Решение б/н Решение по делу №К-57/17 о нарушении законодательства о конт... от 8 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К-57/17 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

07 июня 2017 г.Майкоп

Резолютивная часть оглашена 07.06.2017

Решение в полном объеме изготовлено 07.06.2017

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС – <…>, членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…>.; ведущего специалиста-эксперта <…>., в присутствии представителя Заказчика – Администрации муниципального образования "Красногвардейское сельское поселение" (далее – Заказчик) <…>», рассмотрев жалобу ООО «Профит-плюс» на положения документации электронного аукциона №1 на выполнение работ реконструкции подъездной автодороги в с. Красногвардейском по ул. Фрунзе (0,314 км) от ул. Первомайская до ул. Чапаева к КГБУ РА "Центр Доверие" (извещение №0176300003817000001) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба Заявителя на положения Аукционной документации, в которой указано следующее:

1. В нарушение части 1 статьи 2 пункта 3 статьи 63 Закона о закупках, 191 ГК РФ ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе.

2. Заказчик не указывает виды работ, на которые требуется допуски СРО, в том случае, если Участник закупки будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций (запрет на привлечение субподрядчиков в Документации не установлен), а установление Заказчиком требований к Участнику закупки, предусматривающих наличие исключительно Свидетельства СРО о допуске на генподряд, ограничивает круг Участников закупки.

3. Заказчик разместил документацию в формате, исключающим копирование отдельных фрагментов текста, с ограничениями возможности ознакомления с ней, что нарушает часть 4 статьи 4 и часть 5 статьи 112 Закона о закупках,

4. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о закупках, чем ограничил возможность участия в качестве поставщиков, т.к. для предоставления надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее, так как Заказчиком в техническом задании (требования к асфальтобетонной смеси, щебню, содержание битума) установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

5. Заказчиком нарушен пункт 5 части 2 статьи 45 Закона о закупках, так как Заказчиком не указан конкретный срок окончания действия контракта. Таким образом, с учетом возможной пролонгации его действия ввиду различных обстоятельств, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии.

На основании вышеизложенного Заявитель просит приостановить подписание контракта, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь Заказчика и должностных лиц Заказчика к административной ответственности и провести внеплановую проверку на действия закупочной комиссии.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.

Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 24.05.2017 размещены извещение и документация Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 404 130,00 рублей. Источник финансирования – средства Федерального бюджета, бюджета Республики Адыгея, бюджета Красногвардейского сельского поселения.

Аукционная документация утверждена <…> – 24.05.2017.

1. Согласно Извещению и Аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 404 130,00 рублей.

Извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 24.05.2017 в 09 часов 16 минут.

В соответствии с Извещением о проведении Аукциона и пунктом 17 Информационной карты дата и время окончания подачи заявок – 01.06.2017 в 09 часов 00 минут.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно статье 192 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, что является нарушением положений части 3 статьи 63 Закона о закупках, следовательно, жалоба ООО «Профит-плюс», в данной части, является обоснованной.

2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, или копии этих документов.

Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках устанавливает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом, согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, должно являться обязательное наличие у участников закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

В Извещении, а также в пунктах 22 «Требования к участникам закупки» и 23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе» Информационной карты Аукционной документации установлены требования к участникам в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также документы, подтверждающие соответствие участника аукциона таким требованиям, а именно: «наличие действующего свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданное саморегулируемой организацией, со следующими видами предусмотренными в ней работ (Стоимость планируемых участником аукциона строительных работ по данному аукциону не должна превышать размер стоимости осуществления участником закупки организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства по одному договору) (в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»):

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта (Градостроительный кодекс РФ, приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»)».

При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС считает, что Заказчиком установлено надлежащее требование к участникам закупки в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, следовательно, жалобе Заявителя, в данной части, является необоснованной.

3. Часть 1 статьи 59 Закона о закупках устанавливает, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, а часть 4 указанной статьи устанавливает, что в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы.

Согласно частям 1 и 2 статьи 65 Закона о закупках в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

По мнению ФАС России, изложенному в письме от 16.11.2016 №ИА/79173/16, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.

Часть 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Частью 4 статьи 4 Закона о закупках установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).

Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о закупках и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о закупках.

Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.

Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").

Заказчиком 24.05.2017 на Официальном сайте размещена Аукционная документация в состав которой входит файл: «Приложение №4 к техническому заданию документации об электронном аукционе» в формате PDF не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.

Между тем, именно Приложение №4 содержит требования к отдельным товарам (материалам) используемым для выполнения работ по объекту, следовательно, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения части 4 статьи 4 Закона о закупках жалоба Заявителя, в данной части, является обоснованной.

4. Положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о закупках документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Между тем, в Приложении №4 к Аукционной документации «Требования к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ» (далее – Приложение №4) Заказчиком установлены требования, в том числе, к химическому составу, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно:

- содержание глины в комках щебня из плотных горных пород (метаморфических пород) фракции от 5 до 10 мм марки по дробимости 1200, % по массе, не более 0,25 (максимальное значение); Содержание битума в смеси % по массе, до 6,5 включит …Температура размягчения по кольцу и шару, С, не ниже 47 (минимальное значение) (пункт 1 «Асфальтобетонная смесь и плотный асфальтобетон из горячей щебеночной мелкозернистой смеси тип Б, II марки» Приложения №4);

- Допустимое содержание вредных примесей в заполнителях не более 9максимальное значение)

Аналогичные требования установлены заказчиком также в ряде других позиций Приложения №4 аукционной документации.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о закупках, таким образом, жалоба Заявителя, в данной части является обоснованной.

5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о закупках исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Между тем, в пункте 20.2 Проекта контракта установлено условие: «Настоящий контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения сторонами принятых обязательств».

Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 20.2 Проекта контракта, данный срок не определен, в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о закупках, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта, следовательно, жалоба Заявителя, в данной части, является обоснованной.

В ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Между тем, в подпункте 3 пункта 23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе» Информационной карты отсутствует требование декларации соответствия участника аукциона требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 64 (пункта 2 части 5 статьи 66) Закона о закупках.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Профит-плюс» обоснованной в части.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 4, части 1 статьи 33, части 3 статьи 63, части 1 статьи 64 (пункта 2 части 5 статьи 66), части 3 статьи 96 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об аннулировании Аукциона.

4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела №К-57/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны