Решение и предписание по делу по признакам нарушения КБ «Юниаструм Банк» (ООО) ФЗ «О защите конкуренции»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
26.01.2012
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - на финансовых рынках
Номер документа:
№ 128-11

РЕШЕНИЕ

г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «12» января 2012 года
В полном объеме решение изготовлено «26» января 2012 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника отдела рынка банковских услуг Управления контроля финансовых рынков ФАС России Л.С. Беляевой, заместителя директора Департамента банковского регулирования и надзора Банка России А.Ю. Жданова, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России А.Ю. Маковлева, начальника Управления методологии банковского регулирования Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Е.Д. Романовой, начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеевой, заведующей сектором Управления методологии банковского регулирования Департамента банковского регулирования и надзора Банка России О.И. Сурковой, заместителя директора Юридического департамента - начальника Управления договорно-правовой и претензионно-исковой работы и трудового права Банка России С.М. Тимербаевой (далее – Комиссия),
рассмотрев дело № 1 14/128-11 по признакам нарушения КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ) (115054, г. Москва, Суворовская пл., д. 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела послужили поступившие в Федеральную антимонопольную службу обращения граждан Кадникова А.А., Сандлера С.В., Ильина С.М. и Любимовой В.Ю. (далее - Заявители) с жалобами на недобросовестную конкуренцию КБ «Юниаструм Банк» (ООО) при привлечении денежных средств физических лиц в пополняемые срочные банковские вклады.
Представленные вместе с данными обращениями документы и сведения свидетельствуют о том, что между Заявителями и КБ «Юниаструм Банк» (ООО) в период с декабря 2008 года по декабрь 2009 года были заключены договоры пополняемых срочных банковских вкладов «Юниаструм 12», «Актуальный» и «Александр Невский» (от 30.12.2008 № 705911В/2008-16, от 30.03.2009 № 10195-91/СВ-АлН, от 28.04.2009 № 10045-1604/СВ-ЮН, от 05.06.2009 № 75-02/СВ-АН и от 22.12.2009 № 11847-65/СВ-АК).
Как сообщили Заявители, в 2010 году КБ «Юниаструм Банк» (ООО) ввел комиссию в размере 7% за снятие с текущих счетов/счетов «до востребования» денежных средств, поступивших на такие счета со счетов по срочному вкладу.
При этом Заявители обратили внимание, что по условиям заключенных ими с КБ «Юниаструм Банк» (ООО) договоров единственным способом возврата денежных средств со счетов по срочным вкладам является перечисление таких средств на открытые в КБ «Юниаструм Банк» (ООО) текущие счета/счета «до востребования». В связи с этим Заявители считают, что КБ «Юниаструм Банк» (ООО) фактически ввел комиссию за снятие денежных средств со счетов по срочным вкладам и, тем самым, в одностороннем порядке изменил условия заключенных с ними договоров срочных вкладов.
Кроме того, Заявители указали, что, привлекая денежные средства во вклады и установив впоследствии дополнительную комиссию, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) ввел вкладчиков в заблуждение в отношении свойств вклада и получил незаконное конкурентное преимущество перед иными кредитными организациями, надлежащим образом выполняющими свои обязательства перед вкладчиками.
В ходе рассмотрения дела КБ «Юниаструм Банк» (ООО) письмами от 01.11.2010 № 53563 и от 15.08.2011 № 20810 представил документы и сведения, из которых следует, что данная кредитная организация привлекала денежные средства физических лиц в период с 01.10.2008 по 18.05.2010 на территории 46 субъектов Российской Федерации в следующие пополняемые срочные банковские вклады: «Актуальный», «Александр Невский», «Юниаструм 12», «Новогодний 2008», «Успешный», «Ломоносов», «Юниор», «Дмитрий Донской», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий», «Новогодний 2009» (далее - Вклады).
Из представленных КБ «Юниаструм Банк» (ООО) письмом от 01.11.2010 № 53563 типовых форм договоров Вкладов следует, что в указанный период денежные средства во Вклады размещались по ставке от 9,0% до 18% годовых на срок от 91 дня до 4 лет.
Право вкладчика пополнять Вклады предусмотрено типовыми формами договоров данных вкладов. При этом условия отдельных Вкладов содержат ряд ограничений в отношении возможности внесения дополнительных денежных средств во Вклад, а именно: максимальный размер общей суммы вклада, ограниченный период пополнения, минимальный и/или максимальный размер дополнительного взноса.
Указание на наличие у КБ «Юниаструм Банк» (ООО) права в одностороннем порядке изменять условия договоров Вкладов типовые формы таких договоров не содержат.
Возврат суммы внесенных во Вклады денежных средств и начисленных на них процентов согласно условиям типовых форм договоров Вкладов осуществляется только путем перечисления данных денежных средств на текущие счета/счета «до востребования», открытые в КБ «Юниаструм Банк» (ООО).
При этом условиями представленных КБ «Юниаструм Банк» (ООО) типовых форм договоров текущего счета и счета «до востребования» предусмотрено, что КБ «Юниаструм Банк» (ООО) вправе в одностороннем порядке изменять тарифы на совершение операций по текущим счетам, а комиссионное вознаграждение за совершение операций по вкладам «до востребования» взимается данной кредитной организацией в соответствии с действующими на дату совершения таких операций тарифами.
Комиссией установлено, что на основании приказа КБ «Юниаструм Банк» (ООО) от 18.05.2010 № 390 «О дополнении Тарифов по обслуживанию физических лиц в офисах Москвы, Московского региона и Филиалах Банка» им с 19.05.2010 стала взиматься комиссия в размере 7% за перевод или выдачу наличных денежных средств с текущего счета/счета по учету вклада «до востребования», поступивших на них безналичным путем со счета по учету срочного вклада. При этом, как следует из тарифов, утвержденных названным приказом, указанная комиссия не взимается в случае, если денежные средства поступили на счет по вкладу до 19.05.2010 или если такой вклад был открыт после 19.05.2010.
Иными словами, данная комиссия взимается при снятии с текущих счетов/счетов по учету вклада «до востребования» только дополнительно внесенных после 19.05.2010 в открытые до 19.05.2010 пополняемые срочные вклады КБ «Юниаструм Банк» (ООО) денежных средств .

Поясняя причины введения комиссии за снятие денежных средств КБ «Юниаструм Банк» (ООО) в письме от 15.08.2011 № 20810 указал на то, что в 2010-2011 годах участились случаи открытия физическими лицами вкладов с небольшой первоначально внесенной суммой денежных средств (до 100 тысяч рублей), которые впоследствии пополнялись значительными суммами (до 100 миллионов рублей).
По мнению КБ «Юниаструм Банк» (ООО), подобные операции являются сомнительными в понимании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии отмыванию доходов), в связи с чем в целях препятствования осуществлению подобных операций им была введена комиссия за снятие денежных средств.
Так, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) письмом от 16.11.2011 № 28117 сообщил, что названная комиссия взимается им только в тех случаях, когда движение денежных средств по счетам «до востребования» превышает определенные лимиты или когда такие операции не соответствуют параметрам, характерным для таких счетов. При этом в случае ошибочного взимания комиссия за снятие денежных средств возвращается вкладчику.
Документы, подтверждающие данные обстоятельства, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) представлены не были.
Кроме того, при обосновании правомерности принятого решения о введении комиссии за снятие денежных средств КБ «Юниаструм Банк» (ООО) в письме от 15.08.2011 № 20810 обратил внимание, что статьей 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) предусмотрен запрет на увеличение или установление банком в одностороннем порядке комиссионного вознаграждения только по срочным банковским вкладам физических лиц.
Как указал КБ «Юниаструм Банк» (ООО), подобных комиссий он не вводил, комиссия за снятие денежных средств распространяется исключительно на операции по текущим счетам и счетам вкладов «до востребования», что допускается условиями договоров на их открытие.
При этом КБ «Юниаструм Банк» (ООО) отметил, что денежные средства со счетов по Вкладам перечисляются им на текущие счета/счета «до востребования» без взимания комиссий, то есть сумма вкладов возвращается вкладчикам на данные счета в полном объеме в соответствии с условиями заключенных договоров Вкладов.
Учитывая изложенное, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) считает, что его действия не противоречат требованиям законодательства и условиям заключенных договоров Вкладов.
В качестве заинтересованных лиц для участия в рассмотрении дела были привлечены граждане Зайцева И.С., Зайцев В.А. и Филатов В.Я. (далее - Заинтересованные лица), которые также обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобами на введение КБ «Юниаструм Банк» (ООО) комиссии за снятие денежных средств, посчитав такие действия незаконными.


Заинтересованные лица также указали на то, что КБ «Юниаструм Банк» (ООО) ввел их в заблуждение в отношении потребительских свойств Вкладов при заключении соответствующих договоров, поскольку на тот момент комиссии за снятие денежных средств данная кредитная организация не взимала. По мнению Заинтересованных лиц, установив такую комиссию, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) в одностороннем порядке существенно изменил условия открытых ими вкладов.
Кроме того, из представленных Заинтересованными лицами пояснений следует, что, если бы они при заключении с КБ «Юниаструм Банк» (ООО) договоров Вкладов знали о предстоящем введении комиссии за снятие денежных средств, они открыли бы такие вклады в иных кредитных организациях.

II. Выслушав объяснения Заявителей, ответчика по делу и Заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Комиссия установила следующее.
Находящиеся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опросы потребителей услуг кредитных организаций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, в том числе результаты проведенных в 2008 и 2010 годах совместных исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и рейтингового агентства «Эксперт РА», свидетельствуют о том, что возможность пополнения вклада является одним из основных потребительских свойств этого банковского продукта, наряду с процентной ставкой и капитализацией процентов.
Указанное потребительское свойство вклада позволяет вкладчику получать установленную при заключении договора банковского вклада доходность не только на первоначально размещенную во вклад сумму денежных средств, но и на дополнительно внесенные средства, что, в свою очередь, гарантирует вкладчику защиту от рисков снижения процентных ставок по вкладам в будущем, а также избавляет от неудобств, связанных с открытием нескольких вкладов.
Подтверждением данной позиции Комиссии применительно ко Вкладам может служить представленная КБ «Юниаструм Банк» (ООО) письмом от 15.08.2011 № 20810 информация о том, что за период с дат введения в действие Вкладов по дату установления КБ «Юниаструм Банк» (ООО) комиссии за снятие денежных средств возможность пополнения активно использовалась вкладчиками.
Так, количество открытых в рассматриваемый период Вкладов, которые впоследствии были пополнены до даты введения комиссии за снятие денежных средств, составило 58,7% от общего количества заключенных в этот период договоров Вкладов .
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что в результате введения КБ «Юниаструм Банк» (ООО) указанной комиссии доходность размещения во Вклады дополнительных денежных средств значительно снизилась (с 9,3-19,6% до 1,7-11,2% годовых).
Таким образом, введение КБ «Юниаструм Банк» (ООО) комиссии за снятие денежных средств привело к тому, что вкладчики были лишены возможности получать обещанную им при заключении договоров доходность дополнительно внесенных во Вклады денежных средств, следовательно, потребительские свойства данных вкладов по уже заключенным договорам существенно ухудшились по сравнению с первоначально заявленными свойствами.
Учитывая изложенное и принимая во внимание пояснения Заявителей и Заинтересованных лиц, Комиссия пришла к выводу о том, что в результате указанных действий КБ «Юниаструм Банк» (ООО) получил преимущество перед конкурирующими кредитными организациями, поскольку за счет заявленных условий о возможности пополнения Вкладов КБ «Юниаструм Банк» (ООО) привлек дополнительных клиентов, которые не разместили бы в его Вклады денежные средства, если бы на момент заключения соответствующих договоров знали о предстоящем введении комиссии за снятие денежных средств, а открыли бы вклады в иных кредитных организациях.
Одновременно Комиссия считает необходимым отметить, что в связи с введением названной комиссии часть вкладчиков могла отказаться от внесения дополнительных взносов во Вклады, в результате чего КБ «Юниаструм Банк» (ООО) мог понести меньшие расходы по обслуживанию обязательств по привлеченным от физических лиц вкладам, по сравнению с расходами, которые понесли иные кредитные организации, привлекавшие в аналогичный период денежные средства физических лиц во вклады на сопоставимых условиях и не вводивших комиссий, аналогичных введенной КБ «Юниаструм Банк» (ООО) комиссии.
Кроме того, по мнению Комиссии, подобные действия КБ «Юниаструм Банк» (ООО) не соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Принимая во внимание, что по условиям Вкладов безналичное перечисление денежных средств со счетов по Вкладам на открытые в КБ «Юниаструм Банк» (ООО) текущие счета/счета «до востребования» является единственным способом возврата суммы Вкладов и начисленных процентов, Комиссия пришла к выводу о том, что, введя и взимая комиссию за снятие денежных средств, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) фактически стал возвращать вкладчикам сумму вклада и начисленные на нее проценты не в полном объеме.
Комиссия считает, что такие действия противоречат части 1 статьи 834 Гражданского кодекса, согласно которой по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
При этом Комиссия обращает внимание, что согласно статье 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из статьи 310 Гражданского кодекса, односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и (или) договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В период заключения между КБ «Юниаструм Банк» (ООО) и вкладчиками договоров об открытии Вкладов тарифы данной кредитной организации на обслуживание текущих счетов/счетов «до востребования» не предусматривали комиссии за снятие денежных средств.
Введя данную комиссию, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) в одностороннем порядке частично отказался от исполнения обязательств по договорам Вкладов, а именно предусмотренного этими договорами и частью 1 статьи 834 Гражданского кодекса обязательства вернуть в полном объеме сумму вкладов и начисленных на нее процентов.
Таким образом, введение и взимание комиссии за снятие денежных средств привело к необоснованному увеличению доходов КБ «Юниаструм Банк» (ООО) по сравнению с доходами кредитных организаций, которые не вводили в период действия заключенных ими с вкладчиками договоров срочных пополняемых вкладов подобных комиссий. Согласно представленной КБ «Юниаструм Банк» (ООО) информации за период действия указанной комиссии сумма взысканных с вкладчиков денежных средств в виде такой комиссии составила 1 916 430 рублей.
Одновременно с этим Комиссия считает, что практика привлечения вкладчиков, при которой кредитная организация при заключении договора вклада заявляет определенные свойства вклада, а впоследствии существенно ухудшает такие свойства, противоречит требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Данный вывод Комиссии подтверждается результатами проведенного ФАС России опроса ряда кредитных организаций, также привлекавших денежные средства физических лиц во вклады в период, в течение которого КБ «Юниаструм Банк» (ООО) привлекал денежные средства во Вклады.
Так, кредитным организациям был задан вопрос, противоречит ли, по их мнению, практика препятствования приему дополнительных взносов, в том числе путем введения комиссии за снятие денежных средств, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Из числа кредитных организаций, выразивших свою позицию по этому вопросу, 93% ответили утвердительно.
При этом Комиссия отмечает, что привлечение денежных средств во Вклады с последующим введением комиссий за снятие денежных средств также могло причинить убытки конкурирующим кредитным организациям в размере недополученных доходов от размещения привлеченных во вклады денежных средств физических лиц, которые эти организации могли бы получить, если бы клиенты КБ «Юниаструм Банк» (ООО) знали при заключении с ним соответствующих договоров о предстоящем введении комиссии за снятие денежных средств.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются, в том числе, недополученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Факт того, что у КБ «Юниаструм Банк» (ООО) были конкуренты-кредитные организации, предлагавшие физическим лицам услуги по размещению денежных средств во вклады на условиях, схожих с условиями по Вкладам, в период привлечения в них денежных средств, подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
В рамках проведенного опроса кредитных организаций им также был задан вопрос, способна ли практика препятствования приему дополнительных взносов, в том числе путем введения комиссии за снятие денежных средств, причинить убытки конкурирующим кредитным организациям или нанести вред их деловой репутации. Из числа кредитных организаций, выразивших свою позицию по данному вопросу, 53% ответили утвердительно.
Одновременно около 31% опрошенных кредитных организаций отметили, что подобная практика может подрывать доверие ко всей банковской системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Закон о противодействии отмыванию доходов и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, или финансированию терроризма устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.
Изучив фактические обстоятельства дела, Комиссия пришла к выводу о том, что основной целью введения КБ «Юниаструм Банк» (ООО) комиссии за снятие денежных средств являлось не противодействие осуществлению сомнительных с точки зрения Закона о противодействии отмыванию доходов операций, а именно препятствование пополнению Вкладов и получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности.
Данный вывод Комиссии может быть подтвержден тем, что в соответствии с приказом КБ «Юниаструм Банк» (ООО) от 18.05.2010 № 390 комиссия за снятие денежных средств была установлена только в отношении денежных средств, которые были внесены в качестве пополнения после введения указанной комиссии (19.05.2010) во Вклады, открытые до этой даты.
В то же время Комиссия обращает внимание, что согласно представленной КБ «Юниаструм Банк» (ООО) информации при средней сумме первоначально размещенных в период с 01.10.2008 по 19.05.2010 во Вклады денежных средств в 250 090 рублей средняя сумма денежных средств, перечисленных в период с 19.05.2010 по 16.11.2011 со счетов по Вкладам на текущие счета/счета «до востребования» и с которых КБ «Юниаструм Банк» (ООО) удержал комиссию за снятие денежных средств, составила 66 678 рублей, то есть 26,6% от средней суммы первоначально размещенных средств.
При этом, как следует из письма КБ «Юниаструм Банк» (ООО) от 16.12.2011 № 30124, доля открытых в период с 01.10.2008 по 05.12.2011 договоров Вкладов, по которым сумма дополнительно внесенных впоследствии денежных средств превысила сумму первоначально размещенных во Вклады денежных средств, составила 40%.
Изложенное, по мнению Комиссии, свидетельствует о том, что описанные КБ «Юниаструм Банк» (ООО) случаи внесения во Вклады дополнительных денежных средств на сумму, многократно превышающую сумму первоначально внесенных в эти вклады средств, не носили массового характера.
Таким образом, Комиссии считает, что действия КБ «Юниаструм Банк» (ООО), выразившиеся в привлечении денежных средств во Вклады с последующим ухудшением потребительских свойств таких вкладов по сравнению с первоначально заявленными свойствами, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могли причинить убытки кредитным организациям-конкурентам и нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции запрещается недобросовестная конкуренция, то есть любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях КБ «Юниаструм Банк» (ООО), выразившихся в привлечении денежных средств во Вклады с последующим ухудшением потребительских свойств таких вкладов по сравнению с первоначально заявленными свойствами в связи с введением комиссии за снятие денежных средств, нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

III. Учитывая, что на момент вынесения решения о нарушении КБ «Юниаструм Банк» (ООО) антимонопольного законодательства нарушение и его последствия не были устранены, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи КБ «Юниаструм Банк» (ООО) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
1. об отмене комиссии за снятие денежных средств, в том числе об отмене приказа КБ «Юниаструм Банк» (ООО) от 18.05.2010 № 390 «О дополнении Тарифов по обслуживанию физических лиц в офисах Москвы, Московского региона и Филиалах Банка» в части установления такой комиссии;
2. о возврате физическим лицам, заключившим с КБ «Юниаструм Банк» (ООО) договоры Вкладов, денежных средств, удержанных с них данной кредитной организацией в виде комиссии за снятие денежных средств;
3. о размещении на официальном сайте КБ «Юниаструм Банк» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об отмене комиссии за снятие денежных средств, а также об обязанности КБ «Юниаструм Банк» вернуть физическим лицам, заключившим с ним договоры Вкладов, денежные средства, удержанные с них данной кредитной организацией в виде комиссии за снятие денежных средств.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать КБ «Юниаструм Банк» (ООО) нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в привлечении денежных средств во вклады «Актуальный», «Александр Невский», «Юниаструм 12», «Новогодний 2008», «Успешный», «Ломоносов», «Юниор», «Дмитрий Донской», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий», «Новогодний 2009» с последующим ухудшением потребительских свойств таких вкладов по сравнению с первоначально заявленными свойствами в связи с введением комиссии за снятие с текущих счетов/счетов «до востребования» денежных средств, поступивших на такие счета со счетов по срочному вкладу.
2. Выдать КБ «Юниаструм Банк» (ООО) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

«26» января 2012 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника отдела рынка банковских услуг Управления контроля финансовых рынков ФАС России Л.С. Беляевой, заместителя директора Департамента банковского регулирования и надзора Банка России А.Ю. Жданова, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России А.Ю. Маковлева, начальника Управления методологии банковского регулирования Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Е.Д. Романовой, начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеевой, заведующей сектором Управления методологии банковского регулирования Департамента банковского регулирования и надзора Банка России О.И. Сурковой, заместителя директора Юридического департамента - начальника Управления договорно-правовой и претензионно-исковой работы и трудового права Банка России С.М. Тимербаевой,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.01.2012 по делу № 1 14/128-11 о нарушении КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ) (115054, г. Москва, Суворовская пл., д. 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. КБ «Юниаструм Банк» (ООО) прекратить нарушение антимонопольного законодательства и устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
1.1. отменить комиссию за снятие с текущих счетов/счетов «до востребования» денежных средств, поступивших на такие счета со счетов по срочному вкладу (далее – комиссия), в том числе отменить приказ КБ «Юниаструм Банк» (ООО) от 18.05.2010 № 390 «О дополнении Тарифов по обслуживанию физических лиц в офисах Москвы, Московского региона и Филиалах Банка» в части установления указанной комиссии, в течение 5 (пяти) дней с даты получения КБ «Юниаструм Банк» (ООО) настоящего предписания;
1.2. вернуть физическим лицам, заключившим с КБ «Юниаструм Банк» (ООО) договоры об открытии вкладов «Актуальный», «Александр Невский», «Юниаструм 12», «Новогодний 2008», «Успешный», «Ломоносов», «Юниор», «Дмитрий Донской», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий», «Новогодний 2009», денежные средства, удержанные с них данной кредитной организацией в виде комиссии, в течение 90 (девяноста) дней с даты получения КБ «Юниаструм Банк» (ООО) настоящего предписания;
1.3. разместить на официальном сайте КБ «Юниаструм Банк» (ООО) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об отмене комиссии, а также об обязанности КБ «Юниаструм Банк» (ООО) вернуть физическим лицам, заключившим с ним договоры об открытии указанных в пункте 1.2 настоящего предписания вкладов, денежные средства, удержанные с них данной кредитной организацией в виде указанной комиссии, в течение 5 (пяти) дней с даты получения КБ «Юниаструм Банк» (ООО) настоящего предписания;
1.4. направить в Федеральную антимонопольную службу документы, свидетельствующие о выполнении КБ «Юниаструм Банк» (ООО) пунктов 1.1- 1.3 настоящего предписания, в течение 5 (пяти) дней с даты их исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.