Решение №ИА/20187/16, ИА/20191/16 Решение и предписание по ходатайству АО «ФГК» от 30 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения ходатайства

 

В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»  Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство АО «ФГК» (место нахождения: 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 44; основной вид деятельности: аренда железнодорожного транспорта и оборудования) о получении в пользование 100 % основных производственных средств (38338 единиц подвижного состава (грузовых вагонов: 28306 полувагонов, из которых 7149 с улучшенными техническими характеристиками; 10032 вагонов - цистерн) ООО «УВЗ-Логистик» (место нахождения: 119049, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 40; основной вид деятельности: деятельность железнодорожного транспорта), и приняла решение об удовлетворении данного ходатайства и выдаче предписания.

Настоящее решение действует только в совокупности с предписанием от 28.03.2016  № ИА/20191/16.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство АО «ФГК» (место нахождения: 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 44; основной вид деятельности: аренда   железнодорожного  транспорта   и   оборудования)  о получении в пользование 100 % основных производственных средств ООО «УВЗ-Логистик», и сообщает, что приняла решение об удовлетворении ходатайства с учетом следующего.

Из представленных с ходатайством о получении в пользование 100 % основных производственных средств ООО «УВЗ-Логистик» материалов следует, что ОАО «РЖД» владеет 100%-1 акция в уставном капитале АО «ФГК».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, ОАО «РЖД» и АО «ФГК» входят в состав одной группы лиц.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», перевозчик обязан владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве.

Согласно статье 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», на ОАО «РЖД» (перевозчика) возложена обязанность по рассмотрению заявок на перевозку грузов в вагонах и планирования указанных перевозок.

ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, следовательно, группа лиц, включающая ОАО «РЖД» и АО «ФГК», занимает доминирующее положение на данных рынках.

В результате совершения сделки АО «ФГК» будет владеть 126 819 полувагонов, что составит 24,99 % от общего количества полувагонов, которыми владеют хозяйствующие субъекты на территории Российской Федерации.

В связи с передачей ООО «УВЗ-Логистик» 100 % основных производственных средств АО «ФГК», ООО «УВЗ-Логистик» не будет оказывать услуги по предоставлению вагонов для перевозки грузов.

Приобретение АО «ФГК» 100 % основных производственных средств ООО «УВЗ-Логистик» приведет или может привести к ограничению конкуренции в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

ОАО «РЖД», образуя с АО «ФГК» вертикально интегрированную группу, имеет возможность контролировать процесс предоставления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе операторам железнодорожного подвижного состава, то есть конкурентам АО «ФГК».

Таким образом, в результате совершения сделки группа лиц ОАО «РЖД» и АО «ФГК» может устанавливать барьеры входа на рынок предоставления вагонов и рынок грузовых железнодорожных перевозок, а также в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на указанных товарных рынках.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «н» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, ФАС России предписывает группе лиц в составе: ОАО «РЖД» - перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, АО «ФГК» - оператор железнодорожного подвижного состава, обеспечить совершение следующих действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынках перевозок грузов и предоставления вагонов и недопущение создания дискриминационных условий для грузоотправителей, грузополучателей, транспортных экспедиторов, физических/юридических лиц, владеющих вагонами, контейнерами на праве собственности и/или на ином законном праве, а именно:

1) ОАО «РЖД» не допускать передачу в пользу АО «ФГК» своих полномочий и функций перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняемых согласно Федеральному закону от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам.

2) ОАО «РЖД» обеспечить соблюдение права грузоотправителя использовать по своему усмотрению для осуществления перевозок подвижной состав любого собственника/арендатора подвижного состава (при наличии возможности его эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования) на равных/недискриминационных условиях с лицами, входящими в группу лиц ОАО «РЖД», в том числе АО «ФГК».

3) В случае обращения к ОАО «РЖД» (перевозчику, собственнику инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) пользователей услугами железнодорожного транспорта, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД», обеспечить условия взаимодействия (в т.ч. перечень работ/услуг, существенные условия договоров, в том числе их стоимость) между ОАО «РЖД» и обратившимися пользователями услугами железнодорожного транспорта на аналогичных условиях взаимодействия между ОАО «РЖД» и пользователями услугами железнодорожного транспорта, входящими в группу лиц ОАО «РЖД».

В рамках мониторинга исполнения данного пункта ОАО «РЖД» обеспечивает формирование и представление в ФАС России отчетов на базе соответствующих информационных систем в режиме реального времени (онлайн) по вопросам: регистрация, рассмотрение, исполнение заявок формы ГУ-12, в том числе с указанием вагонов заявленных и предоставленных по данной заявке формы ГУ-12, формирование, исполнение транспортной железнодорожной накладной; введение запретов/ограничений по погрузке/выгрузке грузов, отставлению поездов от движения; движение порожних/груженых вагонов.

4) ОАО «РЖД» (группе лиц ОАО «РЖД») обеспечить недискриминационный доступ к услугам по выполнению плановых и внеплановых видов ремонта подвижного состава лиц, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД», и лиц, входящих в группу лиц ОАО «РЖД», в том числе обеспечить условия договоров, уровень цен на одноименные виды ремонта подвижного состава, принадлежащего группе лиц ОАО «РЖД», сопоставимые с условиями договоров, уровнем цен на одноименные виды ремонта подвижного состава, не принадлежащего группе лиц ОАО «РЖД», в условиях одинаковых затрат на необходимые для ремонта материально-технические ресурсы.

5) Группе лиц в составе ОАО «РЖД», АО «ФГК», в случае установления цен (тарифов, сборов, плат) на нерегулируемые государством услуги по предоставлению вагонов, в том числе полувагонов, под перевозку и сопутствующие виды услуг (работ) выше более чем на 7,5% по сравнению со среднеквартальными ценами (тарифами, сборами, платами), установленными для предоставления вагонов соответствующего типа в соответствующем квартале предыдущего года, а также в случае любого повышения цен (тарифов, сборов, плат) сверх уровня, установленного на соответствующие виды услуг (работ) в тарифном прейскуранте, предоставить в ФАС России экономическое обоснование повышения цен (тарифов, сборов, плат), в срок не позднее чем за 15 дней до повышения цен (тарифов, сборов, плат).

В случае, если предлагаемое повышение вышеуказанных цен (тарифов, сборов, плат) экономически обоснованно, в том числе с учетом фактически достигнутого повышения оборачиваемости вагонов на сети, ФАС России может выдать соответствующее заключение.

6) Рекомендовать ОАО «РЖД» организовать на электронной торговой площадке размещение до 50 % предложений по перевозкам грузов в универсальном подвижном составе. Указанная электронная торговая площадка должна обеспечивать, в том числе возможность для грузоотправителей размещать заказы на перевозку грузов и привлечение ближайшего доступного универсального подвижного состава на недискриминационных условиях с автоматическим подтверждением плана перевозки с помощью удаленного доступа через сеть интернет.

Рекомендовать АО «ФГК» размещать на электронной торговой площадке предложения по предоставлению имеющегося в распоряжении универсального подвижного состава в размере не менее пропорционально сложившейся доли АО «ФГК» на рынке вагонов универсального подвижного состава.

ОАО «РЖД» обеспечить доступ заинтересованных операторов железнодорожного подвижного состава на недискриминационных условиях к размещению на электронной торговой площадке предложений по предоставлению универсального подвижного состава.

ОАО «РЖД» согласовать с ФАС России правила и порядок функционирования электронной торговой площадки, в том числе обеспечивающей эффективное функционирование перевозочного процесса по аналогии с принципами работы обезличенного общего парка, а также сроки ее разработки, тестовой эксплуатации и внедрения.

7) Группе лиц в составе: ОАО «РЖД», АО «ФГК», в срок до 01.05.2016 обеспечить разработку и согласование с ФАС России форм, порядка расчетов и отчета исполнения поведенческих условий, указанных в пунктах 1-6 настоящего предписания, в целях дальнейшего применения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны