Решение №1 15/53-12 Решение по делу по признакам нарушения Правительством Респуб... от 25 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1 15/53-12
г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2012 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя ФАС России – А.Н. Голомолзина, членов Комиссии: начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России – Д.А.Рутенберга, заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России – Е.А. Заевой, государственного инспектора рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи ФАС России – И.В. Николаичевой, заместителя начальника Аналитического управления ФАС России – В.А. Шипунова, консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России – Р.Ю. Фонарева, ведущего специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления ФАС России – А.А. Алексеевой (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 1 15/53-12 по признакам нарушения Правительством Республики Татарстан (420060, г. Казань, пл.Свободы, д. 1) пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии

представителя Ассоциации кабельного телевидения России И.Е. Кокина;

представителя Ассоциации кабельного телевидения России М.В. Мурадова;

представителя Правительства Республики Татарстан Р.А. Шайхутдинова;

представителя Правительства Республики Татарстан Н.Р. Мингалевой;

представителя Правительства Республики Татарстан А.З. Гайнуллиной,

УСТАНОВИЛА.

В Федеральную антимонопольную службу поступила информация, представленная Ассоциацией кабельного телевидения России о признаках нарушения Правительством Республики Татарстан антимонопольного законодательства путем издания распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р в целях обеспечения населения Республики Татарстан качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований Республики Татарстан, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов Республики Татарстан и обеспечения эстетичности их архитектурного облика предложено органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 тыс.человек, исключающее размещение кабелей связи воздушным способом независимо от высоты и способа подвеса кабеля связи; операторам связи, оказывающим услуги на территории Республики Татарстан предложено обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.07.2011 № 1324-р в целях организации работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек рабочей группе по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации предложено организовать работу, а также обеспечить завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации до 31.12.2011 года.
Исходя из текста распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, переводу в подземные коммуникации подлежат все волоконно-оптические линии связи вне зависимости от установления факта правомерности (неправомерности) размещения кабелей связи воздушным способом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) установлено, что при градостроительном планировании территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи – сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи (пункт 1 статьи 6 Закона о связи).
Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи (пункт 3 статьи 6 Закона о связи).
При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 4 статьи 6 Закона о связи).
Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами (пункт 4 статьи 6 Закона о связи).
Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (пункт 5 статьи 6 Закона о связи).
Таким образом, принятие актов органом исполнительной власти, исключающих использование воздушного способа для размещения волоконно-оптических линий связи, а также устанавливающих срок завершения работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации, не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено статьей 2 Закона о связи, линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи; сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Из текста распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, а также от 22.07.2011 № 1324-р следует, что операторы будут вынуждены демонтировать волоконно-оптические линии связи, являющиеся составными элементами сети связи оператора связи, что может привести к приостановлению, прекращению деятельности операторов связи в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия, которые могут привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынках предоставления услуг электросвязи, содержат признаки ограничения конкуренции.
Учитывая изложенное, на основании статей 39, 44 Закона о защите конкуренции, ФАС России принято решение о возбуждении дела № 1 15/53-12 по признакам нарушения Правительством республики Татарстан пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем издания распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р.
В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил технического обслуживания и ремонта линий кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи, утвержденных Министерством связи Российской Федерации от 07.10.1996, к линейным сооружениям местных (городских и сельских) сетей связи относятся:
- кабельные линии, включающие смонтированные кабели и оконечные кабельные устройства: защитные полосы кроссового оборудования, распределительные шкафы с кабельными боксами, распределительные коробки, кабельные ящики (устройства кабельные связи - УКС, устройства кабельные переходные - УКП);
- воздушные линии (столбовые и стоечные), включающие опоры, провода и арматуру для подвески проводов на опорах;
- смешанные линии, содержащие участки кабельных и воздушных линий;
- канализационные сооружения связи, включающие колодцы и трубопроводы кабельной канализации, помещения ввода кабелей предприятий связи, коллекторы;
- вспомогательные устройства;
- необслуживаемые усилительные (регенеративные) пункты.
Требования к прокладке кабеля регламентированы руководящим документом отрасли «Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети. НТП 112-200. РД 45. 120-200».
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами следует понимать товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
При оценке взаимозаменяемости различных способов размещения кабелей связи ФАС России установлено, что для замены товара другим потребителю (оператору связи) потребуется:
- длительный период времени (с учетом того, что существующие сети связи являются сложными объектами);
- демонтировать проложенные кабели, что требует значительных трудозатрат и в ряде случаев может осуществляться только собственником объекта инфраструктуры либо с его участием.
Кроме того, для замены способа размещения кабеля существуют значительные административные барьеры.
Важно, что линии связи, на которых оказываются услуги, не дублируются. Таким образом, при перемещении кабелей связи и их демонтаже оказание услуг связи потребителям приостанавливается, что влечет экономические потери оператора связи и риски потери абонентской базы.
ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения дела проведен опрос потребителей - операторов связи, оказывающих услуги электросвязи в пределах населенных пунктов Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек (запрос ФАС России № АГ/18930 от 18.06.2012 в адрес 25 операторов связи). В ходе опроса операторам связи, оказывающим услуги электросвязи, были заданы следующие вопросы:
1. Каким способом размещен кабель связи, используемый оператором связи при оказании услуг электросвязи, в пределах населенных пунктов с численностью населения более 50 тыс.человек на территории Республики Татарстан.
2. Как повлияет на осуществляемую хозяйствующими субъектами деятельность по оказанию услуг электросвязи ограничение, введенное распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р.
3. Существует ли возможность размещения волоконно-оптических линий связи в существующей системе линейно-кабельных сооружений.
4. Оцените примерную величину затрат на перевод волоконно-оптических линий связи, ранее размещенных на опорах наружного освещения и контактной сети, в линейно-кабельные сооружения, в расчете на 1м кабеля и в целом по предприятию.
Также операторам связи предложено направить иные документы и материалы, которые, по их мнению, имеют значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Из информации, представленной операторами связи, Комиссия ФАС России сделала следующие выводы:
1. 70 % ответивших на запрос операторов основную часть волоконно-оптических линий связи для оказания услуг электросвязи размещают воздушным способом.
2. Введенное распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 №1324-р ограничение на размещение волоконно-оптических линий связи воздушным способом негативным образом отразится на деятельности большинства операторов связи и, как результат, существенное ухудшение покрытия сотовой сети, ухудшение качества и доступности оказываемых услуг, существенно ограничатся или вообще прекратятся программы сетевого развития, а для мелких операторов связи – прекращение хозяйственной деятельности. Кроме того, стоимость услуг для конечного потребителя увеличится на 30% и более.
3. Единственным альтернативным вариантом размещения волоконно-оптических линий связи являются линейно-кабельные сооружения связи ОАО «Таттелеком».
Комиссия отмечает, что нахождение у хозяйствующего субъекта в собственности кабельной канализации не означает безусловного предоставления им в пользование кабельной канализации сторонним организациям.
4. Величина затрат на перевод волоконно-оптических линий связи в линейно-кабельные сооружения составит от 884,6 рублей/метр (без НДС) до 4500 рублей/метр. Кроме того, оператор несет затраты, связанные с использованием кабельной канализации, принадлежащей третьим лицам, превышающие размер платы за подвес кабеля примерно в 5 раз.
Как указывает оператор связи ОАО «МегаФон», возможность размещения волоконно-оптических линий связи в существующей системе линейно-кабельных сооружений не рассматривается в качестве альтернативы подвесному способу размещения волоконно-оптических линий связи, так как цены на аренду подземных линейно-кабельных сооружений превышают стоимость аренды опор и зданий. Таким образом, ОАО «МегаФон» рассматривает возможность перевода волоконно-оптических линий связи лишь путем строительства собственной кабельной канализации, затраты на строительство которой составят 160 млн.рублей.
Как указывают операторы связи, у которых существует возможность размещения волоконно-оптических линий связи в существующей системе линейно-кабельных сооружений, что даже при переводе волоконно-оптических линий связи в кабельную канализацию, сохранить все действующие в настоящее время линии связи не удастся, так как существующая кабельная канализация не полностью повторяет топологию сети и не на всех участках в существующей канализации имеется свободная емкость.
При отсутствии ресурса кабельной канализации для переноса кабелей потребуется строительство кабельной канализации, затраты на километр которой составляют ориентировочно 2 млн.рублей при сроке строительства не менее двух лет, включая получение необходимых согласований.
Учитывая сроки (не менее двух лет), а также стоимость строительства линейно-кабельных сооружений связи (от 1 800 тыс.рублей до 1,7 млрд.рублей в зависимости от размещения сети связи оператора и ее протяженности), ряд операторов, таких как ООО «СитиКом», ООО «Оникс-Зеленодольск» и другие, будут вынуждены прекратить оказание услуг электросвязи в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек.
В ФАС России поступил обзор, направленный ЗАО «Коминфо Консалтинг» о последствиях ликвидации воздушных волоконно-оптических линий связи в городах Российской Федерации, а также о международной практике строительства сетей связи, в том числе на примере стран: Япония, США, Нидерланды, с приложением к обзору фотографий воздушных линий связи в Японии, США, Нидерландах, Испании, Румынии, Сербии, Латвии, Бразилии, Мексики.
Из обзора ЗАО «Коминфо Консалтинг» можно сделать вывод, о том что реализация распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 №1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р приведет к резкому снижению уровня конкуренции и негативным последствиям для развития отрасли, что противоречит задачам, сформулированным в государственной программе Российской Федерации «Информационное сообщество (2011 – 2020 годы)».
В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле представлены следующие пояснения.
Как следует из пояснений представителей Ассоциации кабельного телевидения России, исполнение распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р, согласно которым предложено обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации, неизбежно приведет к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Представители Ассоциация кабельного телевидения России указали на отсутствие запретов в действующем законодательстве на строительство участков сетей связи воздушным способом.
В ходе рассмотрения дела представители Правительства Республики Татарстан представили распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.05.2012 № 860-р, в котором признаны утратившими силу распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.02.2012 № 226-р, пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.07.2011 № 1324-р.
Согласно пояснениям представителей Правительства Республики Татарстан распоряжения были приняты в целях улучшения эстетического облика населенных пунктов во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани и носят исключительно рекомендательный характер, не обязывают хозяйствующих субъектов демонтировать существующие линии связи, размещенные воздушным способом, а также не запрещают размещать новые линии связи воздушным способом.
На заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению дела № 1 15/53-12 04.07.2012 года был объявлен перерыв.
Комиссия ФАС России 11.07.2012 года возобновила рассмотрение дела № 1 15/53-12.
В ходе рассмотрения дела представители Ассоциации кабельного телевидения России указали на обязательный характер распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 №1159-р, 22.07.2011 № 1324-р.
В ходе рассмотрения дела представители Правительства Республики Татарстан представили Комиссии ФАС России распоряжение Кабинета министров Республики Татарстан от 10.07.2012 № 1158-р о признании утратившими силу распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, 22.07.2011 № 1324-р.
Изучив материалы дела, пояснения представителей Ассоциации кабельного телевидения России, представителей Правительства Республики Татарстан, операторов связи, иных лиц, представивших информацию и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Статьей 6 Закона о связи установлено, что организации связи по договору с собственником или иным владельцем опор линий электропередачи, столбовых опор и других инженерных объектов, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружении связи, а также установлена обязательность возмещения расходов, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений связи.
Статьей 7 Закона о связи установлено, что сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства.
На основании вышеизложенного Комиссия полагает, что распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р в части исключения размещения кабелей связи подвесным способом, а также перевода подвесных линий связи в подземные коммуникации, не предусмотрены Законом о связи.
Комиссия установила, что представители Правительства Республики Татарстан не представили ссылки на иные федеральные законы, которые предусматривали бы принятие акта о прекращении размещения кабелей связи воздушным способом и о демонтаже уже размещенных кабелей.
Кроме того, Комиссией установлено отсутствие взаимозаменяемости способов наружной прокладки кабеля связи, используемого для оказания услуг связи: размещение в линейно-кабельных сооружениях связи, в грунт и подвесным способом, в том числе по причине отсутствия возможности и целесообразности замены одного способа другим.
Из решений судов (например, Решение Советского районного суда города Казани от 06.03.2012 по делу № 2-2178/2012) следует, что распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р толкуется судом как обязательное к исполнению, следовательно, обязывает переоборудовать линии связи.
Также Комиссия приходит к выводу, что в результате ограничений, установленных распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р часть операторов связи, оказывающих услуги электросвязи в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек, понесут существенные затраты на перевод кабелей связи в линейно-кабельные сооружения связи, при этом в ходе переноса линий связи возможно приостановление предоставления услуг связи абонентам, что ухудшит конкурентное положение этих операторов связи по сравнению с операторами связи, чьи линии связи не подлежат демонтажу и переносу.
Комиссией установлено, что в случаях, когда перенос кабелей связи в линейно-кабельные сооружения связи невозможен (по причине отсутствия линейно-кабельных сооружений или их полной загруженности), операторы связи, вынужденные демонтировать кабели связи, размещенные воздушным способом, в течение как минимум двух лет, в связи с необходимостью построения собственных линейно-кабельных сооружений, прекратят оказание услуг связи в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек, что приведет к ограничению конкуренции на рынках услуг связи.
Таким образом, издание и реализация распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р приводит и может привести к ограничению конкуренции на рынках услуг электросвязи в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тыс.человек в результате создания преимущественных условий операторам связи, имеющим собственные линейно-кабельные сооружения по сравнению с операторами связи, не имеющими линейно-кабельные сооружения и использующими подвесной способ размещения кабелей связи, а также в результате сокращения хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Комиссией установлено, что положения распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р, касающиеся перевода существующих волоконно-оптических линий связи, размещенных подвесным способом, не предусмотрены федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента, нормативно-правовыми актами Правительства, нормативно-правовыми актами отрасти связи.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается:
введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции);
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15).
Таким образом, действия Правительства Республики Татарстан в части принятия распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.07.2012 № 1158-р признаны утратившими силу распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р, таким образом, имевшее место нарушение антимонопольного законодательства было устранено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела № 1 15/53-12 в отношении Правительства Республики Татарстан в соответствии с пунктом 1 частью1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
2. Рекомендовать Правительству Республики Татарстан предложить органам местного самоуправления привести изданные ими акты, в соответствии с распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 № 1159-р, от 22.07.2011 № 1324-р, в соответствие с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.07.2012 № 1158-р в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны