Решение б/н Решение по делу №К-82/18 о нарушении законодательства о кон... от 17 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-82/18 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

17 июля 2018 г.Майкоп

Резолютивная часть оглашена 13.07.2018

Решение в полном объеме изготовлено 17.07.2018

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: заместителя председателя Комиссии УФАС – <…>, членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…>.; ведущих специалистов-экспертов <…>. и <…>., в присутствии представителей: Заказчика – Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея (далее – Заказчик) <…> (доверенность №12 от 09.07.2018<…>. (доверенность №13 от 09.07.2018) и <…>. (доверенность №14 от 09.07.2018), рассмотрев жалобу ООО «Ведикор» на положения документации аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (портативное специальное устройство для чтения "говорящих" книг на флэш-картах) для обеспечения ими инвалидов в 2018 году (извещение №0276100000118000098) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба ООО «Ведикор» (далее – Заявитель) на положения Аукционной документации, в которой указано, что Аукционная документация составлена Заказчиком с нарушениями Закона о контрактной системе, что не позволяет ему принять участие в закупке.

Так, по мнению Заявителя:

1. Такие требования к закупаемому товару как:

- «говорящие книги», записанные в специализированном формате на флешкартах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит; «говорящие книги» международного формата DAISY (DAISY 2.0, DAISY 2.02).

При этом устройство должно выполнять следующие функции:

- озвученная перемотка в пределах всей книги в прямом и обратном направлениях;

- возможность устанавливать «электронные закладки» (маркировка необходимого места на фонограмме и воспроизведение с установленного места) в количестве не менее 50 для каждой книги (отдельный список для каждой книги);

- плавная (или ступенчатая с количеством градаций не более 11) регулировка скорости воспроизведения в сторону уменьшения до 0,5 крат и увеличения до 3-х крат без изменения тембра голоса;

- озвученная речевая навигация в прямом и обратном направлениях по книгам, фрагментам, закладкам;

- озвучивание текущего места воспроизведения: номера книги, номера фрагмента, времени от начала книги и общего времени звучания книги;

- озвучивание встроенным синтезатором речи имени автора и названия книги»,

не предусмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в частности, отсутствуют в ГОСТах, которые указаны Заказчиком в аукционной документации. В то же время Заказчик надлежащим образом не обосновал в аукционной документации необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных ГОСТ.

2. В Разделе III Аукционной документации «Описание объекта закупки» Заказчиком указано, что закупаемое им специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флешкартах (далее - устройство) предназначено для воспроизведения «говорящих книг», записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, «говорящих книг» международного формата DAISY, аудио-файлов и электронных текстов. Тогда как такое требование является незаконным, ограничивающим конкуренцию, что подтверждается, в том числе, Предупреждением о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС России № ИА/42719/18 от 09.06.2018 г.

3. Требуемые Заказчиком технические характеристики закупаемых «говорящих книг» не соответствуют рекомендациям общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (далее – ВОС). Так, Вице-президентом ВОС и полномочным представителем ВОС в органах государственной власти по проблемам информационной реабилитации инвалидов по зрению Степановым В.С. подписано Техническое задание на поставку в 2018-2019 годах специального устройства для чтения цифровых «говорящих» книг – карманных тифлофлешплееров, а также письма об этом в ФСС России и Министерство труда и социальной защиты населения РФ (из которой следует, что объем закупок карманных «говорящих» книг должен составлять до 25 %).

4. Требованиям к товару, установленным Заказчиком, соответствует лишь одна модель «говорящей книги», все остальные модели существуют и соответствуют ТЗ лишь виртуально, исключительно на интернет-сайтах с целью создания видимости обеспечения конкуренции при их закупке.

При формировании ТЗ и описании объекта закупки Заказчиком была допущена излишняя детализация, например:

- «Выходная мощность встроенной акустической системы: не менее 4,0 Вт.»

- «Встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений».

- «Габаритные размеры: - длина не менее 170 мм и не более 200 мм, ….. – высота не менее 100 мм и не более 140 мм., …. - глубина не менее 30 мм и не более 80 мм».

Такое узкопрописанное техническое задание препятствует подлинной (а не фиктивной) конкурентной борьбе и существенному снижению цены контракта победителем, что влечет за собой неэффективное расходование бюджетных средств. Налицо нарушение ст. 8 (Принцип обеспечения конкуренции) Закона № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного Заявитель просит принять решение о признании жалобы обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений законодательства, допущенных Заказчиком, а именно: внести изменения в аукционную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.

На рассмотрении дела Заказчиком представлено Возражение на жалобу ООО «Ведикор» (исх. №15-42/0104-2428 от 12.07.2018) в котором указано, что жалоба является необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.

Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 29.06.2018 размещены извещение и документация Аукциона, 06 и 09 июля 2018 года размещены извещение и Аукционная документация с изменениями.

Начальная (максимальная) цена контракта – 674 687,04 рублей. Источник финансирования – Бюджетные ассигнования, получаемые Фондом социального страхования Российской Федерации в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2018 год.

Аукционная документация в последней редакции утверждена <…>– 09.07.2018.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, Заказчик, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В Разделе III. «Описание объекта закупки» Аукционной документации Заказчиком установлены функциональные и технические характеристики требуемого к поставке Портативного специального устройства для чтения «говорящих» книг на флэш – картах (тифлофлешплееры), в том числе:

«Воспроизведение «говорящих книг», звуковых и электронных текстовых файлов следующих форматов:

«Говорящие книги», записанные в специализированном формате на флеш-картах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит.

При этом устройство должно выполнять следующие функции:

- озвученная перемотка в пределах всей книги в прямом и обратном направлениях;

- возможность устанавливать «электронные закладки» (маркировка необходимого места на фонограмме и воспроизведение с установленного места) в количестве - не менее 50 для каждой книги (отдельный список для каждой книги);

- плавная (иди ступенчатая с количеством градаций не менее 11) регулировка скорости воспроизведения в сторону уменьшения до 0,5 крат и увеличения до 3-х крат без изменения тембра голоса;

- озвученная речевая навигация в прямом и обратном направлениях по книгам, фрагментам, закладкам;

- озвучивание текущего места воспроизведения: номера книги, номера фрагмента, времени от начала книги и общего времени звучания книги;

-озвучивание встроенным синтезатором речи имени автора и названия книги».

Как пояснили представители Заказчика, указанные требования к закупаемым средствам технической реабилитации, обусловлены реальной потребностью получателей таких средств, кроме того, указанные технические характеристики были сформированы с учетом рекомендаций по разработке технических заданий на поставку в 2015 году специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах для инвалидов по зрению подготовленных Фондом совместно с Общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» (далее – ВОС).

Комиссия УФАС установила, что вышеперечисленные технические характеристики не противоречат ГОСТам, указанным Заказчиком в Аукционной документации: ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия» ГОСТ Р 51632-2014 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний», ГОСТ Р ИСО 9999-2014 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология», так как в указанных ГОСТах описаны лишь общие технические требования и условия, которые не позволяют Заказчику установить показатели, для определения соответствия требуемых для поставки тифлофлешплееров. При этом, в Аукционной документации установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявитель сам себе противоречит, указывая в пункте 3 своей жалобы та то, что требуемые Заказчиком технические характеристики закупаемых «говорящих книг» не соответствуют рекомендациям ВОС. Между тем, все вышеперечисленные технические и функциональные характеристики содержатся в указанном Заявителем «Техническом задании на поставку в 2018-2019 гг. специального устройства для чтения цифровых «говорящих» книг – карманных тифлофлешплееров».

Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.

2. В Разделе III. «Описание объекта закупки» Аукционной документации (далее – Описание объекта закупка) Заказчиком установлено, что специальное устройство для чтения «говорящих книг» флеш-картах предназначено для воспроизведения «говорящих книг», записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, «говорящих книг» международного формата DAISY, аудио файлов и электронных текстов. Воспроизведение «говорящих книг», звуковых и электронных текстовых файлов следующих форматов: «Говорящие книги», записанные в специализированном формате на флеш-картах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит.

При этом, в редакции от 29.06.2018 в указанных требованиях содержалось указание на ТУ 4031-015-05178197-2014.

Однако 06.07.2018 Заказчиком были внесены изменения в Аукционную документацию, согласно которым, из Описания объекта закупки была удалена ссылка на ТУ4031-015-05178197-2014.

Между тем, такая характеристика, как «Воспроизведение «говорящих книг», звуковых и электронных текстовых файлов следующих форматов: «Говорящие книги», записанные в специализированном формате на флеш-картах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит» не противоречит Постановлению Правительства РФ от 23.01.2016 N32 "Об утверждении перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), перечня библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также Правил предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети" (далее – Постановление №32).

Так, согласно пункту 4 Перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) Постановления №32 "Говорящие" книги, записанные в цифровом криптозащищенном аудиоформате для прослушивания на тифлофлэшплеере: электронные аудиокниги, файлы которых созданы с помощью специального программного обеспечения и оснащены криптозащитой, которая осуществляется с применением 3-проходного поточного блочного шифрования МРЗ по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа 128 бит.

Цифровые «говорящие» книги на флеш-картах относятся к разряду специальных форматов, так как обеспечены криптозащитой, которая позволяет исключить возможность их перезаписи и прослушивания на обычных флеш-плеерах и компьютерах, что обеспечивает соблюдение требования законодательства Российской Федерации в области охраны авторских прав (часть 4 статьи 1274 Гражданского кодекса РФ).

Для чтения «говорящих» книг, записанных в специальном криптозащищенном формате, необходимо специальное устройство тифлофлешплеер, который относится к техническим средствам реабилитации инвалидов по зрению.

Специальный криптозащищенный формат принят Всероссийским обществом слепых и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых «говорящими» книгами специальных форматов.

Как следует из пояснений представителей Заказчика, воспроизведение «Говорящих книг», записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и РГБС в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, возможно тифлофлешплеерами с применением декодирующего элемента (криптоключа), который может быть получен любой заинтересованной организацией без осуществления каких-либо затрат. При этом разрешение на использование указанного криптоключа имеется в настоящее время у 7 производителей тифлофлешплееров.

Кроме того, согласно информации, размещенной в ЕИС, на дату рассмотрения настоящего дела, уже поступило 2 заявки на участие в Аукционе, тогда как срок окончания подачи заявок – 17.07.2018.

При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заявителем не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.

3. Довод Заявителя о не соответствии технических характеристик товара рекомендациям ВОС, а также о незаконном отказе Заказчика изменить требуемые габаритные размеры закупаемого устройства, и излишней детализации в виде таких характеристик как:- «Выходная мощность встроенной акустической системы: не менее 4,0 Вт.» - «Встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений». - «Габаритные размеры: - длина не менее 170 мм и не более 200 мм, ….. – высота не менее 100 мм и не более 140 мм., …. - глубина не менее 30 мм и не более 80 мм» Комиссия УФАС также находит необоснованным.

Так, из пояснений Заказчика и представленных на рассмотрении дела документов следует, что указанные требования к закупаемым средствам технической реабилитации, обусловлены реальной потребностью получателей таких средств, кроме того, указанные технические характеристики были сформированы с учетом рекомендаций по разработке технических заданий на поставку в 2015 году специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах для инвалидов по зрению подготовленных Фондом совместно с Общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» (далее – ВОС).

При этом, исходя из потребностей, Заказчик осуществляет закупку тифлофлешплееров, а не карманных тифлофлешплееров. Следовательно, и требования к таким характеристикам как габариты устройства, выходная мощность и т.д. указаны в соответствии с характеристиками установленными для базовых тифлофлешплееров.

Более того, как было отмечено Комиссией УФАС выше, Заявитель сам себе противоречит, указывая та то, что требуемые Заказчиком технические характеристики закупаемых «говорящих книг» не соответствуют рекомендациям ВОС, так как все вышеперечисленные технические и функциональные характеристики содержатся в указанном Заявителем «Техническом задании на поставку в 2018-2019 гг. специального устройства для чтения цифровых «говорящих» книг – карманных тифлофлешплееров».

4. Довод Заявителя о том, что требованиям к товару, установленным Заказчиком, соответствует лишь одна модель «говорящей книги», Комиссия УФАС считает необоснованным, так как Заявителем не представлено каких-либо доказательств подтверждающих данное утверждение, более того, Заявителем даже не указана та, по мнению Заявителя, единственная модель соответствующая требованиям, установленным Заказчиком.

Между тем, Заказчиком представлена информация о трех устройствах для чтениях говорящих книг, которые соответствуют заявленным требованиям к товару (Тифлоплеер Соло-1, Тифлофлешплеер РИДЕР (ТФП) и тифлофлешплеер ElecGeste DTBP-301 Медиум).

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Ведикор» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны