Аналитический отчет б/н Рынок ВПК от 1 декабря 2004 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Анализ ситуации и основных тенденций на военно-промышленном рынке (ВПК) позволяет говорить о том, что в связи с ликвидацией ранее действующей планово-распределительной системы оборонных заказов и вступлением в силу положений законодательных актов соответствующим образом изменилась роль предприятий, ранее входивших в состав ВПК.
В конце 80-х и начале 90-х годов рынки многих видов сложной бытовой техники и гражданской продукции производственно-технического назначения были фактически монополизированы предприятиями ВПК.
Справочно: В этот период доля предприятий ВПК на соответствующих товарных рынках составляла: 90-100% на рынках фотоаппаратов, швейных машин, детских колясок, минитракторов и мотоблоков, холодильников, телевизоров, радиоприемных устройств, 95% на рынках технологического оборудования для легкой промышленности, 75% на рынке грузовых вагонов, 50% на рынке медицинской техники и т.д.
В 90-х годах в связи с либерализацией внешней торговли Россия открыла рынки для продукции зарубежных фирм. Неготовность предприятий бывшего ВПК к серьезной конкуренции не только с зарубежными фирмами, но и с отечественными гражданскими предприятиями, привели к резкому падению спроса на гражданскую продукцию, выпускаемую предприятиями бывшего ВПК, и, соответственно, к их резкой демонополизации на рынке гражданской продукции.

Справочно: К концу 90-х годов общий объем производства гражданской продукции на предприятиях бывшего оборонного комплекса снизился по сравнению с 1991 годом почти в 5 раз, а производство военной продукции – почти в 10 раз. Этому способствовало неэффективное проведение конверсии предприятий ВПК. Предприятия бывшего ВПК так и не сумели выйти на производство гражданской продукции, отвечающей как спросу, так и ее конкурентоспособности с аналогичной продукцией передовых зарубежных и отечественных фирм.
Кроме того, неконтролируемое развитие событий привело к развалу многих оборонных предприятий с жесткой дифференциацией по оборонным заказам. Оборонные предприятия открыли для себя внешние рынки и благодаря низкому платежеспособному спросу российских потребителей сократили свое присутствие на внутреннем рынке, оставив государственных заказчиков без продукции оборонного назначения. Оборонные предприятия открыли или расширили для себя потребительские рынки и, во многом, благодаря бюджетным средствам, выделенным в рамках оборонного заказа, смогли сохранить производство.
Сейчас отрасль находится в стадии реформирования. Разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года» (далее Программа). Программа предполагает реформирование 6-ти больших групп хозяйственных субъектов, закрепленных Правительством Российской Федерации за Росавиакосмосом, Росбоеприпасами, РАВ, РАСУ, Россудостроением и Минатомом России.
В основу реформирования этих предприятий положен принцип создания системообразующих интегрированных структур - так называемого «ядра» оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Необходимо отметить, что некоторые принципы формирования такого «ядра», могут, при определенных условиях, привести к ограничению конкуренции и созданию условий для монополизации соответствующих товарных рынков путем ликвидации или вытеснения с них целого ряда предприятий (формирование экономически целесообразного «ядра» из ограниченного числа ключевых предприятий; вывод с рынка оборонной продукции «неэффективных» предприятий; предоставление государственной, в том числе финансовой, поддержки предприятиям-участникам Программы).
В этой ситуации необходимы меры, направленные на недопущение возможной утраты части российских оборонных предприятий, участвующих, прежде всего, в реализации Программы вооружения.
В условиях, когда большая часть продукции судостроения, авиастроения и российского вооружения конкурентоспособна, российский рынок испытывает дефицит этой продукции: за последний год на внутренний рынок поставлен 1 корабль, 1 гражданский самолет, 4 военных самолета.
Высокая степень энергетической и ресурсной независимости страны, наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения фундаментальной и прикладной науки и значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности должна способствовать: размещению в России производств машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций, с ее последующим экспортом; созданию производств с участием иностранного капитала для выпуска отдельных марок изделий; созданию сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов; размещение в России заказов на выполнение технологических разработок, прикладных научных исследований, создание либо отладку программного обеспечения и на другие виды наукоемких услуг в областях, где Россия располагает квалифицированными кадрами специалистов и достижениями, отвечающими мировому уровню.
Итоги контроля экономической коцентрации. Анализ процессов перераспределения прав собственности в разрезе соответсвующих товарных рынков и регионов. Анализ участия инстранного капитала в процессах экономической концентрации Тенденция к появлению на российском рынке крупных предприятий, претендующих на доминирующую роль в различных сферах экономики страны, может спровоцировать тенденцию к ограничению конкуренции и монополизации одним хозяйствующим субъектом (или группой лиц) отдельных отраслей экономики. Реализация конкурентных преимуществ должна сопровождаться усилением контроля хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, с тем, чтобы их укрупнение не приводило к злоупотреблениям рыночной силой, наносящим ущерб потребителям и экономике в целом. В условиях возрастающих объемов иностранных инвестиций в российскую экономику требуется осуществление адекватного государственного регулирования и контроля с целью разумной защиты российских товарных рынков и обеспечения национальной экономической безопасности.
Так, начиная с декабря 2001г. - январе 2002г. МАП России рассматривает ходатайство кипрской компании «Takoma Investments Limited» (далее компания Takoma) о даче предварительного согласия на приобретение 95% обыкновенных именных акций ОАО «Боксит Тимана» с целью инвестирования в строительство Средне-Тиманского бокситового рудника и мощностей по производству глинозема на уральских предприятиях и в Республике Коми.
Одновременное поддержание мощностей по добыче бокситов в ОАО «Севуралбокситруда» (при существующих объемах производства алюминия) позволит обеспечить до 70% потребности российской алюминиевой промышленности в бокситах и вдвое сократить дефицит глинозема, что, в свою очередь, приведет к сокращению поставок сырья из стран дальнего зарубежья и стран СНГ. Однако для этого требуются значительные инвестиции.
Справочно: По данным экспертов ОАО «Русский алюминий», только строительство железнодорожной инфраструктуры вместе с рудником потребует 500 млн. долларов США.
Необходимо отметить, что компания «Takoma» уже работает на российских рынках.
Справочно: Компания «Takoma» владеет 95% акций ОАО «Полевской криолитовый завод» (заключение Свердловского территориального управления МАП России от 19.06.2001 № 1726), основными видами деятельности которого являются производство криолита, алюминия трифторида, натрия фтористого.
ОАО «Полевской криолитовый завод» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по позиции «криолит свежий».
Кроме того, МАП России дано согласие на приобретение компанией «Takoma» 95% акций ОАО «Севуралбокситруда» (основные виды деятельности - добыча, обогащение и реализация бокситов) – заключение от 05.10.2001 № НФ/14724.
Единственным учредителем Компании является гражданин Кипра Мариос Павлидес. Основные виды деятельности – инвестиционная деятельность, оказание посреднических услуг юридическим и физическим лицам, оказание услуг по номинальному держанию и доверительному управлению.
Основным видом деятельности ОАО «Боксит Тимана» является добыча бокситов Средне-Тиманского месторождения – исходного сырья для производства глинозема.
Справочно: Балансовая стоимость активов ОАО «Боксит Тимана» (по состоянию на 30.06.2001) - 560 829 тыс. руб. Лицом, прямо контролирующим ОАО «Боксит Тимана» путем владения 63,97% обыкновенных именных акций, является ОАО «СУАЛ» (заключение ГАК России от 28.12.98 № НФ/8997). Косвенный контроль осуществляет ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ», осуществляющий функции исполнительного органа ОАО «СУАЛ» (заключение МАП России от 29.12.2000 № НФ/16176). Акционерами, владеющими более 1% акций ОАО «Боксит Тимана», являются ОАО «Алюминиевая компания Урала» - 11,01%, и Администрация Республики Коми - 25%.
Основными видами деятельности ОАО «Боксит Тимана» являются: добыча бокситовых руд и их переработка боксита с целью получения глинозема и огнеупорной продукции; комплексная добыча и заготовка прочих полезных ископаемых и природных ресурсов, их переработка; строительство бокситового рудника, объектов производственной и социальной инфраструктуры боксито-глиноземного комплекса, а также железной и автомобильной дорог, соединяющих Средне-Тиманское бокситовое месторождение с магистральной железной дорогой.
ОАО «Боксит Тимана» не внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Доля ОАО «Боксит Тимана» на рынке бокситов в настоящее время составляет 12,7%. Суммарная доля ОАО «СУБР» и ОАО «Боксит Тимана» на рынке бокситов составляет около 82%.
Справочно: Помимо ОАО «СУБР» и ОАО «Боксит Тимана», добычу бокситов на территории Российской Федерации осуществляют также ОАО «Южуралбокситруда», ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник», ОАО «Бокситогорский глинозем».
Следует отметить, что на алюминиево-глиноземном рынке Российской Федерации сложились четкие кооперационные связи между производителями сырья для алюминиевой промышленности и производителями алюминия в рамках созданных вертикально-интегрированных холдингов – ОАО «Русский алюминий», ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ» и ОАО «Металлург».
Справочно: Сырьевой базой для алюминиевых заводов, входящих в группу лиц ОАО «Русский алюминий», являются: ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» (производит глинозем из собственных нефелиновых руд), и Николаевский глиноземный завод (Украина), производящий глинозем из бокситов, добываемых на рудниках в Гвинее (взятых компаниями, аффилированными с ОАО «Русский алюминий», в концессию).
Поставки глинозема на ОАО «Металлург» полностью осуществляются с бывшего ОАО «Пикалевское объединение «Глинозем», в настоящее время являющегося филиалом ОАО «Металлург», и ОАО «Бокситогорский глинозем». Поставки нефелинового концентрата для производства глинозема на Пикалевском объединении «Глинозем» осуществляются с ОАО «Апатит» (Мурманская область). На ОАО «Бокситогорский глинозем» глинозем производится из собственных бокситов и бокситов, поставляемых с ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник».
Производство алюминия на ОАО «Волгоградский алюминий» и ОАО «Надвоицкий алюминиевый заводы» практически полностью базируется на переработке импортного глинозема. Глиноземные заводы, входящие в ОАО «СУАЛ», потребляют бокситы: Богословский алюминиевый завод – поставляемые с ОАО «Севуралбокситруда», ОАО «Южуралбокситруда» и ОАО «Боксит Тимана»; Уральский алюминиевый завод – с ОАО «Боксит Тимана» и ОАО «Севуралбокситруда». Таким образом, в настоящее время потребителями бокситов ОАО «Севуралбокситруда» и ОАО «Боксит Тимана» являются исключительно заводы, входящие в ОАО «СУАЛ».
Рынок бокситов относится к типу рынка монополистической конкуренции, одними из показателей которого являются присутствие на рынке одного-двух предприятий, занимающих доминирующее положение, и значительного количества небольших предприятий (как внутри России, так и за рубежом), а также приверженность покупателей конкретной марке товара (поставщику).
Данный рынок является ограниченно открытым для доступа конкурентов. В настоящее время на мировом рынке происходит снижение спроса на алюминий и, соответственно, на сырье для него.
Справочно: По оценке экспертов ОАО «Русский алюминий», предложение глинозема в мире превышает спрос на 3,2 млн.тонн. Что касается цены, то стоимость бокситов ОАО «Боксит Тимана» (без транспортных расходов) составляет в среднем 20 долларов за тонну, бокситов ОАО «СУБР» – более 26 долларов за тонну. Стоимость австралийских бокситов, на долю которых приходится более 1/3 мировой добычи, составляющей более 125 млн.тонн бокситов в год, составляет от 10 долларов за тонну. Стоимость бокситов Гвинеи, располагающей наибольшими запасами бокситов в мире, составляет от 35 долларов за тонну.
В связи с глобализацией экономических отношений географические границы данного рынка имеют тенденцию к расширению. В то же время наличие высоких транспортных издержек ведет к сужению географических границ рынка. Вызывает затруднение для входа на рынок и существующие, как было отмечено выше, устойчивые технологические связи между продавцами и покупателями бокситов.
Рынок бокситов в России относится к типу рынка монополистической конкуренции.
Так как доля хозяйствующих субъектов, подконтрольных компании «Takoma Investments Limited» составляет 82% на рынке бокситов, при условии реализации полученного права на совершение сделки возникнет доминирующее положение группы лиц в составе: компания «Takoma Investments Limited», ОАО «Боксит Тимана» и ОАО «Севуралбокситруда» на рынке бокситов Российской Федерации.
Более того, так как истинный владелец компании «Takoma Investments Limited» не известен антимонопольным органам, нельзя исключать возможности продажи (или дальнейшей перепродажи) 82% рынке российских бокситов иностранному конкуренту, заинтересованному в уходе данного предприятия с российского рынка, с заполнением освобождающейся ниши аналогичной импортной продукцией.

Связанные организации

Связанные организации не указаны