Решения по тарифам №СП/70173/17 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов)

в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 35643/17 от 13.03.2017)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на тепловую энергию ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – Заявитель, Общество, ПАО «ТГК-14»).

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия документов, а также на основании пп. б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемый государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее – Респондент, РСТ РБ), которая в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 30.11.2015 № 2/119 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1) (в редакции приказа РСТ РБ от 16.12.2016 № 2/132 «О внесении изменений в Приказ Республиканской службы по тарифам от 30.11.2015 № 2/119 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1)» установила Заявителю тарифы на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы методом индексации установленных тарифов.

Тарифы на тепловую энергию для Заявителя установлены с календарной разбивкой:

на 2016 год – 748,18 руб./Гкал (вода); 920,88 руб./Гкал (пар);

на 2017 год – 744,63 руб./Гкал (вода); 869,38 руб./Гкал (пар);

на 2018 год – 639,91 руб./Гкал (вода); 747,11 руб./Гкал (пар).

Суть заявленных Заявителем требований к Респонденту по настоящему досудебному спору отражена в таблице* ниже:

тыс. руб.

Наименование статьи

Заявитель

Респондент

Объем спора

1

Экономически обоснованные расходы базового периода (2015 год), в т.ч.:

113 783,00

16 755,49

97 027,51

1.1.

Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14»

41 087,00

16 714,20

24 372,80

1.2.

Внереализационные расходы

56 144,00

41,29

56 102,71

1.3.

Затраты по договору лизинга

16 552,00

0

16 552,00

*Таблица заполнена на основании данных Заявителя.

Необходимая валовая выручка, установленная оспариваемым решением, составляет 1 181 547 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, которую ПАО «ТГК-14» считает экономически обоснованной – 1 278 575 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о досудебном урегулировании спора проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

1. Экономически обоснованные расходы базового периода (2015 год)

Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14» и внереализационные расходы)

Спор по данной статье заявлен Обществом по причине не учета Респондентом в тарифах на тепловую энергию в полном объеме фактически понесенных в 2015 году расходов, относящихся на аппарат управления ПАО «ТГК-14», но не учтенных при установлении тарифов на 2015 год, а также внереализационные расходы по филиалу (структурному подразделению) «Генерация Бурятии», расположенному на территории Республики Бурятия по теплоисточнику Улан-Удэнская ТЭЦ-1 (вид деятельности - производство тепловой энергии).

При определении расходов на аппарат управления ПАО «ТГК-14» на 2015 год Респондентом был произведен расчет нормативной численности управленческого персонала Заявителя, а также исключены отдельные затраты на обеспечение его деятельности, которые, по мнению Респондента, являются избыточными (материальные затраты, отчисления от заработной платы, услуги связи и др.).

В соответствии с п. 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее – Основы ценообразования), в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Также, учет внереализационных расходов в составе необходимой валовой выручки регламентирован пунктом 47 Основ ценообразования.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что затраты на аппарат управления, а также внереализационные расходы могут учитываться в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, Экспертное заключение Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия на корректировку тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (филиал «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1) на 2017-2018 год не содержит анализа фактических затрат по статье «Расходы аппарата управления», понесенных ПАО «ТГК-14» в 2015 году.

Экспертное заключение РСТ РБ на 2015 год также содержит информацию о способах отнесения им совокупных расходов по видам деятельности, структурным подразделениям, теплоисточникам Заявителям и т.д., а также о примененных долях отнесения затрат в числовом выражении.

ФАС России был проведен анализ представленных Заявителем обосновывающих материалов и документов. В процессе проводимого анализа по каждой статье затрат (в разрезе затрат на аппарат управления и внереализационных расходов) ФАС России оценивался плановый объем расходов, утвержденный Респондентом на 2015 год, фактический объем расходов за 2015 год, подтвержденный представленными Заявителем документами (с ссылками на представленные обосновывающие материалы), отнесенный в соответствующей доле согласно принятым способом распределения косвенных расходов по филиалу, а также полученные объемы отклонений (сальдо) расходов в части их перерасхода или недоиспользования за рассматриваемый период (2015 год).

Распределение затрат и прочих расходов аппарата управления и внереализационных расходов ПАО «ТГК-14» произведено согласно Учетной политике, действующей на предприятии в 2015 году. Затраты распределяются по прямому признаку, в случае если они относятся непосредственно на какой-то вид деятельности, и пропорционально утвержденной регулирующими органами необходимой валовой выручке по филиалам и регулируемым видам деятельности в отношении косвенных затрат. Общая сумма затрат АУ ПАО «ТГК-14», разбитая на статьи сметы затрат и статьи прочих расходов, умножается на коэффициент (процент распределения) соответствующий виду деятельности, подразделению и региону.

Фактические расходы аппарата управления ПАО «ТГК-14» в 2015 году составили 872 271,25 тыс. руб., в том числе в сфере теплоснабжения, по данным Заявителя – 318 411,56 тыс. руб. (36,504%).

Органом регулирования расходы по анализируемой статье затрат по всем филиалам учтены на 2015 год в размере 44 405,14 тыс. руб.

Общий размер разногласий по всем филиалам ПАО «ТГК-14» составляет 274 006,41 тыс. руб.

Статья «Сырье и материалы»

В соответствии с п. 33 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку относятся в том числе расходы на сырье и материалы.

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Фактические расходы по анализируемой статье затрат по ПАО «ТГК-14» в 2015 году составили 3 413,56 тыс. руб., в том числе материалы на ремонт – 338,33 тыс. руб., материалы на эксплуатацию – 2 347,08 тыс. руб., ГСМ – 728,14 тыс. руб.

В обоснование фактически понесенных расходов за 2015 год по статье «Сырье и материалы» Заявитель представил в адрес ФАС России оборотно-сальдовые ведомости, отчеты по проводкам, договоры поставки и спецификации за 2015 год.

ФАС России отмечает, что перечень закупаемых единиц материалов содержит более тысячи наименований, кроме того, значительное количество закупалось по цене менее 100 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, ФАС России предлагает принять расходы по статье «Сырье и материалы» на уровне фактических 9 351,26 тыс. руб. (относимые на теплоснабжение – 3 413,56 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 1 042,37 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 857,47 тыс. руб. (1 042,37 тыс. руб. – 184,90 тыс. руб., где 184,90 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Услуги производственного характера» («Услуги по ремонту»)

В соответствии с п. 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В обоснование фактически понесенных расходов за 2015 год по статье «Услуги производственного характера» Заявитель представил в адрес ФАС России оборотно-сальдовые ведомости, отчеты по проводкам, договоры, заказ-наряды, акты приемки-передачи автотранспортных средств за 2015 год.

ФАС России отмечает, что представленные Заявителем документы не позволяют сделать вывод об экономической обоснованности понесенных затрат в соответствии с п. 29 Основ ценообразования.

Кроме того, расходы на ремонт автотранспортных средств могут быть понесены за счет начисленной амортизации.

Таким образом, ФАС России не находит оснований для дополнительного учета затрат по статье «Услуги производственного характера» за 2015 год в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Покупная энергия»

В соответствии с п. 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, расходы на расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

В обоснование фактически понесенных расходов за 2015 год по статье «Покупная энергия» (энергия на технологические цели) Заявитель представил в адрес ФАС России сводный расчёт затрат, анализ счета 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, ведомости электропотребления, договор энергоснабжения, договоры аренды недвижимого имущества и помещений за 2015 год.

В соответствии с представленными документами, экономически обоснованная величина затрат на покупку электрической энергии с розничного рынка в 2015 году составляет 2 480,25 тыс. руб. (относимые на теплоснабжение – 905,38 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 276,47 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 19,48 тыс. руб. (276,47 тыс. руб. – 256,99 тыс. руб., где 256,99 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды»

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование фактических расходов по статье затраты на оплату труда по АУП за 2015 год Заявителем представлены в адрес ФАС России штатное расписание, приказы о выплате ежемесячных премий, расчёт компенсаций платы за тепловую и электрическую энергию.

При определении расходов на оплату труда на 2015 год Респондентом был произведен расчет нормативной численности управленческого персонала Заявителя.

Необходимо отметить, что фактическая среднемесячная заработная плата сотрудников аппарата управления составила в 2015 году 93 824 руб., учтенная РСТ РБ при установлении тарифов на 2015 год – 40 711 руб., при средней фактической по Республике Бурятия за 2015 год – 28 737 руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлена бухгалтерская отчетность, подтверждающая фактические расходы за 2015 год.

По данным Заявителя рост численности АУП по виду деятельности «Теплоснабжение» обусловлен следующим.

В соответствии с Учётной политикой Общества, разработанной в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 12 апреля 2013 г. № 91 г. Москва «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности…», косвенные общехозяйственные расходы Общества распределяются между регионами, филиалами и видами деятельности Общества по процентам распределения на основании фактической выручки.

Фактическое перераспределение расходов на оплату труда, а также численности АУП в 2015 году сложилось таким образом, что данные расходы на вид деятельности «Теплоснабжение» отнесены в большей доле, чем было запланировано на 2015 год.

ФАС России отмечает, что нормативная численность руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий определяется на основании приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.10.1999 № 74 с учетом среднесписочной численности работников предприятия, относящихся напрямую на регулируемую сферу деятельности. При этом, в случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Таким образом, нормативная численность АУП не завит от процентов распределения фактических затрат между видами деятельности.

Принимая во внимание существенное превышение заработной платы сотрудников аппарата управления от величины, учтенной органом регулирования и средней заработной платы по Республике Бурятия за 2015 год, а также отсутствие расчета нормативной численности работников, по сравнению с учтенной РСТ РБ, ФАС России не усматривает оснований для учета фактически сложившегося фонда оплаты труда в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Затраты на страховые взносы также не подлежат учету в соответствии с
п. 63 Основ ценообразования, поскольку являются следствием отклонений расходов на оплату труда.

Статья «Отчисления в негосударственный пенсионный фонд»

ФАС России отмечает, что данные затраты производятся по результатам финансово-хозяйственной деятельности при наличии чистой прибыли, и не могут быть учтены в необходимой валовой выручке организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Амортизация основных средств и нематериальных активов»

В соответствии с п. 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В обоснование затрат по статье «Амортизация» Заявителем в адрес ФАС России представлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, ведомость амортизации.

В соответствии с представленной ведомостью, амортизация начисляется линейным способом, за 2015 год величина начисленной амортизации в соответствии с анализом счета 26 (субсчет 79.04) составляет 4 994,84 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 1 823,30 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 556,77 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 341,48 тыс. руб. (556,77 тыс. руб. – 215,29 тыс. руб., где 215,29 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Налоги и другие обязательные платежи»

В соответствии с п. 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В обоснование фактически понесенных затрат на оплату транспортного налога за 2015 год Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, налоговые декларации за 2015 год.

В соответствии с представленными документами, величина фактически уплаченного транспортного налога за 2015 год составляет 97,97 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 35,76 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 10,92 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 10,92 тыс. руб. (10,92 тыс. руб. – 0,00 тыс. руб., где 0,00 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

В обоснование фактически понесенных затрат на оплату налога на имущество за 2015 год Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26 отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, налоговые декларации за 2015 год.

В соответствии с анализом счета 26 (субсчет 79.04), величина фактически уплаченного налога на имущество за 2015 год, относящемуся на аппарат управления составляет 400,07 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 146,04 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 44,60 тыс. руб. Исключению подлежат средства в размере 52,21 тыс. руб. (96,81 тыс. руб. – 44,60 тыс. руб., где 96,81 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи»

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В обоснование фактически понесенных затрат на аренду земли за 2015 год Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, приказ департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об утверждении результатов кадастровой оценки земель, договоры аренды.

Порядок определения арендной платы за земельные участки определен постановлениями Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 № 49 и от 19.06.2015 № 305. В соответствии с утвержденным порядком величина арендной платы за первый и второй квартал 2015 года составила 80,06 тыс. руб., за третий и четвертый – 119 723,04 тыс. руб. Суммарная величина фактически уплаченного налога на землю за 2015 год составляет 199,78 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 72,93 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 22,27 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 8,41 тыс. руб. (22,27 тыс. руб. – 13,86 тыс. руб., где 13,86 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Аренда прочего имущества» Заявителем представлены в адрес ФАС России отчёты по проводкам, сводные расчеты, договоры аренды жилого помещения, договор аренды оргтехники.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлено документов, позволяющих определить экономически обоснованный уровень арендной платы за 2015 год в соответствии с п. 45 Основ ценообразования.

Таким образом, по данной статье не представляется возможным определить экономически обоснованный уровень фактически понесенных расходов, подлежащих учету в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Связь»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Связь» Заявителем представлены в адрес ФАС России отчёт по проводкам, положение о корпоративной сотовой связи, договоры на оказание услуг связи.

ФАС России отмечает, что представленные Заявителем документы не позволяют сделать вывод об экономической обоснованности понесенных затрат в соответствии с п. 29 Основ ценообразования.

Таким образом, ФАС России не находит оснований для учета затрат по статье «Связь» за 2015 год в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Коммунальные услуги»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Коммунальные услуги» Заявителем представлены в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, счета-фактуры, договоры предоставления услуг.

Деятельность по водоснабжению, водоотведению, вывозу мусора регулируется государством и осуществляется по тарифам, таким образом, в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, фактически понесенные расходы за 2015 год в соответствии с анализом счета 26, относящиеся на аппарат управления, по водоснабжению составляют 167,20 тыс. руб., по водоотведению – 145,99 тыс. руб., вывоз мусора 111,15 тыс. руб., итого – 424,34 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 154,90 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 47,30 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 3,17 тыс. руб. (47,30 тыс. руб. – 44,13 тыс. руб., где 44,13 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Страхование»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Страхование» Заявителем представлены в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, счета-фактуры, договоры страхования.

Расходы на страхование в 2015 году состоят из расходов на страхование ответственности владельца ОПО (опасного производственного объекта), страхование автотранспорта (ОСАГО), добровольного медицинского страхования, страхование ответственности при СМР (строительно-монтажные работы), страхование ответственности проектировщиков.

ФАС России отмечает, что затраты на добровольное медицинское страхование, страхование ответственности при СМР, страхование ответственности проектировщиков не предусмотрено положениями Основ ценообразования.

Таким образом, экономически обоснованная сумма расходов на страхование в 2015 году в соответствии с анализом счета 26 составляет 42,76 тыс. руб. (38,39+4,38) (относимая на теплоснабжение – 15,61 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 4,77 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 2,59 тыс. руб. (4,77 тыс. руб. – 2,17 тыс. руб., где 2,17 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

По статьям расходов «СМИ», «Подготовка кадров», «Обслуживание орг. техники», «Техосмотр и техобслуживание автомашин», «Услуги аудиторов», «Сопровождение программного обеспечения», «Медосмотр», «Казначейский контроль», «Нотариальные и юридические услуги», «Регистрация имущества», «Лицензирование, УУ по сертификации и аккредитации», «Прочие услуги», «Почтовые расходы», «Приобретение спецлитературы», «Подписка газет и журналов», «Представительские расходы», «Командировочные расходы», «Затраты на проведение совета директоров», «Услуги банков» Заявителем были представлены анализ счете 26, отчет по проводкам бухучета, договоры.

ФАС России отмечает, что представленные Заявителем документы не позволяют сделать вывод об экономической обоснованности понесенных затрат в соответствии с п. 29 Основ ценообразования. Кроме того, не представлено экономическое обоснование необходимости несения данных затрат по ряду статей.

Статья «Проведение собрания акционеров»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Проведение собрания акционеров» Заявителем представлены в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, договоры на оказание услуг, итоговый протокол заседания конкурсной комиссии по закупке услуг по ведению и хранению реестра владельцев именных ценных бумаг ПАО «ТГК-14».

ФАС России отмечает, что организационно-правовая форма предприятия – публичное акционерное Общество. Согласно ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Указанной статьёй закона определён перечень вопросов, отнесённых к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Для формирования актуальной информации о лицах, подлежащих включению в реестр акционеров, требуются специальные компетенции. Без актуального реестра акционеров проведение общего собрания акционеров невозможно. Заявителем заключены договоры с АО «Регистратор Р.О.С.Т.» - крупнейшим в Российской Федерации регистратором, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра на основании лицензии № 045-13976-000001 от 03.12.2002.

При установлении тарифов РСТ РБ не приняты расходы на услуги по рассылке материалов к общему собранию акционеров. При этом, ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлена обязанность Общества доводить до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества, путем направления заказных писем или вручением под роспись. Иные способы уведомления акционеров о проведении общего собрания не были предусмотрены Уставом Общества, действовавшем в период заключения и исполнения договора оказания услуг по организации, созыву и проведению годового общего собрания акционеров в 2015 году.

Таким образом, ФАС России считает, что расходы по оплате услуги АО «Регистратор Р.О.С.Т.» являются обязательными расходами, позволяющими обеспечить выполнение требований действующего законодательства в части организации проведения общего собрания акционеров.

В соответствии с анализом счета 26 экономически обоснованная сумма на проведение собрания акционеров за 2015 год составляет 19 898,55 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 7 263,71 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 2 218,06 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 1 579,74 тыс. руб. (2 218,06 тыс. руб. – 638,32 тыс. руб., где 638,32 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Проценты за кредит»

В обоснование фактически понесенных расходов по статье «Проценты за кредит» Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, договоры открытия кредитных линий, платежные поручения по оплате процентов по кредитным договорам.

ФАС России отмечает, что фактические расходы Заявителя на уплату процентов за кредит за 2015 год составили 443 890,76 млн. руб. (относимые на теплоснабжение – 162 036,69 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 49 479,78 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы на 2015 год учтены не были.

Дополнительно со стороны Общества был представлен нормативный расчет кассовых разрывов исходя из фактических отчетных данных за 2015 год.

В процессе анализа установлено, что деятельность по теплоснабжению потребителей ПАО «ТГК-14» на территории Республики Бурятия на протяжении ряда лет является убыточной. Дефицит финансирования, возникающий вследствие формирования убытков компенсируется Обществом за счёт привлечения кредитов банков. Динамика финансового результата Общества по тепловой энергии в Республике Бурятия приведена в нижеследующей таблице:

Показатель

2007

2008

2009

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Убыток по тепловой энергии, млн. руб.

45

371

564

338

454

506

281

238

363

То же нарастающим итогом, млн. руб.

45

416

980

1 318

1 772

2 279

2 560

2 798

3 161

Как видно из данных таблицы, за период с 2007 по 2015 годы сумма накопленного убытка по тепловой энергии в Республике Бурятия составила 3 161 млн. руб. На сопоставимую величину за указанный период приросла задолженность Общества по кредитам, её величина по состоянию на 31.12.2015 года составила 3 505 млн. руб.

В соответствии с п. 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

За рассматриваемый период Заявитель не привлекал кредитов, на финансирование инвестиционных программ, все кредиты направлены на пополнение оборотных средств предприятия, также необходимо отметить, что все привлеченные заемные средства привлекаются централизованно.

В соответствии с п. 5 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сфера деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, норматив чистого оборотного капитала (в процентах) устанавливается в размере 5 процентов необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В таблице ниже представлен расчёт нормативной и фактической величины чистого оборотного капитала, исходя из разности которых Заявителем была определена нормативная потребность в заёмных средствах для формирования оборотного капитала и расходы на уплату процентов по кредитам.

Наименование

2015 год (млн. руб.)

Источник данных

1

Средняя величина текущих активов (стр. 1200), млн. руб.

2 680

Бухгалтерская отчётность предприятия

2

Средняя величина текущих обязательств (стр. 1500), млн. руб.

5 676

Бухгалтерская отчётность предприятия

3

Чистый оборотный капитал, млн. руб.

-2 997

п. 2 Основ ценообразования (ПП №1075

4

Выручка всего, млн. руб.

11 591

Бухгалтерская отчётность предприятия

5

Норматив чистого оборотного капитала, %

5%

п. 5 Правил установления ДПР (ПП №1075 от 22.10.2012)

6

Норматив чистого оборотного капитала, млн. руб. (стр.4*стр.5), млн. руб.

580

 

7

Избыток (+), недостаток (-) чистого оборотного капитала (стр.3-стр.6)

-3 576

 

8

Задолженность по кредитам, привлечённым на пополнение оборотных средств (стр.7*(-1))

3 576

 

9

Средняя за год ставка рефинансирования за год, %

12,6%

Информация Банка России

10

Предельная ставка кредитования (стр.+4%), млн. руб.

16,6%

п. 73 Основ ценообразования (ПП №1075 от 22.10.2012)

11

Проценты за кредит, млн. руб. (стр.8*стр.10) (предельное значение)

595

 

Из расчёта, представленного в таблице, следует, что предельная величина расходов ПАО «ТГК-14» на уплату процентов за кредит в 2015 году составила 595 млн. руб.

Таким образом, фактически понесенные расходы на обслуживание заемных средств не превышает предельную величину в соответствии с п. 63 Основ ценообразования подлежат дополнительному учету в сумме 443 890,76 тыс. руб. (относимые на теплоснабжение – 162 036,69 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию (мощность), производимую «Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 – 49 479,78 тыс. руб.

В ходе экспертизы представленных Заявителем материалов фактически понесенные затраты ПАО «ТГК-14» за 2015 год по статьям: «Негосударственный пенсионный фонд (НПФ)», «Представительские расходы», «Оплата госпошлины и судебных издержек», а также «Убытки предшествующих периодов», отнесенные на аппарат управления и внереализационные расходы, были признаны ФАС России экономически необоснованными (по причине их несоответствия положениям Основ ценообразования и нецелесообразности их понесения в процессе регулируемой деятельности в сфере теплоснабжение) и, как следствие, были исключены из сводного расчета фактически понесенных за 2015 год экономически обоснованных расходов организации. Выплаты в соответствии с коллективным договором также исключены из расчета ввиду выше представленного анализа по статье «Затраты на оплату труда».

По результатам проведенного анализа ФАС России были получены следующие данные о расходных составляющих Заявителя за 2015 год (в разрезе заявленных требований по досудебному спору):

Филиал

Утверждено

Экономически обоснованный объем расходов за 2015 год, отнесенный на филиал, вид деятельности и теплоисточник, определенный ФАС России

Сальдо (объем расходов, подлежащих дополнительному учету в тарифах 2017 года)

1

Генерация Бурятии (производство тепловой энергии, теплоисточник ТЭЦ-1)

16 755,49

69 006,32

52 250,83

Затраты по договору лизинга

Спор по данной статье заявлен Обществом по причине понесения им в 2015 году некомпенсированных тарифной выручкой расходов по договорам лизинга: указанные затраты не были утверждены органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год.

В соответствии с п. 44 Основ ценообразования, в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, учитываются лизинговые платежи.

При этом, согласно п. 45 Основ ценообразования, арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В обоснование заявленных требований по статье «Затраты по договору лизинга» на 2017 год Заявителем в адрес ФАС России были представлены следующие документы:

1) Предписания Забайкальского управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений от 19.09.2014 г. № 040/010-08-2014, от 19.11.2014 г. № 107/10-08-2014 о необходимости включения в работу регуляторов по основному и вспомогательному оборудованию ТЭЦ-1 в проектном объеме (поэтапно), а также восстановления работы в автоматическом режиме регуляторов тепловой нагрузки котлов ст. № 1, 2, 6, 8, 9;

2) Заключенный с ООО «Роспромфинанс» договор лизинга № 0094 от 24.04.2015 г. на приобретение в лизинг системы автоматического регулирования (САР) установок Улан-Удэнской ТЭЦ-1 (далее – Договор лизинга);

3) Подписанный сторонами акт сверки взаимных расчетов за 2016 г. между ООО «Роспромфинанс» и ПАО «ТГК-14»;

4) Платежные поручения по уплате лизинговых платежей с приложением их сводного реестра.

Анализ представленного Договора лизинга (а также Приложения № 2 к нему) установил, что договорная стоимость предмета лизинга составила 113 174 784,78 руб. (в т.ч. НДС – 17 263 950,22 руб.), сумма закрытия сделки составила 209 949 791,03 руб. (в т.ч. НДС – 32 026 239,31 руб.). Срок действия договора установлен до момента окончания передачи в лизинг ПАО «ТГК-14» оборудования – до 31.03.2022.

Согласно графику лизинговых платежей по договору, в 2015 году Заявитель должен был оплатить 9 платежей (все 24 числа отчетного месяца), ежемесячный лизинговый платеж составлял 5 161 449,70 руб. (с учетом НДС). Таким образом, объем расходов по лизингу, относящийся к 2015 году, за вычетом НДС, должен был составить: 5 161 449,70 руб. / 18% * 9 = 39 366 989,24 руб.

Анализ представленных платежных поручений за 2015 год (а также сводного реестра, составленного на их основе) установил, что совокупный объем понесенных Заявителем расходов по оплате лизинговых услуг в 2015 году также составил 39 366 989,24 руб. (без учета НДС).

ФАС России отмечает, что довод Респондента о том, что заявленные Заявителем затраты по договору лизинга не были учтены в тарифах по причине отсутствия лизинга в качестве источника финансирования инвестиционной программы Заявителя, является некорректным и не основанным на нормах законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно требованиям, отраженным в заявлении о досудебном рассмотрении спора, оспариваемый Заявителем объем расходов по данной статье составляет 16 552 тыс. руб. Указанная сумма не превышает объема, документально подтвержденного Заявителем представленными обосновывающими материалами.

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что Заявителем не было представлено расшифровки (информации от лизингодателя) о величине платы по договору лизинга в соответствии с п. 45 Основ ценообразования (величины амортизации и обязательных налоговых платежей по передаваемому в лизинг имуществу), в связи с чем объективно оценить экономически обоснованную величину расходов по лизингу, подлежащую учету в тарифах не представляется возможным.

Таким образом, по результатам досудебного рассмотрения данной статьи, ФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем подтверждается факт понесения расходов по лизингу, однако оценить их экономическую обоснованность из-за отсутствия расшифровки платы по договору лизинга от лизингодателя имущественных объектов не представляется возможным.

По результатам досудебного рассмотрения спора ФАС России принято решение:

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившим пункт 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «ТГК-14», указанные в заявлении о досудебном споре в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 35643/17 от 13.03.2017).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год для ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1) на 2017-2018 годы расходы по статье затрат «Экономически обоснованные расходы базового периода (2015 год)» в размере 69 006,32 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 52 250,83 тыс. руб.) с учетом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

4. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть ранее установленные тарифы на тепловую энергию на 2017 и (или) 2018 годы для ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1) с учетом пункта 3 настоящего решения, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов на 2017 год с 01 ноября 2017 года, на 2018 год в соответствии с действующим законодательством. 

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1) письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-1) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ПАО «ТГК-14».

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны