Решения по тарифам №СП/78882/17 Решение о частичном удовлетворении требований ПАО "МРСК Севе... от 14 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «МРСК Северо-Запада» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в электроэнергетике, с Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми

(рег. № 46403/17 от 30.03.2017)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» в ФАС России обратилось с заявлением о рассмотрении спора ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – Заявитель, ПАО «МРСК Северо-Запада»).

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми документов, а также на основании пп. б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – орган регулирования, Минстрой РК), который приказом от 30.12.2016 № 20/7-Т «О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/23 «Об утверждении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования ПАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» установил Заявителю необходимую валовую выручку на 2017 год.

Регулирование ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Комиэнерго» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, установленный долгосрочный период регулирования - 2014-2018 годы.

ПАО «МРСК Северо-Запада» в заявлении оспаривает расходы по статьям затрат:

      • «Резерв по сомнительным долгам»;

      • «Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2015 год»:

        2.1. Расходы,связанные с обслуживаем заемных средств;

        2.2. Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении цен (тарифов) в предыдущий период регулирования.

Сумма спора составляет 111 535,4 тыс. руб.:

Необходимая валовая выручка, установленная оспариваемым решением, составляет 5 674 690,7 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, которую ПАО «МРСК Северо-Запада» считает экономически обоснованной, составляет 5 786 226,1 тыс. руб.

Приказом ФАС России от 21.03.2017 № 370/17 были отменены следующие решения органа регулирования Республики Коми:

- приказ от 22.12.2016 № 16/9-Т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми»;

- приказ от 30.12.2016 № 20/1-Т «О внесении изменения в приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22 декабря 2016 года № 16/9-Т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми»;

- приказ от 09.02.2017 № 6/2-Т «О внесении изменения в приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22 декабря 2016 года № 16/9-Т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми».

Приказом Минстроя РК от 30.07.2017 № 40/2-Т вновь установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми, в расчете указанных тарифов необходимая валовая выручка Заявителя учтена в размере 5 663 383,5 тыс. руб.

ПАО «МРСК Северо-Запада» в ФАС России подано заявление (исх. от 24.08.2017 № МР2/34-01-03/7223, рег. № 132008/17 от 28.08.2017) об уточнении заявления о досудебном рассмотрении спора, где Заявитель указывает, что установление новых единых (котловых) тарифов не повлекло за собой изменений заявленной величины спора и просит распространить требования первоначально поданного заявления от 29.03.2017 года на утвержденные постановлением от 30.07.2017 № 40/2-Т тарифы.

Величина НВВ, учтенная в расчете тарифов по приказу Минстроя РК от 30.07.2017 № 40/2-Т, ниже на 11 307,2 тыс. руб. величины НВВ, установленной приказом органа регулирования от 30.12.2016 № 20/7-Т «О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/23 «Об утверждении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования ПАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций».

По результатам проведённого анализа материалов ФАС России отмечает следующее.

1. По статье «Резерв по сомнительным долгам».

Регулируемая организация заявляет требования на величину сформированного резерва по сомнительным долгам по итогам 2015 года в размере 31 992,9 тыс. руб.

Расходы по данной статье в необходимой валовой выручке Заявителя на 2017 год Минстроем РК не учтены.

Размер спора составляет 31 992,9 тыс. руб.

В выписке из протокола заседания Правления от 30.12.2016 № 22 (приложение № 1-1-6) не отражены основания, по которым отказано во включении в тарифы оспариваемых расходов, экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности расходов по оспариваемой статье.

ФАС России указывает на то, что экспертное заключение Минстроя РК не содержит оценку финансового состояния регулируемой организации по причине того, что в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» осуществляется долгосрочное регулирования тарифов на период 2014-2018 годы, и 2017 год является одним из периодов долгосрочного регулирования, оценка финансового состояния организации не производится (раздел 4 экспертного заключения).

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178 (далее – Основы ценообразования) в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода и определяются по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

ФАС России обращает внимание, что в тарифное предложение на 2017 год Заявитель включил сумму резерва 42 102,75 тыс. руб.

В сумму требований 31 992,91 тыс. руб. Заявителем включена дебиторская задолженность по следующим контрагентам:

      • ООО «Водопроводные и канализационные системы» (резерв на 31.12.2015 по договору № 337/13-А от 01.03.2013 — 4 836,40 тыс. руб., по договору № 341/13-А от 01.03.2013 — 978,59 тыс. руб.);

      • ЗАО «Евразийская энергетическая компания» (резерв на 31.12.2015 по договору № 124/2010-1 от 17.03.2010 — 4 980,00 тыс. руб.);

      • ООО «Полимер плюс» (резерв на 31.12.2015 по договору № 138-12А от 01.03.2012 — 62,83 тыс. руб.);

      • ООО «Сыктывкарская птицефабрика» (резерв на 31.12.2015 по договору № 12 от 27.06.2011 — 86,20 тыс. руб.);

      • ООО «Тепловодоканал» (резерв на 31.12.2015 по договору № 960/13-А от 01.01.2014 — 21 048,89 тыс. руб.).

В адрес ФАС России представлены:

- расшифровка резервов с отражением данных о движении резерва за 2014 и 2015 годы;

- сальдо резерва на 01.01.2014, 01.01.2015 и 31.12.2015;

- протокол заседания центральной инвентаризационной комиссии ПАО «МРСК Северо-Запада» от 25.01.2016 №1ЦИК;

- приказы филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» «Об инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 19.10.2015 № 925 и от 26.08.2016 № 869;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 63 по филиалу «Комиэнерго» за 2015 год, 9 месяцев 2016 года;

- акты об оценке обязательств и резервов по состоянию на 31.12.2015 по каждому дебитору;

- материалы в части претензионно-исковой работы (судебные решения, исполнительные листы);

- копии договоров № 124/2010-1 от 17.03.2010 с ЗАО «Евразийская энергетическая компания» (оказание услуг по передаче электрической энергии), № 337/13-А от 01.03.2013 и № 341/13-А от 01.03.2013 с ООО «Водопроводные и канализационные системы» (оказание услуг по передаче электрической энергии), № 138-12А от 01.03.2012 с ООО «Полимер плюс» (оказание услуг по передаче электрической энергии),  960/13-А от 01.01.2014 с ООО «Тепловодоканал» (оказание услуг по передаче электрической энергии) и прочие материалы.

Документы, представленные Заявителем, отражают порядок ведения учета в отношении формирования резерва по сомнительным долгам в соответствии с действующим законодательством и наличие проведения инвентаризации обязательств в отношении дебиторов.

В соответствии с представленными документами, учету в тарифах 2017 года не подлежит сумма задолженности 86,2 тыс. руб. по контрагенту ООО «Сыктывкарская птицефабрика» в связи с отсутствием подтверждения отнесения указанной задолженности к регулируемому виду деятельности.

Таким образом, действия органа регулирования по не включению резерва по сомнительным долгам в НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2017 год в размере 31 906,17 тыс. руб. не соответствуют действующему законодательству в области тарифообразования в электроэнергетике.

Органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики необходимо провести анализ документов, указанных в настоящем решении, при пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год для ПАО «МРСК Северо-Запада» включить резерв по сомнительным долгам в необходимую валовую выручку в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178, отразив соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178.

2. По статье «Корректировка неподконтрольных расходов».

В рамках данной статьи регулируемая организация заявляет требования по возмещению фактических расходов, связанных с обслуживанием заемных средств за 2015 год, а также неучтенных при установлении тарифов на 2015 год расходов по оплате услуг территориальных сетевых организаций.

2.1. Подстатья «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2015 год».

Фактические расходы на оплату процентов по кредитам за 2015 год по филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Комиэнерго» (за вычетом доходов от полученных процентов) составили 87 094 тыс. руб. при плане 100 379 тыс. руб. Корректировка расходов по фактическим значениям за 2015 год, по мнению Заявителя, составляет (-13 285) тыс. руб.

Органом регулирования учтено фактических расходов на сумму 62 599 тыс. руб.

Корректировка расходов по фактическим значениям за 2015 год, включенная в НВВ на 2017 год, при этом составила -37 780 тыс. руб.

Требования Заявителя составляют 24 495 тыс. руб.

Расчет корректировки выполнен органом регулирования по аналогии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж, утвержденными приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (приложение № 5 к экспертному заключению), исходя из 1/12 стоимости оказанных услуг за 2015 год и рассчитанной Минстроем РК процентной ставки за 2015 год.

ФАС России обращает внимание на то, что экспертиза предложения Заявителя на 2017 год проведена органом регулирования на основе отчетных данных за 2015 год, в том числе данных раздельного учета, представленными таблицей 1.3 (в частности в отношении факта по расходам по налогу на прибыль за 2015 год, прямо об этом указано).

В рамках метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки корректировка неподконтрольных расходов производится в порядке, установленном пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Иного в отношении требований к определению расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, включаемых в необходимую валовую выручку территориальных сетевых организаций действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, неправомерно применение Минстроем РК порядка определения данных расходов для Заявителя аналогичного порядку, установленному в отношении данных расходов, включаемых в сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

В обоснование расходов в ФАС России представлены:

- расчет корректировки неподконтрольных расходов по факту 2015 года;

- данные бухгалтерского учета за 2015 год (аудиторское заключение и бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2015 год);

- данные раздельного учета по филиалу «Комиэнерго» за 2015 год (таблицы 1.3, 1.6 по приказу Минэнерго № 585 от 13.12.2011);

- кредитные договоры, действовавшие в 2015 году;

- учетная политика на 2015 год с приложением приказа ПАО «МРСК Северо-Запада»;

- анализ распределения процентов по кредитам, привлеченных в 2015 году по видам деятельности в разрезе филиалов ПАО «МРСК Северо-Запада»;

- распределение основного долга и процентов за пользование кредитными ресурсами в разрезе филиалов за 2015 год в поквартальной и помесячной разбивке;

- отчет по движению потоков наличности исполнительного аппарата за 2015 год в поквартальной разбивке;

- пояснительные записки по методике распределения кредитов и процентов по ним по видам деятельности, по филиалам.

Вместе с бухгалтерской и статистической отчетностью Заявителем в орган регулирования ежегодно предоставляется отчетность в соответствии с требованиями, установленными приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

В соответствии с данной отчетностью «Чистая прибыль» ПАО «МРСК Северо-Запада» по виду деятельности «Передача электрической энергии» в 2015 году составила –219 633 тыс. руб. (убыток).

Согласно отчетам за 2015 год (таблицы 1.3 и 1.6) по филиалу «Комиэнерго» расходы на выплату процентов составили 118 565 тыс. руб.

Указанная величина расходов отражена в отчетности филиала «Комиэнерго», представленной на сайте ПАО «МРСК Северо-Запада» в формате раскрытия информации в соответствии с приказом ФСТ России от 24.10.2014 № 1831-э «Об утверждении форм раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии и мощности, являющимися субъектами естественных монополий».

Дополнительно в ФАС России представлены:

- расчеты оплаты процентов за кредит в связи с просроченной задолженностью контрагентов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» за 2015 год;

- копии договоров оказания услуг по передаче электрической энергии № 28/08-1 от 16.01.2008 с АО «Коми энергосбытовая компания», № М194/14-А от 01.03.2014 с АО «Шахта «Интауголь», № М209/13-А от 01.02.2013 с ОАО «Оборонэнерго», № М482/13-А от 01.04.2013 с ООО «Водоканал», № 960/13-А от 01.01.2014 с ООО «Тепловодоканал»;

- помесячные обороты счета 62 за 2015 год по договорам № 28/08-1 от 16.01.2008 с АО «Коми энергосбытовая компания», № М194/14-А от 01.03.2014 с АО «Шахта «Интауголь», № М209/13-А от 01.02.2013 с ОАО «Оборонэнерго», № М482/13-А от 01.04.2013 с ООО «Водоканал», № 960/13-А от 01.01.2014 с ООО «Тепловодоканал»;

-отчеты по проводкам 76, 91.01.01 за 2015 год по данным контрагентам;

-реестры судебных решений в отношении задолженности контрагентов АО «Коми энергосбытовая компания», АО «Шахта «Интауголь», ОАО «Оборонэнерго», ООО «Водоканал», ООО «Тепловодоканал».

Расходы на оплату процентов банкам в связи с просроченной дебиторской задолженностью по договорам на оказание услуг по передаче электрической энергии с АО «Коми энергосбытовая компания», АО «Шахта «Интауголь», ОАО «Оборонэнерго», ООО «Водоканал» и ООО «Тепловодоканал» составили 92 123,3 тыс. руб., при средневзвешенной процентной ставке по привлеченным кредитным ресурсам – 12,55% согласно аудиторскому заключению по бухгалтерской отчетности ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2015 год (стр. 35). Расчеты выполнены помесячно, с подтверждением объема дебиторской задолженности в 2015 году, остатках на начало и конец периода (помесячно и в целом по году) данным бухгалтерского учета филиала (обороты счета 62 в разрезе контрагентов и договоров).

Минимальная ключевая ставка Центрального банка в 2015 году составляла 11,0%, с учетом 4,0% - 15,0%.

Фактически взысканные проценты по судебным решениям по данным бухгалтерского учета (отчеты по проводкам 76, 91.01.01) составили в 2015 году 45,5 тыс. руб.

Расходы на оплату процентов банкам за вычетом взысканных процентов с должников составили 92 077,8 тыс. руб. Разница между указанной суммой и учтенной Минстроем РК суммой фактических расходов (62 599 тыс. руб.) составляет 29 478,8 тыс. руб.

Таким образом, действия органа регулирования по не включению расходов на оплату процентов банкам за 2015 год в размере 24 495 тыс. руб. (в соответствии с величиной, заявленной организацией) не соответствует действующему законодательству в сфере тарифообразования в электроэнергетике.

Органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики необходимо провести анализ документов, указанных в настоящем решении, при пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год для ПАО «МРСК Северо-Запада» включить расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2015 год, в необходимую валовую выручку в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178, отразив соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178.

2.2. Подстатья «Неучтенные при установлении тарифов расходы по оплате услуг территориальных сетевых организаций».

Спор заявлен в отношении неучета органом регулирования фактических расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии ОАО «Оборонэнерго», не учтенных при установлении тарифов на 2012 год.

Заявитель сообщает, что между ним и филиалом ОАО «Оборонэнерго» «Северный» органом регулирования были установлены индивидуальные тарифы на 2012 год, при этом необходимая валовая выручка филиала ОАО «Оборонэнерго» «Северный» была утверждена в размере 29 157,6 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату услуг ОАО «Оборонэнерго» с учетом судебных решений составили 183 969,7 тыс. руб., получено компенсации – 128 922,2 тыс. руб. (29 157,6 тыс. руб. величина установленной на 2012 год НВВ ОАО «Оборонэнерго» + 99 764,6 тыс. руб. сумма довыставления объемов потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт»), итого сумма некомпенсированных расходов по тарифным решениям 2012 года составляет 55 047,5 тыс. руб.

Заявитель указывает, что после принятия тарифных решений филиалу ОАО «Оборонэнерго» «Северный» были переданы дополнительные объекты сетевого хозяйства, в результате чего увеличился объем услуг, оказываемых Заявителю филиалом ОАО «Оборонэнерго» «Северный», что и явилось причиной превышения фактических расходов над плановыми.

Также в связи с переносом точек учета электроэнергии потребители ОАО «Оборонэнерго» были переведены на более низкий уровень напряжения, в результате чего в расчеты с энергосбытовой компанией ОАО «Оборонэнергосбыт» были внесены изменения, объем довыставления стоимости услуг за 2011-2012 годы этим потребителям составил 99 764,6 тыс. руб.

Требования Заявителя составляют 55 047,5 тыс. руб.

Указанные расходы, понесенные сверх учтенных тарифными решениями 2012 года расходов, Заявитель отражает в фактических затратах за 2015 год по строке «выпадающие доходы прошлых лет» и включает в состав НВВ на 2017 год.

В выписке из протокола заседания Правления от 30.12.2016 № 22 (приложение № 1-1-6) не представлены основания, по которым отказано во включении в тарифы оспариваемых расходов.

Экспертное заключение органа регулирования не содержит анализа экономической обоснованности расходов по оспариваемой статье, как того требует пп.4) пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

В отзыве Минстрой РК отмечает отсутствие нормативно-правового основания включения в состав НВВ на 2017 год корректировки в части выпадающих доходов ПАО «МРСК Северо-Запада», понесенных в результате взаиморасчетов с АО «Оборонэнерго» и АО «Оборонэнергосбыт» по тарифам в сфере электроэнергетики в 2012 году.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

В обоснование расходов Заявителем в ФАС России представлены:

- расчет недополученных доходов от оплаты услуг ОАО «Оборонэнерго»;

- счета на оплату, выставленные Заявителем в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» за услуги по передаче электроэнергии за 2011-2012 годы;

- платежные поручения ОАО «Оборонэнергосбыт» 2015 и 2016 годов;

- судебные решения по делу №А29-3316/2013, мировые соглашения с филиалом «Северный» ОАО «Оборонэнерго» от 20.12.2013 года по делу № А29-5235/2013 и от 15.05.2014 года по делу № А29-7985/2013.

Сумма долга ПАО «МРСК Северо-Запада» перед филиалом «Северный» ОАО «Оборонэнерго» по услугам на передачу электрической энергии за период январь-декабрь 2012 года определенная в соответствии с мировым соглашением от 15.05.2014 года по делу № А29-7985/2013 (период оказания услуг февраль-декабрь 2012, сумма 165 328,8 тыс. руб. без НДС) и решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2013 по делу № А29-3316/2013 (период оказания услуг январь 2012, сумма 18 640,9 тыс. руб. без НДС) составила 183 969,7 тыс. руб. без учета НДС.

При этом согласно условиям мирового соглашения, погашение долга Заявителя в размере 165 328,8 тыс. руб. (без НДС) в адрес филиала «Северный» ОАО «Оборонэнерго» определено в 5 этапов - равными долями, со сроком исполнения последнего этапа до 25 сентября 2014 года.

Плановая величина необходимой валовой выручки ОАО «Оборонэнерго» на 2012 год рассчитана Заявителем в размере 29 157,6 тыс. руб.  на основании плановых показателей баланса ОАО «Оборонэнерго», установленных Минстроем РК на 2012 год (согласно выписке из протокола заседания правления Службы Республики Коми по тарифам от 20.12.2011 № 115) с применением установленных на 2012 год индивидуальных тарифов для взаиморасчетов ТСО приказом Службы Республики Коми от 23.12.2011 № 116/2 (период действия тарифов с 01.01.2012) с учетом изменений тарифов в течение 2012 года (приказы от 14.03.2012 № 20/2 (период действия тарифов с 01.01.2012 по 30.06.2012), от 01.08.2012 № 56/14 (период действия тарифов с 10.08.2012), от 19.12.2012 года № 109/1 (период действия тарифов с 30.12.2012).

Фактический доход, полученный от ОАО «Оборонэнергосбыт» от потребителей ОАО «Оборонэнерго» согласно представленным платежным поручениям составил:

- в 2015 году – 9 775,18 тыс. руб. без НДС (период оказания услуг январь 2011, январь 2012),

- в 2016 году – 89 989,42 тыс. руб. без НДС (период оказания услуг февраль – декабрь 2011, февраль – декабрь 2012).

Итого получено доходов в период 2015-2016 гг. в размере 99 764,6 тыс. руб.

Из представленного обоснования следует, что фактически недополученный доход, включаемый Заявителем в тарифы 2017 года, сложился у Заявителя не по итогам 2012 года, а в более поздний период, по результатам судебных решений по взаиморасчетам с ОАО «Оборонэнерго» и ОАО «Оборонэнергосбыт».

Из пункта 7 Основ ценообразования, следует, что учет недополученного в 2015 году дохода в тарифах 2017 года осуществляется при условии доказательства регулируемой организацией факта наличия указанного дохода в отчетном периоде.

При отсутствии документального подтверждения фактических расходов ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2015 год на погашение долга перед филиалом «Северный» ОАО «Оборонэнерго» по взаиморасчетам 2012 года, ФАС России не видит оснований для удовлетворения требований Заявителя по оспариваемой статье.

По итогам рассмотрения материалов, представленных сторонами, ФАС России выявлены следующие нарушения действующего законодательства в действиях органа регулирования при осуществлении регулирования на 2017 год:

- нарушение пункта 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 – в протоколе заседания коллегиального органа по рассмотрению вопросов об установлении тарифов и корректировке НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2017 год не указаны основания, по которым отказано во включении в тарифы расходов по оспариваемым Заявителем статьям,

- нарушение пп.2) и пп.4) пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 - экспертное заключение не содержит оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность и анализа экономической обоснованности расходов по оспариваемым в заявлении статьям расходов.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

1. Признать Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми нарушившим пункты 7, 30, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12 2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 в части не учета в НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2017 год расходов по статьям затрат «Резерв по сомнительным долгам на 2017 год» в размере 31 906,17 тыс. руб., «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2015 год» в размере 24 495 тыс. руб.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Комиэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении спора с Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (рег. № 46403/17 от 30.03.2017).

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики Республики Коми:

3.1. провести анализ документов, указанных в настоящем решении, по статье затрат «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2015 год» в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178, а также по статье «Резерв по сомнительным долгам на 2017 год» в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178, отразив соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178.

3.2. при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2018 год учесть в необходимой валовой выручке ПАО «МРСК Северо-Запада» средства, подлежащих дополнительному учету на основании пунктов 1 и 3.1 настоящего решения, обеспечив введение в действие тарифов в сфере электроэнергетики в соответствии с действующим законодательством.

4. Об исполнении настоящего решения ФАС России органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Комиэнерго» цен (тарифов) в электроэнергетике, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

5. Отказать в удовлетворении остальной части требований ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Комиэнерго».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны