Решения по тарифам №МО/62689/18 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 9 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «26» июля 2018 г.

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление (исх. от 14.03.2018 № 1091/03-02, вх. от 15.03.2018 № 37832-ЭП/18) о досудебном споре между КГУП «Камчатский водоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее — Региональная служба, орган регулирования) по постановлению Региональной службы от 14.12.2017 № 790 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.11.2015 № 283 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» для потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2016-2018 годы, и

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

в поданном заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифов на водоотведение для КГУП «Камчатский водоканал» на 2018 год органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя позицию тем, что Региональной службой при корректировке тарифов на 2018 год не были учтены расходы на проценты по займам и кредитам в размере 3 352,00 тыс. руб.

                  •           Регулирование тарифов в сфере водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

                    Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

                             Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

                    Тарифы для КГУП «Камчатский водоканал» в Петропавловск-Камчатском городском округе установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. с применением метода индексации.

Для КГУП «Камчатский водоканал», являющегося гарантирующей организацией, постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.11.2015 № 283 № «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» для потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2016-2018 годы утверждены тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение на 2016-2018 годы.

Постановлением Региональной службы от 14.12.2017 № 790 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.11.2015 № 283 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» для потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2016-2018 годы» произведена корректировка тарифов на 2018 год.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным на досудебный спор статьям затрат ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний 1746-э величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой VI.I Методических указаний 1746-э с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 49 Методических указаний 1746-э, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, с учетом положений, предусмотренных пунктом 20 Методических указаний 1746-э.

Расходы на обслуживание займов и кредитов, необходимых для пополнения оборотного капитала, могут быть установлены на долгосрочный период регулирования в размере, равном чистому оборотному капиталу, рассчитанному в соответствии с формулой (24) Методических указаний 1746-э.

Заявитель считает, что при корректировке необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2018 год органом регулирования не были учтены расходы по займам и кредитам по водоотведению в размере 3 352,00 тыс. руб., указывая на возникновение у КГУП «Камчатский водоканал» в течение периода регулирования кассовых разрывов ввиду большого объема закупаемых материалов и необходимостью их получения в сжатые сроки.

В этой связи в течение периода регулирования в целях устранения возникающих ежемесячных кассовых разрывов регулируемая организация ежегодно привлекает заемные средства для расчетов с поставщиками. Также КГУП «Камчатский водоканал» использует заемные средства для расчетов с сотрудниками по выплате заработной платы и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. С учетом вышеизложенного, по мнению Заявителя, уровень учтенных органом регулирования расходов на проценты по займам и кредитам на 2018 год недостаточен, в связи с чем считает необходимым учесть указанные расходы в заявленном объеме.

В обоснование заявленных требований регулируемой организацией представлен расчет, подтверждающий факт движения кредитных ресурсов в 2016 году, прогноз движения ресурсов на 2017 год, движение кредитных ресурсов в 2018 году, расчет кассовых разрывов в 2016 году, копия кредитного договора от 30.10.2015 № 2015-0072, заключенного с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) (срок погашения – 01.12.2017), копия кредитного договора от 20.05.2016 № 2016-0036, заключенного с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) (срок погашения – 19.05.2017), копия кредитного договора от 27.07.2016 № 2016-0059, заключенного с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) (срок погашения – 26.07.2017), копия кредитного договора от 15.05.2015 № 2015-0028, заключенного с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (ЗАО) (срок погашения – 15.05.2015). Также КГУП «Камчатский водоканал» представлены копии контрактов на оказание услуги по предоставлению кредитных ресурсов в форме возобновляемой кредитной линии от 03.07.2017 № 0538300000217000001, от 09.11.2017 № 0538300000217000026.

Заявленные КГУП «Камчатский водоканал» суммы по расчетам на оплату процентов по кредитам для расчетов по выплате заработной платы и отчислений на социальные нужды от фонда оплаты труда органом регулирования отклонены, поскольку затраты на оплату труда и страховые взносы учтены Региональной службой при расчете тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в 2018 году.

Расчет расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, произведен органом регулирования по ставке 12,5 %, а именно исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (с 30 октября 2017 года по настоящее время 8,25 %), увеличенной на 4 %, тем самым определен в общей сумме 6 984,54 тыс. руб., из них по кредитному договору от 30.10.2015 № 2015-0072 в размере 2 257,4 тыс. руб.; по контракту от 09.11.2017 № 0538300000217000026 в размере 4 727,14 тыс. руб.

Далее органом регулирования произведено распределение расходов по регулируемым видам деятельности в процентном соотношении согласно предложению предприятия КГУП «Камчатский водоканал». Тем самым, сумма расходов по оказываемой услуге водоотведения сложилась на уровне 3 282,73 тыс. руб.

Согласно пунктам 15 Основ ценообразования № 406 и 22 Методических указаний 1746-э расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

При этом, ФАС России отмечает, что органом регулирования при расчете размера обслуживаемых заемных средств учтена ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее – Ставка рефинансирования) в размере 8,25 % вне зависимости от даты привлечения заемных средств.

ФАС России обращает внимание на то, что в период с 03.08.2015 по 13.06.2016 действовала ставка рефинансирования в размере 11,0 %, в период с 30.10.2017 по настоящее время - 8,25 %.

В связи с указанным фактом ФАС России произведен расчет расходов, связанных с обслуживанием заемных средств КГУП «Камчатский водоканал», согласно пункту 22 Методических указаний 1746-э, по итогам которого экономически обоснованная сумма средств по кредитному договору от 30.10.2015 № 2015-0072 составила 3 040,58 тыс. руб.; по контракту от 09.11.2017 № 0538300000217000026 - 4 775,37 тыс. руб.

Общая сумма средств по кредитному договору и контракту составила 7 815,95 тыс. руб.

С учетом заявленной регулируемой организацией доли распределения расходов, приходящейся на водоотведение, сумма по заемным средствам составила 3 673,50 тыс. руб.

Таким образом, разница между рассчитанной органом регулирования и ФАС России величиной средств по статье «Расходы на проценты по займам и кредитам» составила 390,77 тыс. руб.

При этом, согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, ФАС России отмечает, что расходы по кредитному договору от 15.05.2015 № 2015 - 0028, срок погашения которого - 15.11.2015, не могут быть учтены в составе НВВ КГУП «Камчатский водоканал» 2018 года, поскольку расходы по данному договору должны были быть заявлены и подтверждены регулируемой организацией соответствующими обосновывающими документами при установлении (корректировке) тарифов на 2017 год.

Вместе с тем, Заявителем не предоставлено документальное подтверждение в потребности заемных средств на пополнение оборотных средств в 2016 году, а именно отсутствуют пояснения о показателях эффективности использования оборотного капитала, а также платежей дебиторов, платежей поставщиков, в связи с чем регулируемой организацией не доказаны возникновение кассовых разрывов у КГУП «Камчатский водоканал» в 2016 году и необходимость в кредитовании предприятия на указанные цели.

По результатам рассмотрения досудебного спора по заявлению (исх. от 01.02.2016 № 352/05, вх. от 02.02.2016 рег. № 12952/16) ФАС России выявлены признаки нарушений органа регулирования, что частично подтверждает позицию Заявителя по спору.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

 

1. Признать орган регулирования Камчатского края нарушившим пункты 15, 24 Основ ценообразования № 406 и 22 Методических указаний 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования КГУП «Камчатский водоканал», указанные в заявлении (исх. от 14.03.2018 № 1091/03-02, вх. от 15.03.2018  № 37832-ЭП/18).

3. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования (цен) тарифов в сфере водоотведения в срок до 01.09.2018 (включительно) устранить нарушение:

- пересмотреть ранее установленные (скорректированные) тарифы КГУП «Камчатский водоканал» для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2018 год, включив экономически обоснованные расходы, подлежащие дополнительному учёту в составе НВВ КГУП «Камчатский водоканал» по водоотведению на 2018 год по статье «Проценты по займам и кредитам» в размере 390,77 тыс. руб. с учётом необходимости соблюдения ограничений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год;

- пересмотреть и ввести в действие тарифы на оказываемые потребителям КГУП «Камчатский водоканал» в Петропавловск-Камчатском городском округе услуги водоотведения с учетом положений, предусмотренных настоящим пунктом.

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований  КГУП «Камчатский водоканал».

5. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Камчатского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пункте 3 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протокола заседания правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края по результатам пересмотра тарифов на водоотведение потребителям КГУП «Камчатский водоканал» в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.А. Овчинников

Связанные организации

Связанные организации не указаны