Решение б/н Решение по делу №К-45/17 о нарушении законодательства о конт... от 22 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-45/17 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

18 мая 2017 г.Майкоп

Резолютивная часть оглашена 16.05.2017

Решение в полном объеме изготовлено 18.05.2017

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС – <…>., , членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…>.; ведущего специалиста-эксперта <…>., в присутствии представителя Заказчика – Администрации муниципального образования "Шовгеновский район" (далее – Заказчик) <…> (доверенность от 06.05.2017), рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» (далее – Заявитель) на положения Аукционной документации на право заключения муниципального контракта на «Реконструкцию водопроводных сетей х. Дукмасов Шовгеновского района» (извещение №0176300006317000011) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба Заявителя на положения Аукционной документации, в которой указано следующее:

1) согласно информации Официального сайта ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 06.05.2017 г. Однако пункт 17 Информационной карты при этом устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений – 03.05.2017 г., таким образом Заказчиком установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений, чем нарушил положения части 4 статьи 65 Закона о закупках;

2) Заказчик в Информационной карте не указывает, по какой именно группе работ (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) в соответствии с примечанием к пункту 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта, таким образом, некорректно установив дополнительные требования к Участникам закупки, нарушая положения статьи 31 Закона о закупках;

3) Заказчиком в Извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 06.05.2017г, что, согласно производственному календарю, является субботой, то есть нерабочим днем. Вместе с тем, согласно ст.193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Установление срока окончания подачи заявок на выходной день влечет ограничение потенциальных Участников закупки ввиду сокращения срока подготовки заявки на участие в аукционе, кроме того, в выходные дни невозможно перечислить обеспечение исполнения заявки на ЭТП через банк.

На основании вышеизложенного Заявитель просит выдать соответствующее предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.

Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 20.04.2017 размещены извещение и документация Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 19 662 590,00 рублей. Источник финансирования – за счет средств Федерального бюджета, Республиканского и бюджета МО «Шовгеновский район».

Аукционная документация утверждена главой администрации МО «Шовгеновский район» <…>- 20.04.2017.

1. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пункт 20 Информационной карты устанавливает дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: «06.05.2017 г.»

Таким образом, последний день для направления участником запроса о даче разъяснений положений Аукционной документации является – 02.05.2017, а даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений Аукционной документации является – 04.05.2017.

Между тем, в пункте 17 Информационной карты установлена даты окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе: «03.05.2017г. до 09-00», то с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 65 Закона о закупках, следовательно, в данной части, жалоба Заявителя является обоснованной.

2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о закупках информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Часть 2 статьи 31 Закона закупках предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о закупках информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт). При этом используются следующие группы работ строительных:

- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".

Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является реконструкция водопроводных сетей х. Дукмасов Шовгеновского района. Код ОКПД2 - 43.22.11.110.

В пункте 40 Информационной карты Аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам аукциона согласно части 2 статьи 31 Закона о закупках: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)».

На заседании Комиссии представитель Заказчика, пояснил, что требуется наличие опыта исполнения контракта относящихся к группе: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Между тем, проанализировав положения Аукционной документации, Комиссия УФАС пришла к выводу, что в нарушение части 3 статьи 64 и части 5 статьи 31 Закона о закупках, ни в Аукционной документации, ни в Извещении о проведении закупки, при установлении дополнительных требований к участникам закупок, Заказчик не указал группу работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, следовательно, данный довод Заявителя является обоснованным.

3. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Извещение и документация Аукциона размещены Заказчиком на Официальном сайте 20.04.2017, при этом дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе согласно Извещению, а также пункту 20 Информационной кары – 06.05.2017 в 09 час. 00 мин.

Таким образом, период времени между опубликованием Извещения (20.04.2017) и датой окончания срока подачи заявок (06.05.2017) составил 15 календарных дней, что полностью соответствует части 2 статьи 63 Закона о закупках.

При этом пятнадцатый день подачи заявок приходится на рабочий день - пятницу (05.05.2017), таким образом, жалоба Заявителя, в данной части является необоснованной.

В ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее:

- в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 (части 5 статьи 31) Закона о закупках, в соответствии с которыми информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о закупках, а также исчерпывающий перечень документов, указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в Извещении о проведении Аукциона (далее – Извещение) при установлении дополнительных требований к участникам закупок, Заказчик не указал группу работ строительных, на выполнение которых заключается контракт;

- в нарушение части 7 статьи 42 Закона о закупках, согласно которой в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, в Извещении указанная информация отсутствует;

- в нарушение части 8 статьи 42 Закона о закупках, согласно которой в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), в Извещении указанная информация отсутствует;

- в нарушение пункта 4 статьи 3 Закона о закупках, в пункте 15 Информационной карты отсутствует условие о том, что участником закупки не может быть юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания);

- в нарушение части 3 статьи 96 Закона о закупках, в соответствии с которой исполнение контракта может обеспечиваться внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в пункте 28 Информационной карты установлены требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде денежных средств: «факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения контракта подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (квитанцией в случае наличной формы оплаты, оригинальной выпиской из банка в случае, если перевод денежных средств осуществлялся при помощи системы «Банк-клиент»;

- в нарушение частей 12 и 20 статьи 95 Закона о закупках в пунктах 14.6.1 и 14.9 Проекта контракта установлено, что Решение Заказчика (Генерального подрядчика) « об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения…», тогда как в частях 12 и 20 статьи 95 Закона о закупках указанный срок установлен в следующей редакции: «не позднее чем в течение трех рабочих дней».

Кроме того, в пункте 12.6 Проекта контракта содержится некорректная формулировка: «Возврат Генеральным подрядчиком денежных средств, внесенных им на счет Заказчика в качестве обеспечение исполнения Контракта, осуществляется при условии надлежащего исполнения подрядчиком всех своих обязательств по Контракту в течение 5 (пяти) рабочих дней», при этом не понятно с какой даты или события начинают исчисляться установленные Заказчиком 5 дней.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» обоснованной, в части нарушения Заказчиком части 4 статьи 65 и части 5 статьи 31 Закона о закупках.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 статьи 3, пунктов 7 и 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63 (части 5 статьи 31), части 3 статьи 64 (части 5 статьи 31), части 4 статьи 65, частей 12 и 20 статьи 95, части 3 статьи 96 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела №К-45/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны