Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-10-102/00-11-17 от 23 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-102/00-11-17

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-10-102/00-11-17 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «МегаФон» (115035, г. Москва, Кадашевская набережная, д. 30; ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585) (далее — ПАО «МегаФон», Общество), выразившегося в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге и монопольно высоких цен (тарифов) на услуги в национальных межоператорских роуминговых соглашениях на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛА:

В результате анализа документов, материалов, представленных операторами связи во исполнение протоколов совещания по отмене внутрисетевого и национального роуминга, сведений об эффективных (применяемых в расчетах) межоператорских роуминговых ставках, а также общедоступной информации о тарифах операторов связи на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09.12.2014 № 1342 (далее — Правила оказания услуг телефонной связи), роуминг — обеспечение оператором связи возможности абоненту с применением идентификационного модуля пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен.

На территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополя услуги подвижной радиотелефонной связи в национальном роуминге ПАО «МегаФон» предоставляются абонентам только в случае официального объявления режима чрезвычайной ситуации.

Стоимость услуг связи в данном случае на исходящие вызовы на любые номера на территории Российской Федерации составляет 1 руб./мин. Все входящие — 0 руб./мин.

Услуги подвижной радиотелефонной связи в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь оказываются ПАО «МегаФон» в рамках базовых тарифных планов, пакетных тарифных планов и с применением опций.

Сравнительная стоимость услуг связи в рамках базовой тарификации и тарификации с применением опций приведена в таблице:

 

Республика Крым и г. Севастополь

 

Оператор связи

 

Входящие

Исходящие

SMS

ПД (1 Мб)

ПАО «МегаФон»

Базовая (руб.мин)

9,99

9,99

4,90

9,90

Опция "Крым" - 15 руб./сутки

0,00

5,00

3,00

5,00

 

Исходя из характеристики потребляемых услуг в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь за период 2016 года […].

Роуминг – режим, при котором оператор связи с которым у абонента заключен договор (домашний оператор) предоставляет ему возможность получать услуги связи в регионах, где нет сетей домашнего оператора.

Таким образом, когда абонент попадает в местность, где нет сетей домашнего оператора, его абонентская станция (телефон) регистрируется в сети другого оператора связи (визитный оператор). Такая процедура реализуется в соответствии с межоператорским роуминговым соглашением, которое заключается между домашним и визитным оператором связи.

При регистрации абонентской станции в сети визитного оператора связи услуги связи такому абоненту начинает оказывать визитный оператор связи. За оказанные услуги связи гостевому абоненту домашний оператор оплачивает визитному оператору плату в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения (в соответствии с межоператорской роуминговой ставкой).

При этом абонент вносит плату за услуги связи, полученные в сети визитного оператора связи, своему домашнему оператору.

Домашний оператор связи, не оказывая услуги связи, несет при этом затраты, связанные с осуществлением операционной деятельности, связанной с реализацией межоператорского роумингового соглашения.

Таким образом, тариф на услуги связи в роуминге, устанавливаемый для абонента, включает в себя затраты по межоператорскому соглашению:

    • прямые затраты, равные межоператорской ставке;

    • косвенные затраты, связанные с операционной деятельностью по исполнению такого соглашения.

На основании изложенного, ФАС России при изучении обоснованности абонентского тарифа проведено сравнение абонентского тарифа, установленного домашним оператором связи, и межоператорской роуминговой ставки (прямых затрат).

ПАО «МегаФон» обладает инфраструктурой на территории 83 субъектов Российской Федерации, абоненты указанного оператора при нахождении на территории этих субъектов могут регистрироваться в сетях других операторов связи в аварийных ситуациях в случае нахождения вне зоны действия базовых станций.

Необходимо также отметить, что ПАО «МегаФон» не обладает инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополь.

На территории Республики Крым и г. Севастополь осуществляют деятельность следующие операторы связи: ООО «К-Телеком», ООО «КТК- Телеком», ООО «СевТелекомСвзязь», ГУП РК «Крымтелеком». При этом ООО «К-Телеком» обладает наиболее развитой инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополь.

На основании изложенного ФАС России проанализированы абонентские роуминговые тарифы ПАО «МегаФон» в сопоставлении с эффективными (применяемыми) межоператорскими роуминговыми ставками ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл», ООО «К-Телеком».

 

Абонентский тариф в нац. роуминге (базовый)

Абонентский тариф в домашнем регионе (базовый)

Домашний оператор/визитный оператор

Межоператорская ставка

ПАО «МТС»

ООО «Т2 Мобайл»

ПАО «ВымпелКом»

ПАО «МегаФон»

голос, руб/мин.

не установлены, прим. ТП

1,30-2,5

ПАО «МегаФон»

 

 

 

 

СМС, руб/шт.

1,5

 

 

 

 

ПД, руб/Мб

0,15

 

 

 

 

 

По результатам анализа установлено, что межоператорские роуминговые ставки существенно, до [...] раз, завышены по сравнению с абонентскими тарифами.

Учитывая фактическое расположение инфраструктуры операторов подвижной радиотелефонной связи, ФАС России проведен анализ обоснованности абонентских цен (тарифов) в национальном роуминге на территории Республики Крым и г. Севастополь и на территории остальных субъектов Российской Федерации по отдельности.

 

МегаФон (без НДС)

ПАО «МегаФон»

(без НДС)

М/о роум. ставка, платеж МФ в адрес К-Телеком

Тариф

Разница, %

Базовый

Опция «Крым»

15 руб./сутки

Базовый

Опция «Крым» 15 руб./сутки

Вх.

Исх.

Вх.

Исх.

Вх.

Исх.

Вх.

Исх.

Голос за мин (вх/исх)

 

8,47

8,47

0,00/12,72*

4,24/12,72*

 

 

 

 

SMS за шт

 

4,15

2,54

 

 

ПД за 1 МБ

 

8,47

4,24

 

 

* Плата в случае, если абонент получил/совершил звонок продолжительностью 1 мин./сут (за счет ежесуточной абонентской платы).

 

По результатам анализа уровня цен (тарифов) в сопоставлении с межоператорскими роуминговыми ставками ООО «К-Телеком» на услуги подвижной радиотелефонной связи, при нахождении абонентов ПАО «МегаФон» в сети ООО «К-Телеком», ФАС России установлено, что абонентские базовые тарифы и тарифы с применением опций ПАО «МегаФон» существенно превышают межоператорские роуминговые ставки ООО «К-Телеком» на услуги подвижной радиотелефонной связи, следовательно существенно превышают уровень затрат на оказание услуг связи в роуминге.

Как упоминалось выше, технически роуминг организован таким образом, что при регистрации абонентской станции в сети связи визитного оператора связи услуги гостевому абоненту оказываются визитным оператором связи, оплату за которые визитный оператор получает от домашнего оператора в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения – по межоператорской роуминговой ставке.

Таким образом, фактически визитный оператор оказывает услуги связи гостевому абоненту за плату, равную межоператорской ставке. В то же время тот же оператор оказывает те же услуги связи абоненту, с которым у него заключен договор (своему домашнему абоненту) за плату за услуги связи.

В случае обслуживания гостевого абонента оператор связи не несет в полном объеме затраты, которые он несет при оказании услуги связи своему домашнему абоненту, в частности, при обслуживании гостевого абонента оператор не несет затрат на рекламу, операционное обслуживание гостевого абонента (выставление счетов, справочное обслуживание, информационное обслуживание).

При этом в случае обслуживания гостевого абонента визитный оператор несет затраты на операционное обслуживание межоператорского договора.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что межоператорская роуминговая ставка должна быть не выше, чем абонентский тариф того же оператора связи.

Аналогичные выводы изложены в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10/21-10, решение ФАС России вступило в законную силу (http://solutions.fas.gov.ru/documents/ag-41001).

Таким образом, ПАО «МегаФон» установлены межоператорские роуминговые ставки (цены), размер которых существенно превышает уровень экономически обоснованных затрат.

Сопоставимых товарных рынков на территории Российской Федерации и за ее пределами не выявлено (при сопоставлении учитывались площади стран, численность населения и порядок обращения товаров — условия взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи).

Комиссией ФАС России установлено, что межоператорские роуминговые ставки, установленные ПАО «МегаФон», существенно, до [...] раз превышают абонентские тарифы на услуги связи для своих абонентов и, соответственно, существенно превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

ФАС России в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи в географических границах Российской Федерации за 2016 год.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации установлено, что совокупная доля ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц превышает 70% на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи (при этом доли каждого не менее 8%).

В течение 2016 года размеры долей ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц, были неизменны.

При этом услуги подвижной радиотелефонной связи не могут быть заменены другими услугами при потреблении.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), в отношении которого выполняются в совокупности следующие условия:

а) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

б) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

в) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС», ПАО «МегаФон» и ООО «Т2 Мобайл», а также операторы связи, входящие в состав их групп лиц, занимают доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации.

В ответ на определение о назначении дела № 1-10-102/00-11-17 к рассмотрению ПАО «МегаФон» относительно экономического, технологического обоснования уровня межоператорских роуминговых ставок, установленных в рамках каждого из действующих роуминговых соглашений/договоров в качестве экономического обоснования представило (вх. от 20.09.2017 № 143577-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

По результатам анализа представленной информации Комиссией установлено, что наиболее крупными потребителями услуг в сети ПАО «МегаФон» являются […]..

[...]

Комиссия проанализировала межоператорские роуминговые ставки, применяемые в отношении […].

Таким образом, применяемые (эффективные) межоператорские роуминговые ставки в отношении операторов […] позволяют формировать публичные предложения для своих абонентов на уровне, сопоставимом с тарифами при нахождении в «домашнем регионе» в сети своего оператора.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-102/00-11-17 (исх. от 06.10.2017 № АГ/69242/17) было запрошено экономическое, технологическое и иное обоснование действующих линейных тарифных планов при нахождении абонента в режиме национального роуминга, в том числе расчеты тарифов, установленных в размере 9,99 руб./мин. входящего и исходящего голосового соединения; 4,90 руб./шт. за СМС; 9,90 руб./Мб за передачу данных.

ПАО «МегаФон» была представлена информация письмом (вх. от 24.10.2017 № 161214-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) [...]

ПАО «МегаФон» поясняет […].

Комиссия отмечает, что поскольку при нахождении абонента ПАО «МегаФон» в режиме национального роуминга на территории Республики Крым и города Севастополь услуги связи оказываются не ПАО «МегаФон», а визитным оператором, то отнесение каких-либо затрат, связанных с предоставлением услуг связи на территории расположения своих сетей, на услуги связи в национальном роуминге, необоснованно.

На заседании Комиссии 26.10.2017 представителем ПАО «МегаФон» представлено ходатайство […].

На заседании Комиссии ПАО «МегаФон» представлена информация [...]

Комиссия отмечает, что предложенные условия по-прежнему существенно превышают уровень прямых и косвенных затрат, а также действующие опциональные предложения.

ООО […] проинформировало ФАС России письмом (вх. от 21.11.2017 № 178164-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

Определением об отложении рассмотрения дела №1-10-102/00-11-17 (исх. от 12.12.2017 № АГ/87172/17) ПАО «МегаФон» в срок до 20.12.2017 надлежало представить экономическое обоснование (расчет) разработанных тарифов по каждой услуге связи при оказании услуг связи на территории Республики Крым и города Севастополь, разработанных в рамках рассмотрения дела № 1-10-102/00-11-17.

На заседании Комиссии 22.12.2017 ПАО «МегаФон» повторно представило информацию письмом (вх. от 24.10.2017 № 161214-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

По результатам анализа Комиссией ФАС России установлено, что рассчитанные ПАО «МегаФон» абонентские тарифы на услуги связи в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь в размере […] существенно превышают сумму необходимых для реализации оказания услуг связи в национальном роуминге расходов и прибыли.

Проанализировав применяемые межоператорские ставки, Комиссия приходит к выводу, что […].

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия ПАО «МегаФон» по формированию межоператорских роуминговых ставок были добросовестными и разумными.

Письмом ПАО «МегаФон» проинформировало (вх. от 12.02.2018 № 21314-ДСП/18 составляет коммерческую тайну) […].

На заседании Комиссии 06.03.2018 ПАО «МегаФон» представило дополнение к письму (вх. от 20.02.2018 № 26592-ДСП/18) о размещении на официальном сайте Общества информации о новых принципах тарификации абонентов при оказании услуг связи в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь.

В информации, размещенной на официальном сайте Общества, в частности указано, что новые условия тарификации начнут действовать для абонентов, подключившихся и перешедших на тарифы линейки «Включайся!», «Переходи на НОЛЬ» и «Посекундный» с 12 марта 2018 года. Остальные тарифные планы будут переводится на новую систему тарификации поэтапно, в срок до середины мая.

Комиссия проанализировала указанные тарифы и пришла к выводу, что тарифы на услуги связи для абонентов ПАО «МегаФон» в национальном роуминге являются экономически обоснованными.

Действия по размещению на официальном сайте 02.03.2018 года информации об изменении тарифов на услуги связи в национальном роуминге Комиссия оценивает в качестве исполнения обязанности, установленной Правилами оказания услуг телефонной связи.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Комиссия ФАС России в результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия ПАО «МегаФон», выразившиеся в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения ПАО «МегаФон» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации.

2. В связи с добровольным устранением ПАО «МегаФон» нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.

3. Производство по делу № 1-10-102/00-11-17 в части установления и поддержания монопольно высоких цен (тарифов) в межоператорских роуминговых соглашениях прекратить.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны