Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 12-ФАС22-НК/10-18 о наруше... от 8 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 12-ФАС22-НК/10-18
о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению
 
02 октября 2018г. г. Барнаул
 
Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), заместитель руководителя управления К <…>, на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 02.10.2018г. № 199 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения СПАО «ИНГОССТРАХ» в лице филиала СПАО «ИНГОССТРАХ» в Алтайском крае, г.Барнаул, Молодежная ул., 16, ОГРН 1027739362474, статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном занижении начальной цены контракта (страховой премии) при участии в запросе котировок №0517300004718000009.
Поводом к возбуждению дела явились следующие основания.
14 мая 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю с жалобой на недобросовестные действия СПАО «ИНГОССТРАХ» при участии в запросе котировок № 0517300004718000009 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление», обратилось АО «СОГАЗ» (вхд. № 185594).
Обращаясь в антимонопольный орган, заявитель указал, что ООО «СК «СОГЛАСИЕ», участвуя в запросе котировок, необоснованно занизило страховую премию, чем ввело заказчика в заблуждение, в результате чего стало победителем. Полагает, что указанные действия страховой организации представляют собой недобросовестную конкуренцию и нарушают установленный на нее статьями 14.2, 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрет.
В ходе рассмотрения материалов заявления антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» и СПАО «ИНГОССТРАХ» осуществляют деятельность на одном товарном рынке – рынке по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, в границах Алтайского края, следовательно, являются конкурентами. Следовательно, добросовестная конкуренция, как фактор ведения данными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.
24 апреля 2018 года на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запросе котировок № 0517300004718000009 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление».
Начальная (максимальная) цена контракта установлена Заказчиком в размере 474 803,89 рублей.
08 мая 2018 года на сайте http://zakupki.gov.ru размещен Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном запросе котировок, с изменениями от 10.05.2018г., согласно которому было подано три заявки:
- заявка № 1 АО «СОГАЗ» с указанием даты и времени подачи заявки: 25.04.2018 08:01 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.;
- заявка № 2 СПАО «ИНГОССТРАХ» с указанием даты и времени подачи заявки: 26.04.2018 08:00 и предлагаемой цены (стоимости) – 474803,33 руб.;
- заявка № 3 АО «АльфаСтрахование» с указанием даты и времени подачи заявки: 03.05.2018 13:05 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.
Победителем запроса признан участник с номером заявки № 2 – СПАО «ИНГОССТРАХ», предложившее меньшую цену контракта.
В Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью проекта Контракта, указано, что услуги по страхованию гражданской ответственности должны оказываться в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», Указанием Центрального банка РФ от 31.10.2016 № 4175-У «О предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, утвержденных постановлением Президиума Национального Союза Страховщиков Ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об ОС ГОП) страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон с ограничениями, установленными настоящей статьей.
Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования (часть 2 статьи 11 Закона об ОС ГОП).
Центральным банком Российской Федерации установлены предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд (часть 3 статьи 11 Закона об ОС ГОП).
Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы (часть 4 статьи 11 Закона об ОС ГОП).
Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования (часть 5 статьи 11 Закона об ОС ГОП).
В силу части 2 статьи 8 Закона об ОС ГОП в договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
Согласно пункту 1 приложения 1 к Указанию Банка России минимальные значения страховых тарифов по обязательному страхованию в расчете на одного пассажира следующие:
Вид транспорта и
вид перевозок Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) (%) Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу
По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью При отсутствии в договоре страхования франшизы При наличии в договоре страхования франшизы
Городской наземный электрический транспорт – перевозки трамваями
0,0000000887
0,0000013499
0,0000000537
0,0000000430
 
Таким образом, расчет минимально возможной страховой премии в соответствии с законодательством должен выглядеть следующим образом:
 
количество пассажиров * страховую сумму по каждому из рисков * страховой тариф в соответствии с указанием Банка России № 4175-У.
 
Заказчиком произведен расчет количества пассажиров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», который составил 16 483 900 человек.
Франшиза при этом, по условиям документации о проведении запроса котировок, не установлена.
По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира: 16 483 900 * 2 025 000 *0,0000000887 = 29607,97 руб.
По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира: 16 483 900 * 2 000 000 *0,0000013499= 445032,33 руб.
По риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира:
16 483 900 * 23 000 *0,0000000537 = 203,59 руб.
Итого общая минимальная страховая премия составляет:
29607,97 + 445032,33 + 203,59 = 474 843,89 рублей.
Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 8, 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», а также Указанием ЦБ РФ, применены минимальные тарифы, причем без включения условия о наличии в договоре страхования франшизы, и минимальные страховые суммы, соответственно начальная (максимальная) цена контракта составила 474 843,89 рублей. В этой связи все участники запроса котировок должны были предложить цену контракта, равную начальной (максимальной) цене и являющейся минимальной в силу Закона об ОС ГОП.
Однако, СПАО «ИНГОССТРАХ» предложило цену контракта в размере 474 803,33 рублей, что позволило Обществу стать победителем запроса котировок №0517300004718000009.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В виду того, что СПАО «ИНГОССТРАХ» подано ценовое предложение ниже максимально возможной цены контракта, установленной Заказчиком, контракт заключен по цене, предложенной его победителем.
На запрос антимонопольного органа СПАО «ИНГОССТРАХ» представлен расчет суммы предложенной цены контракта 474 803,33 рублей, а именно:
Страховая сумма в соответствии с ч.2 ст.8 Закона об ОС ГОП
Страховые тарифы %
Количество пассажиров
Сумма премии по риску (руб.)
2 025 000,00 (причинение вреда жизни пассажира)
0,0000000887
16 483 900
29607,97
2 000 000,00 (причинение вреда здоровью пассажира)
0,0000013499
16 483 900
445 032,33
23 000,00 (причинение вреда имуществу пассажира)
0,0000000430
16 483 900
163,03
Итого сумма премии: 474 803,33
Таким образом, СПАО «ИНГОССТРАХ» занизило цену контракта в связи с некорректным применением при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира страхового тарифа, включающего условие франшизы в договоре страхования, что противоречит условиям документации Заказчика о проведении запроса котировок, которая данного условия не содержала, а предполагала отсутствие в договоре такого условия путем применения соответствующих расчетов при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.
Антимонопольным органом установлено, что СПАО «ИНГОССТРАХ» рассчитывая цену контракта, необоснованно при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира применило страховой тариф с условием наличия в договоре страхования франшизы, и, предложив в итоге наименьшую сумму начальной цены контракта в размере 474 803,33 рублей, стало победителем запроса котировок №0517300004718000009.
Действия СПАО «ИНГОССТРАХ» противоречат требованиям добропорядочности (добросовестной ценовой конкуренции), разумности и справедливости.
СПАО «ИНГОССТРАХ» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге начальной (максимальной) цены контракта (страховой премии), получило преимущество, увеличив количество своих страхователей, поскольку заказчик заключил контракт именно с СПАО «ИНГОССТРАХ». Таким образом, действия СПАО «ИНГОССТРАХ» направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Кроме того, действия Общества причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в закупке, в том числе АО «СОГАЗ», поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить договор со страхователем – Муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Трамвайное управление».
Таким образом, действия СПАО «ИНГОССТРАХ», выразившиеся в занижении начальной цены контракта (страховой премии) при участии в запросе котировок №0517300004718000009, и, обеспечив тем самым себе победу, указывают на признаки недобросовестной конкуренции, запрет которой установлен статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения заявления 22 июня 2018 года в соответствии со статьей 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» СПАО «Ингосстрах» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанным ненормативным актом управления СПАО «Ингосстрах» предупреждено о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, а также о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 474 803,33 рублей в срок до 24 сентября 2018 года.
Предупреждение выдается, в том числе в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанное предупреждение СПАО «Ингосстрах» в добровольном порядке не исполнено, обжаловано в арбитражный суд Алтайского края с ходатайством об обеспечении предмета иска, в котором арбитражный суд отказал.
Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Руководствуясь частью 8 статьи 39.1, частями 13, 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 12-ФАС22-НК/10-18 к рассмотрению на 20 ноября 2018 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, пр.Ленина,81, 1 этаж.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 12-ФАС22-НК/10-18 в качестве:
- ответчика – СПАО «ИНГОССТРАХ» в лице филиала СПАО «ИНГОССТРАХ» в Алтайском крае, г.Москва, Пятницкая ул., 12, стр.2, ОГРН 1027739362474, ИНН7705042179;
- заявителя – АО «СОГАЗ» в лице Алтайского филиала АО «СОГАЗ», г.Москва, Академика Сахарова ул., 10, ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921;
- заинтересованного лица – МУП г.Бийска «Трамвайное управление», г. Бийск, Васильева ул., 81.
3. Сторонам заблаговременно представить в управление отзыв на определение с нормативно-правовым обоснованием.
Явка лиц, признанных участвующими в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
 
 
Председатель Комиссии К<…>
 
 
 
 
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны