Апелляционная жалоба №СП/48378/17 Решение по жалобе ООО "Теплоэнерго" на решение Управления Фе... от 19 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» июля 2017

Полный текст решения изготовлен «10» июля 2017


 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия) в составе: <...>,

рассмотрев на заседании Коллегии жалобу ООО «Теплоэнерго» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10.03.2017 по делу № 1-00-31/78-05-16, в присутствии (в том числе посредством видео-конференц-связи):<...>,

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 26.06.2017 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Теплоэнерго» (вх. № 52863-ЭП/17 от 10.04.2017) (далее - Заявитель) на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — решение Санкт-Петербургского УФАС России) от 10.03.2017 по делу № 1-00-31/78-05-16 на наличие нарушения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Санкт-Петербургского УФАС России Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу признала наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в действиях ПАО «ТГК-1», выразившиеся в не направлении в срок договора технологического присоединения в адрес ООО «Теплоэнерго».

По мнению Заявителя решение Санкт-Петербургского УФАС России не соответствует требованиям закона и необоснованно.

Коллегия рассмотрела жалобу на предмет соблюдения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и установила следующее.

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ООО «Теплоэнерго» (вх. № 4592/16 от 01.03.2016), в связи с действиями ПАО «ТГК-1» при заключении договора поставки тепловой энергии, далее дополненное в части бездействия ПАО «ТГК-1» при осуществлении технологического присоединения объектов капитального строительства в квартале 24-27 Полюстрово.

Согласно данного заявления, ООО «Теплоэнерго» на праве собственности принадлежит тепловая сеть в зоне действия Выборгской ТЭЦ-17, ранее принадлежавшая АО «ЛОМО», что подтверждается актом приема-передачи имущества по Договору купли-продажи № 2-003/028 от 02.02.2015.

28.12.2015 между ООО «Теплоэнерго» и АО «ЛОМО» подписано Соглашение об уступке права на использование мощности (тепловой нагрузки), о чем АО «ЛОМО» уведомило ПАО «ТГК-1» письмом № 101/37-484 от 30.12.2015 с просьбой о подписании Акта об уменьшении тепловой нагрузки и Акта раздела границ балансовой принадлежности.

ООО «Теплоэнерго» неоднократно обращалось в адрес ПАО «ТГК-1» с просьбой о согласовании условий подключения к сетям, принадлежащим на праве собственности ООО «Теплоэнерго», новых потребителей (территория квартала 24-27 района Полюстрово Калининского района Санкт-Петербурга), а также выдачи технических условий на организацию коммерческого узла тепловой энергии, с целью заключения с ПАО «ТГК-1» договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с указанием объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

03.02.2016 в адрес ПАО «ТГК-1» был направлен проект договора на поставку тепловой энергии с приложением документов.

По состоянию на 01.03.2016 ООО «Теплоэнерго» не получен подписанный экземпляр проекта договора (или мотивированный отказ).

На основании части 51 статьи 45 Закона о защите конкуренции Санкт-Петербургским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции, в результате которого установлено, что ПАО «ТГК-1» занимает доминирующее положение в границах присоединенных сетей в районе ТЭЦ-17.

Вместе с тем, приказом Минэнерго России от 08.07.2015 утверждена Схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2030 года (актуализирована Приказом Минэнерго России от 16.12.2016 № 1330) (далее — Схема).

Согласно данной Схеме ООО «Теплоэнерго» не является теплоснабжающей организацией в зоне Северная (Правобережная), в которой осуществляет деятельность ПАО «ТГК-1». Соответственно, тепловая нагрузка между указанными организациями на момент подачи заявки на заключение договора поставки тепловой энергии ОАО «Теплоэнерго» в Схеме определена не была.

Таким образом, обязанность по заключению договора поставки тепла у ОАО «ТГК-1» с ООО «Теплоэнерго» отсутствовала.

Письмом от 03.02.2016 № 01/192 ООО «Теплоэнерго» обратилось в ПАО «ТГК-1» по вопросу заключения договора теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Блюхера, д. 15, к. 1.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Правила подключения к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила № 307).

Согласно пункту 11 Правил № 307 для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование организации, дата и номер записи о включении в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, дата и номер записи о включении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты);

б) местонахождение подключаемого объекта;

в) технические параметры подключаемого объекта:

расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение;

вид и параметры теплоносителей (давление и температура);

режимы теплопотребления для подключаемого объекта (непрерывный, одно-, двухсменный и др.);

расположение узла учета тепловой энергии и теплоносителей и контроля их качества;

требования к надежности теплоснабжения подключаемого объекта (допустимые перерывы в подаче теплоносителей по продолжительности, периодам года и др.);

наличие и возможность использования собственных источников тепловой энергии (с указанием их мощностей и режимов работы);

г) правовые основания пользования заявителем подключаемым объектом и земельным участком, на котором планируется создание подключаемого объекта (далее - земельный участок);

д) номер и дата выдачи технических условий (если они выдавались ранее в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);

е) планируемые сроки ввода в эксплуатацию подключаемого объекта;

ж) информация о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство (реконструкцию, модернизацию) подключаемого объекта;

з) информация о виде разрешенного использования земельного участка;

и) информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции, модернизации) подключаемого объекта.

В силу пункта 12 Правил № 307с к заявке на подключение к системе теплоснабжения прилагаются следующие документы: а) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на подключаемый объект или земельный участок, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются копии свидетельств о государственной регистрации прав на указанный подключаемый объект или земельный участок);

б) ситуационный план расположения подключаемого объекта с привязкой к территории населенного пункта или элементам территориального деления в схеме теплоснабжения;

в) топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (не прилагается в случае, если заявителем является физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);

г) документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени заявителя (в случае если заявка подается в адрес исполнителя представителем заявителя);

д) для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов.

Исходя из пункта 13 Правил № 307 перечень документов и сведений, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 Правил № 307, является исчерпывающим.

Письмом от 26.11.2015 № 03/1950 ООО «Теплоэнерго» обратилось в ОАО «ТГК-1» с заявлением выдать технические условия на организацию коммерческого узла учета тепловой энергии, размещение которого предусматривается на границе жилой застройки квартала 24-27 района Полюстрово.

Письмом от 26.11.2015 № 01/1951 ООО «Теплоэнерго» обратилось в ОАО «ТГК-1» с заявлением подтвердить техническую возможность поставки тепловой мощности 24,0 Гкал/час для подключения к системе теплоснабжения объектов капитального строительства, расположенных на территории квартала 24-27 района Полюстрово в Калининском районе Санкт-Петербурга.

Письмом от 26.11.2015 № 01/1953 ООО «Теплоэнерго» обратилось в ОАО «ТГК-1» с информацией о том, что ООО «Теплоэнерго» получено обращение ООО «Графит» о подключении к сисиеме теплоснабжения многоквартирного дома со встроено-пристроеным паркингом по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Маршала Блюхера, участок 18 с максимальной нагрузкой — 1,4016 Гкал/час.

Письмом от 03.12.2015 № 439-01/61 ОАО «ТГК-1» направило ответ ООО «Теплоэнерго» на письмо от 26.11.2015 № 03/1950 и письмо от 26.11.2015 № 01/1951 о том, что для организации подключения объектв квартала 24-27 района Полюстрово в Калининском прайоне к системе теплоснабжения ООО «Теплоэнерго» в зоне действия ТЭЦ-17 ООО «Теплоэнерго» необходимо представить заявку на подключение, оформленную в соответствии с Правилами № 307. А также, что в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства от 18.11.2013 № 1034, технические условия выдаются теплоснабжающей организацией по запросу потребителя. ООО «Теплоэнерго», как и объекты квартала 24-27 района Полюстрово, потребителями ОАО «ТГК-1» не являются.

Письмом от 15.12.2015 № 454-01/61 ОАО «ТГК-1» направило ответ ООО «Теплоэнерго» на письмо от 26.11.2015 № 01/1953, о том, что для организации подключения многоквартирного дома со встроено-пристроеным паркингом по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Маршала Блюхера, участок 18, заявителем по которому выступает ООО «Графит», к системе теплоснабжения ООО «Теплоэнерго» в зоне действия ТЭЦ-17 филиала «Невский» ОАО «ТГК-1», ООО «Теплоэнерго» необходимо в адрес ОАО «ТГК-1» предоставить заявку на подключение, оформленную в соответствии с Правилами № 307.

Письмом от 30.12.2015 № 01/2316 ООО «Теплоэнерго» обратилось в ОАО «ТГК-1» с требованием предоставить договор о подключении к системе теплоснабжения ОАО «ТГК-1».

Письмом от 29.03.2016 № 155-01-01/61 ПАО «ТГК-1» проинформировала ООО «Теплоэнерго» о том, что подключение к его системе теплоснабжения объектов капитального строительства с общей тепловой нагрузкой 21,811 Гкал/час в связи с уступкой прав на использование мощности, может быть обеспечено только после выполнения мероприятий на источнике тепловой энергии Выборгской ТЭЦ-17, направленных на снятие технической невозможности подключения, ориентировочный срок реализации данных мероприятий — 2016-2017 гг. Плата за подключение к системе теплоснабжения будет установлена в индивидуальном порядке, ориентировочно — 2016-2017 гг.

Письмом от 14.06.2016 № 42-04/81 ОАО «ТГК-1» обратилось в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга от 29.07.2016 № 92-р установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ООО «Теплоэнерго» к системе теплоснабжения Выборгской ТЭЦ-17.

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.07.2016 № 92-р установлена плата за подключение к системе теплоснабжения Выборгской ТЭЦ-17 ОАО «ТГК-1» тепловой сети ООО «Теплоэнерго».

Письмом от 05.10.2016 № 134-01/60 ПАО «ТГК-1» направило в адрес ООО «Теплоэнерго» договор о подключении системы теплоснабжения ООО «Теплоэнерго» к системе теплоснабжения Выборгской ТЭЦ-17.

На основании вышеизложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела № 1-00-31/78-05-16 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая не направление в срок договора технологического присоединения в адрес ООО «Теплоэнерго», установила нарушение порядка осуществления технологического присоединения к тепловым сетям ПАО «ТГК-1».

Коллегия, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 14 Правил № 307 в случае необходимости установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке подписанный договор направляется заявителю в двух экземплярах в течение 30 дней с даты установления уполномоченными органами регулирования платы за подключение.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 30 дней с даты получения подписанных исполнителем указанных проектов договора и направляет 1 экземпляр в адрес исполнителя с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

Вместе с тем, договор о подключении системы в теплоснабжения ООО «Теплоэнерго» к системе теплоснабжения Выборгской ТЭЦ-17 ПАО «ТГК-1» направило позже окончания установленного срока.

В разъяснениях № 7 Президиума ФАС России «Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15 разъясняется, что в соответствии со статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП) административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Исходя из материалов дела, ПАО «ТГК-1» на момент направления в адрес ООО «Теплоэнерго» договора о подключении к системе теплоснабжения ОАО «ТГК-1» не являлось единой теплоснабжающей организацией и, соответственно, не являлось субъектом естественной монополии в отношении объектов капитального строительства в квартале 24-27 Полюстрово.

Таким образом, действия ПАО «ТГК-1», выразившися в не направлении в срок договора технологического присоединения в адрес ООО «Теплоэнерго» не могут быть признаны нарушением статьи 9.21 КоАП.

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия ФАС России приходит к выводу о том, что Санкт-Петербургским УФАС России верно квалифировано нарушение по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ПАО «ТГК-1», выразившися в не направлении в срок договора технологического присоединения в адрес ООО «Теплоэнерго».

Приводимый в жалобе ООО «Теплоэнерго» довод, что Санкт-Петербургским УФАС России необоснованно не установлены основания, обязывающие ПАО» ТГК-1» заключить с ООО «Теплоэнерго» договор теплоснабжения (поставки) тепловой энергии в отношении объектов квартала 24-27 района Полюстрово несостоятелен, ввиду следующего.

Согласно пункту 4 Правил № 307 договор о подключении является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ) единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом № 190-ФЗ для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила).

Согласно пункту 46 Правил для заключения договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя любая из сторон договора направляет другой стороне предложение о заключении договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и прилагает к нему следующие сведения и документы:

полное наименование организации поставщика (покупателя), его местонахождение;

местонахождение источников тепловой энергии и место их подключения к системе теплоснабжения;

документы, подтверждающие подключение источников тепловой энергии, перечисленные в пункте 37 Правил;

объемы тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, в течение срока действия договора или в течение 1-го года срока действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

срок действия договора.

Инициатор заключения договора вправе приложить к заявке проект договора поставки тепловой энергии (мощности).

В случае когда инициатором заключения договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя выступает поставщик и в его предложении о заключении договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя отсутствуют сведения и документы, указанные в пункте 46 Правил, единая теплоснабжающая организация (покупатель) самостоятельно определяет их исходя из содержания схемы теплоснабжения и в течение 30 дней со дня получения предложения о заключении договора направляет поставщику подписанный со своей стороны проект договора, а в случае если поставщиком представлен проект договора - подписывает его.

В соответствии с пунктом 48 Правил поставщик, получивший от единой теплоснабжающей организации (покупателя) проект договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заполняет его в части, относящейся к сведениям о поставщике, и в течение 7 дней со дня получения проекта договора направляет подписанный экземпляр договора единой теплоснабжающей организации (покупателю).

Пункт 49 Правил устанавливает, что в случае если при заключении договора поставки между теплоснабжающей организацией (поставщиком) и единой теплоснабжающей организацией (покупателем) возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о внесении изменений в проект договора, в течение 30 дней со дня получения этого предложения принимает меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомляет другую сторону об отказе от внесения полученных предложений в проект договора с указанием причин отказа.

В соответствии с пунктом 50 Правил сторона, получившая предложение о заключении договора или об изменении соответствующих условий договора, но не принявшая мер по согласованию условий поставки и не уведомившая другую сторону письменно об отказе от подписания договора или от внесения полученных предложений в проект договора с указанием причин отказа, в срок, предусмотренный пунктом 49, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации в соответствии с Правилами организации теплоснабжения.

Как установлено ранее, ПАО «ТГК-1» на момент подачи заявки на заключение договора теплоснабжения ООО «Теплоэнерго» не являлось единой теплоснабжающей организацией.

Таким образом, у ПАО «ТГК-1» обязанность по заключению договора теплоснабжения с ООО «Теплоэнерго» отсутствовала.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.05.2012 по делу № А11-1425/2011 в рамках которого обжаловалось решение и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15.02.2011 № К-568-03/2011, согласно которого обязательным для заключения договор теплоснабжения является только для единой теплоснабжающей организации.

Следовательно, Санкт-Петербургское УФАС России пришло к верному выводу об отсутствии оснований, обязывающих ПАО «ТГК-1» заключить с ООО «Теплоэнерго» договор теплоснабжения (поставки) тепловой энергии в отношении объектов квартала 24-27 района Полюстрово.

Таким образом, решение Санкт-Петербургского УФАС России от 10.03.2017 по делу № 1-00-31/78-05-16 не нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия ФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

Оставить жалобу ООО «Теплоэнерго» на решение Санкт-Петербургского УФАС России от 10.03.2017 по делу № 1-00-31/78-05-16 без удовлетворения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны