Обзор рынка нефтепродуктов

Тип документа:
Аналитические материалы
Дата публикации:
29.11.2004
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в ТЭКАнтимонопольное регулирование

Особенности структуры внутренних рынков нефти, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения не позволяют говорить о формировании внутрироссийских рыночных цен на нефтепродукты, об их экономической обоснованности.
Цены на нефть фактически формируются в рамках трансфертного ценообразования вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые в силу доминирующего положения на целом ряде сегментов рынка, имеют возможность не только формировать цены по цепочке добыча – переработка – оптовая продажа, но и влиять на уровень совокупной цены на выходе конечного товара (розничная продажа).
Необходимо отметить, что ситуации с повышением цен на горюче-смазочные материалы рассматриваются ежегодно и регулярно в период, предшествующий весенним (посевным), осенним (уборочным) работам, а также осенне-зимнему отопительному периоду.
При этом рассмотрение вопроса в основном происходит в направлении поиска мер, которые могут иметь краткосрочный эффект стабилизации ситуации с ценами на горюче-смазочные материалы, но которые, однако, не способны привести к кардинальному изменению ситуации и предотвращению регулярного возникновения необходимости решения вопросов по предотвращению повышения цен на ГСМ (см. данные Федеральной службы государственной статистики на конец 2002 года – март 2004 года).Сезонный рост цен на бензины и дизельное топливо, по мнению Федеральной антимонопольной службы, объясняется в том числе следующими факторами:
– благоприятная внешняя конъюнктура,
– снятие ограничений на транспортировку нефти и нефтепродуктов,
– увеличение внутреннего спроса на бензин и дизельное топливо, связанного в том числе с подготовкой к весенне-полевым работам и появлениям автомобилистов, не пользовавшихся автотранспортом в течение зимнего периода времени, наличие конфликтной ситуации между производителями стали, трубной заготовки и нефтяными компаниями. В настоящее время антимонопольными органами по результатам расследования выдано предписание об устранении нарушения требований антимонопольного законодательства производителями стали, трубной заготовки. Ведется дополнительное расследование в связи с имеющимися обращениями. Вместе с тем нефтяным компаниям во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в ответ на их обращение о том, что повышение цен на штрипс для труб большого диаметра на 33%, заставит эти компании дополнительно изыскивать инвестиционные ресурсы, что может привести к повышению цен на нефтепродукты на 25% в период, предшествующий весенне-полевым работам, направлено письмо о том, что повышение цен на штрипс для труб большого диаметра не является основанием для увеличения цен на нефтепродукты на 20-25%,
– неразвитость внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов, отсутствие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами и, соответственно, производными финансовыми инструментами, которые позволяют снизить сезонную неравномерность цен на нефтепродукты, хеджировать риски,
– недостаточное развитие конкуренции в оптовом звене нефтепродуктообеспечения, когда в результате приватизационных процессов регионы Российской Федерации были поделены на «сферы влияния» различных нефтяных компаний; постепенное устранение с рынков независимых участников (как в сфере добычи нефти, так и в сфере розничной реализации нефтепродуктов), в том числе посредством инструментов акцизной и налоговой политики. Так, введение налога на добычу полезных ископаемых привело к сокращению доли малых и независимых средних предприятий в сфере добыче нефти в Российской Федерации с 9,5% в 2001 году (добыча составляла около 34,8 млн.тонн нефти) до 6,0% в 2003 году (около 25,26 млн.тонн нефти). Увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых при сохранении его плоской школы приведет к дальнейшему сокращению количества малых и средних независимых предприятий в сфере добыче нефти.
Таким образом, некоторое повышение цен на бензины и нефтепродукты в целом прогнозируемо. В связи с этим речь должна идти о недопущении необоснованного завышения указанных цен и обеспечения рыночных механизмов ценообразования.
Территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы осуществляется еженедельный мониторинг ситуации на рынке розничной реализации нефтепродуктов, которые взаимодействуют в этом вопросе с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации. Мониторинг также осуществляется с использованием информации аналитических компаний. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства принимаются меры антимонопольного регулирования.
Федеральная антимонопольная служба считает, что для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов в целом необходимо, в первую очередь, создание цивилизованного прозрачного рынка нефти и нефтепродуктов, в частности, с использованием механизмов биржевой торговли. Это также позволит достоверно определить цены на нефтепродукты в конкретном регионе, объективно исчислить налоги и сборы, даст возможность сравнить котировки на одни и те же нефтепродукты в различных регионах, а также цены по сделкам, заключенным внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний и на бирже в одном регионе.
Для этих целей ранее Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства была совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлена Концепция формирования в Российской Федерации биржевого рынка нефти и нефтепродуктов.
Основной целью формирования биржевого рынка является формирование цивилизованных рыночных отношений на рынке нефти и нефтепродуктов и справедливой рыночной конкуренции. Кроме того, как для государства, так и для компаний принципиально важным является упорядочение механизма закупок нефти и нефтепродуктов на средства бюджета, что будет являться значительным стимулом развития биржевого рынка.
Организация торговли реальным товаром будет способствовать созданию и расширению торговли производными инструментами, что исключительно важно для управления рисками на указанных рынках, которым свойственны резкие колебания цен. Развитие торговли производными инструментами будет способствовать перемещению средств со спекулятивных финансовых рынков на рынок реального сектора.
Организация биржевой торговли может обеспечить устойчивость снабжения регионов топливными ресурсами, для чего могут осуществляться товарные интервенции или задействованы возможности Госрезерва.
Рыночные цены на нефть и нефтепродукты, определенные в ходе биржевых торгов, должны стать расчетной базой для определения рыночных цен для целей налогообложения, при обосновании регулируемых тарифов.
Стимулирование активности участников рынка может осуществляться исключительно экономическими методами и не может включать в себя принуждение участников рынка к совершению биржевых сделок. Указанные экономические методы включают в себя в том числе:
– оказание дополнительного объема государственной поддержки сельхозпроизводителям, в том числе на закупку топлива при условии заключения сделок по рыночным ценам, в том числе сделок на биржевом рынке;
– снижение степени риска по банковским кредитам, выданным на закупку нефти и нефтепродуктов в том случае, если риски по данной сделке хеджированы на биржевом рынке.
Первоочередная задача государства заключаются в формировании системы стандартов по биржевым операциям на рынке нефти и нефтепродуктов, включая стандарты качества и стандартные биржевые контракты, с целью создания единого биржевого пространства в рамках Российской Федерации.
Необходимо поэтапное включение биржевых механизмов в систему закупок топливных ресурсов на бюджетные средства и задействование биржевых механизмов в части регулирования рынка с использованием возможностей Госрезерва. Со стороны государства также необходима подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
Приоритетными видами биржевых контрактов должны являться контракты с немедленной и отсроченной поставкой реального товара, а также фьючерсные контракты с поставкой товаров на биржевой склад.
Организованная торговля нефтью будет способствовать улучшению структуры рынка, и, как следствие, - защите потребителя от необоснованных колебаний цен, а также преодолению олигополистических тенденций на рынках нефти, которые могут приводить к соглашениям, согласованным действиям, либо совместному доминированию.
Таким образом, реализация нефтепродуктов в рамках биржевой торговли будет способствовать созданию условий для рыночного ценообразования нефтепродуктов, бесперебойного снабжения регионов топливными ресурсами, дальнейшему развитию малого предпринимательства как в секторе добычи нефти, так и розничном нефтепродуктообеспечении, повышению эффективности и прозрачности предприятий топливно-энергетического комплекса посредством выявления экономически обоснованного уровня цен, создания эффективного механизма минимизации рисков и условий для обоснованного исчисления налогооблагаемой базы, эффективного расходования бюджетных средств.
Федеральная антимонопольная служба считает также, что в порядке товарных интервенций в периоды, предшествующие весенним (посевным), осенним (уборочным) работам на бирже могут продаваться излишки нефти ОАО «АК «Транснефть». Это также будет способствовать как стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов в указанные периоды, так и дальнейшему развитию биржевой торговли реальным товаром (нефтью и нефтепродуктами). Аналогичным образом должна решаться ситуация и для ОАО «АК «Транснефтепродукт». Такие предложения были направлены Федеральной антимонопольной службой в Минэкономразвития России.