Определение №АГ/56411/17 Определение о назначении дела к рассмотрению (Нац.Роуминг - ... от 16 августа 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 1-10-103/00-11-17 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«15» августа 2017 г. г. Москва

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-103/00-11-17 о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

ФАС России проанализирована информация, представленная операторами связи во исполнение протоколов совещания по отмене внутрисетевого и национального роуминга, сведения об эффективных (применяемых в расчетах) межоператорских роуминговых ставках, а также общедоступная информация о тарифах операторов связи на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09.12.2014 № 1342 (далее Правила оказания услуг телефонной связи), роуминг - обеспечение оператором связи возможности абоненту с применением идентификационного модуля пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен.

ПАО «МТС» предоставляет услуги подвижной радиотелефонной связи в национальном роуминге в рамках базовых тарифных планов, пакетных тарифных планов и с применением опций.

Опция ПАО «МТС» «Везде как дома» применяется в случае регистрации абонента в сетях иного оператора связи в национальном роуминге в любом регионе Российской Федерации.

 

Республика Крым и г. Севастополь

 

Оператор связи

 

Входящие

Исходящие

SMS

ПД (1 Мб)

МТС

Базовая

10,90

на МТС - 10,90; на остальные номера России - 14,00

3,95

9,90

Опция "Везде как дома" - 7 руб./сутки

Подключение - 30 руб.

3,00

3,00

100 SMS, сверх пакета - 3,95

9,90

 

 

Исходя из характеристики потребляемых услуг в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь за период 2016 года значительный объем потребленных услуг как в стоимостном, так в натуральном выражении произведен в рамках базовой тарификации.

Сравнительная стоимость услуг связи в рамках базовой тарификации и тарификации с применением опций приведена в таблице:

 

Российская Федерация, кроме Республики Крым и г. Севастополь

 

Оператор связи

 

Входящие

Исходящие

SMS

ПД (1 Мб)

МТС

Базовая

10,90

на МТС - 10,90; на остальные номера России - 14,00

3,95

9,90

Опция "Везде как дома" - 7 руб./сутки Подключение - 30 руб.

3,00

3,00

100 SMS, сверх пакета - 3,95

9,90

 

Исходя из характеристики потребляемых услуг в национальном роуминге на территоррии Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополь за период 2016 года, значительный объем потребленных услуг в стоимостном выражении произведен в рамках базовой тарификации.

Роуминг – режим, при котором оператор связи с которым у абонента заключен договор (домашний оператор) предоставляет ему возможность получать услуги связи в регионах, где нет сетей домашнего оператора.

Таким образом, когда абонент попадает в местность, где нет сетей домашнего оператора, его абонентская станция (телефон) регистрируется в сети другого оператора связи (визитный оператор). Такая процедура реализуется в соответствии с межоператорским роуминговым соглашением, которое заключается между домашним и визитным оператором связи.

При регистрации абонентской станции в сети визитного оператора связи услуги связи такому абоненту начинает оказывать визитный оператор связи. За оказанные услуги связи гостевому абоненту домашний оператор оплачивает визитному оператору плату в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения (в соответствии с межоператорской роуминговой ставкой).

При этом абонент вносит плату за услуги связи, полученные в сети визитного оператора связи, своему домашнему оператору.

Домашний оператор связи, не оказывая услуги связи, несет при этом затраты, связанные с осуществлением операционной деятельности, связанной с реализацией межоператорского роумингового соглашения.

Таким образом, тариф на услуги связи в роуминге, устанавливаемый для абонента, включает в себя затраты по межоператорскому соглашению:

  • прямые затраты, равные межоператорской ставке;

  • ковсенные затраты, связанные с операционной деятельностью по исполнению такого соглашения.

На основании изложенного, ФАС России при изучении обоснованности абонентского тарифа проведено сравнение абонентского тарифа, установленного домашним оператором связи, и межоператорской роуминговой ставки (прямых затрат).

ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон» обладают инфраструктурой на территории 83 субъектов Российской Федерации, абоненты указанных операторов при нахождении на территории этих субъектов могут регистрироваться в сетях других операторов связи в аварийных ситуациях в случае нахождения вне зоны действия базовых станций.

Необходимо отметить, что ООО «Т2 Мобайл» не обладает инфраструктурой на территории 20 субъектов Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон» не обладают инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополя.

На территории Республики Крым и г. Севастополя осуществляют деятельность следующие операторы связи: ООО «К-Телеком», ООО «КТК Телеком», ООО «СевТелекомСвзязь», ГУП РК «Крымтелеком». При этом ООО «К-Телеком» обладает наиболее развитой инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополя.

На основании изложенного ФАС России проанализированы абонентские роуминговые тарифы ПАО «МТС» в сопоставлении с эффективными (применяемыми) межоператорскими роуминговыми ставками ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл», ООО «К-Телеком».

Учитывая фактическое расположение инфраструктуры операторов подвижной радиотелефонной связи, ФАС России проведен анализ обоснованности абонентских цен (тарифов) в национальном роуминге на территории Республики Крым и г. Севастополь и на территории остальных субъектов Российской Федерации по отдельности.

Как упоминалось выше, технически роуминг организован таким образом, что при регистрации абонентской станции в сети связи визитного оператора связи услуги гостевому абоненту оказываются визитным оператором связи, оплату за которые визитный оператор получает от домашнего оператора в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения – по межоператорской роуминговой ставке.

Таким образом, фактически визитный оператор оказывает услуги связи гостевому абоненту за плату, равную межоператорской ставке. В то же время тот же оператор оказывает те же услуги связи абоненту, с которым у него заключен договор (своему домашнему абоненту) за плату за услуги связи.

В случае обслуживания гостевого абонента оператор связи не несет в полном объеме затраты, которые он несет при оказании услуги связи своему домашнему абоненту, в частности, при обслуживании гостевого абонента оператор не несет затрат на рекламу, операционное обслуживание гостевого абонента (выставление счетов, справочное обслуживание, информационное обслуживание).

При этом в случае обслуживания гостевого абонента визитный оператор несет затраты на операционное обслуживание межоператорского договора.

На основании изложенного ФАС России пришел к выводу, что межоператорская роуминговая ставка должна быть не выше, чем абонентский тариф того же оператора связи.

Аналогичные выводы изложены в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10/21-10, решение ФАС России вступило в законную силу (http://solutions.fas.gov.ru/documents/ag-41001).

По результатам анализа установлено, что межоператорские роуминговые ставки существенно, до 22 раз, завышены по сравнению с абонентскими тарифами.

Экономического, технологического, иного обоснования такого завышения ПАО «МТС» не представлено.

Таким образом, ПАО «МТС» установлены и применяются межоператорские роуминговые ставки (цены), размер которых существенно превышает уровень экономически обоснованных затрат.

По результатам анализа уровня цен (тарифов) в сопоставлении с межоператорскими роуминговыми ставками ООО «К-Телеком» на услуги подвижной радиотелефонной связи, при нахождении абонентов ПАО «ВымпелКом» в сети ООО «К-Телеком», ФАС России установлено, что абонентские базовые тарифы и тарифы с применением опций ПАО «МТС» существенно превышают межоператорские роуминговые ставки ООО «К-Телеком» на услуги подвижной радиотелефонной связи, следовательно существенно превышают уровень затрат на оказание услуг связи в роуминге.

Сопоставимых товарных рынков на территории Российской Федерации и за ее пределами не выявлено (при сопоставлении учитывались площади стран, численность населения и порядок обращения товаров — условия взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи).

Вместе с тем ФАС России проанализирован размер затрат, включенных в тариф на услуги сотовой связи в роуминге, в дополнение к размеру ставки межоператорского взаимодействия, в рамках тарифного регулирования.

 

 

Страна

Способ регулирования

Размер затрат, включенных в тариф сверх межоператорской ставки

ЕС

прямое тарифное

10-15%

SADC (South African Development Community)

прямое тарифное

5%

GCC (Gulf Cooperation Council)

прямое тарифное

15%

 

Таким образом, в случае прямого тарифного регулирования размер затрат, включенных в тариф сверх межоператорской ставки, не превышает 15%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Поскольку межоператорские роуминговые ставки, установленные и применяемые ПАО «МТС», существенно, до 22 раз превышают абонентские тарифы на услуги связи для своих абонентов и, соответственно, существенно превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, действия ПАО «МТС» по установлению и применению межоператорских роуминговых ставок на территории Российской Федерации содержат признаки монопольно высокой цены товара.

На основании изложенного издан приказ Федеральной антимонопольной службы от 03.08.2017 №1013/17 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения Публичного акционерного общества «МТС» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в установлении, поддержании цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге и монопольно высоких цен на услуги в национальных межоператорских роуминговых соглашениях на территории Российской Федерации, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 1-10-103/00-11-17 к рассмотрению на 28.09.2017 в 15.00 по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11, Зал Коллегии;

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика ПАО «МТС» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4);

3. ПАО «МТС» в срок до 18.09.2017 (к указанной дате документы и материалы должны находиться в распоряжении ФАС России) представить:

3.1. Надлежащим образом заверенные копии документов, которыми изменяются/дополняются роуминговые соглашения/договоры с российскими операторами подвижной радиотелефонной связи, представленные в ответ на запрос от 14.10.2016 № АГ/70709/16, а также копии вновь заключенных соглашений/договоров, которые не предоставлялись ранее в ответ на запрос 14.10.2016 № АГ/70709/16.

3.2. Тарифные ставки, применяемые по состоянию на дату получения настоящего Определения и устанавливаемые оператором связи для российских операторов подвижной радиотелефонной связи, с которыми заключены роуминговые соглашения/договора, согласно представленной ниже таблице.

 

Российские операторы связи

Валюта*

Исходящие звонки

SMS

Передача данных (за 1 Мб)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*В случае использования иностранной валюты, указать курс по которому рассчитываются операторы.

3.3. Экономическое технологическое и иное обоснование уровня роуминговых межоператорских ставок, установленных в рамках каждого из действующих роуминговых соглашений/договоров.

3.4. Информацию по прилагаемой форме (прил. Таблица 1, Таблица 2) об объемах оказанных услуг связи в национальном роуминге в натуральном и стоимостном выражении в форме таблицы в формате MS Excel в электронном виде за период с 01.07.2016 по дату получения настоящего Определения.

В случае невозможности присутствия на заседании представителей лиц, участвующих в деле, представить ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

 

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны