Аналитический отчет б/н Рыбохозяйственный комплекс от 2 декабря 2004 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральные рынки рыбопродукции являются конкурентными. В 2000 г., по данным Госкомрыболовства России, доля трех крупнейших рыбодобывающих предприятий составила 12,9% в целом по рыбе и 28,9% по сельди. В производстве рыбных консервов удельный вес трех крупнейших предприятий не превышает 27%. Самым крупным предприятием является холдинг ОАО "Дальморепродукт", производящий около 15% рыбной продукции в стране. Однако по отдельным товарным группам и на региональных рынках этот показатель может быть значительно выше.
В региональные разделы Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35%, включено 59 субъектов отрасли. В федеральный раздел Реестра включены три организации: ОАО "Русская икра" (икра рыб осетровых пород), МГП "Каспий" (рыбный клей) и ТОО "Агар" (агар пищевой).
По сравнению с 1999 г. концентрация рыбодобывающего производства возросла в 2000 г. на 2,7%, производство консервов - на 11,4%.
Основными проблемами функционирования предприятий рыбохозяйственного комплекса в настоящее время являются: несовершенство отечественного налогового и тарифно-таможенного регулирования; высокая степень физического износа основных фондов; дефицит инвестиционных ресурсов и оборотных средств, значительная кредиторская задолженность; уменьшение или незначительные увеличение объемов производства, сокращение сырьевой базы по отдельным видам рыбных ресурсов; значительная часть добываемых морепродуктов (около 40%) регулярно уходит для оплаты иностранных кредитов.
Работы по реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров (работ и услуг) рыбного хозяйства на 1998-2000 г.г. (одобрена № ВХ-П1-06016 от 27.02.98) завершены. Планы мероприятий практически выполнены. Так, например, из 37 мероприятий, запланированных в программе, выполнено 33 (89%).
Вместе с тем имеются проблемы, решение которых необходимо для совершенствования конкурентных отношений в рыбохозяйственном комплексе.
Сохраняются высокие барьеры входа на рынки, в том числе связанные с политикой банков в области инвестиций и кредитов и системой распределения промышленных квот на вылов морепродуктов.
Существенным препятствием служит процедура входа судов в российские порты (громоздкая, продолжительная, бюрократизированная система контроля и оформления документов) и качество портового обслуживания. Этот барьер является одной из важнейших причин увеличения поставок морепродуктов российскими судами в иностранные порты. В процессе продвижения рыбных товаров от производителей к конечному потребителю участвует большое число посредников, изымающих около половины дохода от продажи морепродуктов и способствующих высоким темпам роста цен на эту продукцию.
Отмечается значительное количество дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, в частности, ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пример: В 2001 г. МАП России рассмотрел дело о нарушении Госкомрыболовством России и Севзапрыбводом Госкомрыболовства России п.1 ст.7 Закона "О конкуренции" в связи с изданием последним приказа от 18.04.01 № 80-П "Об утверждении промышленных квот на вылов рыбы и лимита на орудия лова в Псковско-Чудском водоеме на 2 кв. 2001 г. пользователям различных форм собственности". Акт квалифицирован как ограничивающий конкуренцию путем вытеснения с этого регионального рынка ряда промысловых предприятий. Выдано предписание, направленное на недопущение необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов при утверждении и распределении установленных квот вылова рыбы и лимитов на орудия лова, а также при определении перечня хозяйствующих субъектов - претендентов на получение квот.
Вопросы повышения эффективности функционирования рыбной отрасли России Правительство Российской Федерации рассмотрело 18 октября 2001 г. Помимо принятых на заседании решений целесообразно дополнительно разработать программу мер по совершенствованию конкурентных отношений в рыбохозяйственном комплексе.
Основные направления конкурентной политики на данном этапе развития рыбохозяйственного комплекса должны включать: формирование нормативно-правовой базы отрасли, сбалансированно отражающей интересы государства и предприятий рыбного комплекса; создание оптовых рынков рыбных товаров; повышение конкурентоспособности российских рыбохозяйственных предприятий; совершенствование механизмов распределения промышленных квот на вылов рыбы, в том числе организация продажи квот на аукционной основе; мероприятия по снижению барьеров входа на рынок рыбопродукции; предупреждение и пресечение актов и действий органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, создающих дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; совершенствование контроля деятельности государственных унитарных предприятий, действующих на рыбном рынке, в том числе обладающих специальной правоспособностью и имеющих значительную рыночную долю (государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы"). Следует также разработать экономические механизмы, стимулирующие поставки и потребление рыбных товаров на внутреннем рынке, для чего: привести цены (тарифы) обслуживания судов в российских портах до уровня их ценовой конкурентоспособности на мировом рынке портового обслуживания и превратить отечественные порты в порты "удобного (выгодного) флага"; подготовить предложения по совершенствованию системы обслуживания судов и экипажей в портах; упростить и унифицировать процедуры оформления документов и контроля судов в портах; ввести законодательное ограничение доли посреднических услуг в розничной цене продукции, независимое от числа посредников и перепродаж (подобный опыт имеется в ряде стран); рассмотреть вопрос о поэтапной отмене НДС и о введении рассрочки таможенных платежей по ввозимым (построенным за границей) рыболовным судам.

Связанные организации

Связанные организации не указаны