Пивная индустрия

Тип документа:
Аналитические материалы
Дата публикации:
29.11.2004
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в химической промышленностиАнтимонопольное регулирование

Российский пивной рынок не только один из самых крупных в мире (входит в первую пятерку), но еще весьма перспективный. С 1996 года его объем увеличился более чем вдвое, с 210 до 505 млн. декалитров, и продолжает стремительно расти. Прогноз на 2001 - 2003 года 600 -700 млн. декалитров.
Сейчас среднестатистический житель нашей страны выпивает 37-40 литров пива в год. В г. Москве и г. Санкт-Петербурге этот показатель выше - горожане обеих столиц потребляют в год более 50 литров ячменного напитка.
За последние пять лет западные компании вложили в российское пивоварение около 2 млрд. долларов. С середины 90-х четыре западных гиганта - BBH, Sun-Interbrew, SAB и Efes скупили и построили в России в общей сложности двадцать предприятий, установив на них самое современное оборудование. Сейчас эти компании контролируют более половины рынка.
Из российских пивных компаний без участия иностранного капитала с западными монстрами, имеющими производство в России, может конкурировать на равных только "Очаков". Моспивокомбинат в 2000 году выпустил около 60 млн. декалитров пива, а после выхода в 2003 году на полную мощность завода в Краснодаре намерен производить более 100 млн. декалитров в год.
Неплохие шансы и у казанского завода "Красный Восток". Предприятие увеличило выпуск пива за три года в тринадцать раз, почти до 40 млн. декалитров в год. А в ближайшее время прогнозирует нарастить мощности до 50-60 млн. декалитров ежегодно.
Практически все остальные 296 пивных предприятий России (еще два года назад их было более 310) либо перестали развиваться вовсе, либо стремительно деградируют.
15% средних и мелких пивоварен находятся на грани выживания, и через год другой они уйдут с рынка, не выдержав конкуренции с более успешно работающими производителями, которые постоянно вкладывают деньги в производство.
По прогнозам экспертов, до 2003 года (считается, что именно тогда наш рынок перестанет расти) "пивная пятерка" вложит в Россию еще около 1 млрд. долларов и полностью займет весь рынок. К 2003 году пивоваренная компания "Балтика" (вместе с дочерними "ДонПиво" и "Тульское пиво") будет контролировать четверть рынка. В целом доля холдинга ВВН в России может превысить 40%. Еще треть рынка займет Sun-Interbrew, нарастив производство на своем Клинском пивокомбинате, в частности марки Stella Artois (сейчас их доля 22%). Оставшиеся 30% распределят между собой "Очаково", "Эфес", "Красный Восток" и еще несколько пивоварен поменьше.