РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 101-ФАС22-Р/09-17

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
11.10.2017
Управление:
Алтайское краевое УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:
№ № 101-ФАС22-Р/09-17

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 101-ФАС22-Р/09-17

Решение изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 

<…>

рассмотрев дело № 101-ФАС22-Р/09-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «На земле троицкой» (№№ 20, 33 за 2017 год) рекламы финансовых услуг (кредит), в которой усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой» (о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  рекламодателя – ИП Бондаренко <…>, финансового менеджера Б<…>,   

УСТАНОВИЛА:

Алтайским краевым УФАС России выявлен факт распространения в газете «На земле троицкой» (№ 20 за  2017г.) рекламы  «ЭЛЕКТРОН центр бытовой техники БОЛЬШОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ детских, городских, спортивных, горных ВЕЛОСИПЕДОВ товар можно приобрести в рассрочку или в кредит… Банки-партнеры: Альфа-банк, ОТП, Ренессанс…», в которой усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (далее Закон о рекламе), о чем составлен акт № 57 от 05.06.2017г. и возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В процессе возбуждения дела антимонопольным органом установлен факт размещения аналогичной рекламы в № 33 за 2017г. газеты «На земле троицкой».

04 октября 2017 года представитель МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой» на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом. Главным редактором Ц<…> представлен договоры, заключенный с рекламодателем (ИП Бондаренко), по поводу размещения в газете рассматриваемой рекламной информации, рекламный макет, документы об оплате оказанных услуг, а также даны пояснения, согласно которым при размещении рекламы редакция газеты руководствовалось частью 1 статьи 28 Закона о рекламе и согласованными с рекламодателем рекламными макетами, где наименования банков указывались без организационно-правовых форм, с нарушением законодательства о рекламе согласилась. Кроме того, редактором газеты заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, в связи с производственной необходимостью (выпуск газеты). 

Присутствующий в заседании Комиссии Б<…> факт нарушения законодательства о рекламе признал, пояснил, что редакции были им представлены все исходные данные с указанием организационно-правовых форм банков партнеров, в связи с тем, что смысловая нагрузка в объявлениях лежит на поступлении и реализации товаров, пункты о банках партнерах были прочитаны невнимательно и согласованы с неправильно указанными организационно-правовыми формами; в настоящее время все исправлено.   

Комиссия, заслушав доклад члена Комиссии, а также пояснения представителя ИП Бондаренко, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. 

Размещенная в газете «На земле троицкой» информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемым товарам – велосипедам, к продавцу – центр бытовой техники «ЭЛЕКТРОН» ИП Бондаренко, а также к предоставляемым услугам – рассрочка, которую предоставляет ИП Бондаренко, и кредит, выдаваемый банками-партнерами: Альфа-банк, ОТП, Ренессанс. 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности  должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность  (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество). 

Финансовой услугой, в соответствии с  законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рассматриваемой рекламе содержится информация Альфа-банк, ОТП, Ренессанс, однако, указание на организационно-правовую форму, а также полное наименование юридического лица – АО «Альфа-банк», АО «ОТП-Банк», КБ «Ренессанс Кредит» (ООО),  – отсутствует. 

Следовательно, реклама «ЭЛЕКТРОН центр бытовой техники БОЛЬШОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ детских, городских, спортивных, горных ВЕЛОСИПЕДОВ товар можно приобрести в рассрочку или в кредит… Банки-партнеры: Альфа-банк, ОТП, Ренессанс…» размещена в газете «На земле троицкой» №№ 20, 33 за  2017г. с нарушением требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. 

Согласно заключенному между МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой» и ИП Бондаренко договору, заказчик поручает, а исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги: разместить в газете «На земле троицкой» информационный материала, объявление, рекламу, согласно поданным заказчиком заявкам в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оформлению исполнителем, и /или на основании согласованных сторонами приложений.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой», рекламодателем – ИП Бондаренко.

В силу частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 28 Закона о рекламе,  несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 

Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения рекламораспространителем – МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой» и рекламодателем – ИП Бондаренко Алексеем Васильевичем  части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы «ЭЛЕКТРОН центр бытовой техники БОЛЬШОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ детских, городских, спортивных, горных ВЕЛОСИПЕДОВ товар можно приобрести в рассрочку или в кредит… Банки-партнеры: Альфа-банк, ОТП, Ренессанс…», в которой отсутствуют сведения о полном наименовании лиц, предоставляющиих кредит. 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «ЭЛЕКТРОН центр бытовой техники БОЛЬШОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ детских, городских, спортивных, горных ВЕЛОСИПЕДОВ товар можно приобрести в рассрочку или в кредит… Банки-партнеры: Альфа-банк, ОТП, Ренессанс…», ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении  нарушено требование  части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать рекламораспространителя МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой»  нарушившим требования части 1 статьи 28  Федерального закона «О рекламе». 

3. Признать рекламодателя ИП Бондаренко нарушившим требования части 1 статьи 28  Федерального закона «О рекламе». 

4. Выдать МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5. Выдать ИП Бондаренко предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года, резолютивная часть решения оглашена в заседании Комиссии 04 октября 2017 года. 

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 126

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

10 октября 2017г.                                                                                                 г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 10 октября 2017г. по делу № 101-ФАС22-Р/09-17 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг (кредит), размещенной и распространенной в газете «На земле троицкой» (№№ 20, 33 за 2017г.), поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП Бондаренко <…> в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение в газете «На земле троицкой» ненадлежащей рекламы финансовых услуг (кредит), по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. ИП Бондаренко <…> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 октября 2017г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить штраф.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 127

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

10 октября 2017г.                                                                                                 г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 10 октября 2017г. по делу № 101-ФАС22-Р/09-17 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг (кредит), распространенной в газете «На земле троицкой» (№№ 20, 33 за 2017г.), поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой» (659840, Троицкий район район, с. Троицкое, ул. Линейная, 64) в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в газете «На земле троицкой» ненадлежащей рекламы финансовых услуг (кредит), по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. МАУ «Редакция газеты «На земле троицкой» (659840, Троицкий район район, с. Троицкое, ул. Линейная, 64) представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 октября 2017г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить штраф.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>