Аналитический отчет б/н Услуги связи от 1 декабря 2004 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Рынок услуг связи постепенно выходит из естественно-монопольного состояния. В настоящее время различные сегменты рынка представлены разными типами: от естественных монополий (услуги общедоступной электрической и почтовой связи, трансляция программ теле- и радиовещания) до конкурентных секторов (услуги мобильной телефонной связи в отдельных регионах). В целом для отрасли характерно постепенное развитие конкуренции на основе достижений научно-технического прогресса.
В 90-е годы реализовывалась Программа демонополизации отрасли связи, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. №878. Начальный этап демонополизации отрасли включал: разукрупнение единой монопольной структуры, разделение отрасли связи на организационно независимые сферы – почту, радиосвязь, радио- и телевещание, прочие виды электрической связи; отказ от централизованной системы управления, изменение функций Минсвязи России (отказ от функций оператора связи и хозяйственных функций), расширение самостоятельности региональных операторов связи; приватизацию имущества государственных предприятий электросвязи; увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на этом рынке.
К настоящему времени в акционерные общества преобразовано 124 предприятия, из них 92 предприятия электрической связи. Контрольные пакеты акций этих предприятий закреплены в федеральной собственности. Ограниченные возможности демонополизации в этой сфере компенсируются развитием сетей и повышением качества услуг до уровня экономически развитых стран.
Динамичное внедрение высоких технологий, стремление удовлетворить возрастающие потребности населения и экономики вызвали к жизни новые виды услуг связи. Активно развивается сектор сотовой и пейджинговой связи, сетей по передаче данных, документальной электросвязи, альтернативной почтовой связи, мультимедиа, непосредственного вещания через спутники и др.
Правительство Российской Федерации 21.12.2000 одобрило Концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг, разработанную Минсвязи России. В Концепцию включены меры по развитию конкурентной среды на рынках телекоммуникационных услуг. В настоящее время Минсвязи России готовит предложения по развитию рынков почтовых услуг.
В рамках этой Концепции проводится реорганизация региональных операторов, входящих в холдинговую компанию ОАО «Связьинвест», путем объединения их в укрупненную межрегиональную структуру. Данная реорганизация призвана оказать положительное влияние на стимулирование крупных проектов, требующих концентрации капитала, рост котировок акций операторов связи.
Вместе с тем меры по демонополизации рынков услуг электросвязи, разработанные в Концепции развития рынков телекоммуникационных услуг, явно недостаточны, что было отмечено в заключении МАП России по ее проекту. Например, рынки местной телефонной связи в подавляющем большинстве характеризуются высокой степенью доминирования региональных акционерных обществ, которые нередко злоупотребляют своим положением. Все акционерные общества включены по соответствующим регионам в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. ОАО «Ростелеком» включено в федеральный раздел Реестра по позиции «услуги междугородней и международной электрической связи» с доле на рынке более 65%. Только в 2000 г. в антимонопольные органы поступило более 400 заявлений о нарушении Закона «О конкуренции» предприятиями связи.
Пример. Одним из характерных примеров подобных нарушений являются действия ОАО «Электросвязь» Приморского края в отношении альтернативного оператора связи – ЗАО «Интеркомби». Используя свое доминирующее положение, ОАО «Электросвязь» препятствовала доступу абонентов ЗАО «Интеркомби» к услугам междугородной и международной связи. При этом. Была нарушена не только ст.5, но и ст. 10 Закона «О конкуренции»: ОАО «Электросвязь» распространяло в печати информацию, которая вводила в заблуждение абонентов ЗАО «Интеркомби».
Остается проблемой незащищенность альтернативных операторов связи от дискриминации при присоединении сетей, что обусловлено неадекватной технической политикой Минсвязи России. Практикуется неравный подход к выдаче хозяйствующим субъектам лицензий в части наделения их правом предоставления всего комплекса услуг связи и ограничения территории действия лицензии.
Решение этих вопросов, а также государственный контроль обоснованности тарифов на сетевые услуги и предоставления доступа к сети связи общего пользования позволит стимулировать развитие конкуренции, а также конкурентоспособности национальных операторов связи на мировом рынке.
Необходима разработка новой программы для реализации следующего этапа демонополизации отрасли. Одним из ее основных положений должно явиться разделение рынка услуг телефонной связи на междугородную (дальнюю) и местную, что позволит обеспечить равные возможности доступа для всех операторов, работающих на рынке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны