Решения по тарифам №ВК/54915/17 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 10 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований,

указанных в заявлении по вопросу досудебного рассмотрения спора

между МКП «Городской водоканал» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области

(исх. 21.02.2017 № 675, от 17.03.2017 № 969, вх. от 28.02.2017 № 28824/17)

 

Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, рассмотрено поступившее заявление (исх. 21.02.2017 № 675, вх. от 28.02.2017 № 28824/17) о досудебном споре между Муниципальным казённым предприятием «Городской Водоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация, МКП «Городской водоканал») и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – Респондент, РЭК, орган регулирования) по приказу РЭК от 30.11.2016 № 46-ОКК «Об установлении тарифов МКП «Городской водоканал» на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение», установлено следующее.

В поданном заявлении МКП «Городской водоканал» считает, что РЭК нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на питьевое водоснабжение для МКП «Городской водоканал» на 2017-2019 года, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении тем, что РЭК не были учтены:

1) расходы по статье «Амортизация» в размере 27 912 тыс. руб.;

2) расходы по статье «Реагенты» в тарифе в размере 986,5 тыс. руб.;

3) расходы по статье «Фонд оплаты труда» в части затрат на оплату труда административно-управленческого персонала (далее – АУП) в размере 4 851,4 тыс. руб. и страховые взносы на АУП в размере 1 468,5 тыс. руб.;

4) расчётная предпринимательская прибыль в размере 20 962,2 тыс. руб.;

5) объем полезного отпуска питьевой воды в размере 9 877 тыс. куб. м.;

6) расходы на охрану труда и технику безопасности в размере 3 233,8 тыс. руб.

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», утверждённый Правительством Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее – Федеральный закон), порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: для МКП «Городской водоканал», являющегося гарантирующей организацией, органом регулирования приказом от 30.11.2016 № 46-ОКК утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период 2017-2019 года.

ФАС России указаны расходы с разделением по разным видам деятельности в соответствии с приложениями, закрепленными в учетной политике регулируемой организацией, и согласно заявленным организацией.

1. По статье «Амортизация».

МКП «Городской водоканал» заявляет о неучёте в тарифах на водоснабжение расходов на амортизацию в размере 27 912 тыс. руб.

Органом регулирования в тарифе на водоснабжение на 2017-2019 гг. для МКП «Городской водоканал» учтены расходы на амортизацию в размере 3 153,38 тыс. руб. ежегодно.

Заявитель не согласен с позицией Респондента об исключении из тарифной заявки затрат на амортизационные отчисления, которая заключается в том, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В приложениях к договорам «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием», заключенным между Администрацией города Южно-Сахалинска и МКП «Городской водоканал» указана только первоначальная стоимость основных средств, в то время как информация о годе ввода в эксплуатацию и срок полезного использования отсутствует.

При этом, учитывая, что МКП «Городской водоканал» предоставило в орган регулирования расчёт в целом по предприятию без разделения по видам деятельности, а также не представило документы (технические паспорта, инвентарные карточки), подтверждающие: дату (месяц) ввода объектов основных средств в эксплуатацию; первоначальную стоимость объектов основных средств; срок полезного использования объектов основных средств, требования не подлежат удовлетворению.

2. По статье «Реагенты» в сфере водоснабжения.

МКП «Городской водоканал» заявляет о неучёте в тарифах на 2017-2019 гг. по водоснабжению расходы на реагенты в размере 986,5 тыс. руб.

Органом регулирования в тарифах на водоснабжение на 2017-2019 гг. для МКП «Городской водоканал», с учётом безвозмездного предоставления для МКП «Городской водоканал» жидкого хлора в объеме 9 900 кг (по линии МЧС) в рамках чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) в 2016 году, принято решение уменьшить расчётную величину хлора (10 715 кг в 2017 году) на данный объем, распределенный на долгосрочный период регулирования равными долями (по 3 300 кг). Цена принята РЭК исходя из сложившейся за 8 месяцев 2016 года (286,070 тыс. руб./т.) с применением индекса цен производителей промышленности, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации (от 24 ноября 2016 года).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья.

Таким образом, предоставленный на безвозмездной основе объем реагентов правомерно исключен органом регулирования, так как данный объем химических реагентов не является обязательным к ежегодному включению в необходимую валовую выручку МКП «Городской водоканал», а был выдан в рамках ЧС в одном периоде на бесперебойное функционирование водоснабжения.

На основании вышеизложенного, требования МКП «Городской водоканал» по данной статье удовлетворению не подлежат.

3. По статье «Фонд оплаты труда» и «Социальные отчисления от фонда оплаты труда» в части административно-управленческого персонала.

Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации) утверждена нормативная численность работников административно-управленческого персонала (далее - АУП).

МКП «Городской водоканал» заявляет о неучёте РЭК расходов на фонд оплаты труда (далее - ФОТ) АУП в размере 11 695 тыс. руб. и страховые взносы на АУП в размере 3 540,07 тыс. руб. в связи с сокращением численности работников АУП, и выражает требование об учёте численности работников АУП в размере 68,5 чел.

Как указывает МКП «Городской водоканал» на водоснабжение согласно учетной политике приходится 41,48% расходов по данным статьям, то по мнению Заявителя Респондентом неправомерно занижены расходы на оплату труда АУП на 6319,9 тыс. руб., из которых ФОТ — 4 851,4 тыс. руб, страховые взносы — 1 468,5 тыс. руб.

РЭК при установлении тарифов на 2017-2019 гг. учтена численность работников АУП в размере 51 чел. Расчёт произведён согласно Рекомендациям, однако некоторые ставки были исключены ввиду дублирования функций по мнению РЭК.

Проанализировав данные, представленные сторонами в ФАС России, установлено, что в форме П-4 «Сведения о численности заработной платы работников» МКП «Городской водоканал» не выделяется численность АУП, то есть указана только общая численность по организации.

ФАС России в соответствии с Рекомендациями рассчитана численность АУП для МКП «Городской водоканал» и получена численность аналогично принятой РЭК, в связи с чем, требования МКП «Городской водоканал» в части расходов на фонд оплаты труда и социальных отчислений административно-управленческого персонала не подлежат удовлетворению.

4. По статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

Расчетная предпринимательская прибыль в тарифной заявке на установление тарифов в сфере водоснабжения на 2017 год МКП «Городской водоканал» заявлена в орган регулирования в размере 4,69 % от запланированных текущих расходов предприятия по водоснабжению. Сумма средств, заявленная на досудебный спор составила в части оказываемых услуг водоснабжения - 20 962,2 тыс. руб.

Органом регулирования размер расчётной предпринимательской численности по водоснабжению принят в тарифе на водоснабжение на 2017 год в размере 0 руб.

При этом в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования (в редакции от 26.06.2014 № 588, действующей на момент установления тарифов) расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 №534 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма учета расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами» пункт 78 (1) изложен в следующей редакции: «78(1). Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) настоящего документа.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.».

Пункт 47(2) был внесен в Основы ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 №534. Данным пунктом предусмотрено, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации:

  • являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;

  • владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

То есть данный пункт применяется только при установлении тарифов на 2018 год.

Кроме того, как указано выше, оспариваемый тариф утвержден приказом Респондента от 30.11.2016 № 46-ОКК. Таким образом, на момент издания оспариваемого тарифного решения положения введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 №534 не могли быть применены.

На основании изложенного, действия РЭК по неучету расчетной предпринимательской прибыли противоречат положениям пункта 78 (1) Основ ценообразования, а требования МКП «Городской водоканал» в части расчётной предпринимательской прибыли подлежат удовлетворению.

5. По статье «Полезный отпуск».

МКП «Городской водоканал» заявляет в ФАС России о необходимости установления объемов отпуска питьевой воды на 2017-2019 гг. в размере 9 877 тыс. куб. м., в связи с допущенной арифметической ошибкой при подаче заявления об установлении тарифов.

В составе расчётных материалов МКП «Городской водоканал» представлена производственная программа на 2017 год, согласно которой объем реализации воды составляет - 10 903,74 тыс. куб. м.

Однако, 17 октября 2016 года регулируемая организация в составе дополнительных материалов представила новые (уточнённые) производственные программы 2017-2019 гг., согласно которым объемы реализации составляют 12 301 тыс. куб. м. по водоснабжению, которые МКП «Городской водоканал» просило учесть при расчете тарифов.

По данным регулируемой организации объемы отпуска воды и стоков увеличились в связи с появлением новых потребителей и увеличением нормативов потребления воды для отдельных потребителей, а именно:

- передача МКП «Городской водоканал» с 01.09.2016 администрацией города Южно-Сахалинск объектов водоснабжения и водоотведения, ранее обслуживаемых ООО «СахГЭК»;

- увеличение норматива потребления воды для абонентов частного сектора с 1,81 куб. м. до 4,28 куб. м.;

- переселение населения из ветхого жилья в благоустроенное (нормативы потребления увеличились с 1,81 куб. м. до 4,28 куб. м.);

- заключение договора по жилому фонду с Минобороны № 10170 от 30.04.2016 (31 многоквартирный дом);

-увеличение объема реализации ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» (снижение забора воды из собственных источников водоснабжения-скважин на в/заборе «Красносельский»);

  - заключение договора с ФКУ «ОКС Восточный военный округ (воинские части, котельные).

  В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования объемы отпуска воды и объемы принятых сточных вод определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.

Так как МКП «Городской водоканал» осуществляет свою деятельность с 30.04.2016 г. и учитывая тот факт, что регулируемой организации был передан измененный состав оборудования от ООО «Сахалинский водоканал», данные по полному отчетному году и динамике объемов за последние 3 года отсутствуют.

Таким образом, расчетный объем отпуска воды был принят РЭК на уровне, заявленном регулируемой организацией.

После установления тарифов, МКП «Городской водоканал» заявило о допущенной ошибке в переданных дополнительных материалах, уточняющие производственные программы 2017-2019 гг., и об учете ранее переданных данных по объемам реализации воды, который составлял - 10 903,74 тыс. куб. м.

На основании вышеизложенного, а также в связи с отсутствием основания для пересмотра установленных тарифов в связи с некорректными данными представленными МКП «Городской водоканал» на момент установления тарифов, ФАС России не усматривает нарушение РЭК требований законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения в части расчета объемов отпуска воды.

6. По статье «Охрана труда».

МКП «Городской водоканал» заявлены расходы на охрану труда и технику безопасности в тарифах на 2017-2019 года в размере 7 292,2 тыс. руб. в год.

РЭК учтены в тарифах на 2017 год расходы на охрану труда в размере 1 975,18 тыс. руб. (1 201,4 тыс. руб. по водоснабжению) исходя из ожидаемых годовых расходов в размере 1 890,15 тыс. руб. и увеличенным на индекс цен производителей промышленности, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации (от 24 ноября 2016 года).

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

МКП «Городской водоканал» представило в ФАС России на досудебный спор и в орган регулирования на момент установления тарифов на 2017 г. расчёт расходов на прохождение медосмотров в разрезе категорий персонала, с учётом общей численности рабочих, необходимой для прохождение медосмотров, на общую сумму в размере 1 376,35 тыс. руб. (570 тыс. руб. по водоснабжению) на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

МКП «Городской водоканал» представило подробный расчёт расходов на спецодежду в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 25.04.2011 № 340н, на общую сумму 4 111,866 тыс. руб. (1 705,6 тыс. руб. по водоснабжению) на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Согласно пункту 4 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 45н, норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

По расчётам ФАС России, с учётом количества смен работников, занятых на работах с вредными условиями труда (по данным регулируемой организации), а также ценой за 0,5 л. молока в 2016 году в размере 29,545 руб., увеличенной на индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период в размере 1,047%, расходы на приобретение молока составляют 327,75 тыс. руб. по водоснабжению.

Расчётов расходов на приобретение средств гигиены и проведения специальной оценки труда регулируемой организацией не представлено, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает обоснованными расходы по статье «Охрана труда» в тарифах на водоснабжение в размере 2 604,27 тыс. руб., и дополнительному учету подлежат расходы на сумму 1 402,87 тыс. руб.

Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора между Муниципальным казённым предприятием «Городской Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (исх. 21.02.2017 № 675, вх. от 28.02.2017 № 28842/17; исх. от 17.03.2017 № 971, вх. от 17.03.2017 № 39165-ЭП/17), ФАС России принято решение:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области нарушившим пункт 78(1) Основ ценообразования, пункт 86(1) Методических указаний и ст. 213, 221, 222 ТК РФ при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведения для МКП «Городской водоканал» на 2017-2019 гг.;

2. Частично удовлетворить требования МКП «Городской водоканал» и предписать органу регулирования:

- пересчитать и учесть расходы в тарифе 2017 года по статье «Расчётная предпринимательская прибыль» в размере 4,69% от утвержденных органом регулирования текущих расходов регулируемой организации в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования и пунктом 86(1) Методических указаний;

- дополнительно учесть расходы по статье «Охрана труда» в размере 1 402,87 тыс. руб.

3. Органу регулирования принять решения, указанные в пункте 2 настоящего решения, и в срок до 01.09.2017 года пересмотреть тариф на водоснабжение, установленный для МКП «Городской водоканал» на 2017 год.

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований МКП «Городской водоканал».

5. Органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений об установлении тарифов на питьевую воду, предусмотренных пунктом 3 настоящего решения, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протокола заседания Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, на котором принималось вышеуказанное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Г. Королев

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны