственными нуждами предприятия, относимыми к периоду 2014-2015 гг.

ФАС России отмечает, что Заявитель в 2017 году оспаривал в ФАС России те же суммы по статье «Выпадающие расходы на уплату процентов по кредиту» при этом за 2014-2016 гг. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Решением ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17 Заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований по причине отсутствия доказательств возникновения кассовых разрывов и необходимости кредитования за данный период. С учетом данного основания, Департаменту было предписано провести анализ материалов по данной статье, представленных регулируемой организацией на тарифное регулирование 2018 года, по результатам которого учесть средства в случае их надлежащего обоснования в необходимой валовой выручке Заявителя 2018 года в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

Департамент письмом от 04.07.2017 рег. № 101207-ЭП/17 направил в ФАС России экспертное заключение по результатам исполнения Решения ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17, в том числе и в части анализа данных расходов. Органом регулирования приняты к включению на 2018 год расходы на уплату процентов по кредиту в экономически обоснованном размере.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении требований Заявителя по статье «Выпадающие расходы на уплату процентов по кредиту 2014-2015 гг.» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения, поскольку анализ данных расходов за 2014-2015 гг. уже был произведен.

2.7. Расходы на уплату процентов по кредитам и займам на производственные нужды на 2018 год.

Расходы по данной статье заявлены регулируемой организацией на уровне 2 374,31 тыс. руб.

Согласно положениям пункта 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15(1) Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 15(1) Основ ценообразования № 406 расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

В направленных заявления регулируемая организация отмечает, что расходы на уплату процентов по кредитам и займам на производственные нужды обоснованы кредитным договором 2017 года. Информация по договору и расчет уплаты процентов были направлены в Департамент письмом от 01.12.2017 № 5264.

АО «Водоканал» г. Иваново открыта возобновляемая кредитная линия в ПАО «Сбербанк России» (договор от 04.09.2017 № 8639/0/17110). Кредит предоставлен для пополнения оборотных средств, а именно: заработная плата, налоги, электроэнергия, тепловая энергия. Ежемесячные расходы превышают доходы, разница покрывается кредитными средствами.

Органом регулирования затраты по статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» не приняты в расчет необходимой валовой выручки при установлении тарифов АО «Водоканал» г. Иваново на питьевую воду на 2018 год в полном объеме, ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования.

В направленном отзыве орган регулирования указывает на то, что в материалах тарифного дела полностью отсутствует обоснование причин возникновения кассовых разрывов, помесячный плановый расчет необходимых средств для его погашения с учетом положений пункта 15 Основ ценообразования № 406. На данном основании указанные расходы Департаментом при формировании тарифов на 2018 год не учтены.

При этом Департамент отмечает, что в случае наличия факта привлечения кредитных средств (с учетом подтверждения обоснованности необходимости их привлечения, подтверждения фактических сумм), данные расходы могут быть учтены при формировании показателя фактической необходимой валовой выручки 2018 года в соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э. Однако Департаментом ставится под сомнение обоснованность привлечения кредитных средств при наличии ежегодных положительных результатов деятельности, учитывая тот факт, что деятельность по предоставлению регулируемых услуг, в том числе в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения, является основной (чистая прибыль за 2014 год – 42 325 тыс. руб., за 2015 год – 38 817 тыс. руб., за 2016 год – 74 529 тыс. руб.).

Действия Заявителя по получению кредита, по мнению Департамента, лишены экономического содержания и обоснованности, и направлены на создание условий для получения необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли, а также завышению уровней регулируемых тарифов.

ФАС России обращает внимание, что у АО «Водоканал» г. Иваново наблюдается ежегодный рост чистой прибыли (общая чистая прибыль за 2017 год составила 74 548 тыс. руб.), что свидетельствует о наличии у регулируемой организации экономических резервов для покрытия указанных расходов без перекладывания этого бремени на тарифный источник.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении требований Заявителя по расходам на уплату процентов по кредитам и займам на производственные нужды на 2018 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

2.8. Расходы по решению ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17.

В направленных заявлениях регулируемая организация указывает на то, что в соответствии с Решением ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17 орган регулирования обязан включить в необходимую валовую выручку недополученный доход организации от разницы в объемах за I полугодие 2017 года, запланированных первоначально Департаментом в расчет тарифов 2017 года и откорректированных объемов отпуска коммунального ресурса в соответствии с требованиями пункта 5 Методических указаний № 1746-э в сумме по питьевому водоснабжению — 10 626,03 тыс. руб. (недополученные доходы от разницы объемов за I полугодие 2017 года).

При этом недополученный доход, согласно Решению ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17, необходимо учесть в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации при формировании тарифов на 2018-2020 гг., что соответствует требованиям пункта 15 Основ ценообразования № 406.

В необходимой валовой выручке 2018 года указанные расходы учтены Департаментом в сфере питьевого водоснабжения в размере 2/3 от общей суммы, а именно 7 084,25 тыс. руб., что не противоречит ни вышеуказанному Решению, ни положениям Основ ценообразования № 406.

Департамент также отмечает, что при формировании тарифов на 2019 в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1746-э будет произведена корректировка необходимой валовой выручки 2017 года, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов (в том числе полезного отпуска) от значений, учтенных при установлении тарифов на 2017 год. Во избежание двойного учета затрат указанные суммы будут исключены Департаментом из сложившегося показателя.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым отказать в заявленных АО «Водоканал» г. Иваново требованиях по данной статье в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

3. Необходимая валовая выручка, определяемая на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования.

Спор между Заявителем и Департаментом возник в части учета величины необходимой валовой выручки, определяемой на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования, при расчете тарифов на 2018 год.

Пунктом 90 Методических указаний № 1746-э определено, что корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32), согласно которой при расчете скорректированной необходимой валовой выручки, определяемой на 2018 год, должен учитываться показатель необходимой валовой выручки, определенной на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования.

АО «Водоканал» г. Иваново в направленных заявлениях указывает на то, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18.12.2015 № 60-к/11 для Заявителя установлены тарифы на питьевую воду на период 2016-2018 гг.

Согласно экспертному заключению и приложенных к нему расчетов тарифов установлена необходимая валовая выручка на 2018 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в сумме 456 312,46 тыс. руб., которую следовало считать необходимой валовой выручкой, определяемой на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования.

Решением ФАС России от 06.12.2016 № СП/84196/16 органу регулирования было предписано рассчитать затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Во исполнение данного решения ФАС России Департаментом принято постановление от 20.12.2016 № 124-к/11 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района», которое вносит изменения в постановление № 60-к/11 от 18.12.2015, и в котором Департамент при корректировке тарифа для АО «Водоканал» г. Иваново на 2017-2018 гг.  пересчитал расчетную предпринимательскую прибыль на каждый год долгосрочного периода 2016-2018 гг. в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 и с пунктом 86 (1) Методических указаний № 1746-э.

В связи с технической ошибкой 25.01.2017 год Департаментом повторно внесены изменения в расчет тарифов по основаниям решения ФАС России от 06.12.2016 № СП/84196/16 и 27.01.2017 Департаментом издано новое постановление, которое вносит изменения в постановление от 20.12.2016 № 124-к/11. Согласно положениям постановления № 124-к/11 с учетом корректировки к экспертному заключению от 19.12.2016 г., необходимая валовая выручка 2018 года по питьевому водоснабжению составила 477 366,03 тыс. руб., с учетом сглаживания - 489 457,32 тыс. руб.

Решением ФАС России от 13.06.2017 № СП/39301/17 вновь предписано устранить нарушения, выявленные по результатам рассмотрения спора.

Во исполнение решения ФАС от 13.06.2017 Департаментом в редакции от 28.06.2017 № 147-к/3 вновь вносятся изменения в постановление от 20.12.2016 № 124-к/11 в части установления тарифов на питьевую воду на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. Согласно экспертному заключению по итогам корректировки расчета долгосрочных тарифов на коммунальные услуги в сфере питьевого водоснабжения для АО «Водоканал» г. Иваново на 2017-2018 гг. необходимая валовая выручка 2018 года составила 480 186,86 тыс. руб., с учетом сглаживания - 511 695,15 тыс. руб.

Заявитель также отмечает, что выполнение Департаментом всех вышеуказанных решений ФАС России, в связи с нарушениями Департаментом  требований законодательства в сфере государственного регулирования тарифов в сфере питьевого водоснабжения, имеет отношение к началу долгосрочного периода регулирования тарифов 2016-2018 гг., в связи с чем, действующий нормативный документ, в соответствии с которым произведен расчет  тарифов на 2016-2018 гг., с учетом устранения выявленных нарушений, является постановление Департамента в редакции от 28.06.2017 № 147-к/3. Следовательно, Департаментом неправомерно определена и включена в расчет корректировки необходимой валовой выручки 2018 года необходимая валовая выручка, определяемая на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования, согласно редакции не действующей на момент принятия решения.

Вместе с тем, регулируемая организация отмечает, что, выполняя вышеуказанные решения ФАС России, Департамент допускает новые нарушения.

Так, по мнению Заявителя, Департаментом при утверждении планового уровня необходимой валовой выручки 2018 года в соответствии с постановлением Департамента от 28.06.2017 № 147-к/3 необоснованно был снижен уровень нормативной прибыли в части расходов на капитальные вложения (инвестиции) в сумме 2 971,20 тыс. руб.  на модернизацию и реконструкцию объектов централизованной системы водоснабжения, предусмотренные инвестиционной программой АО «Водоканал» г. Иваново на 2016-2018 годы, утвержденной приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.11.2015 № 131-п.

Кроме того, регулируемая организация указывает, что органом регулирования изменен индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 гг., примененный для расчета операционных расходов 2018 года. Сумма операционных расходов в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения снижена на 4 450,15 тыс. руб. (с 338 125,17 тыс. руб. до 333 675,03 тыс. руб.).

Таким образом, по мнению Заявителя, необходимая валовая выручка, определяемая на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования должна была быть принята Департаментом (с учетом сглаживания) в размере 519 116,50 тыс. руб.

В направленном в ФАС России отзыве орган регулирования отмечает, что показатель необходимой валовой выручки, определяемой на 2018 год до начала долгосрочного периода регулирования, является показателем, определяемым до начала долгосрочного периода регулирования, в связи с чем, в декабре 2015 года для АО «Водоканал» г. Иваново рассчитаны долгосрочные тарифы на питьевую воду с применением метода индексации на 2016-2018 гг. Таким образом, годом до начала долгосрочного периода регулирования является 2015 год. Правлением Департамента утверждены тарифы и плановая величина необходимой валовой выручки регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Департамент также отмечает, что АО «Водоканал» г. Иваново оспаривает данный показатель, ссылаясь на скорректированные уровни необходимой валовой выручки, принятые во исполнение решений ФАС России по итогам рассмотрения соответствующих разногласий. Департамент также подчеркивает, что измененные (с учетом выполнения всех предписаний ФАС России) величины необходимой валовой выручки рассчитывались в течение 2016 и 2017 годов, то есть в течение долгосрочного периода регулирования, в связи с чем принятие в расчет скорректированных в течение 2016 - 2017 гг. данных является прямым нарушением требований Методических указаний № 1746-э.

При этом ФАС России отмечает, что Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э не предусмотрен механизм учета показателя необходимой валовой выручки, определенной до начала долгосрочного периода регулирования, при корректировке очередного года долгосрочного периода регулирования, в условиях определения органом регулирования этого параметра до начала долгосрочного периода с нарушением требований действующего законодательства.

Согласно расчетам ФАС России, с учетом результатов рассмотрения всех оспариваемых статей затрат, дополнительному учету в необходимой валовой выручке 2018 года в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения подлежит сумма в размере 32 527,22 тыс. руб.

4. Размер величины отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы.

Порядок определения величины отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы установлен формулой (35) пункта 93 Методических указаний № 1746-э.

В целях развития систем водоснабжения города Иваново Департамент приказом от 30.11.2015 №131-п утвердил «Инвестиционную программу акционерного общества «Водоканал» (г. Иваново) по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Иванове на 2016-1018 годы».

В направленном заявлении регулируемая организация указывает на то, что руководствуясь пунктом 35 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, АО «Водоканал» г. Иваново приняло решение об изменении перечня мероприятий инвестиционной программы в пределах 10 процентов расходов на ее реализацию и уведомило 23.11.2016 об этом Департамент.

Сведения о выполнении в 2016 году всех мероприятий инвестиционной программы АО «Водоканал» г. Иваново были направлены в Департамент письмом от 23.11.2017 исх. № 5110.

Департаментом размер величины отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы принят в размере минус 4 559,41 тыс. руб.

По мнению Заявителя, Департамент в своих расчетах использует недостоверные данные по источникам финансирования инвестиционной программы АО «Водоканал» г. Иваново 2016-2018 гг.

Кроме того, регулируемая организация отмечает, что согласно пункту 17 Основ ценообразования № 406 из необходимой валовой выручки (в случае, если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения не были введены в эксплуатацию) могут быть исключены только те расходы, которые связанны со строительством, реконструкцией и (или) модернизацией централизованных объектов водоснабжения в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым тарифам в истекший период регулирования, следовательно, включение Департаментом в расчет величины отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения в эксплуатацию, сумм за технологическое присоединение при установлении тарифа на питьевое водоснабжение неправомерно.

По мнению АО «Водоканал» г. Иваново, сумма платы за технологическое присоединение в расчет необходимой валовой выручки на 2016-2018 гг. не может включаться в расчет данной величины, поскольку включение платы за технологическое присоединение в данный расчет не соответствует пункту 17 Основ ценообразования № 406 и пункту 92 Методических указаний № 1746-э.

В направленном в ФАС России отзыве Департамент отмечает, что величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы определена с учетом плановых сумм мероприятий инвестиционной программы, принятых в соответствии с изменениями к утвержденной инвестиционной программе от 23.11.2016 по инициативе АО «Водоканал» г. Иваново, а также с учетом фактических данных об исполнении инвестиционной программы в 2016 году, отраженных регулируемой организацией в федеральной государственной информационной системе ЕИАС в 2017 году в рамках шаблонов «Контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере водоснабжения/водоотведения и очистки сточных вод в 2016 году».

По мнению органа регулирования, АО «Водоканал» г. Иваново в своих доводах о некорректности расчетов Департамента по данной статье затрат, ссылаясь на пункт 17 Основ ценообразования № 406, ошибочно полагает, что учет размера выручки от вида деятельности по технологическому присоединению при данной корректировке неправомерен.

Департамент указывает на то, что в соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования № 406 тарифы на подключение (технологическое присоединение) относятся к регулируемым тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения. Выручка АО «Водоканал» г. Иваново от реализации услуг по технологическому присоединению объектов к системе водоснабжения в 2016 году, сформированная исходя из ставок тарифов на подключение (технологическое присоединение), утвержденных постановлением Департамента от 19.02.2016 № 70-к/1, является собственным средством организации и источником возврата инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. На данном основании она подлежит учету при формировании величины отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы.

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1746-э в расчете величины отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы участвует показатель объема собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтенный при установлении тарифов на (i-к)-й год (2016 год) и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определенные инвестиционной программой.

ФАС России отмечает, что сумма в размере 30 042,31 тыс. руб. без НДС (собственные средства — 8 195,03 тыс. руб., плата за технологическое присоединение — 21 847,28 тыс. руб.) принята Департаментом в качестве показателя объема собственных средств на реализацию инвестиционной программы, а также в качестве планового размера финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на (i-к)-й год (2016 год), за счет всех источников финансирования, на основании направленного Заявителем уведомления об изменении перечня мероприятий инвестиционной программы от 23.11.2016 № 4649.

При этом Департаментом не проводилось официального опубликования корректировки инвестиционной программы в соответствии с пунктом 36 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641. Таким образом, органом регулирования неправомерно учтены суммы, направленные АО «Водоканал» г. Иваново уведомлением.

Кроме того, органом регулирования не принимался во внимание уточненный отчет АО «Водоканал» г. Иваново по инвестиционной программе за 4 квартал 2016 года, направленный регулируемой организацией в Департамент письмом от 23.11.2017 № 5110.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ исполнения АО «Водоканал» г. Иваново за 2016 год утвержденной инвестиционной программы и в случае подтверждения Заявителем полного исполнения инвестиционной программы за 2016 год, учесть в тарифах 2018 года соответствующие расходы.

5. По натуральному показателю «Объем реализации услуг» на 2018 год.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды определяется в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года, а также с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и прекращения подачи воды в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды, включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды к использованию приборов учета воды.

Согласно пунктам 5 и 8 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, и определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).

Также в соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

По расчету Заявителя, объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) на 2018 год составляет 26 549,46 тыс. куб. м.

Департаментом при расчете тарифов на 2018 год учтен объем отпускаемой воды – 27 325,532 тыс. куб. м.

АО «Водоканал» г. Иваново считает, что необоснованно увеличен объем реализации услуг по питьевому водоснабжению по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 Методических указаний № 1746-э в целях расчета тарифа на питьевую воду рассчитывается планируемый объем воды к отпуску абонентам. Понятие «Абонент» содержится в Федеральном законе № 416-ФЗ, которым определено, что «абонент» - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Следовательно, включение в объем отпуска питьевой воды и принятых сточных вод абонентам объема коммунального ресурса, потребляемого на собственные нужды в количестве 6,4 тыс. куб. м., не соответствует положениям вышеуказанного Федерального закона № 416 и Методических указаний № 1746-э. Объем отпуска воды должен включать только объем реализации по договорам холодного водоснабжения.

При этом Департамент отмечает, что расход воды на собственные нужды – это вода, необходимая по технологическим регламентам для поддержания в работоспособном состоянии отдельных узлов и в целом всей системы водоснабжения. Материальные затраты, связанные с производством этого объема воды, целиком ложатся на издержки регулируемой организации, то есть возврат данных средств не обеспечен источниками (оплатой).

Департамент указывает на то, что по информации АО «Водоканал» г. Иваново указанный объем воды используется на нужды столовой при АО «Водоканал» г. Иваново, что относится к прочим видам экономической деятельности предприятия. Раздельный учет затрат по данному виду деятельности соблюдается предприятием. Продукция столовой имеет собственное формирование себестоимости, в состав которой, в том числе, входят расходы по водоснабжению. Таким образом, АО «Водоканал» г. Иваново, продавая готовую продукцию потребителям данной столовой, в полном объеме получает выручку, обеспечивающую компенсацию себестоимости (в том числе расходов на водоснабжение).

Дополнительно письмом (вх. от 18.06.2018 рег. № 96306/18) Заявитель направил в ФАС России фактические данные по расходу воды за 2016 год в размере 6,428 тыс. куб. м., которые пришлись на хозяйственно-бытовые нужды, в том числе на: административно-управленческое здание, гараж, диспетчерскую службу, механическую мастерскую, административно-бытовой корпус, здание подразделения «Канализационная сеть».

При этом Департаментом не представлено в ФАС России подтверждения того, что данные объемы (6,4 тыс. куб. м.) были указаны Заявителем на нужды столовой.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает, что отнесение Департаментом вышеуказанных объемов к товарному объему воды необоснованно, в связи с чем, 6,4 тыс. куб. м. подлежат исключению из общего объема товарной воды, утвержденного на 2018 год.

Кроме того, АО «Водоканал» г. Иваново обращает внимание на некорректный расчет Департаментом объемов реализации воды при определении расчетного объема воды, отпускаемого новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в 2018 году.

По мнению Заявителя, с учетом пункта 5 Методических указаний № 1746-э, объем воды новым абонентам за 3 предыдущих периода (2014-2016 гг.) в расчете темпа изменения потребления воды должен быть принят в расчетном объеме, так же, как и объем воды новым потребителям в очередном году.

Заявитель считает, что поскольку Департамент в своих расчетах объема отпуска воды на очередной год принимает расчетный объем воды новым абонентам (который не является объемом, планируемым к отпуску абонентам, а является нагрузкой, необходимой для определения параметров строения объектов централизованной системы водоснабжения), то и объем воды новым абонентам за 3 предыдущих периода должен быть расчетным с целью корректного определения темпа изменения.

В направленном в ФАС России отзыве Департамент указывает на то, что на момент формирования тарифов на питьевую воду он располагал следующими материалами: инвестиционной программой, содержащей информацию по плановым технологическим подключениям в 2018 году, тарифным делом по формированию платы за технологическое подключение к сетям водоснабжения АО «Водоканал» г. Иваново. Исходя из имеющихся сведений, расчет планового объема воды, отпускаемой новым абонентам в 2018 году, произведен на основании договоров АО «Водоканал» г. Иваново на технологическое присоединение на 2018 год с учетом количества новых потребителей и плановой нагрузки по каждому объекту подключения.

Орган регулирования также отмечает, что данные о фактическом потреблении воды в 2018 году (в том числе новыми потребителями), в соответствии с Методическим указаниями № 1746-э, будут учтены при анализе деятельности АО «Водоканал» г. Иваново по итогам деятельности за 2018 год, то есть при формировании тарифов на 2020 год.

ФАС России также отмечает, что Методическими   указаниями № 1746-э подход, предложенный Заявителем, не   предусмотрен и фактические объемы   отпуска   воды за предшествующие три года учитываются только при расчете темпа изменения (снижения) потребления воды . Формулой (1) Методических указаний № 1746-э не предусмотрено применение темпа в отношении вновь подключающихся абонентов, в связи с чем подход Департамента в части учета плановой величины воды, отпускаемой новым абонентам, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить) в соответствии с инвестиционной программой и договорами АО «Водоканал» г. Иваново на технологическое присоединение на 2018 год, является правомерным и не нарушающим требований действующего законодательства.

Департаментом в ФАС России направлено письмо (вх. от 30.05.2018 рег. № 85296-ЭП/18), с указанием на то, что пересмотр тарифов на питьевое водоснабжение в текущем 2018 году, в случае удовлетворения (частичного удовлетворения) требований АО «Водоканал» г. Иваново, не возможен поскольку пересмотр тарифов в сторону увеличения приведет к превышению среднего для Ивановской области индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р, в размере 3,8% и предельного индекса 5,6%, утвержденного указом Губернатора Ивановской области от 28.12.2017 № 221-уг в отношении г.о. Иваново. Дополнительное увеличение роста платы граждан по г.о. Иваново в 2018 году не представляется возможным, в связи с чем, Департамент просит Федеральную антимонопольную службу в случае удовлетворения (частичного удовлетворения) требований АО «Водоканал» г. Иваново предусмотреть возможность исполнения решения ФАС России при установлении тарифов на 2019 год.

При этом Министерство экономического развития Российской Федерации в направленной письменной позиции (вх. от 14.06.2018 рег. № 94306-М/18), указывает на необходимость учесть экономически обоснованные средства в необходимой валовой выручке Заявителя в тарифах 2018-2020 гг., с учетом необходимости соблюдения индекса роста платы граждан на 2018 год на территории Ивановской области.

Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между АО «Водоканал» г. Иваново и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области(исх. от 28.02.2018 № 729; вх. от 01.03.2018 № 31090/18), принято следующее решение:

1. Признать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области нарушившим пункты 77, 78 (1), 79, 80 Основ ценообразования № 406 и 86, разделы II, VII Методических указаний № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «Водоканал» г. Иваново, указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора в сфере питьевого водоснабжения с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области.

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.09.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом при корректировке тарифов АО «Водоканал» г. Иваново на 2018 год по постановлению от 15.12.2017 № 174-к/1 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района» с учетом необходимости соблюдения индекса роста платы граждан на 2018 год на территории Ивановской области и дополнительно учесть экономически обоснованные средства в тарифах АО «Водоканал» г. Иваново 2018-2019 гг., не учтенные Департаментом в необходимой валовой выручке 2018 года, в общем размере в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения – 32 527,22 тыс. руб.; по объему реализации в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения исключить излишне учтенные 6,4 тыс. куб. м. и установить объем отпуска услуг в размере 27 319,13 тыс. куб. м.

4. Провести анализ исполнения АО «Водоканал» г. Иваново за 2016-2017 гг. утвержденной инвестиционной программы и учесть экономически обоснованный уровень выпадающих расходов на капитальные вложения за 2017 год, а также величину отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы при утверждении тарифов на 2018-2019 гг.

5. Пересчитать размер расчетной предпринимательской прибыли за 2016 год с учетом решения ФАС России от 06.12.2016 № СП/84196/16 «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении по вопросу досудебного рассмотрения спора между АО «Водоканал» г. Иваново и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (исх. от 15.03.2016 № 926, вх. от 16.03.2016 рег. № 34304/16)» в размере 4% от текущих расходов и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, и учесть в необходимой валовой выручке на 2018-2019 гг.

6. Органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения:

- с 01.09.2018 установить (ввести в действие) тарифы на услуги питьевого водоснабжения, оказываемые потребителям АО «Водоканал» г. Иваново на 2018 год, с учетом пунктов 3,4,5 настоящего решения;

7. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «Водоканал» г. Иваново.

8. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Ивановской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3,4,5,6 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, принятие которых предписано пунктами 3,4,5,6 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, на которых принималось вышеуказанные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Голомолзин

 

 

 

Идентификатор

 

 

Идентификатор

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны