Решение, предписание и постановление по делу по нарушению ФЗ «О рекламе» ООО «ИКЕА ДОМ»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
07.12.2011
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ РЦ.08.11.37

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.11.37
13 октября 2011 г. г. Москва


Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б.- заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Галкина О.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № РЦ.08.11.37 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 года, рекламы мебельного магазина «ИКЕА»,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ООО «ИКЕА ДОМ» (адрес: Микрорайон ИКЕА, корп. 1, Московская обл., г. Химки, 141400, ИНН 5047076050, ОГРН 1065047056348), Поляриновой А.А. (доверенность № 45/2011 от 06.10.2011),

 

УСТАНОВИЛА:


В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе мебельного магазина «ИКЕА», распространявшейся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 года в следующих городах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Кемерово.

В рекламном ролике мебельного магазина «ИКЕА» показывается шумная семейная вечеринка в позднее вечернее время, вызвавшая возмущение соседей.
Реклама содержит сцену с диалогом между соседями.
Соседка звонит в дверь шумной квартиры, шум стихает.
- Ну, может уже хватит этого тынц-тынц-тынц? – спрашивает она возмущённо у открывшего дверь хозяина квартиры.
- Клавдия Васильевна, а мы спим уже давно! – отвечает он, широко распахивая дверь и показывая лежавшего под одеялом члена семьи.
Тем самым хозяин даёт понять соседке, что наступило ночное время, и вечеринка закончилась.
Однако, как только дверь закрывается, вечеринка возобновляется. Участники вечеринки складывают софу, вновь ставят закуски на стол, достают диско-шар, включают музыку, свистят в свисток и танцуют.
Далее сообщается: «Благодаря ИКЕА Вы можете быстро и без лишних усилий превратить гостиную в спальню и наоборот. ИКЕА, а дома лучше!».

Указанная реклама была предметом рассмотрения Экспертного Совета (совещательного органа при ФАС России), проходившего 08 июля 2011 года.
С учётом общего зрительного восприятия рекламы мебельного магазина «ИКЕА» члены Экспертного Совета признали в ней наличие признаков нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), так как в рекламе в качестве преимущества объекта рекламирования демонстрируется возможность нарушения режима тишины в позднее время.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Анализ законов субъектов Российской Федерации, свидетельствует о наличии норм, защищающих покой и тишину в местах проживания граждан.
В силу статьи 4 Закона Московской области от 11.01.2008 № 1/2008-ОЗ нарушение тишины и покоя граждан в ночное время влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Согласно статье 1 указанного Закона Московской области под ночным временем понимается период времени с 22.00 до 6.00 часов в рабочие дни и с 23.00 до 9.00 часов в выходные дни (суббота, воскресенье).
В соответствии со статьёй 3.13 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях от 21.11.2007 № 45 действия, нарушающие тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов на установленных законодательством города Москвы защищаемых территориях и в защищаемых помещениях влечёт административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.
В силу статьи 30 Закона об административных правонарушениях Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения влечёт административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.
Аналогичные наказания за указанные действия предусмотрены статьёй 4.2 Закона об административных правонарушениях в Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-ОЗ.
Согласно статье 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях Закон Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ действия, нарушающие тишину и покой граждан с 22.00 до 8.00 часов, а равно использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, киосках, павильонах, балконах или подоконниках при открытых окнах, громкое пение и игра на музыкальных инструментах в общественном транспорте и иное нарушение тишины и общественного спокойствия влечёт предупреждение или наложение административного штрафа.
Таким образом, реклама мебельного магазина «ИКЕА» побуждает к совершению противоправных действий.
Следовательно, в рекламе мебельного магазина «ИКЕА», распространявшейся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 г., усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 6 статьи 38 Федеральный закон «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы, является ООО «ИКЕА ДОМ» (адрес: Микрорайон ИКЕА, корп. 1, Московская обл., г. Химки, 141400, ИНН 5047076050, ОГРН 1065047056348).

Довод представителя ООО «ИКЕА ДОМ» о том, что праздник проходит в промежутке от 19:00 до 22:00 часов, и следовательно, не нарушается порядок соблюдения тишины в ночное время, опровергается визуальным рядом рекламного ролика, свидетельствующим о наступлении ночного времени, когда даже взрослые уже спят (взрослый член семьи лежит в постели, когда приходит соседка).
Довод представителя ООО «ИКЕА ДОМ» о наличии будильника, который показывает около 21:40 часов, также не состоятелен. Поскольку будильник в рекламном ролике мебельного магазина «ИКЕА» показан, как предмет интерьера и демонстрируется в ролике менее 1 секунды.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 года рекламу мебельного магазина «ИКЕА», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, данная реклама побуждает к совершению противоправных действий, то есть нарушению тишины в ночное время.
2. Выдать ООО «ИКЕА ДОМ» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ООО «ИКЕА ДОМ».
Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.11.37
13 октября 2011 г. г. Москва


Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Галкина О.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 13 октября 2011 г. по делу № РЦ.08.11.37 о признании ненадлежащей рекламы мебельного магазина «ИКЕА», распространявшейся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «ИКЕА ДОМ» (адрес: Микрорайон ИКЕА, корп. 1, Московская обл., г. Химки, 141400, ИНН 5047076050, ОГРН 1065047056348) прекратить нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе мебельного магазина «ИКЕА», выразившееся в побуждении к совершению противоправных действий, а именно, к нарушению тишины в ночное время.

Срок исполнения предписания 20 дней со дня получения настоящего предписания.

2. ООО «ИКЕА ДОМ» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 декабря 2011 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу РЦ.08.11.37
об административном правонарушении
09 ноября 2011 г. г. Москва


Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № РЦ.08.11.37, возбужденного в отношении ООО «ИКЕА ДОМ» (адрес: Микрорайон ИКЕА, корп. 1, Московская обл., г. Химки, 141400, ИНН 5047076050, ОГРН 1065047056348), в присутствии представителя ООО «ИКЕА ДОМ» – Поляриновой А.А. (доверенность № 45/2011 от 06.10.2011),


УСТАНОВИЛ:


В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе мебельного магазина «ИКЕА», распространявшейся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 года в следующих городах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Кемерово.

В рекламном ролике мебельного магазина «ИКЕА» показывается шумная семейная вечеринка в позднее вечернее время, вызвавшая возмущение соседей.
Реклама содержит сцену с диалогом между соседями.
Соседка звонит в дверь шумной квартиры, шум стихает.
- Ну, может уже хватит этого тынц-тынц-тынц? – спрашивает она возмущённо у открывшего дверь хозяина квартиры.
- Клавдия Васильевна, а мы спим уже давно! – отвечает он, широко распахивая дверь и показывая лежавшего под одеялом члена семьи.
Тем самым хозяин даёт понять соседке, что наступило ночное время, и вечеринка закончилась.
Однако, как только дверь закрывается, вечеринка возобновляется. Участники вечеринки складывают софу, вновь ставят закуски на стол, достают диско-шар, включают музыку, свистят в свисток и танцуют.
Далее сообщается: «Благодаря ИКЕА Вы можете быстро и без лишних усилий превратить гостиную в спальню и наоборот. ИКЕА, а дома лучше!».

Указанная реклама была предметом рассмотрения Экспертного Совета (совещательного органа при ФАС России), проходившего 08 июля 2011 года.
С учётом общего зрительного восприятия рекламы мебельного магазина «ИКЕА» члены Экспертного Совета признали в ней наличие признаков нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), так как в рекламе в качестве преимущества объекта рекламирования демонстрируется возможность нарушения режима тишины в позднее время.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Анализ законов субъектов Российской Федерации, свидетельствует о наличии норм, защищающих покой и тишину в местах проживания граждан.
В силу статьи 4 Закона Московской области от 11.01.2008 № 1/2008-ОЗ нарушение тишины и покоя граждан в ночное время влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Согласно статье 1 указанного Закона Московской области под ночным временем понимается период времени с 22.00 до 6.00 часов в рабочие дни и с 23.00 до 9.00 часов в выходные дни (суббота, воскресенье).
В соответствии со статьёй 3.13 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях от 21.11.2007 № 45 действия, нарушающие тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов на установленных законодательством города Москвы защищаемых территориях и в защищаемых помещениях влечёт административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.
В силу статьи 30 Закона об административных правонарушениях Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения влечёт административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.
Аналогичные наказания за указанные действия предусмотрены статьёй 4.2 Закона об административных правонарушениях в Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-ОЗ.
Согласно статье 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях Закон Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ действия, нарушающие тишину и покой граждан с 22.00 до 8.00 часов, а равно использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, киосках, павильонах, балконах или подоконниках при открытых окнах, громкое пение и игра на музыкальных инструментах в общественном транспорте и иное нарушение тишины и общественного спокойствия влечёт предупреждение или наложение административного штрафа.
Таким образом, реклама мебельного магазина «ИКЕА» побуждает к совершению противоправных действий.
Следовательно, реклама мебельного магазина «ИКЕА», распространявшейся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 г., нарушает пункт 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в силу части 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федеральный закон «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы, является ООО «ИКЕА ДОМ» (адрес: Микрорайон ИКЕА, корп. 1, Московская обл., г. Химки, 141400, ИНН 5047076050, ОГРН 1065047056348).
ООО «ИКЕА ДОМ» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ООО «ИКЕА ДОМ» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в распространявшейся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 года в следующих городах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Кемерово рекламе мебельного магазина «ИКЕА», которая побуждает к совершению противоправных действий, то есть нарушению тишины в ночное время.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь частью 4 статьи 3, пунктом 1 части 4 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к ООО «ИКЕА ДОМ» меры административной ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере ста десяти тысяч рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК МФ РФ по г. Москве (для ФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 116 26000 01 0000 140
ОКАТО 45286575000

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО «ИКЕА ДОМ» просьба представить в Федеральное антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП.