Решение №10/22969-пр/18 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-10-210/00-10-17 от 3 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-210/00-10-17

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 2 апреля 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 3 апреля 2018 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 1-10-210/00-10-17 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Московская объединенная энергетическая компания» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителей филиала МПРЦ «Здоровье» ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России <...>, <...>; представителей ПАО «МОЭК» <...>, <...>; ООО «Тепловизор Сервисная Компания» <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес ФАС России поступило заявление филиала МПРЦ «Здоровье» ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России (вх. от 12.10.2017 № 154864-ПР/17) на действия ПАО «МОЭК» по неправомерному выставлению счетов за потребление тепловой энергии.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-210/00-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) установила следующее.

Между филиалом МПРЦ «Здоровье» ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России (109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 8А) (далее - заявитель) и Публичным акционерным обществом «Московская объединенная энергетическая компания» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) (далее — ПАО «МОЭК») заключен договор теплоснабжения от 01.10.2015 № 05.401429-ТЭ (далее — договор).

Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что количество поставленных тепловой энергии и теплоносителя определяется в точке поставки на основании показаний принятого к коммерческому учету узла (прибора) учета тепловой энергии ВИС.Т 24855 (приложение № 5 к договору) (далее — прибор учета). Свидетельство о поверке прибора учета от 14.06.2017 № 140617216, действительно до 14.06.2021.

Согласно пункту 3.4 договора в случае отсутствия прибора учета, выходе его из строя, а также в случае утраты или истечения срока его эксплуатации определение количества поставленных заявителю тепловой энергии и теплоносителя производится ПАО «МОЭК» расчетным методом в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила № 1034).

Диапазон измеряемых объемных расходов прибора учета (минимальный или максимальный предел расходомера), согласно информации, содержащейся в паспорте прибора учета «Теплосчетчик электромагнитный «ВИС.Т ТС 200-0-2-1» заводской номер <...> , установлен от 0,05 до 12,5 м3/ч.

В спорные периоды в месячных протоколах учета тепловой энергии и теплоносителя, формируемых исходя из данных, содержащихся в приборе учета (далее — протокол), во все дни, кроме дней отопительного периода, фиксируется знак «<», который, согласно расшифровке ошибок, указывает на значение расхода теплоносителя ниже минимального предела расходомера.

Указанный минимальный предел, как отмечено выше, установлен для прибора учета в значении 0,05 м3/ч.

В связи с этим за периоды май, июль, август 2017 количество поставленной тепловой энергии и теплоносителя определено ПАО «МОЭК» расчетным методом с учетом количества тепловой энергии, израсходованной в период нештатных ситуаций.

ПАО «МОЭК письмами от 17.11.2017 № АП/07-16589 и от 17.01.2018 № АП/07-368/18 (приобщены к материалам дела) подтвердило указанную информацию.

В процессе рассмотрения дела 18.01.2018, 15.02.2018 указанная выше позиция также подтверждена представителями ПАО «МОЭК».

В соответствии с приказом Минэнерго России от 20.12.2016 № 1363 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2030 года с учетом развития присоединенных территорий» ПАО «МОЭК присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, ПАО «МОЭК» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по теплоснабжению в географических границах присоединенных зон централизованной системы теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе посредством нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 111 Правил № 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Пунктом 31 Правил № 1034 установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

а) отсутствие в точках учета приборов учета;

б) неисправность прибора учета;

в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Согласно пункту 86 Правил № 1034 количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом также при выявлении нарушений в работе узла учета с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета.

Таким образом, для определения количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем необходимо возникновение указанных выше факторов.

Пунктом 3 Правил № 1034 установлено, что неисправностью средств измерений узла учета является состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае расчетный метод применялся ПАО «МОЭК» в связи с работой прибора учета в нештатной ситуации.

В обоснование своих действий ПАО «МОЭК» ссылается на положения пункта 122 Правил № 1034, которым установлено, что к нештатным ситуациям относится работа теплосчетчика при расходах теплоносителя ниже минимального или выше максимального предела расходомера.

Комиссия считает необходимым отметить, что данном случае речь идет именно о расходе теплоносителя.

Согласно пункту 3 Правил № 1034 расход теплоносителя - это масса (объем) теплоносителя, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени.

Однако в рассматриваемом случае прибором учета фиксируется нулевое значение потребления теплоносителя, поскольку технически и механически подача теплоносителя полностью прерывается закрытием регулирующего клапана, в результате чего теплоноситель не может проходить через поперечное сечение трубопровода.

Учитывая, что нулевое значение меньше чем 0,05 м3/ч, прибор учета автоматически фиксирует знак «<», который и указывает на значение расхода теплоносителя ниже минимального предела расходомера.

Данное обстоятельство находит подтверждение в письме самого производителя прибора учета, привлеченного к рассмотрению дела.

ООО «Тепловизор Сервисная Компания» в письме от 22.12.2017 № 1925, а также впоследствии в процессе рассмотрения дела сообщило, что прибор учета заявителя находится в исправном состоянии, а регулирование теплосистемы происходит в «клиппированном» режиме, то есть в процессе работы регулирующий клапан многократно открывается и закрывается, при этом расход теплоносителя при закрывании клапана выходит за пределы минимального предела расходомера.

Следовательно, прибор учета фиксирует объем проходящего через него теплоносителя только при фактическом его потреблении (открывании регулирующего клапана).

Таким образом, применение ПАО «МОЭК» расчетного метода при определении объема тепловой энергии и теплоносителя, подлежащего оплате заявителем, без обоснования работы прибора учета в нештатном режиме, привело к ущемлению интересов Заявителя.

С учетом изложенных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела № 1-10-210/00-10-17 (далее — заключение) и направила его копии лицам, участвующим в деле.

Частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На заключение поступили возражения ПАО «МОЭК» от 27.03.2018 № б/н. Однако указанные возражения не содержат каких-либо новых пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Оснований для прекращения дела № 1-10-210/00-10-17 не установлено.

2. Признать ПАО «МОЭК» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка расчета платы за тепловую энергию (теплоноситель), что привело к ущемлению интересов
 

филиала МПРЦ «Здоровье» ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России (109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 8А).

3. Выдать ПАО «МОЭК» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 
 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны